Формы работы с родителями и детьми по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада.
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Андреева Надежда Геннадьевна

Трудовое воспитание важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. В детском саду жизнь детей наполнена трудом, и они трудятся вместе.  

В старшей группе  трудовой воспитание систематически осуществляется в соответствии с программой и включает его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Дети постоянно и ежедневно выполняют трудовые дела, связанные с самообслуживанием, с выполнением режима, поддержанием порядка в игрушках и на книжной полке, в групповой комнате и на участке.

В группе имеются уголки «Природы», «Дежурства», разнообразные пособия и материалы, настольные и дидактические игры о профессиях взрослых; трудовых действиях; инструментах; материалы по уходу за растениями; фартуки и шапочки для дежурства; оборудования для труда в природе.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Дети самостоятельно одеваются и раздеваются, аккуратно складывают в шкаф одежду, своевременно сушит мокрые вещи, ухаживаем за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место). Учимся замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, стараемся помогать друг другу.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен ни поддержание  чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети старшей группы поддерживают чистоту в комнате и на участке; вытирают подоконники, протирают мебель, строительный материал, моют игрушки, учебные пособия, стирают и гладят кукольную одежду, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п,, оказывают помощь малышам. Дети умеют самостоятельно организовать труд: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. Самостоятельно и добросовестно осуществляют полную сервировку стола, убирают посуду после еды, протирают столы, самостоятельно раскладывают подготовленные воспитателем материалы для НОД, убирают после занятий, моют кисточки, розетки для красок, палитру, очищают доски для лепки. Подметают сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе. Убирают постель после сна.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. В уголке природы помещаются растения, требующие более сложных приемов ухода. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю.

  Осенью в цветнике собирают семена, сгребают листья, подметают и убирать от мусора дорожки, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другие постройки из снега, изготавливают цветные  льдинки и т.д., подкармливают зимующих птиц, весной с помощью воспитателя участвуют в пересадке растений в грунт, в перекопке грядок, клумб. Летом продолжают уход за растениями огорода, цветника, сада: поливают, рыхлят, окучивают, прореживают, подвязывают); поливают песок, вытирают скамейки после игр с песком). В процессе труда дети учится наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по  характерным признакам, листьям, семенам.

Ручной труд осуществляется в старшей группе. Дети поддерживают порядок в хозяйстве группы: подклеивают книги, коробки, ремонтируют доступные игрушки, изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, косточек, бросового материала (катушек,  коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Вопросы воспитания трудолюбия у детей решаются через различные формы работы: НОД, режимные моменты, совместная деятельность с педагогом, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьей, обучение, показ, объяснение, поручения, дидактические игры, продуктивная деятельность, целевые прогулки, экскурсии, труд детей, творческие задания, дежурство, задания, поручения, личный пример, беседа, трудовые поручения, чтение художественной литературы.

Формы работы с родителями. Для родителей оформляются информационные стенды, проводятся собрания, консультации, беседы, рекомендации, родительский клуб.

Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, совместно участвуют в подготовке и проведении праздников, изготовлении атрибутов, костюмов. Совместно с детьми изготавливают пособия для занятий, атрибуты и игровое оборудование для сюжетно-ролевых и развивающих игр (дерево успеха). Приносят инвентарь для организации трудовой деятельности (лопаты, грабли, палочки для рыхления почвы) и т.д.

Участвуют в совместных творческих городских и республиканских конкурсах («Мой урожай», «Вдохновение», «Волшебница осень» и т.д.). Выпускают фотоколлажи «Маленькие помощники», создают видеоролики «Дело с папой» . Родители откликаются на просьбу в благоустройстве игрового участка (выносят листья, зимой убирают снег). В присутствии своих детей папы заполняли песочницу с песком, дети помогали. Мамы принимают участие в акции «Подари жизнь цветку», приносят рассаду и вместе с детьми сажают на клумбы. Дети с большим желанием не только играют на участке, но и активно трудятся на нем, поливают растения, ухаживают за ними, осенью собирают семена. Вместе с родителями дети выходят на экскурсии, посетили Ельниковский зоопарк, покормили животных, собирали желуди для обитателей зоопарка.

Наши дети старшей группы «Веселые ребята» растут самостоятельными и трудолюбивыми, справляются с любым делом. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. Мы рады, что у нас есть такие трудолюбивые помощники.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада

Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада по теме«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук для успешной социализации детей в школе»...

Педагогический проект. "Наши четвероногие питомцы".(для работы с детьми старшей группы детского сада)

Планирование работы по проекту. Интеграция образовательных областей....

Консультация для родителей "Адаптация ребенка при переходе в старшую группу детского сада".

О трудностях, с которыми может столкнуться родитель и педагог при смене обстановки для ребенка из-за перехода в другую группу....

Презентация опыта работы "Опытно- экспериментальная деятельность с детьми старшей группы детского сада"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок – дошкольник сам по себе является исследователем, активизируются его мыслительные процессы, формируются обнаруженные закон...

Мастер-класс с родителями и детьми "Дед Мороз" для старшей группы детского сада

Мастер-класс предназначен для детей и родителей. Цель: научить изготавливать деда Мороза из картонного конуса, ваты и гофрированной бумаги, используя технику гофротрубочки, развивать фантазию и т...

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в старшей группе детского сада. Тема: Звук и буква Ш.

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в старшей группе детского сада....