Экологическое воспитание дошкольников
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Шапурина Ирина Юрьевна
Экологический проект "Удивительный мир муравьев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyi_mir_nasekomyh.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

                           Экологический проект для подготовительной группы

                             Удивительный мир насекомых

Шапурина Ирина Юрьевна

ФГБДОУ « Центр развития ребенка - детский сад 1007» Управление делами Президента РФ

Воспитатель

Цель:

Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к миру насекомых
  • Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе;
  • Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе;

  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность , поисковую деятельность

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Участники  проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Актуальность проекта

             В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

              Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче. Большинство современных детей редко общаются с природой.

            Любить природу- это значит заботиться, беречь  каждую травинку, птичку, каждого насекомого. У детей возникает много вопросов, « Чем питаются жуки?». « А какую пользу приносят пчелы?», « Какой вред и польза  от насекомых?».

            Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей красотой.

Ожидаемые результаты:

  •        Расширение и обогащение знаний детей о насекомых.
  •        Сплочение детей, родителей и педагога в общую   творческую деятельность.
  •        Развивать познавательный интерес детей, любознательность, поисковую активность
  • Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе

Работа над проектом:

I этап:

1. Выявление первоначальных знаний детей о насекомых;

2. Информация родителей о предстоящей деятельности;

3. Подбор литературы о насекомых, картинок.

II этап:

1. Проведение намеченных мероприятий.

2. Работа с родителями по теме.

3.Организация сюжетно-ролевых, дидактических и   подвижных игр.

III этап:

1. Проведение намеченных мероприятий.

2. Самостоятельные творческие работы.

Работа с детьми:

Познавательное направление:

1. Рассматривание иллюстраций о насекомых.

2. Занятие по познавательному развитию « Кто такие насекомые?»

 1 этап - подготовительный

  Организационно – подготовительный ,  на котором определены  цели и задачи проекта. Намечены предполагаемые результаты проекта. Подобраны художественная литература, разработаны конспекты занятий по окружающему миру, подвижные игры, подобрана информация по теме « Насекомые», составлено тематическое планирование по проекту.

2 этап: Основной

 реализация проекта, который подразумевает непосредственно проведение наблюдений, проведение игр, прогулок, организация художественно – творческой деятельности детей. Совместная работа детей, родителей и педагогов по теме проекта.

Познавательное развитие.

 1. НОД: Познание: Мир природы. «Эти удивительные насекомые»

(расширить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; побуждать устанавливать причинно-следственные связи, использовать для обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи).

2. Беседы на тему: «Опасные насекомые», « Кто такие насекомые», « Где дом у насекомых», «Как пчелы умеют защищаться? » (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми).

Речевое направление:

1. Составление рассказов о насекомых по картинкам.

2. Просмотр и обсуждение мультфильма « Муха- Цокотуха»

3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Улитка сидела около….

- Гусеница полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Божья коровка сидела на…

- Муха ползла по…

4. Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).

5. Дидактическая игра « Найди тень насекомого»

6. Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая?

7. К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище».

8. Т. Шорыгина « Муравей»,« Пчела», «Божья коровка»

9. В.Степанова «Стрекоза».

10. басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».

11. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».

12. Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»

13.   В. Драгунский « Он живой и светится»

          14. Рассматривание иллюстрированного альбома « Насекомые», « Красная книга»

3. Художественное творчество:

1. Рисование «Красавица бабочка» (уточнить представления детей о насекомых, развивать творческие способности).

2. Рисование. «Муравьишка-малышка»

(познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», развивать интерес к самостоятельному сочинительству (придумать новую концовку для сказки), фантазию; закреплять умение передавать строение тела муравья, соблюдая пропорции; воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие к окружающим; вызывать эмоциональный отклик на красоту полевых цветов, отражать в рисунке свои впечатления, передавая форму строения цветка).

3. Художественное творчество: Лепка. Практическая ситуация «Божья коровка на листочке»

(продолжать формировать навык лепки, используя свои знания и умения;

закреплять умение передавать строение тела насекомого, его пропорции;

развивать образное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность).

       4. Художественное творчество: Аппликация. Практическая ситуация «Пчелка» (уточнить представления о среде обитания насекомых; закреплять навыки работы с бумагой; развивать творчество, мелкую моторику;

продолжать упражнять детей в вырезании овала из прямоугольника;

воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца)

5. Художественное творчество: Аппликация. Практическая ситуация «Гусеница» (расширять кругозор детей; познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика; развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность;

         Наблюдения.

Наблюдение за насекомыми на участке детского сада

     Взаимодействие с родителями дошкольников

1. Памятка для родителей « Первая помощь при укусах»

2. Домашние задания: рассказать детям о пользе насекомых.

 3. Изготовление папки- передвижки «Безопасность в природе», консультация «Как привить любовь к природе»

      Заключительный этап.

  • Создание картотеки дидактических игр « Насекомые»;
  • Создание альбома «Правила поведения в природе».
  •  Организация выставки « Этот прекрасный мир»

 Результат:


1.      У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.

2.      Дети имеют представление о том, какую пользу и вред принося насекомые
3.      Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе 
поисково-познавательной деятельности.
4. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью. 

         Список использованной литературы.

  • Детская энциклопедия «Насекомые».
  • Герасимов В.Н. «О бабочках и жуках».
  • Пособие Плешакова А.А. «Зеленые страницы». 4. Лучич М.В. «детям о природе».
  • С. Н. Николаева «Юный эколог».
  • Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  • Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду //Современное дошкольное образование. 2008. № 5.
  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников //Дошкольная педагогика. 2006. № 3.
  • Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2011.-128с.
  • Иванова, А.И. Программа « Живая Экология» для детей первых 7 лет жизни. Новокузнецк, 1999.
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ( пилотный вариант)/ Под. Ред. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 3-е изд. М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...