Конспект занятия "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Валиева Лиана Владимировна

Конспект НОД ознакомление с миром природы в старшей группе "Зимушка-Зима"

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Цель:

- Углубить, закрепить, упорядочить знания детей о зиме, как времени года.

Задачи:

Обучающие:

- Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;

- Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения, памяти, речи;

- Развивать способность видеть красоту окружающего мира;

- Активизировать словарь детей по теме «Зима»

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;

- Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;

- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

Материалы и оборудование: Презентация «Зимушка-Зима», мультимедийный проектор, мешочек с бумажными белыми кружочками (снежками).

Предварительная работа:

Чтение стихотворений и рассказов о зиме, изображение зимнего пейзажа на ИЗО деятельности.

Организация детей:

Дети сидят на стульчиках за столами. На проекторе открыт первый слайд презентации.

 

 

Ход образовательной деятельности:

Ребята, вы любите принимать гостей? А вы знаете, что к нам уже пришла одна гостья, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла...  (зима)

Правильно, Зима! К нам в гости пришла Зимушка – Зима! И она очень хочет узнать, что же мы знаем о ней. Кто знает, сколько месяцев в зиме? Да, три. Чтобы узнать, как они называются, отгадайте загадки:

"Году конец и начало зиме!"

- Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

И снег на дворе,

К нам в гости

Приходит зима в ...(Декабре)

 

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - ... (Январь)

Январь в народе называют «Студень», это самый холодный и ветреный месяц в году.

 

Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он - ... (Февраль)

 

Сейчас, внимание на экран, давайте посмотрим, что у нас на следующем изображении:

(Слайд 2 с изображением зимних пейзажей)

Ребята, что изображено?

Ответы детей (зима, лес, снег)

Все верно, но правильно будет назвать эти картины зимними пейзажами. Посмотрите, как красива природа зимой. Послушайте, какое стихотворение написал о зиме поэт А. С. Пушкин:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Я вижу, вам понравилось это стихотворение. А, кто может мне сказать, о чем в нем говорится? (Ответы детей)

Так, а я смотрю, разговаривая о зиме, мы немного замерзли. Давайте встанем и погреемся.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

«Зимой»
Мы погреемся немножко, Натираем плечи
Мы похлопаем в ладошки, Хлопаем в ладоши
Ножками потопаем Топаем на месте
И себя похлопаем. Хлопаем по коленям

 

Теперь, садимся на свои места, и посмотрите, у меня есть для вас мешочек с подарками от зимы! Это снежки. Зимушка-Зима попросила меня подарить снежки тем детям, которые больше всех о ней знают. Я буду задавать вопросы, а кто знает ответ, поднимает руку, и отвечает.

Вопросы:

  1. Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы? (ответы детей) Ветер и воздух стали холодными, дождь сменился снегом, появляются ледяные узоры на окнах, пришли морозы, дни стали короче, солнце светит, и не греет, замерзают реки, ручьи, пруды. (Слайд 3) Ребята, я напомню вам правила безопасного поведения у водоемов. Ни в коем случае, не выходите на лед без разрешения взрослого. Лед может быть недостаточно толстым, и есть опасность провалиться под него в воду. (Слайд 4)
  2. А, может быть, кто-нибудь знает, какие изменения произошли в жизни животных и птиц? (ответы детей) У животных мех становится более густым, вырастает ПОДШЕРСТОК, благодаря чему, животные не замерзнут в морозы. Медведи впадают в спячку, и спят всю зиму, а, например, зайцы меняют цвет своей шубки. Многие животные заранее приготовили себе запасы корма. (Слайд 5) Ребята, вы знаете, что многие птицы улетают в теплые страны на зиму. Но вот тем птицам, которые остаются, приходится нелегко, им холодно, и очень сложно найти себе пропитание. Они могут погибнуть. Скажите, а, как мы можем им помочь? Правильно, можно вместе со своими родителями сделать кормушки и повесить их на улице. (Слайд 6)
  3. Так, а, что происходит с растениями зимой? (ответы детей) Зимой растения не погибают, а засыпают, отдыхают. Снег покрывает их, как одеялом, и дает возможность пережить зиму. Листья с деревьев облетели, но почки остались. Если мы будем бережно относиться к деревьям и кустарникам, не ломать ветки, не топтать кусты, мы весной снова увидим на них зеленые листья. (Слайд 7)
  4. А, как изменилась жизнь людей с приходом зимы? (ответы детей) Да, мы стали теплее одеваться, теперь нужно чистить улицы и машины от снега (Слайд 8), еще у нас появились новые развлечения на улице, мы теперь можем кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков. (Слайд 9)
  5. Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? (ответы детей) Да, Новый год, Рождество, 23 февраля, Масленница. (Слайд 10)

Ребята, вы у меня молодцы. Зима была удивлена, как много вы о ней знаете.

Подведение итогов НОД (рефлексия):

А теперь вспомним, о чем мы сегодня говорили? Да, о зимнем времени года, об изменениях в живой и неживой природе, которые происходят зимой. Вы замечательно ответили на все вопросы о зиме и, давайте посмотрим, сколько вы заработали снежков! Из них мы можем сделаем замечательных снеговиков на нашем следующем занятии!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zima.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД ознакомление с миром природы в старшей группе "Зимушка-Зима"

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Цель:

- Углубить, закрепить, упорядочить знания детей о зиме, как времени года.

Задачи:

Обучающие:

- Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;

- Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения, памяти, речи;

- Развивать способность видеть красоту окружающего мира;

- Активизировать словарь детей по теме «Зима»

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;

- Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;

- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

Материалы и оборудование: Презентация «Зимушка-Зима», мультимедийный проектор, мешочек с бумажными белыми кружочками (снежками).

Предварительная работа:

Чтение стихотворений и рассказов о зиме, изображение зимнего пейзажа на ИЗО деятельности.

Организация детей:

Дети сидят на стульчиках за столами. На проекторе открыт первый слайд презентации.

 

Ход образовательной деятельности:

Ребята, вы любите принимать гостей? А вы знаете, что к нам уже пришла одна гостья, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла...  (зима)

Правильно, Зима! К нам в гости пришла Зимушка – Зима! И она очень хочет узнать, что же мы знаем о ней. Кто знает, сколько месяцев в зиме? Да, три. Чтобы узнать, как они называются, отгадайте загадки:

"Году конец и начало зиме!"

- Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

И снег на дворе,

К нам в гости

Приходит зима в ...(Декабре)

 

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - ... (Январь)

Январь в народе называют «Студень», это самый холодный и ветреный месяц в году.

 

Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он - ... (Февраль)

 

Сейчас, внимание на экран, давайте посмотрим, что у нас на следующем изображении:

(Слайд 2 с изображением зимних пейзажей)

Ребята, что изображено?

Ответы детей (зима, лес, снег)

Все верно, но правильно будет назвать эти картины зимними пейзажами. Посмотрите, как красива природа зимой. Послушайте, какое стихотворение написал о зиме поэт А. С. Пушкин:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Я вижу, вам понравилось это стихотворение. А, кто может мне сказать, о чем в нем говорится? (Ответы детей)

Так, а я смотрю, разговаривая о зиме, мы немного замерзли. Давайте встанем и погреемся.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

«Зимой»
Мы погреемся немножко, Натираем плечи
Мы похлопаем в ладошки, Хлопаем в ладоши
Ножками потопаем Топаем на месте
И себя похлопаем. Хлопаем по коленям

 

Теперь, садимся на свои места, и посмотрите, у меня есть для вас мешочек с подарками от зимы! Это снежки. Зимушка-Зима попросила меня подарить снежки тем детям, которые больше всех о ней знают. Я буду задавать вопросы, а кто знает ответ, поднимает руку, и отвечает.

Вопросы:

  1. Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы? (ответы детей) Ветер и воздух стали холодными, дождь сменился снегом, появляются ледяные узоры на окнах, пришли морозы, дни стали короче, солнце светит, и не греет, замерзают реки, ручьи, пруды. (Слайд 3) Ребята, я напомню вам правила безопасного поведения у водоемов. Ни в коем случае, не выходите на лед без разрешения взрослого. Лед может быть недостаточно толстым, и есть опасность провалиться под него в воду. (Слайд 4)
  2. А, может быть, кто-нибудь знает, какие изменения произошли в жизни животных и птиц? (ответы детей) У животных мех становится более густым, вырастает ПОДШЕРСТОК, благодаря чему, животные не замерзнут в морозы. Медведи впадают в спячку, и спят всю зиму, а, например, зайцы меняют цвет своей шубки. Многие животные заранее приготовили себе запасы корма. (Слайд 5) Ребята, вы знаете, что многие птицы улетают в теплые страны на зиму. Но вот тем птицам, которые остаются, приходится нелегко, им холодно, и очень сложно найти себе пропитание. Они могут погибнуть. Скажите, а, как мы можем им помочь? Правильно, можно вместе со своими родителями сделать кормушки и повесить их на улице. (Слайд 6)
  3. Так, а, что происходит с растениями зимой? (ответы детей) Зимой растения не погибают, а засыпают, отдыхают. Снег покрывает их, как одеялом, и дает возможность пережить зиму. Листья с деревьев облетели, но почки остались. Если мы будем бережно относиться к деревьям и кустарникам, не ломать ветки, не топтать кусты, мы весной снова увидим на них зеленые листья. (Слайд 7)
  4. А, как изменилась жизнь людей с приходом зимы? (ответы детей) Да, мы стали теплее одеваться, теперь нужно чистить улицы и машины от снега (Слайд 8), еще у нас появились новые развлечения на улице, мы теперь можем кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков. (Слайд 9)
  5. Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? (ответы детей) Да, Новый год, Рождество, 23 февраля, Масленница. (Слайд 10)

Ребята, вы у меня молодцы. Зима была удивлена, как много вы о ней знаете.

Подведение итогов НОД (рефлексия):

А теперь вспомним, о чем мы сегодня говорили? Да, о зимнем времени года, об изменениях в живой и неживой природе, которые происходят зимой. Вы замечательно ответили на все вопросы о зиме и, давайте посмотрим, сколько вы заработали снежков! Из них мы можем сделаем замечательных снеговиков на нашем следующем занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....