Конспект организационной образовательной деятельности для старшего возраста по окружающему миру «Путешествие капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Королева Т. С.

Формирование представлений обучающихся о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе.

Познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе.

Развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы.

Воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_kapelki.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 6»

Конспект организационной образовательной деятельности

для старшего возраста по окружающему миру

«Путешествие капельки»

Воспитатель Королева Татьяна Сергеевна

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Формирование представлений обучающихся о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе.

Познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе.

Развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы.

Воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей природе.

ХОД:

Стук в дверь. Пришла посылка.

В: Давайте  посмотрим, что в посылке. Но прежде чем ее открыть, надо отгадать загадки, а вы должны быть внимательными и отгадать их:

Чтобы лился дождик с неба.

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам ….(без воды)

Достаю из посылки графин с водой, итак вода – чудо природы. Почему? Благодаря ее волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.

В: как вы думаете, сколько дней человек может прожить без пищи?

Без пищи мы можем прожить 49 дней.

В: а сколько дней человек может прожить без воды?

Человек  может прожить без воды не больше 2-х дней.

В: А где используется вода? (ответы детей), ребята, а вы знаете, что Землю называют «голубой» планетой? Показываю глобус-много воды она занимает большую часть планеты. На нашей Земле 4 океана и 30 морей.

А кто знает какая вода на вкус?(ответы детей )Хотите узнать?

Опыт 1.

У каждого ребенка стаканы с водой и соком. Воспитатель предлагает детям попробовать сок на вкус. Какой он? (сладкий). Затем предлагает попробовать воду. Какая вода? (безвкусная).

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 2.

Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Воспитатель предлагает детям опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем предлагает ребенку опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).

Вывод: вода прозрачная.

В: Вода самое удивительное вещество в природе, потому что она бывает в природе в 3-х состояниях одновременно: в жидком твердом и газообразном

А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки...

"Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже...".

- В каком состоянии находится капелька сейчас? (В жидком.)

Массаж спины «Дождик»

(дети встают «паровозиком»)

Слова

Действия

Дождик бегает по крыше -Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше -Бом, бом, бом!

Похлопывание ладонями по спине

Дома, дома посидите -Бом, бом, бом! Никуда не выходите -Бом, бом, бом!

Постукивание пальцами

Почитайте, поиграйте -Бом, бом, бом! А уйду - тогда гуляйте.. Бом, бом, бом!

Поколачивание кулачками

Дождик бегает по крыше -Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше -Бом, бом, бом!

Поглаживание ладонями

Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж.

"...После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться..."

Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки - на них образуется лед, и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.)

Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому что зимой есть и снег, и лед.)

А в каком состоянии находится капелька сейчас? (В твердом.)

Опыт №3 "Лед – твердая вода"

Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?

Вывод: лед, снег это тоже вода.

Дыхательная гимнастика (под музыку)

Диск Л. Яртовой  «Дыхательная гимнастика»

"...Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко...".

В каком состоянии капелька находится теперь? (В газообразном.)

В: Давайте посмотрим как вода превращается  в пар.

Опыт №4 «Пар – это  тоже вода»

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало ли стекло-пар оседает на стекле, когда поднимают стекло с него стекают капельки воды.

Вывод: пар – это капельки воды.

Физкультминутка

- А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее  маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно - они замерзли.

Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты.

"...Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю..."

В: Я вам рассказала сказку про путешествие капельки – это о круговорот воды в природе.  (Показываю большой плакат)

-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, Крошечные капельки вода поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако . Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе. содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака , тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя , зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.

А теперь давайте поиграем в игру «Кому нужна вода?»

«Где спряталась вода?»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется.

Мы привыкли что вода

Наша спутница всегда?

Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода.

В :Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:

- Вода бывает, в каких 3-х состояниях? (ответы детей)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает - и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница - ВОДА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организационно-образовательной деятельности в старшей группе "Весенний калейдоскоп"

Конспект игрового итогового занятия по теме "Весна" для детей старшей группы...

Конспект организационной образовательной деятельности для старшей группы по познавательному развитию на тему:«Традиции и обычаи белорусского народа».

В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаньями, промыслами, с символикой этой страны: флагом,...

Конспект организационной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: "Растение – живое существо"

Конспект ООД «Растение — живое существо!» для детей старшего дошкольного возраста Подготовила и провела:Воспитатель группы «Вишенка»Урбанова И. Юг. Новосиб...

Конспект организационно-образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Моя семья»

Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Вид: интегрированное. Во...

Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «Государственные символы России»

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям...

Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Мультстудия Светлячок»

Задачи:формировать представления о мультипликации, учить создавать героев сказки, из пластилина, используя пооперационные карты, познакомить с особенностями работы с фотоаппаратом.воспитывать желание ...

Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «В гости в волшебное королевство»

Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, ...