Конспект по ООМ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мария Федоровна Мишина

Знакомство детей с Воронежским заповедником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_oom.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Домик для бобренка?»

Конспект ООДпо ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

Цель: расширение представлений детей о Воронежском государственном заповеднике.

Задачи:

  • Формировать у детей осознание того, что природу нужно беречь и охранять;
  • Дать реалистические знания о жизни бобров, об особенностях их поведения, питания, внешнем виде;
  • Учить  составлять композицию  из сухих листьев и природного материала;
  • Развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение;
  • Активизировать словарь

Предварительная работа: Чтение книги «Воронежский заповедник». Беседа: «Что такое Красная книга»,рассматривание иллюстраций с редкими животными, растениями. Сбор сухих растений, листьев ,семян.

Материалы и оборудование. Проектор, презентация (6слайдов), сюжетные картинки«Правила поведения в лесу»,карточки к игре «Кто где живет»,Игровой набор животных. Для аппликации на каждого ребенка ножницы, клей, салфетки, гербарий.

Организационный момент: Звучит музыка «Беловежская пуща»

Входит воспитатель в руках держит клетку, внутри которой игрушка бобренок.

-Ты живёшь в прекрасном мире. Это окружающие тебя растения, животные и люди, дома и машины, воздух и вода, солнце и небо, звёзды и планеты.

Когда ты дома, твой окружающий мир – это дом, комната, вещи в доме, мама и папа.

Тебе здесь уютно и хорошо?(Ответы детей)

1.Мотивация.

- Посмотрите, кого нашла моя дочь в лесу? Она построила ему домик из досок, а он его погрыз и чуть не убежал. Пришлось посадить его в клетку, но ему там грустно почему?(Ответы детей)

-Кто знает, что это за зверек?(Ответы детей) Внимание на экран.

 2. Познавательная деятельность.

Демонстрация  презентации:(см.приложение) «Первый житель Воронежского заповедника»

Слайд 1«Воронежский государственный биосферный заповедник» На территории много растений и животных, которые занесены в Красную книгу.

Ира «Правила поведения в лесу» А вы любите ходить в лес? Как надо вести себя там?

Игра «Правила поведения в лесу»(см.приложение)

На природе запоминать увиденное.

Ходить по тропинкам.

Не ломать ветки деревьев.

Не топтать цветы, травы.

Не кричать, не включать громко музыку.

Не разорять птичьих гнёзд.

Не ловить насекомых.

Не разрушать грибницы.

Не ловить мальков и лягушек.

Не ломать паутинки.

Не разжигать костров.

Не разорять муравейники.

-Воспитатель отгадайте загадку:

«. А на речке лесорубы в серебристо-темных шубах

Дружно к берегу придут, быстро бревен нагрызут,

А из бревен под водой они построят домик свой. (Бобры)»

-Вот эти лесные обитатели живут в нашем заповеднике

Слайд 2

-На какое животное похож бобер? (Ответы детей)

Мех бобра очень ценен, он тёплый, красивый, прочный и не боится воды. Зверька истребляли из-за меха и бобров стали охранять.

-Какие лапы у бобра, хвост? Для чего они нужны? (С их помощью он может ловко передвигаться в воде, ударом хвоста по воде бобр отпугивает хищьников.)

П. игра «Плавает не плавает»

Воспитатель показывает карточку с животным, если оно относится к водоплавающим дети вращают руками, если нет топают ногами.

Бобр - обитатель небольших лесных речек и ручьев, болот. Этот полуводный зверь. Бобры - животные растительноядные, и пищей им служит обилие растений.

Слайд 3

Бобры – очень удивительно- трудолюбивые животные звери. Только бобры умеют строить на речках и ручьях настоящие платины, прокладывать в лесу настоящие каналы, как лесорубы, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Прочная, искусно сложенная из веток, зацементированная речным илом, бобровая платина не боится, даже половодья

Слайд 4

Но вот платина построена, вода в ручье поднялась, образовался большой речной пруд и посреди выросла бобровая хижина. Вход в бобровую хатку всегда под водой. Внутри хатки выше уровня воды зверьки устраивают просторную жилую камеру. Там звери отдыхают днём, а ночью отправляются на «лесозаготовки».

Слайд 5

Вот бобр нашёл осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех сторон. Дерево наконец подает. Упавшее дерево бобры старательно разделывают : отделяют ветки, перегрызают на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляют по пруду к своему домику и складывают рядом в большие кучи. Так бобры готовят на зиму  запасы.

Игра «Хищники травоядные» (см.приложение)

Воспитатель раздает всем детям картинки самых разных животных и просит хищников поставить под красный кружок, а травоядных — под зеленый.

Слайд 6

Бобры - заботливые родители, и детенышей от себя долго не отпускают. Весной появляются на свет три - пять зрячих, покрытых шерсткой и даже имеющих зубки бобренка, а уже через два дня они пытаются выбраться из гнезда. Поэтому, зная беспокойный нрав своих потомков, бобриха, уходя из дому, тщательно закупоривает выход, чтобы бобрята не могли вылезти наружу.

Все же одному из детенышей удалось убежать от матери. Он сидит у меня в клетке.

Что делать?(Ответы детей)Построим дом, выпустим в лес, оставим в клетке, будем ухаживать и т.д./Приходим к выводу отпустить, а чтобы он не заблудился сделаем подсказку- макет заповедника.

 3.Продуктивная деятельность.

Воспитатель:  А теперь приглашаю в нашу мастерскую!

 Пальчиковая гимнастика

«Дружба»

Коллективная работа за столом вместе с воспитателем. Аппликация из природного материала, с помощью клея выложить картину похожую на лес с водоемом.(см.приложение)

4.Рефлексия

Рассмотреть работу.

5.Подведение итога. Игра с мячом (кому бросит воспитатель мячь, тот отвечает на вопрос)

Вопросы: Как называется бобровый дом?

Где находится вход?

Едят ли бобры рыбу?

Зачем бобру широкий хвост?

Кто строит бобру хатку?

Зачем бобру острые крепкие зубы?

Почему нельзя брать животных из леса? и т.д.

Список литературы.

1. Н.Виноградова «Развитие умственных способностей детей через ознакомление

с природой». М., 1978г..

2. Е.Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

3. В.Герасимов «Животный мир нашей Родины». М.,1985г..

4.Интернет ресурсы.

Пояснительная записка  

Занятие социально – личностной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Программой  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

Цель: расширение представлений детей о Воронежском государственном заповеднике

Задачи:

 -Формировать у детей осознание того, что природу нужно беречь и охранять;

-Дать реалистические знания о жизни бобров, об особенностях их поведения, питания, внешнем виде;

-Учить составлять композицию из сухих листьев и природного материала;

-Развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение;

 -Активизировать словарь

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядный метод (Презентация «Первые жители заповедника») наглядно-практический метод вдидактических играх«Плавает не плавает», «Хищники и травоядные».  Словесный метод (беседа о правилах поведения в лесу), прием эмоциональной заинтересованности (откуда пришел бобренок?), игровой прием (проблемные ситуации), использование звуковых эффектов (звучание музыки Беловежская пуща).

Для усиления интереса к занятию вводится интригующая проблемная ситуация (Потерялся бобренок, что делать?). Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы педагога, собирают карточки, обыгрывают проблемные ситуации. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия. Использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей интересными и познавательными картинами.Дети познакомились с жизнью и условиями обитания бобров.  Поняли какую важную роль они играют в природе и почему их нельзя убивать.  

В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно выполнить задание для того, чтобы бобренок вернулся домой. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми. В практической части ООД дети работали слаженно согласованно. Вместе находили в гербарии растения похожие на кустарники и деревья. В конце работы искали сходство аппликации (макет заповедника) с картиной.

На заключительном этапе опять ставится проблемная ситуация, как построить домик для бобренка. В итоге пользуясь полученными знаниями дети приходят к выводу, что бобры сами строят себе хатки, а заблудившегося бобренка надо выпустить на волю.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....