Проект "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Семеняко Татьяна Васильевна

Проект "Зимующие птицы" - групповой, исследовательско-творческий, небольшой продолжительностипроект для воспитаников 6-7 лет, целью которого является формирование представлений детей о внешнем облике птиц с помощью изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy_2019.docx60.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №21 "НАДЕЖДА"

________________________________________________________________________________

Исследовательско-творческий проект

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Выполнила

 Семеняко Татьяна Васильевна

 воспитатель

МАДОУ "ЦРР-д/с №21 "Надежда"

Ступино

2019 г

Оглавление:

1.

Пояснительная записка

3

Актуальность проекта

3

Цель и задачи проекта

3

Педагогическая направленность проекта

3

2.

Работа над проектом

4

Этапы реализации проекта

4

Методы и формы реализации проекта

5

Обеспечение проекта

6

3.

Заключение

6

4.

Список литературы

7

5.

Приложения

8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность проекта:

В рисовании дети старшего дошкольного возраста совершенствуют свои умения изображать предметы по памяти и с натуры.  Развивается точность движений руки под контролем зрения. В этом возрасте дети способны передать в рисунке характерные особенности предметов и живых объектов.

 Однако стоит заметить, что положительная динамика в развитии изобразительных умений и навыков возможна при наличии наблюдательности, способности замечать те или иные признаки, а современные дети, окруженные различными гаджетами, утрачивают эту способность. Так, с помощью дидактической игры «Зимующие и перелетные птицы» я выяснила, что ребята подготовительной группы называют большое количество птиц, а вот узнать на картинке способны только наиболее ярких представителей пернатых: синицу, снегиря.  Голубя узнали  уже с трудом, сороку перепутали с вороной, а галку не узнал никто. И это несмотря на то, что все названные птицы обитают в нашем регионе, и многих можно увидеть прямо на улицах города. К сожалению, ребята больше знакомы с так называемыми «angrybirds» (компьютерная игра), чем с настоящими птицами, а задача педагогов – дать знания о природе родного края.

Проблема проекта:

Невозможно определить по рисунку, что это за птица. Все птицы – «на одно лицо».

Цель проекта:

 Формировать представления детей о внешнем облике птиц с помощью изобразительной деятельности

Задачи проекта:

  1. Учить передавать в рисунке характерные особенности некоторых птиц: пропорции тела, цвет оперения, форму клюва и хвоста.
  2. Познакомить детей со штриховыми рисунками птиц; при закрашивании использовать разные приемы рисования карандашом: штриховка, тушевка, разный нажим.
  3. Учить изображать птиц в разных позах, в движении.

Педагогическая направленность проекта:

Участники:  Дети подготовительной группы, педагог дополнительного образования, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта: 2 недели.

Тип проекта:

  • По числу детей – групповой
  • По доминирующему методу – исследовательско-творческий
  • По предметным областям –многопредметный (образовательные области "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие")
  • По продолжительности – краткосрочный

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

Работа с детьми.

1 неделя. Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах.

Понедельник. Беседа «Что ты знаешь о птицах?» (Проводит воспитатель)

Вторник.  Дидактические  игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь?»  Дидактическая задача: Уточнить знания детей о зимующих птицах  

- Чтение художественной литературы: В. Звягина «Воробей», А. Яшина «Берегите птиц», Ю. Никоновой «Зимние гости»,«Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто.

- Рассматривание зимующих птиц на фотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах.

- Прослушивание аудиозаписей с голосами птиц

Среда. Отгадывание загадок про зимующих птиц.

 Рисование - «Воробышек» (Проводит педагог дополнительного образования)

- учить передавать особенности внешнего вида воробья.

Четверг. Рисование – «Сорока оглянулась»(Проводит дополнительного образования ) - учить изображать птицу в новой позе; видеть различия во внешнем облике воробья и сороки.

Пятница. Д/ игра: «Четвёртый лишний».

2 неделя.

Понедельник - оформление уголка книги (подбор книг о птицах)

Вторник – оформление загадок, стихов о птицах.

Заучивание стихотворения «Воробей» С. Чёрный.

Среда. Рисование – «Ворона летит»(Проводит педагог дополнительного образования) - учить рисовать птицу в движении.

Четверг, пятница.  Оформление альбома: «Зимующие птицы»

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в    гнёздышках», «Совушка – сова» - на прогулке.

Работа с родителями

1 неделя. Подборка книг и журналов с иллюстрациями по теме: «Зимующие птицы»

Чтение художественной литературы детям: А. Яшин «Покормите птиц», А. Барто. «Свиристели»,С. А. Есенин «Поёт зима, аукает»

2 неделя.

Консультация для родителей.

Помощь в оформлении картотеки загадок и стихов о птицах.

III этап – заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде альбома "Зимующие птицы".
  • Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
  • Пополнение библиотеки группы книгами о птицах.
  • Составление альбома загадок о птицах

Основные методы реализации проекта:

  • определение темы, постановка цели и задачи;
  •       определение методов и приёмов работы;
  • диагностирование экологического воспитания;
  • подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;
  • подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
  • подбор материала для творческого труда.

Основные формы реализации проекта:

  • игровая;
  • познавательная;
  • продуктивная;
  • работа с родителями.

Обеспечение:

Методическое:

  •  «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;
  • Программы по экологическому воспитанию дошкольников:  

Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

Материально-техническое:

  • Демонстрационный материал: цветные изображения птиц - иллюстрации, фото, открытки.
  • Изобразительный материал: Бумага белая, цветные карандаши.
  • Диск с записью голосов птиц.
  • Художественные произведения: стихи, загадки о птицах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. 

С помощью занятий по рисованию у детей сформировались более чёткие  представления о внешнем облике некоторых зимующих птиц.

Воспитанники смогли  передать в рисунке характерные особенности некоторых птиц: нахохлившийся воробей; длиннохвостая сорока; летящая ворона "распушает" хвост и т.п.

Дети научились  изображать птиц в разных позах, в движении.

Хочется надеяться, что дети смогут использовать опыт работы карандашом как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности, изображая и других птиц. в том числе сказочных.

Перспективы проекта:

В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2007г.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду /А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991.
  3. Савельева Е. А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков: метод. пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е. А. Савельева.
  4. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей», М., 1999
  6. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.
  7. Швайко Г.С.  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: программа, конспекты -  М.: Владос,  2008.
  8. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. 
  9. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  10. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. Библиотека журнала «Управление ДОУ».
  11. А.Яшин «Покормите птиц зимой»
  12. З.Александрова «Новая столовая»
  13. М.Горький «Воробьишко»
  14. М.Зощенко «Умная птичка»
  15. Н.Рубцов «Воробей»
  16. Т.Евдошенко «Берегите птиц»

Электронные источники:

  1. www.maaam.ru,
  2. www.nsportal.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Приложение 1

Конспекты ОД

Образовательная область "Познавательное развитие"

Ознакомлению с миром природы «Зимующие птицы».

Программное содержание:

Закреплять и уточнять представления детей о зимующих птицах. Рассказать о том, какая зависимость между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них, помогать им. Продолжать учить составлять описательные рассказы на основе полученных ранее знаний. Упражнять в употреблении прилагательных, антонимов, в согласовании существительных с местоимениями. Обогатить словарный запас детей.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на прогулке. Просмотр иллюстраций, чтение рассказов о птицах. К занятию дети должны знать внешний вид нескольких птиц.

Словарная работа: красногрудый, черноголовая, чернохвостая, шустрая, пестрокрылый, невзрачный, малоподвижный.

Материалы:

иллюстрации птиц, аудиозапись с пением птиц, конверт с загадками о птицах.

Ход занятия.

Воспитатель - Какое время года сейчас у нас наступило?  Дети – Зима.

Воспитатель - Пришла зима. Хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Краснеют свиристели

На веточках берез,

Они не улетели.

А выдержат мороз?  (О. Высотская. Мастерица-зима.)

- А что такое природа? Какая она бывает? (живая, неживая)

- Ребята, а как природа приготовилась к зиме?

(реки покрылись льдом, деревья сбросили листву, дни короткие, холодно, птицы улетели, звери залегли в спячку, сменили шубу, запаслись на зиму запасами...)

- Ребята, каких вы знаете смелых птиц, что зимы студеной не боятся и остаются зимовать? Назовите их.

(Воробьи, сороки, вороны, синицы, снегири, дятлы, голуби, свиристели, галки...)

- Как называют птиц, что остаются у нас зимовать? (Зимующие)

ВНОСЯТ ПИСЬМО ОТ ВОРОНЫ

Воспитатель - Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. А от кого же оно? Неизвестно. Давайте посмотрим, что внутри конверта и узнаем, от кого пришло к нам письмо.

Здесь находятся карточки с загадками. Давайте их разгадаем.

Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

По ночам кочует,

Коноплю ворует. (Воробей)

Воробей - маленькая, очень подвижная птичка с круглой головкой и корочкой шеей, толстым, яйцевидным туловищем, короткими округлыми крыльями, клюв тонкий. Заостренный к концу. У воробья короткие, но сильные ноги, хвостик держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят нахохлившись, прижавшись друг к другу. Они чистоплотные, любят купаться в лужах, песке и пыли.

- Где же они зимуют? Где находят пищу?

В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах. Питаются во дворах, на свалках, в кормушках. Воробьи селятся стайками. Если воробьиный сторож заметит в небе хищника, то издаст звук, похожий на «чур», и вся стая улетает.

Воспитатель - Давайте, дети, посмотрим, что еще нам приготовили неизвестные друзья.

Эта птица — непоседа,

Одного с березкой цвета.

Длиннохвоста, белобока

А зовут ее… (Сорока).

Сорока - крупная птица с красивым, черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте черная с зеленоватым отливом, а на боках белая. Отсюда и ее название «сорока - белобока». Хвост длинный. Ноги большие, сильные, клюв изогнутый к низу. Сороки летают не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место. Ходит сорока небольшими шажками, с приподнятым хвостом, хвост держит веером.

- Почему ее называют «сорокой - воровкой»? Где же она устраивает свое гнездо?

- Сорока любит блестящие вещи, уносит их и прячет в густых ветвях деревьев или кустарников. Гнездо имеет шарообразную форму, а вход располагается с боку. Сорока издает звуки, похожие на стрекот, треск, (слушают грамзапись)

Сороки приносят пользу. Они истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в брошенных сорочьих гнездах селятся более мелкие птицы.

Воспитатель - О ком же еще здесь загадки?

Очень маленькая птичка, А зовут ее...(Синичка)

- Кто хочет рассказать о синице?

На голове у синички черная шапочка, щеки белые, на горлышке и брюшке черная полоска-галстук. Спина желто-зеленная, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Свои гнезда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов - синичниках. Синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами.

- А вот еще одна табличка с загадкой.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. Кто это? (снегирь)

- Почему эта птица называется снегирь? (от слова снег)

- Кто знает о снегире, и расскажет нам?

У снегиря верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные, спина голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у самки снегиря - серое. Клюв короткий, толстый, черный.

- Зачем снегирю короткий, толстый клюв?

Чтобы расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, а так же, чтобы справиться с семенами других деревьев.

Воспитатель - Какая же еще есть там загадка?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

Кто это? (дятел)

- Ребята, посмотрите, какай он красивый, кто хочет о нем рассказать? Голова, шея, спина и крылья у дятла черные, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, внизу темя белое, подхвостье и темя красное. Летает дятел плохо, поэтому большую часть жизни проводит на дереве.

- Посмотрите, какой у дятла клюв. Зачем он ему такой нужен?

У дятла крепкий клюв, он им стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нес своим длинным, липким клювом насекомых и личинок.

Кроме него нет птиц, которые могли бы уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.

Воспитатель — Ребята, тут еще карточка с загадкой есть.

Носит серенький жилет.

Но у крыльев черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Кар - кар - кар! (ворона)

- Кто хочет о ней рассказать?

У вороны черная голова, горло, шея и хвост, остальная часть туловища серая. Днем вороны промышляют в городе, поселке, а на ночь они улетают в парк, лес и ночуют на деревьях.

Воспитатель - Давайте, ребята, поиграем в ворон.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар! (дети бегают и размахивают руками)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар! (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Воспитатель - Ребята, какие вы молодцы! Как вы много знаете о птицах и умеете интересно рассказывать. Я думаю, что лесные птицы, приславшие это письмо с загадками, очень вами довольны. А хотите теперь отгадать мои загадки? Сможете? Ну, тогда слушайте внимательно:

1. Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но все же драчливый, боевой, удалой! (воробей)

2. Красногрудый, толстый, малоподвижный, (снегирь)

З.Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый, (дятел)

4. Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая, (сорока)

5.Чернохвостая, чернокрылая разбойница, (ворона)

6. Маленькая, на брюшке черная полоска, юркая, ловкая, (синица)

Воспитатель - Молодцы! Вы правильно отгадали все мои загадки, однако, я хочу еще с вами поиграть в игру.

Птицы разные, их очень много, поэтому запомнить их трудно.

Я предлагаю вам поиграть со мной в игру: «Я начну, а вы закончите».

1. У синицы клюв тонкий, а у дятла ...(толстый)

2. Ворона большая, а воробей …(маленький)

3. Снегирь малоподвижный, а синица ...(шустрая)

4. Клест нарядный, а воробей ...(невзрачный)

5. Синицы высиживают птенцов летом, а клест ... (зимой)

6. Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный)

7. Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)

8. Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая)

9. Если у вороны черный хвост, то она какая? (чернохвостая)

10.Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)

Вы знаете, кто как поет?

Воробей - чирикает

Сорока - стрекочет

Ворона - каркает

Голубь - воркует...

Воспитатель - Какую пользу птицы приносят людям?

Дети -

• Спасают от вредителей деревья, поля, огороды;

• Радуют пением, трелями;

• Украшают природу...

Воспитатель — Как и чем мы можем помочь птицам?

Дети - Подкормить в холодное время года, при возможности вылечитьраненых.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть!Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!  (А. Яшин)

Воспитатель - Ребята, наше занятие закончилось. Я очень рада, что сегодня мы много узнали о птицах, и что сумеем им помочь. Молодцы!

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"

РИСОВАНИЕ: «ВОРОБЫШЕК»

Программные задачи:

- Формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению.

- Учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста;

- Развивать умения применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный нажим.

Материалы:

У педагога: несколько цветных изображений птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др. (иллюстрации, художественные открытки), штриховые изображения из книжек-раскрасок, силуэт птицы, черный фломастер.

У детей: альбомные листы бумаги, простой и цветные карандаши.

Ход ООД:

Педагог показывает 5-6 иллюстраций с изображением птиц.

— Этих птиц нарисовали художники. Прежде чем нарисовать птиц, художники долго наблюдали за ними. Рассматривали оперение, форму головы, клюва, чтобы на рисунках птицы получились похожими на настоящих. Узнаёте, каких птиц изобразили художники на этих картинках? Назовите их. Как вы узнали, что это воробей, это ворона, а это сорока?

— Да, птиц вы узнали, прежде всего, по цвету перьев. Воробей серый с коричневой головой и крыльями, ворона серая с черной головой, крыльями и хвостом. Но птицы еще различаются величиной, длиной клюва и хвостов. Вот вы сразу заметили, чем птицы отличаются друг от друга. А чем они похожи? Если дети затрудняются с ответом, воспитатель ставит рядом с картинками изображение любого четвероногого животного. — А это птица? Почему вы сказали, что это зверь, а не птица? Так что у всех птиц одинаковое, общее? Дети перечисляют общие признаки птиц: тело покрыто перьями, есть два крыла, клюв, две ноги, которые расположены ближе к хвосту. Педагог ставит рядом с цветными изображениями птиц штриховые рисунки и рассказывает, что художники не всегда рисуют красками. Многие из них любят рисовать пером, черной тушью и черным карандашом.

— Посмотрите, как интересно художники изображают оперение птиц разными черточками-штрихами: короткими, длинными, прямыми, циклонными, закругленными и др. Они рисуют перышки на голове, грудке, крыльях и хвосте птиц по-разному.

Далее педагог рисует закругленными штрихами перья на грудке птицы, разными по характеру штрихами (короткими, густыми неотрывными, а на конце длинными прямыми) перья на крыле и т.д.  Затем педагог  загадывает загадку:

В белой шубке перовой

И в морозы он - герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, но тоже птица.

Дети отгадывают . Педагог говорит, что сейчас дети будут рисовать маленького воробышка, которого видят каждый день и зимой, и летом на улице. — Каким же нам надо нарисовать воробья, чтобы все, кто увидит наши рисунки, могли сказать, что это воробей, а не другая птица? Воробей небольшая птичка. Цвет оперения — серый и коричневый. Посмотрите, как можно изобразить воробья. Чтобы правильно передать позу стоящего воробья, нужно нарисовать простым карандашом слабым нажимом вспомогательную наклонную линию. Потом закругленной линией нарисовать тело, впереди головку, сзади хвост. Крыло начинается от головы и доходит до хвоста. Все остальные части нарисуете сами. Больше простым карандашом ничего рисовать не нужно. Он нужен только для вспомогательного рисунка. Затем нужно спросить детей, как получить серый цвет для закрашивания тела воробья, если нет такого карандаша. Подтвердить, что серый цвет получится, если при закрашивании черным карандашом слабо нажимать на него. Сказать, что когда дети закрасят воробья, то более сильным нажимом нарисуют разными штрихами перья на крыле и хвосте. В процессе работы надо напоминать детям, что вспомогательный рисунок должен быть выполнен очень слабым нажимом простого карандаша, чтобы, если потребуется, исправить его и чтобы его линии не просвечивали сквозь цветную поверхность. Советовать ребенку сравнивать свой рисунок с образцом. Чтобы воробей не получился состоящим из отдельных частей, как игрушечный, посоветовать передать пластичность птицы (плавный переход от головы к телу и т.д.) штрихами.

Итог занятия.

 В конце занятия все вместе рассматривают готовые рисунки. Педагог спрашивает, что больше всего затрудняло детей при изображении воробья. Обращает внимание детей, что каждый воробей получился со своим характером: грустный. весёлый, любопытный.

РИСОВАНИЕ. «СОРОКА ОГЛЯНУЛАСЬ»

Программные задачи:

 Продолжать учить детей определять но изображению птицы ее характерные особенности; видеть различия в форме частей тела и н пропорциях сороки и воробья;

учить изображать новую иону птицы птица, сидящая на ветке с повернутой головой назад (птица оглянулась);

упражнять в произвольном нажиме карандаша для получения нужной интенсивности цвета.

Материал:

У воспитателя две иллюстрации с изображениями сороки и воробья (для сравнения); лист бумаги для показа приемов изображения.

У детей листы бумаги (18x15 см), цветные карандаши.

Ход ООД:

 Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением сороки и спрашивает, какую птицу изобразил художник, почему ее называют сорокой- белобокой? У сороки в оперении два цвета, резко отличающиеся друг от друга, — черный и белый.

Надо спросить у детей, какие части тела у сороки черные, а какие белые (белые бока и верхние части крыльев). Предложить сравнить сороку и воробья не по цвету перьев, а по форме и величине частей тела. Поместить рядом с изображением сороки изображение воробья. Спросить, какие различия заметили дети у этих птиц. Если дети будут затрудняться, подсказать: «Сравните клювы у этих птиц, сравните хвосты».

 После сравнения двух птиц педагог подводит итог: «Мы сравнили воробья и сороку и заметили, что сорока сильно отличается от воробья не только окраской перьев, но и формой частей. У сороки длинный клюв и длинный хвост, небольшая по сравнению с телом голова».

Далее обращает внимание детей на позу сороки. Сорока сидит на ветке. Наверное, она что-то услышала и оглянулась, повернула голову назад. Показывает, как изобразить сороку в такой позе, и объясняет: «Сначала нарисую вспомогательную наклонную линию для тела и хвоста сороки. Оставлю место для изображения головы. Немного отступя от тела, нарисую голову, потом соединю ее с телом птицы. Это будет шея. Нарисую крыло. На нем обведу место, где будут белые перья. Сорока сидит на ветке. Она крепко обхватила пальцами ветку. Три согнутые пальца у нее впереди, один сзади. Закрасьте сороку сами черным карандашом, оставляя бока и часть крыла незакрашенными, белыми».

 Пальчиковая гимнастика «Птицы»

Пой–ка, подпевай-ка, (хлопки в ладоши)

Десять птичек – стайка, (показываем 2 ладони)

Эта птичка – воробей, (загибаем пальцы по одному)

Эта птичка – совушка, Сонная головушка.

 Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

 Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

 Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам (руки за спину).

 Затем педагог предлагает приступить к рисованию, предварительно спросив, с чего нужно начать изображение сороки. В процессе рисования следит, как дети закрашивают птицу (надо сильно нажимать на карандаш, закрашивать в одном направлении вдоль головы, шеи, крыла и хвоста; на конце крыла и на хвосте нарисовать штрихами перья еще более сильным нажимом черного карандаша). Тем, кто слабо нажимают на карандаш при закрашивании, можно посоветовать еще раз закрасить нужные места, чтобы получить нужный по интенсивности цвет; кору на ветке можно изобразить штрихами, что позволит передать ее шероховатость.

 В конце занятия можно предложить нескольким детям сравнить свой рисунок с иллюстрацией и самим определить, что получилось удачным среди их изображений, а что не совсем. Затем спросить, что же их птицы умеют делать (стоять, клевать, оглядываться); какие движения для птиц самые главные? Воспитатель предупреждает, что на следующем занятии дети будут учиться рисовать летящую птицу. Говорит: «Понаблюдайте за полетом птиц: как изменяется у них форма крыльев, хвоста?

 

Приложение 2

Поэтическая страничка

Агния  Барто

Воробей

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чил!

Вороны

Над городом,
Над парками
Вороны
Как закаркали!

А я кричу:
— Не каркайте!
Хотим мы с папой
В парк идти!

Как черные кляксы,
Вороны
Уселись на ветке
Зеленой!

Я знаю их черные мысли:
Им нужно, чтоб тучи нависли,
Чтоб дождик
Запрыгал по лужам!
А мне он не нужен,
Не нужен!

Но вновь они закаркали,
Прикинулись знахарками:
Мол, будет дождь
Над парками,
Над парками,
Над парками!..

Орут они на дереве...
Мы с папой не поверили,
Не взяли даже
Зонтика:
Светло
На горизонте-то!

И солнышко над парками
Сияет и горит.
— Нет, мы не верим карканью, —
Мой папа говорит.

Пусть каркают
Простуженно
Вороны,
Чуть не дюжина.
Мы в парк идем,
До ужина!

Татьяна Коваль

Воробей

Решали воробьи вопрос, 
Где хвост у червяка, где нос.
Не знаю, кто был прав, кто нет.
Уполз от спорщиков обед.

Воробей

Я не хожу, а прыгаю.
Я не пою - чирикаю.
С людьми я рядом жить привык.
Чирик-чирик, чирик-чирик.

Саша Чёрный

Воробей

Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону -
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить...

Ближе, ну ещё немножко...
Фурх! Удрал... Какой нахал!
Съел все зёрна, съел все крошки
И спасибо не сказал.

В. Степанов

Воробей

Заглянула осень в сад -

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Желтые метели.

Под ногами первый лед

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнет,

А запеть -

Стесняется.

Галина Лебедева

Ворона

Березу ветер клонит
И крутит, и мотает,
Сидит в гнезде ворона,
Сидит, не улетает.

Давным-давно на юге
Все те, кто поумнее,
Одна она в округе
На ветке коченеет

Декабрь не май - природа
Застыла, онемела.
Ворона вся продрогла
И даже побелела.

И хоть промерз её костяк,
Все ж думает ворона:
- Как им ни хорошо в гостях,
А все же лучше дома.

И пусть берёзу клонит,
И крутит, и мотает
Сидит в гнезде ворона,
Снежок под брюхом тает.

Ворону холод не берет,
Мечта ворону греет:
Вот скоро Новый год придёт,
А там и потеплеет.

Ю.Никонова

Снегирь

Тридцать градусов мороза. 
Всё кругом белым-бело. 
Сел снегирь на ветвь берёзы — 
Красногрудому тепло. 
И, отважный запевала, 
Песней славит он зарю. 
Знать, недаром галстук алый 
Дан с рожденья снегирю.

Зимние гости.

Смастерили мы кормушки 
Для голодных зимних птиц:
— Прилетайте к нам, подружки, 
Стайки резвые синиц!

Снегири, за ними следом 
К нам спешите под окно! 
Мы накормим вас обедом — 
Есть и просо и пшено.

Галку, черную как сажа, 
Мы не будем прогонять. 
Воробью-плутишке скажем:
— Только, чур, не воровать.

А сороки-стрекотушки 
Знай, кричат:
— И мне! И я! 
Собирайтесь у кормушки, 
Все пернатые друзья!

Сергей Есенин

Воробушки игривые

…Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга рёвом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней…

Покормите птиц зимой! 

Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну!

Роман Сеф

Воробьи

Жила весёлая семья - 
Три забияки воробья: 
Папа, 
Мама 
И сын. 
У папы 
Не было хвоста - 
Давно 
Потерян 
В драке, 
У мамы 
Было полхвоста... 
И пёрышко 
Взамен хвоста - 
У сына-забияки. 
На тротуаре 
Всей семьёй 
Они ведут 
Смертельный бой: 
У воробья соседа 
Отбили 
Пол-обеда - 
Сухую корку 
И одно 
Не очень вкусное 
Зерно.

Елена Благинина

Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.

Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.

Но больше всего
Беспокойно за птиц —
За наших воробышков,
Галок, синиц.

У нас приготовлено
Всё для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.

Побольше сенца
В конуру принесём,
Беднягу дворнягу
От стужи спасём.

Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.

А. Ерошин

Сорока

Сорока решила податься на юг,
Подальше от зимних морозов и вьюг.
Сложила в мешок нажитое добро:
Осколок бутылки,павлинье перо,
Красивый обломок морского коралла,
Который она из музея украла,
Значок с Чебурашкой, кусок рафинада,
Одиннадцать крышечек от лимонада,
Четыре гвоздя, часовую отвёртку,
Монетку, шуруп, от конфеты обёртку,
Четырнадцать пуговиц, медную бляшку,
Колечко с рубином, от люстры стекляшку,
Заколку с ромашками, стержень от ручки,
Какие-то очень блестящие штучки…
Короче, такой получился багаж –
Сорока поднять не смогла его аж. 

Т. Дергунова

Поутру сорока-мать
На замшелой кочке
наряжала сорочат
В белые сорочки.
Говорила: Дочего
Симпатичны детки!
А примерьте-ка ещё
Черные жилетки.
Ярко-красные горят 
На рябине грозди.
Полетим в соседний сад
К свиристелю в гости. 

Приложение 3

Консультация для родителей.


Понаблюдайте с детьми зимой 

 Многие из вас, родителей, из детства наверное помнят как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в парке ребёнка ожидает множество открытий. Он сталкивается с неизвестной для него природой. И если вы прислушаетесь как ваш ребёнок, то заметите, что вас окружают множество звуков, издаваемых птицами. А если будете внимательными, то у вас есть шанс увидеть и самих птиц. Зимой самое время познакомить ребёнка с зимующими птицами, которых он не сможет увидеть в другое время года. 

Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, а дома рассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (величина , окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост ) покажите зимующих птиц: снегиря, синицу, клест, свиристеля, сороку, ворону, галку, воробья, голубя. Обратите внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Помогите запомнить информацию. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. (желательно использовать книгу Н. Э. Теремковой "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР", альбом 2 стр.26). 
Расскажите где они живут, чем питаются, почему называются зимующими; во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотрите увиденных зимующих птиц. 
Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица) на кормушку. Изготовьте совместно с ребенком кормушку и подвесьте её на улице. 
Проведите беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.


Задайте детям вопросы: 
 • Каких зимующих птиц ты знаешь? 
 • Почему они называются зимующими? 
 • Чем птицы питаются зимой? 
 • Что для птицы страшнее зимой: холод или голод? 
 • Как можно помочь птицам? 

 Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице. 
 Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?» 
 Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица» 
 Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше) 
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый) 

Какого цвета оперение? 

Какие лапки? 

Чем они питаются? 

Составьте описательные загадки о зимующих птицах. 
Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.

Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает... (воробей) 

Загадайте загадки о зимующих птицах:

Плотник с острым долотом строит дом с одним окном... (дятел). 

Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке? 

Это маленькая птичка, а зовут её ...(синичка) 

Эта птица так болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её ...(сорока). 

Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, 
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь) 

Чернокрылый, красногрудый зимой на ветках яблоки! 
Скорей их собери! 
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это ... (снегири) 

От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг 

И к зиме не улетает на далёкий знойный юг. 
Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь - 
Раскрасавец красногрудый, житель севера ... (снегирь) 

На ветвях украшенных снежной бахромой, 
яблоки румяные выросли зимой. 
Яблоки на яблоне весело снуют, 
гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири) 

В тёплый край не улетают, на морозе распевают, 
Эти птички-невелички называются ... (синички) 
У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой, 
Из шишек семечки клюёт, кто это птичку назовёт? (Клёст) 

В серой шубке перовой и в морозы он герой, 
Зимовать не улетает, под карнизом обитает. (Воробей) 

Что за стол среди берез под открытым небом? 
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом (Кормушка) 

 Сыграйте с ребенком в следующие игры: 
“Вороны и воробьи”. 
(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт взрослый.) 

“Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то   левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке 

 «Один – много» 
 ( на образование существительного множественого числа). 

Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы» 
 (ворона – вороны, галка – галки, голубь – голуби и т.д.) 

 «Назови ласково» 
 (образование новых слов при помощи суффиксов) 
 Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.) 

«Сосчитай-ка» 
(согласование числительных и существительных) 

Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.) 

«Чей, чья, чьё, чьи?» 
(на образование притяжательных прилагательных.)

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. 
Закончи предложения. 
Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)..., перья голубя (чьи?)... 

«Четвертый лишний» (на классификацию) 

Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя. 
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»; 
«Снегирь, кукушка, галка, сорока»; 

«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д. 

«Подбери признак» 
(согласование имен существительных с прилагательными)

Взрослый спрашивает: 
Синица (какая?) – Ребёнок отвечает: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая... 
Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный ...Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный...- 
У синицы клюв тонкий, а у дятла – ... (толстый) 
Ворона большая, а воробей ... (маленький 
Вот снегирь малоподвижный, а синица ... (шустрая) 

Клест – нарядный, а воробей ... (невзрачный) 
Синицы высиживают птенцов летом, а клест – ... (зимой 
Если снегирь мало двигается, то он какой? (малоподвижный) 
Если у синицы черная голов, то она какая? (черноголовая) 
Если у сороки белый бок, то какая она? (белобокая) 
Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая) 

«Узнай птицу по описанию». 
Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это? 

"Скажи наоборот" (на подбор антонимов). 
Воробей маленький, а ворона ... 
У синицы хвост короткий, а у сороки ... 
Голубь тяжелый, а воробей ... 
У синицы клюв тонкий, а у вороны ... 

Желаем вам весёлого общения и взаимопонимания с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....