ООД в старшей группе по познавательному развитию "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тезикова Светлана Александровна

На данном занятии дошкольники знакомятся с причинами перелета птиц, с видами перелета (стая, косяк. вереница), закрепляют умение классифицировать их на перелетные и зимующие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_pereletnye_ptitsy.doc954.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе  «Перелетные птицы»

 

Цель: формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах.

Задачи:

  • формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц;
  • учить классифицировать птиц на зимующих и перелетных;
  • формировать связную, грамматически правильную речь, обогащать активный словарь, путем понятий «перелетные птицы», «зимующие птицы»;
  • упражнять в подборе прилагательных – антонимов, привитие чуткости к поэтическому слову;
  • развивать познавательный интерес и любознательность посредством привлечения к экпериментальной деятельности;
  • развивать навыки коллективной, групповой работы, умение общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;
  • развивать логику, воображение и творческую активность детей;
  • развивать  двигательную активность;
  • воспитывать  эстетическое восприятие прекрасного,  бережное отношение и  заботу о птицах и окружающему нас миру.

 

Ход ООД.

Воспитатель:

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Первый лучик, нежный лучик

Заглянул он к нам в оконце

И принес с собой в ладошках

Теплоту, частичку солнца.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель: А какое у нас сейчас время года?

Дети : Осень

Воспитатель: А какой месяц?

Дети: Октябрь.

Воспитатель: А вы знаете, в старину Октябрь называли – листобой, мокрохвост, грязник.  Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья стоят без листьев, словно сбил октябрь листву с кустов и деревьев. Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях, а «грязник» много грязи под ногами.

(Опрашивает  индивидуально детей. Потом проговоривает  еще раз воспитатель)

Воспитатель: Дети, сегодня утром шла я на работу, и увидела, на нашем участке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил?

Дети: Птичка

 Воспитатель: Да. Перо потеряла птица. И возможно птица … перелетная. Дети, а каких птиц называют перелетными?

Дети: Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Лебеди, скворцы, кукушки, журавли, цапли, жаворонки, утки, гуси.

Воспитатель: А!!! Ребята, все птицы улетят в теплые края и мы останемся совсем без птичек?

Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

Воспитатель: На прошлом занятии мы говорили о таких птицах. Назовите каких зимующих птиц вы знаете

Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, ворона, голубь.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, почему некоторые птицы улетают в теплые страны?

Ответы детей

 Воспитатель: Птицы отправляются в теплые края, не потому что  им становится холодно. Большинство крылатых имеют теплые, пушистые перышки, которые согревают их даже в мороз. Основной причиной перелета является отсутствие достаточного количества пищи. Уже осенью исчезает большинство насекомых, ягод и плодов, используемых в качестве пищи. Это заставляет их перебираться на другое место, где корма для них достаточно. Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми (ласточки, трясогузки).Потом улетают птицы, которые питаются семенами и плодами растений (грачи, скворцы). А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоемы.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают. 

Воспитатель:

Журавли клином (ставлю картинку клином) впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем послабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

- Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)

Ребята как нужно относиться к птицам?

Дети: не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их

зря.

Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз!

(Показывает перо водоплавающей птицы.)

Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так говорят? Как вы её понимаете? Хотите узнать, почему так происходит? Почему вода не задерживается, а стекает? Вот это мы сейчас и выясним.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный эксперимент.

Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?

Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как думаете, настало время поиграть и порезвится?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали.            Взмахи руками (крыльями).
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать?              Пальцы рук к вискам головы,
Вместе собрались,                      покачивание  головы вправо – влево. 
Стаей назвались.                        Дети встают в круг, взявшись за руки.
Дружно взлетели,
На юг полетели.                        Поворачиваются направо, машут руками,   
Долго летели, устали,              бегут по кругу.
Сели, отдыхали,                       Останавливаются, приседают.
Снова взлетели,
Дальше полетели.                   Встают, бегут по кругу, машут крыльями.
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите.                Дети останавливаются, расходятся в                

        разные стороны.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а  сейчас предлагаю  проверить  какие вы внимательные.  Поиграем в игру «Скажи наоборот»,   я буду начинать предложение, а вы его должны закончить, словом противоположным по значению.  Например -  

Воспитатель: И так, начнем.

Аист большой, а соловей …. (маленький)

У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая)

У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая)

Аист белый, а грач … (черный)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас усложняем задание, вы должны будите говорить одним словом.

Упражнение «Скажи одним словом»

Например  : У дятла острый клюв – дятел  остроклювый. 

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

У лебедя длинная шея, он …/длинношеий /

У грача черные крылья, он … /чернокрылый/

Воспитатель: Молодцы дети, а сейчас давайте проверим, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих. Поиграем в игру  «Перелетные и зимующие птицы». Дети, на столе лежат картинками с изображением перелетных и зимующих птиц, прикрепленные к прищепкам. Вы по очереди будете выбирать картинку, называть птицу, изображенную на ней, а затем вам нужно прикрепить на один из кругов «Перелетные» или «Зимующие» птицы.

Воспитатель: Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием. Дети, что интересного вы сегодня узнали?

Дети : Почему птицы улетают в теплые края.

Воспитатель:  Какие новые слова запомнили?

Дети: Мокрохвост, грязник, листобой, стая, косяк, вереница.)

Воспитатель:  Дети,  а чем вам сегодня понравилось заниматься?

 Дети: Экпериментировать, образовывать новые слова)

Воспитатель:  Спасибо, мне тоже с вами было интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Зимующие птицы"

Конспект занятия разработан для сташего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой»I. Программное содержание:Обучающие задачи:1.     Закреплять знания о  зимующих п...

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Готовим репортаж о птицах»

Создание условий для формирования представлений о  зимующих птицах родного края....

Конспект НОД с детьми старшей группе по познавательному развитию на тему: "Зимующие птицы".

Конспект НОД с детьми старшей группы по познанию на тему: "Зимкющие птицы"....

План - конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Викторина «Все о птицах»

План - конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группыВикторина «Все о птицах»...

Конспект проектной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Птицы - наши друзья»

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с об...