ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Мини-музей «Удивительный космос»
проект по окружающему миру

Шибаева Анастасия Владимировна

Аннотация

 

В настоящее время, когда жизнь так стремительно летит, когда огромный поток информации обрушивается на нас каждый день, когда компьютер рядом с ребенком с рождения, - очень трудно сохранить в человеке духовные качества и патриотические чувства. Современные дети должны знать больше, чем их сверстники конца ХХ века. Но они, также, должны быть духовно развиты, в них надо воспитать нравственность и патриотизм. Поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, способствующих развитию у дошкольников не только позиции самостоятельности, активности, инициативности, но и духовных и нравственных начал.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx73.09 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Мини-музей «Удивительный космос»

 как средство пробуждения культурных и нравственно – патриотических ценностей

дошкольников

Выполнила:

Шибаева А.В.

Барнаул

Аннотация

В настоящее время, когда жизнь так стремительно летит, когда огромный поток информации обрушивается на нас каждый день, когда компьютер рядом с ребенком с рождения, - очень трудно сохранить в человеке духовные качества и патриотические чувства. Современные дети должны знать больше, чем их сверстники конца ХХ века. Но они, также, должны быть духовно развиты, в них надо воспитать нравственность и патриотизм. Поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, способствующих развитию у дошкольников не только позиции самостоятельности, активности, инициативности, но и духовных и нравственных начал.

Содержание

Введение в проект…………………………………………………………..….4

Актуальность……………………………………………………..……..4

Средства реализации……………………………………………….…...7

Предполагаемые результаты……………………………….….……..11

Этапы реализации……………………………………………..……….13

Мониторинг……………………………………………………………………15

Реализация проекта в фотолетописи

Приложения

Приложение №1.

Приложение №2.

Приложение №3.

Приложение №4.

Приложение №5.

Приложение №6.

Приложение №7.

Список литературы…………………………………………………………......

Введение в проект

                                           

                                            “Человечество не останется вечно на земле, но, 
                                                        в погоне за светом и пространством,
 
                                                       сначала робко проникнет за пределы
 атмосферы, 
                                                      а затем завоюет
 себе все околосолнечное пространство”
                                                                                                                              К. Циолковский

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

Развитие  познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям». 

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка, поэтому возник вопрос о создании мини-музея «Удивительный космос», в ходе реализации которого дети являются непосредственными, активными участниками музейно-образовательного процесса в ДОУ, что способствует развитию познавательной активности детей.

Актуальность

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.

Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у старших дошкольников посещающих наш детский сад…

Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системыИменно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Удивительный космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе. Исходя из этого, мы решили создать мини – музей «Удивительный космос» в нашем дошкольном учреждении.

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д.

С введением ФГТ   мини-музей в ДОУ  способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима  организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.  

Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Мини-музей «Удивительный космос» в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела.  Поэтому  их и назвали  «мини-музеями».  Но в создании мини-музея в детском саду есть свои преимущества,  дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.  В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.  Поэтому возникла необходимость создания мини – музея «Удивительный космос» и в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Цель

      Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через инновационные технологии, формирующие базу нравственности и культуры поведения, чувства любви к Родине, ответственности и гордости за достижения страны в отечественной космонавтике.

Задачи

  • Способствовать формированию познавательных интересов; понятию о себе, как жителе планеты Земля.
  • Способствовать развитию опытной деятельности и экспериментировании.
  • Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах
  • Создавать условия для воспитания чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
  • Создавать условия для воспитания бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
  •  Создавать условия для привлечения родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
  • Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
  • Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
  • Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • Создавать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».

Гипотеза

Если создать условия посредством мини-музея «Удивительный космос» объединив усилия педагогов, детей и родителей в процессе исследовательской деятельности, то это обеспечит приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям, формирующим базу нравственности и культуры поведения, чувства любви к Родине, ответственности и гордости за достижения страны в отечественной космонавтике.

Участники проекта

  • дети 5-7 лет;
  • педагоги;
  • родители.

Срок реализации

Долгосрочный

Средства реализации проекта

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.

Использование разделов музея

Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.

Анализируя вопросы, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволили сделать ряд важных выводов, поэтому мы выбрали различные игры музейного содержания, а также различные мультимедийные презентации для дальнейшего познания нашей темы.

Космокинозал: просмотр электронной презентации "Как человек космос осваивал", просмотр мультфильма "Тайна третей планеты",  просмотр мультфильма "Белка и Стрелка".

Читальный зал: чтение Г.Юрлин "Что внутри?". издательство малыш, рассказ "Счастливого пути, космонавты", Е.П.Левитан "Твоя Вселенная", Е.П.Левитан "Звёздные сказки", К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”, Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях", Загадки о космосе.

Детское моделирование:         моделирование созвездий из светящихся пластмассовых или картонных звездочек, постройка космического городка из строительного материала, конструктор Lego.

Космическая лаборатория: опыт «как увидеть звезды без лучей», опыт «почему днем звезды не видно», опыт «почему Луна на Землю не падает», опыт «кто съел месяц», опыт «как происходит смена дня и ночи».

Космическая мастерская: "Ракеты и кометы", "Инопланетяне из пластилина", "Космический корабль, космонавт в открытом космосе", конкурс "Ловкий карандашик" - раскраски о космосе, изготовление очков для наблюдения за солнцем из старой отснятой фотопленки черного цвета и картонной рамочки, резинка, прикрепленная к оправе.

Космический спортзал:  спортивное  развлечение  «Отряд  юных  космонавтов», физкультурно-познавательный  досуг «Приглашает  космодром» физминутки.

Космическая игральдия: дидактические игры «Космические», конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке (комки снега, в центре самый большой ком – Солнце, вокруг него снежные комья маленькие – др планеты), складываний созвездий из мозаики, конструктивные игры: из деревянного конструктора "Космодром", из пластмассового конструктора "Космический корабль, сюжетно-ролевая творческая игра "Космическое путешествие к звездам".

Космическая музыка:

 Старые советские песни:

•        "На пыльных тропинках далёких планет..." (в исполнении Сергея Трошина)

•        "Мы в космос улетаем на работу..."

•        "И на Марсе будут яблони цвести"

•        Родина слышит, Родина знает (в исполнении Дмитрия Хворостовского, хотя песня скорее про лётчиков)

Саундтреки:

•        Тайм-аут - Этот большой мир (ремейк песни из фильма "Отроки во Вселенной")

•        Александр Зацепин - Тайна третьей планеты

•        Ксения Ларионова - Ключ на старт (из игры "Космические Рейнджеры 2")

•        Светлана Светикова - Свет любви (из мультфильма "День рождения Алисы")

Рок-попса:

•        Земляне - Трава у дома

•        Баллада о сгоревшей звезде (К. Бабенко, муз. М.Выборов).

Желание стать космонавтом обычно посещает каждого ребенка, поэтому игра «Космическое путешествие к звездам», проведенная ко Дню Космонавтики, для наших детей стало настоящим праздником. Чтобы путешествие прошло удачно, дети усердно готовились. Провели несложные опыты, из которых узнали, что звезды на небе есть не только ночью, а луну никто не погрыз, просто у нее такое освещение, а с родителями наблюдали созвездия и с восхищением делились, как с мамой и папой они смотрели красоту ночного неба. С большим вниманием они рассматривали иллюстрации о Вселенной, фотографии космонавтов, разгадывали загадки о небесных телах. А сказка «Как звездочет собирался к звездам» так увлекла детей, что они сконструировали свою ракету и вскоре пожелали отправиться в космическое путешествие. Доброго им пути! Этот момент настал. В этот день у нас было космическое меню. Дети готовились к полету в космос и проходили подготовку в «центре подготовки космонавтов», затем садились в «ракету» и отправлялись в путешествие. Особенно зрелищным был для детей «полет в космос». При помощи презентации и видеоролика постепенно исследовали солнечную систему и приближались то к одной планете, то к другой под космическую музыку. Встреча с инопланетянином тоже доставила кучу радостных и веселых эмоций.

Дети с удовольствием приняли игру, а когда закрывали глаза, то никто не подглядывал, уж так им хотелось, чтобы все было на самом деле, чтобы увидеть настоящих инопланетян. После слов: «Экипаж, наступила перегрузка. Примите срочно меры, чтобы легче ее перенести»,- дети принимают положение, полулежа на стульях. – «Это вам удалось. Похоже, наши экипажи уже адаптировались в космическом доме!»

Во время прохождения проекта дети поняли, что быть космонавтом не только увлекательно, но и трудно. Дети получили от игры большой заряд бодрости, много положительных эмоций и впечатлений, а впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.

I раздел «Освоение космоса»

Цель: систематизировать представления детей о космосе, людях его осваивающих.

Экспонаты:

  • Коллекция фотоматериалов «Космонавты на орбите».
  • Макет российской орбитальной станции «Мир».
  • Экспозиция «Космическое питание».
  • Презентации «Освоение космоса».
  • Фотовыставка «Освоение космоса».
  • Коллекция фотоматериалов «Космические корабли».
  • Космическая библиотека.
  • Детский костюм космонавта.

II раздел «Земля и небеса»

Цель: приобщать детей к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности.

Экспонаты:

  • Модель «Созвездие зодиака» (изготовлена из картона, оснащена световым устройством).
  • Видеотека Харьковского планетария им. Ю. А. Гагарина.
  • Журнал «Стихи для детей о космосе»

III раздел «Планеты и звезды»

Цель: способствовать развитию представления детей о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах.

Экспонаты:

  • Иллюстрированный материал «Пояс созвездий»
  • Мультимедийная игра «Космическое приключение»
  • Иллюстрированная цепочка загадок «Космос» (авторские иллюстрации).
  • Коллекция фотоматериалов «Вселенная Космос»
  • Набор открыток «Семья планет».

Связь с социумом

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст  для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной, поэтому чем больше мы можем предоставить детям различных, мероприятий, экскурсий, походов в музеи города, планетарии, тем большей интерес мы можем увидеть как у детей, так и у родителей для  создания мини-музея.

Предполагаемые результаты

У детей

  • Способствовать  формированию у детей элементарных знаний по теме «Космос»
  • Способствовать  формированию нравственно-патриотических чувств, в процессе реализации проекта
  • Создавать условия для заинтересованности детей темой о космосе, проявлению их познавательной активности: вместе с родителями находить информацию по теме
  • Создавать условия для инициативного конструирования детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявлению творчества и детальности в работе.
  • Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки

У родителей

  • Способствовать приобретению родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком
  • Создавать условия для обмена опытом семейного воспитания педагогов и родителей
  • Создавать условия для становления партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни мини - музея

У педагогов

  • Систематизировать и повышать качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различных видов продуктивной деятельности
  • Повышать уровень педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
  • Способствовать распрастранению педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов.

Этапы реализации проекта

Этап

Цель

Содержание

Вводный

Выявление первоначальных знаний детей о космосе, заинтересованность родителей.

Разработка системы занятий, подбор разнообразных материалов.

Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

  • Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе.
  •  Информированность родителей о предстоящей деятельности. Такими могут быть:
  • Проведение родительского собрания  в рамках темы;
  • Оформление папки-передвижки, фотовыставки;
  • Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о космосе;

  • Разработка тематической матрицы, системы  познавательно -      эстетических занятий, системы занятий изобразительной деятельностью;
  •  Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

  • Составление картотеки стихов, считалок, рифмовок, пальчиковых игр, загадок;
  • Изготовление телескопов, биноклей из разного материала.

Основной

Проведение занятий по разработанной технологии.

Оформление выставок, проведение презентаций

Организация сюжетно-ролевых игр «Космонавты»

Проведение совместных с родителями развлечений.

Обогащение предметно-развивающей среды  мини-музея

  • Проведение интегрированных, познавательных, комплексных занятий:

- «Что выше неба?»;

- «Человек и космос»;

- «Мы - дети Земли»;

- «Возвращение Незнайки»;

- «Световой луч и тень»;

- «Сколько звезд на небе?» и др.

  • Выставка-презентация творческой деятельности детей и родителей «Звездные просторы», «Ракеты»;

  • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
  • Изготовление телескопов, биноклей из бросового материала;
  • Ведение «Бортового журнала».

  • Развлечения «Космические старты», «Возвращение Незнайки».
  • Изготовление реквизита;
  • Оформление помещения на тему «Космос»;
  • Подбор и изготовление костюмов, музыкального сопровождения

  • Конструирование ракет и космодромов из различного конструктора;
  • Совместное с родителями изготовление поделок, макетов.

Заключительный

Обобщение и презентация результатов реализации проекта.

Информированность родителей.

  • Мониторинг результатов реализации проекта.
  •  Определение перспектив обогащения и дальнейшей реализации проекта.

  • Проведение итогового  собрания на тему «Знания детей о космосе».
  • Оформление папки-передвижки «Наши достижения»
  • Фотовыставка «Мы – космонавты».

Мониторинг

Объект мониторинга: интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Субъект мониторинга: дети 5-7 лет.

Формы мониторинга: критериально-ориентированное тестирование.

Периодичность: Мониторинг проводится в 3 этапа: начало реализации проекта, промежуточный результат проекта, результаты реализации проекта.

Для мониторинга используется следующая методики:

Тест «Что ты знаешь о космосе?», с наблюдением за эмоциональными и действенными проявлениями детей в ходе беседы. «Продолжи рассказ». «Нарисуй картину о космосе».  «Строительство космодрома» из конструктора Lego.

Результаты мониторинга заполняются в таблицы в начале реализации проекта, через год (промежуточный результат), и на заключительном этапе реализации проекта.

Технология работы с таблицами проста и включает два этапа:

Этап 1. (Таблица № 1)

Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы по ориентировочным шкалам методик.

Этап 2. (Таблица № 2)

Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе в процентном содержании. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов проектной деятельности. (Таблица № 3)

Таблица № 1 Показатели динамики формирования интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи».

Методика

Нарисуй картину о космосе

Строительство космодрома

Продолжи сказку

Что ты знаешь о космосе?

Год

№ п/п

Ф.И. ребенка

1.

2.

3.

Таблица № 2 Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых показателей определенному уровню.

Уровень

Более 2/3 показателей являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели проявляются периодически, нестабильны

Более половины показателей, но менее 2/3, являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, , остальные показатели проявляются периодически, нестабильны

Менее половины показателей являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, , остальные показатели проявляются периодически, нестабильны

Высокий

12 баллов

11 баллов

10 баллов

Средний

9 баллов

8 баллов

7 баллов

Низкий

4 баллов

5 баллов

6 баллов

Низший

1 баллов

2 баллов

3 баллов

Таблица № 3 Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту».

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Низший

Год

Количество детей

25

25

25

25

25

25

25

25

Показатели, %

7%

15%

46%

50%

35%

26%

12%

9%

Методика «Нарисуй картину о космосе»

Цель: Изучение индивидуальных особенностей ребенка, а так же личностного восприятия  «мира».

Ребенку предлагается нарисовать картину о космосе. Исследование проводится индивидуально. В интерпретации главными ориентирами были выделенные жирным шрифтом части картины. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.

Обработка и интерпретация результатов методики.

«Планетарная картина мира» - изображение земного шара, других планет солнечной системы – когнитивная картина мира в форме общепринятых нормативных знаний.

«Абстрактная, схематическая картина» - отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.

«Пейзажная картина мира» - в виде звездного неба с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. – по самоотчётам – желаемая картина своего окружения.

Методика «Продолжи сказку»

Цель: выявить знания детей о космосе и космических объектах.

Детям предлагается незаконченная сказка, которую надо завершить. Ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции. При проведении теста создается спокойная, доброжелательная обстановка. Не следует комментировать ответы ребенка и торопиться.

Космическая сказка. Сказка № 1.

Однажды я полетела на своем космическом корабле «Гагарин-50» искать новые планеты в нашей галактике.

И вот я нашла неизвестную миру планету, которую назвала Титан.

Это была очень красивая планета. Жители этой планеты были разноцветными и добрыми. Они жили в мире и согласии.

У них был свой король ,которого звал и Рудгель Король Рудгель любил свою страну. Каждый день строил для жителей планеты новые сооружения: дома ,театры и стадионы.

Жители планеты любили спорт .Они были изобретательны и умны…

Сказка о Космосе. Сказка № 2.

Однажды инопланетяне прилетели к нам на север .Они решили использовать природные богатства Земли.

Коварные планы инопланетян привели к тому, что наш город переместился на другую планету. Мы стали жителями планеты Карабас. Надо было изучать много языков и трудиться вместе с инопланетянами, научиться у них строить дома.  Планета была огромна и чудесна. Космос открывал перед нами свои тайны.

Пейзажи этой планеты напоминали нам нашу Землю…

Обработка результатов

Низкий уровень:  Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Быстро переходит от одного к другому.

Средний уровень:  настойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность. Проявляет эмоциональное отношение, стремится деятельно выразить отношение по предложению взрослого.

Высокий уровень:  сильные эмоциональные проявления, радость от рассказывания, устанавливают необходимые связи.

Методика «Строительство космодрома».

Цель: выявить умение сооружать постройку. Выделять основные части (стены, крыша).

Ребенку предлагается построить из мелкого конструктора космодром.

Обработка результатов

4 балла – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

3 балла – справляется с заданием с помощью взрослого

2 балла справляется с заданием со второй попытки.

1- не понимает задания.

Тест  «Что ты знаешь о космосе?»

Ребенку предлагается ответить на ряд вопросов. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируется количество баллов.

1. Как называется планета, на которой мы живем?

2. Как называется ближайшая к нам звезда?

3. Что такое солнечная система?

4. Какие планеты солнечной системы ты знаешь?

5. Как называется спутник Земли?

6. Какие созвездия нашего неба ты знаешь?

7. Кто первый полетел в космос?

8. Кто был первым космонавтом Земли?

9. Когда впервые человек полетел в космос?

10. Каких российских космонавтов ты знаешь?

11. На чем летают в космос?

13. Зачем люди летают в Космос?

Обработка результатов

  • 0 баллов (низкий) – если ребенок не может ответить ни на один вопрос.
  • 1 балл (ниже среднего) – если ребенок даёт правильные ответы не более чем на три вопроса.
  • 2 балла (средний) – если ребенок отвечает правильно и полно на  4 – 9 вопросов.
  • 3 балла –(высокий) – если ребенок даёт развернутые, правильные ответы на 9 – 13 вопросов.

С целью изучения уровня интегративных качеств и особенностей развития интереса детей старшего дошкольного возраста к космосу проводился мониторинг, в котором участвовало 25 детей.

По проведенным методикам были получены следующие результаты:

Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества на начало реализации проекта и промежуточный результат.

Анализ результатов мониторинга показал, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 7%, на среднем уровне знаний были 46%, низкий уровень – 35%, и низший уровень знаний наблюдался у 12% детей. Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Промежуточный результат диагностики показал, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей повысились, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д.  Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, посещении музеев, планетария. Дети увидели,  насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Промежуточный результат диагностики: высокий уровень показали  15% , средний уровень -  50%, низкий уровень -  26%, низший – 9% детей.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в работу мини-музея заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на неделю для подготовительной группы Тема: «Удивительный космос»

Формировать представление детей о космосе. Воспитывать патриотизм за своих  героев страны....

Образовательный проект для детей подготовительной группы "Удивительный Космос"

Образовательная область: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, художественно –эстетическое развитие, социализация....

Образовательный проект "Удивительный космос"

Образовательный краткосрочный проект для детей подготовительной группы                                    ...

Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшей группы »Этот удивительный космос»

Конспект открытого занятия "Этот удивительный космос"Задачи: 1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе. Вызвать познавательный интере...

Образовательный проект "Этот удивительный космос".

Образовательный проект«Этот удивительный космос».Продолжительность проекта: краткосрочный (1-2 неделя апреля 2018).Авторы проекта: Наботова М.И., Бубнова И. А.Тип проекта: информационно-по...

Индивидуальный электронный образовательный маршрут «Этот удивительный космос»

Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для э...

Проект «Этот удивительный космос!» (старший дошкольный возраст) (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие).

Проект«Этот удивительный космос!»(старший дошкольный возраст)(Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие)....