Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Самые известные достопримечательности Воронежа»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Плетенская Людмила Сергеевна

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёв: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_o_gorode.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширение представлений детей старшего дошкольного возраста

 о родном городе через знакомство с самыми известными достопримечательностями города Воронежа, с использованием инновационных форм работы.

Задачи:

-уточнять и обогащать знания детей о достопримечательностях родного города с использованием инновационных форм работы;

- развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста;

-продолжать работу по обогащению словаря детей;

-продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи, учить детей формулировать полный ответ на поставленный вопрос.

-продолжать формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не перебивая;

- учить овладевать практическими навыками работы с информацией;

-упражнять в умении согласовывать движения и текст (физкультминутка);

-воспитывать у детей любовь к родному городу, желание проявлять заботу о нём, вызвать интерес к дальнейшему знакомству с городом.

Предварительная работа:

Чтение книг, проведение бесед по теме, пополнение развивающей среды. Организация экскурсий родителей с детьми в выходные дни по городу Воронежу, рассматривание иллюстраций о городе Воронеже, разучивание стихотворений, составление рассказов по картинкам.  Чтение рассказов о городе Воронеже, рисование «Ночной город», конструирование «Микрорайон города», «Улицы родного города».

Оборудование:

Презентация «Достопримечательности города Воронежа», иллюстрации «Достопримечательности города», «Виды Воронежа»; портрет Петра Первого; фотографии архитекторов города; атрибуты для драматизации стихотворения С. Я. Маршака «Друзья-товарищи»; викторина «Назови правильно»; бумага для оригами; карточки для выбора символа города; флажки, песочные часы.

Словарная работа: достопримечательность, символ, виртуальный, экскурсовод, интерактивная доска, пьедестал, сеттер, натурщик, ротонда.

Ход ООД:

Воспитатель:

-Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем?

Дети:

-Город, в котором мы живем, называется Воронеж.

Воспитатель:

-Послушайте стихотворение А. Воронина «Мой Воронеж!»

Ребенок:

Воронеж! Город мой любимый!

Рождён во славу ты Петра!

Твой облик юн, и он неповторимый!

Сияешь красотой своей с утра!

Мой город-воин! Ты непобедимый!

Не сдавшийся фашизму и векам!

России дух в тебе неугасимый!

Всю душу я тебе отдам!

Просторы Дона, рощи и дубравы!

Любовь для подвига. Минуты тишины.

Воронеж – город вечной славы!

Столица Черноземья и Весны!

Воспитатель: 

-О Воронеже следует знать хотя бы несколько фактов. Во-первых, это город - миллионник в европейской части нашей страны. Во-вторых, это колыбель российского флота, ведь именно здесь Петр I начал строить корабли. В-третьих, Воронеж является родиной многих известных писателей и поэтов (Бунина, Никитина, Платонова, Кольцова). А еще он входит в список 10 самых популярных туристических направлений России. В Воронеже очень много достопримечательностей достойных внимания. 

-А что такое достопримечательности? (Это красивые, значимые места, которыми славится наш город).

Воспитатель: 

-Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться на виртуальную экскурсию по нашему городу.

-А что значит виртуально путешествовать? (Это значит не по-настоящему, а глядя на экран интерактивной доски или компьютера)

Прежде чем мы отправимся в виртуальное путешествие, давайте подготовим наши глазки, чтоб не упустить ничего интересного.

Гимнастика для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

На экран смотреть начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

Воспитатель: 

-Достопримечательностей в городе Воронеже немало. Мы сегодня расскажем о тех, которые, согласно общественному опросу в ходе акции «Выбери неофициальный символ Воронежа» стали лидерами.

Начнем с истории: первым в нашем городе памятником был памятник Петру Первому.

-Экскурсоводами сегодня будут ребята нашей группы.

Памятник Петру Первому (1 слайд)

Ребенок:

- Памятник Петру Первому в Воронеже появился в 1860 году – это был первый памятник в нашем городе.

Петр Первый изображен во весь рост, в мундире того времени. Правой рукой император опирается на корабельный якорь в память построения в Воронеже флота, а левой показывает вперед на Азов, покоренный этим флотом.

       Во время Великой Отечественной войны памятник Петру I разрушили фашисты. В 1956 году на том же пьедестале была установлена новая статуя Петра, выполненная из бронзы по проекту скульптора Н.П. Гаврилова.

        Расположен памятник Петру Великому в Петровском сквере города Воронежа на пересечении проспекта Революции и улицы Степана Разина.

Воспитатель:

- Памятник Петру Первому занял почетное первое место. Выбор воронежцев радует. Он означает, что мы хорошо знаем историю своего города, знаем, какое влияние на его развитие оказал Петр I

Памятник Котёнку с улицы Лизюкова (2 слайд)

Ребенок:

   -5 декабря 2003 года в Воронеже появился монумент котенку, который натерпелся обид от дворовых собак и удрал от них в Африку, но потом все-таки вернулся в родной город. Установлен памятник на улице Лизюкова в Северном микрорайоне города.
Создателями памятника является семья известных воронежских скульпторов - народных художников России - Ивана Дикунова и Эльзы Пак вместе с сыновьями Максимом и Алексеем. И дерево, и котенок с вороной изготовлены из черного металла.
      Котенок с улицы Лизюкова стал третьим в мире и первым в России мультипликационным героем, которому поставили памятник, да еще и с точной пропиской.

Котенка, живущего в Воронеже на улице Лизюкова, придумал воронежский писатель Виталий Маркович Злотников.

Воспитатель:

- Большое количество голосов, отданное за Котенка с улицы Лизюкова, свидетельствует о том, что Воронеж – город молодых и оптимистичных людей. И каждый их них готов поддержать Василия в том, что «лучше, чем Воронеж, нет города нигде»!

Памятник Белому Биму Чёрное ухо (3 слайд)

Ребенок:

-Памятник собаке по кличке Белый Бим Чёрное ухо открыт в Воронеже 5 сентября 1998 года.

Авторы памятника – воронежские скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак. Натурщиком им служил настоящий шотландский сеттер. А консультировал их сам Троепольский, автор одноименного рассказа. Для отливки скульптуры выбрали нержавеющую сталь, поскольку Бим был собакой белой масти, и только правое ухо и одну лапу сделали из бронзы. Бима изобразили в натуральную величину без пьедестала на маленьком возвышении, грустно вглядывающимся вдаль и преданно ждущим хозяина.

Трогательная скульптура установлена на площади перед Воронежским театром кукол «Шут». Мимо нее невозможно пройти равнодушно. Стало доброй приметой погладить Бима по бронзовому уху и загадать желание.

Воспитатель:

- Когда в 2009 году проводилось голосование по выбору неофициального символа Воронежа, Бим занял почетное третье место, уступив лишь Петру Первому и Котенку с улицы Лизюкова.

Памятник Биму стал символом милосердия, любви, доброты. Место рядом с этим памятником было выбрано для проведения III Всероссийской акции «Россия без жестокости» в 2011 году.

Воспитатель:

-Следующий слайд – это часть предыдущего. В нашем городе много театров. Об одном из них мы расскажем.

Кукольный театр (4 слайд)

Ребенок:

 -На главной улице города есть удивительной красоты сказочный дворец, а живут в этом дворце не люди, а куклы! Имя этому дворцу Воронежский государственный театр кукол «Шут» имени В.А. Вольховского.

Это великолепное строение появилось в нашем городе сравнительно недавно, оно было спроектировано и построено в 1984 году.

   Перед парадным входом в театр располагается ротонда с семью колоннами, а на вершине каждой из колонн расположились сказочные герои. Среди них Золушка, Царевна Лебедь, Принцесса на горошине… Охраняет театр самый преданный друг и любимец воронежцев – Белый Бим Чёрное ухо.

       Во дворце три этажа, чтобы всем куклам хватило места. А еще в театре есть музей, открытый в 2001 году. В нем хранятся куклы из спектаклей, которые больше не играют на сцене. Все они приглашают Вас в свой прекрасный дворец, чтобы окунуться в сказку!

Воспитатель:

-Тихим и мирным наш город был не всегда. Памятники защитникам Воронежа рассказывают нам об этом.

Памятник Славы (5 слайд)

Ребенок:

 -Там, где заканчивается Московский проспект и начинается Задонское шоссе, возвышается памятник павшим защитникам Воронежа. Рядом братская могила, над которой горит Вечный огонь. За этим мемориальным комплексом закрепилось в Воронеже название «Памятник Славы».

Перед нами умирающий раненный солдат, все еще твердо удерживающий в своей руке автомат, а над ним видны очертания женщины с ребенком на руках. Возможно, это его жена и ребенок, о них он думал, умирая. Он отдал свою жизнь за то, чтобы жили они. Этот памятник – символ победы добра над злом, открыт он был 24 января 1967 года.

Помните!
Через века,
через года,-
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,
помните!

Буд ем помнить и мы.

Воспитатель:

-В нашем городе все памятники защитникам Воронежа можно назвать памятниками славы, жители города к каждому из них относятся с уважением, возлагают цветы. Мы с ребятами тоже сделаем цветы, говоря тем самым «спасибо» защитникам Воронежа за наше счастливое детство.

Конструирование из бумаги: «Тюльпан» (дети складывают из бумаги цветок в технике оригами)

Физминутка: Друзья-товарищи. С Маршак

День стоял веселый

Осенью золотой

 Шли мы после сада

Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,

 Шапки набекрень,

 Шли куда попало

В очень теплый день.

 Шли куда попало

Просто наугад,

Прямо и направо,

 А потом назад.

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

 А потом бегом.

Весело бродили

Я да ты со мной,

 Весело вернулись

К вечеру домой.

Весело расстались

 Что нам унывать?

Весело друг с другом

Встретимся опять!

Воспитатель:

-Ребята, кто написал стихотворение, которое мы рассказали?
Дети:

-Это стихотворение написал Самуил Яковлевич Маршак.

Воспитатель:

-Правильно. Если памятник Петру Первому был первым в Воронеже, памятник С. Я. Маршаку установили последним из существующих.

Теперь там своеобразный поэтический бульвар: есть статуи Владимира Высоцкого, Ивана Никитина, а также бюст Есенина.

Памятник С. Я Маршаку (6 слайд)

Ребенок:

-Первый в мире памятник выдающемуся поэту, автору известных детских книг Самуилу Яковлевичу Маршаку установлен в Воронеже в 2015 году.

Автор памятника – воронежский скульптор Максим Дикунов.

Этот бронзовый монумент, высотой в два с половиной метра, установлен на улице Карла Маркса, напротив старинного дома, где поэт жил с семьёй в годы Первой мировой войны.

 Маршак стоит одетый в теплое пальто с меховым воротником. На раскрытой ладони его правой руки сидит птичка. А рядом с ним в воздухе парит крылатая девочка. По замыслу автора памятника, это детская муза С.Я. Маршака, которая вдохновляет поэта на написание произведений для малышей.   

В честь поэта в Воронеже ежегодно проводится театральный детский фестиваль "Маршак", который стал главным культурным событием города для детей.

Воспитатель:

-Наш город очень зеленый и красивый благодаря большому количеству парков и скверов. Вот один из них.

Кольцовский сквер (слайд 7)

Ребенок:

- На территории главной площади Ленина находится живописный Кольцовский сквер. Время основания сквера-1871 год, с тех пор он постоянно изменяется.

В сквере находится памятник поэту Алексею Кольцову.

 Сквер стал любимым местом отдыха горожан, там появился первый городской фонтан, потом фонтан с детским хороводом и крокодилом. Но грянула Великая Отечественная война, и в Кольцовском сквере фашисты хоронили своих погибших солдат.

      В послевоенные годы сквер очень изменился. А в самом сквере установили цветомузыкальный фонтан – один из первых в Советском Союзе, которым все очень гордились. Сейчас сквер радует посетителей своей красотой, там появился «зимний фонтан», который привлекает людей даже в холодное время года.

Воспитатель:

-Если мы прогуляемся по Первомайскому скверу, встретимся с еще одной достопримечательностью-Благовещенским собором.

Благовещенский кафедральный собор в Воронеже (8 слайд)

Ребенок:

-Новый Благовещенский кафедральный собор был открыт 6 декабря 2009 года. Возведение нового храма заняло долгих 10 лет.

Благовещенский кафедральный собор расположен в центре современного Воронежа и считается одной из главных достопримечательностей нашего города. Он также входит в число самых высоких соборов мира и по своей величине занимает третье место в России. Благовещенский собор известен тем, что в нем хранятся мощи Святителя Митрофана.

На главной аллее еще в 2003 году был установлен бронзовый памятник святителю Митрофану. Вес скульптуры — 8 тонн, высота — 8,5 метров.

Если хочется остаться наедине с Богом, можно просто поклониться святыням, помолиться и погулять по Первомайскому скверу. Сейчас это благоустроенная, ухоженная территория.

Воспитатель:

-Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня рассказывали, для этого я вам предлагаю викторину «Назови правильно».

Викторина «Назови правильно»

 (Из перечисленных достопримечательностей дети, используя интерактивную доску, находят ту, о которой говорилось в презентации)

Итог:

Рефлексия «Выбираем символ города»

Воспитатель:

-Я предлагаю вам карточки с изображением достопримечательностей города Воронежа, о которых вы только что рассказывали. Выберите ту из них, которую вы считаете самой важной, или главной (выбираем символ города).

Символом города станет та достопримечательность, количество карточек с изображением которой будет больше)

Воспитатель объявляет, какая из достопримечательностей стала символом города и благодарит детей за этот выбор (дарит им флажки с логотипом «Я люблю Воронеж»)