Конспект интегрированной НОД по познавательно- исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Планета звуков"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: создать условия для воспитания гармонично развитой, экологически грамотной личности, умеющей тонко чувствовать и слышать окружающий мир, воплощая всю его красоту в художественно- звуковом образе в процессе творческой деятельности. Задачи: ОО "Познавательное развитие": - развивать слуховое внимание; - систематизировать и обобщать знания детей о неживой природе нашей планеты; - дать представление о многозвучии и многообразии нашей планеты; - дать представление о том, что по звукам можно многое узнать; - развивать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру; - закрепить навыки счета в пределах восьми, ориентировки на листе, форм и цвета; - развивать умение использовать символы ( "знаки природы"), обозначения на карте земной поверхности. ОО "Социально- коммуникативное развитие" - воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и окружающему миру; - воспитывать навыки сотрудничества через взаимодействия в совместной творческой деятельности; - развивать умение самостоятельно находить решения и ответы на вопросы в процессе исследовательской деятельности. ОО "Речевое развитие": - развивать умение использовать обобщающие слова; - дать представление о лексическом значении слова "плодородие"; - активизировать и обогащать речь детей введением сложных слов("многозвучие," "камнепад") и русских народных пословиц("Одна голова хорошо, а две лучше." "Земля - матушка, а почва - кормилица"), упражнениями в подборе глаголов, обозначающих звучание("трещит","хрустит","скрипит" и т.д.) и существительных, обозначающих звук ("шум волны", "стук дождя","грохот водопада","звон капели" и т. д.); - развивать умение правильно подбирать предлоги (вблизи водопада, возле ручья, на берегу). ОО "Художественно- эстетическое развитие": - развивать умение прислушиваться к неречевым звукам, различать их по степени громкости, местоположению и источнику через творческую и игровую деятельность; - развивать умение двигаться в соответствии с ритмом и характером музыки("Фиксиразминка"); - развивать воображение и фантазию( игра "Послушай и вообрази") ОО "Физическое развитие": - развивать мелкую моторику (работа с песком ); - при проведении НОД использовать здоровьесберегающие технологии ( музыкальная динамическая пауза, самомассаж ушных раковин и слуховые упражнения); - развивать аудиальный, кинестетический и визуальный каналы восприятия методом сенсорной интеграции (игра "Шагаем по звукам") Предварительная работа: - исследования состава и свойств воды, песка, глины, почвы, камней с фиксированием результатов в рабочих листах; - эксперименты по проращиванию растений в разных типах почвы и в разной степени её загрязнения, по окрашиванию песка; - наблюдения на целевых прогулках, сбор образцов камней, почвы и песка; - беседы о полезных ископаемых, их свойствах, происхождении, применении, способов добычи и транспортировки в экологическом аспекте; о такой функции человеческого организма как слуховое восприятие, о некоторых особенностях слуха животных; о профессиях, связанных с исследованием земли (агроном, геолог, археолог); о строении земной поверхности и о картах земной поверхности; - творческие упражнения "Слушаем и рисуем звуки природы", "Послушай и покажи"; - дидактические игры "Покажи на карте", "Маршрут туриста", "Откуда эта горсть земли?", "Шагаем по звукам", дидактические игры на определение звуков по высоте, длительности, силе; - изготовление поделок и рисунков с использованием камня, глины и песка; организация выставки продуктов семейного досуга "Почвотворчество и камнетворение"; выкладывание узоров из камней и композиций с использованием камней, глины и песка на прогулке; - слуховые упражнения("Что шепнула мне ракушка?", "Испорченный телефон", "Отгадай по звуку, что я делаю"; - игра - викторина "Поле чудес"( полезные ископаемые); - чтение сказок Бажова "Огнивушка - поскакушка" и "Серебряное копытце"; -экологическая квест - игра с участием родителей "Прикоснись к природе сердцем"; - изготовление родителями тематических наглядно- информационных папок к проекту: "Земля наш общий дом": "Земля- кормилица", "Земля - источник энергии" , "Земля - родник для творчества и созидания" , "Что русская речь о земле молвит", "Писатели - детям о земле и её богатствах", "Земля - раскрасавица" Материалы и оборудование: - мультимедийное оборудование; - аудио- и видеоматериал: появления фиксиков, "состояния воды", "звуки почвы", "камнепад"; -запись инструкций от фиксиков и проверочная таблица для игры "Шагаем по звукам"; -знаки природы (изготовление родителями); изображение планеты Земля со звуками природы; - "Фиксиразминка"; - эмблемы для"Экологических спасателей"(по количеству детей) и приглашение фиксиков; - 4 клинообразные заготовки из белого картона, восковые мелки и цветные карандаши; жёлтая и оранжевая масса для лепки; цветной песок (1набор на 2 человек); салфетки, клеёнки; клей ПВА с кисточкой(1 на 2 человек); наборы различных камней(1 на 2 человек); пластмассовые вёдра с водой(1на двоих), таблицы для игры "Шагаем по звукам"(на каждого ребёнка) Оформление помещения: "Лаборатория фиксиков","Центр эксперементирования", стенд для размещения "Портрета планеты Земля", магнитная доска с магнитами ( для знаков). Ход занятия (Воспитатель и дети входят в зал, здороваются с гостями) Воспитатель - Ребята, сегодня в своём шкафчике я нашла вот такое приглашение.В нём наши друзья фиксики приглашают нас на срочный сбор экологических спасателей по очень важному делу.Вы хотите узнать, что произошло?Тогда,наверное, нам с вами следует пройти в лабораторию Фиксиков. (Дети подходят к лаборатории, на экране появляются фиксики.) Фиксики - Дорогие друзья! Как хорошо,что вы откликнулись на наше приглашение! Ведь без вашей помощи может случится настоящая катастрофа! Наша планета обиделась на то, что люди перестали её слушать, забыли ,как она прекрасна и многозвучна и, если вы не локажете ей свою любовь и внимание, она замолчит навсегда! Воспитатель - Но как же мы это сделаем?! Фиксики - В лаборатории мы оставили оборудование и материалы, а так же план- всё это поможет моздать портрет нашей планеты. Если у вас всё получится (в чём я лично нисколько не сомневаюсь),наша планета будет звучать ещё много- много лет.Вы согласны?Мы на вас надеемся, друзья!До связи! Воспитатель - Ну что ж, ребята, на нас надеются фиксики и все жители нашей планеты.А, кстати, как она называется? Дети - Наша планета называется Земля. Воспитатель - Правильно.А вы умеете слушать? А какие органы у человека отвечают за слух? Что помогает нам слышать? Дети -Слышать звуки нам помогают уши. Воспитатель - Верно.Давайте подготовим свои ушки к серьёзной работе. Проводится самомассаж ушных раковин "Что шепнул нам ветерок?": - Взяли ушки за макушки, Потянули,пощипали, Вниз до мочек добежали. Надо мочки пощипать, Пальцами слегка размять. Вверх по ушкам проведём, И к макушке вновь придём. Ты прислушайся, дружок, Что прошепчет ветерок?("лето," "шарик","осень","снег"...) Воспитатель -Ну что ж, наши ушки готовы.Приступим? (Работа с планом) Воспитатель - А где же план? Ах, вот(читает)"Фиксиплан".Что за непонятные рисунки? Ребята, вы не знаете, что это? Дети - Это карта поверхности Земли. Воспитатель - И вы умеете её читать? Дети - Да. Воспитатель - Что же обозначает первая картинка? Дети - Она означает,что в этом месте находится водоём. Воспитатель - Точно! Ведь недаром Землю называют голубой планетой.Вы знаете, почему? Дети - Потому что на ней много воды. Воспитатель - А для чего нужна вода,вы знаете? Дети - Для питания всего живого, для жизни. Воспитатель - А как вы думаете, воду можно услышать?У неё есть свои звуки?(Ответы детей) Воспитатель - Давайте поиграем в игру "Послушай и вообрази" ИГРА "ПОСЛУШАЙ И ВООБРАЗИ" Воспитатель - Закройте глаза и представьте, что волшебный лепесток цветика- семицветика перенёс нас из лаборатории далеко- далеко. Но куда? Отгадайте по звуку. (Включается звук "шум прибоя") Воспитатель - Что вы слышите? Дети - Волны шумят. Воспитатель - И где же мы с вами оказались?(Ответы детей- показ на экране). Воспитатель - Снова закрывайте глаза. (Включается звук " журчание ручья") Воспитатель - А теперь что вы слышите? Дети - Ручей журчит. Воспитатель - Где же мы теперь очутились? Дети - Возле ручья.(показ на экране) Воспитатель - Давайте ещё раз закроем глаза.Куда нас перенесёт лепесток?(Включается звук "шум водопада") Воспитатель - Что это за мощный такой звук ? Дети - Это водопад грохочет. Воспитатель - Какое место вы представляете сейчас?(Ответы детей) - А далеко мы от водопада или совсем близко к нему? Дети - Мы к водопаду близко. Воспитатель - Почему вы так решили? Дети - Потому что звук очень громкий.(Показ на экране). Воспитатель - Молодцы! Значит, что могут подсказать нам звуки воды?(Ответы детей) Воспитатель - Правильно! Звуки могут подсказать нам место, где мы находимся или куда нам нужно идти.Прожолжим игру! Давайте послушаем ещё. (Включается звук "звон капели") Воспитатель - Что это, ребята? Дети - Это звенит капель. Воспитатель - Мы можем отгадать,какое это время года? Дети - Это весна. Воспитатель - Верно.(Показ) (Включается звук "стук дождя") Воспитатель -Что вы слышите? Дети - Это дождь стучит по крыше. Воспитатель - Когда это можно услышать? Дети - Летом, осенью.(Показ на экране) Воспитатель - Молодцы! Послушаем дальше. (Включается звук "треск льда") Воспитатель - Что вы слышите? Дети - Снег скрипит.(Показ на экране). Воспитатель - Вы догадались, в какое время года перенёс нас волшебный лепесток? Дети - В зиму. Воспитатель - Правильно! Ребята,а наш компьютер не ошибся? Ведь мы говорим о воде, причём же здесь снег и лёд? Дети - Лёд и снег - это тоже вода, только замороженная. Воспитатель - Правильно.Вот видите,сколько форм и звуков имеет обыкновенная вода,и сколько всего можно узнать,вслушиваясь в эти звуки.А сейчас я предлагаю вам разделиться на пары и занятт места за рабочими столами в лаборатории.Обратите внимание, на каждом столе фиксики оставили заготовку для создания портрета Земли.По одной на двоих.Нарисуйте на своих заготовказ то,что аы услышали.Помните,что работать в паре нужно сообща.Так даже проще."Одна голова хорошо, а две - лучше".И задание можно разделить. (Дети рисуют море, реки мелками, карандашами по выбору.На экране появляются фиксики.) Фиксики - Да, ребята, много воды на нашей планете, но чистой, пригодной для жизни становится всё меньше.Воду нужно беречь.А как бережёте воду вы? Дети - Не загрязняем водоёмы, закрываем кран. Воспитатель -У вас на столах есть знаки природы, найдите соответствующие этим правилам и покажите их. Фиксики - Молодцы! Вы справились с первым заданием! (Работа с планом) Воспитатель - Давайте посмотрим в план.Что обозначает следующая картинка? Дети - Это почва. Воспитатель - Кто знает, что такое почва? Дети - Это верхний плодородный слой Земли. Воспитатель - А что значит плодородный? Дети - Это значит почва рождает плоды - ягоды, грибы, овощи, фрукты, зерно, орехи, траву - корм для животных, цветы - нектар для пчёл. Воспитатель - Молодцы! Недаром в русской пословице говорится "Земля - матушка, а почва - кормилица".Ребята,а как вы думаете, почва может как то звучать? Давайте послушаем. (Включается звук "чавканье грязи под сапогами", "звук почвы при перекопке" Воспитатель - Что мы можем узнать по этим звукам? Дети - Что кто то идёт или кто то копает землю.(Показ на экране) Воспитатель - Правильно! Мы можем узнать,что кто то выполняет какое то действие.А теперь выберите,где у вас будет находится почва,намажьте это место клеем и аккуратно сверху насыпьте цветной песок. (Дети выполняют.Воспитатель интересуется,почему дети выбирают разные цвета, в рассуждениях приходят к выводу, что почва бывает разной: песчаной, глинистой и плодородной,покрытой зелёной растительностью. Фиксики - Друзья, плодородная почва- это бесценное богатство нашей планеты. Люди,работающие на земле, заботятся о сохранении и улучшении её плодородия.А вы можете что то сделать, чтобы почва на планете была плодородна и здорова? Дети - Не разбрасывать мусор,не устраивать свалки, отдельно собирать пластиковые и стеклянные отходы. Воспитатель - Найдите нужные знаки природы. Фиксики - Молодцы! Вы ещё раз доказали, что умеете слышать и беречь свою планету. Симка - Но мне кажется,ребятам следует немного отдохнуть.Я предлагаю сделать "Фиксиразминку". Музыкально - динамическая пауза "Помогатор". Воспитатель - Ребята, давайте посмотрим , что у нас по плану дальше? (Работа с планом) Дети - Это горы. Воспитатель - Верно.А теперь давайте разберёмся, что же такое горы? Дети - Горы - это огромные камни.Горы - это груда камней. Воспитатель - Верно.А иногда эти гигантские камни, расколовшись на кусочки, падают с огромной высоты.Это явление называется... Подумайте, как? Камни падают. Дети - Это камнепад. Воспитатель - Молодцы! Послушайте звук камнепада. ( Дети слушают звук, затем на экране появляется видео) Воспитатель - Ребята, а вы знаете, какой звук издают камни, если они падают в воду?(Ответы детей) А хотите, проведём эксперимент? Пройдите,пожалуйста в центр эксперементирования.Для каждой пары спасателей фиксики приготовили ведро с водой и набор камней для эксперимента.Проведите испытание и постарайтесь ответить, какие звуки издают камни? Одинаково ли они звучат и почему? (Проводится эксперимент, дети делают вывод:" Камни издают булькающий звук; они звучат по- разному, потому что отличаются между собой по форме и по весу") Фиксики - Молодцы, ребята, вы настоящие исследователи! Воспитатель - Ребята, возьмите камешки и разместите на своих заготовках "горы". (Дети выполняют) Воспитатель - Замечательно! А теперь давайте аккуратно соединим все части наших работ на стенде. (Дети собирают портрет планеты. На экране появляется видео " Так звучит планета Земля" Воспитатель - Ребята, наша планета снова зазвучала! Какая она красивая! И портрет Земли получился у вас просто замечательный! (На экране появляются фиксики) Фиксики - Ребята, вы настоящие герои, экологические спасатели! Вы показали, что любите и цените свою планету, умеете слышать её голоса.А сейчас нам пора прощаться.До новых встреч! Воспитатель - Ну что ж, ребята.Наше приключение закончилось.Вам понравилось?А что мы сегодня делали?Может,вам что то показалось трудным? Что нового вы узнали? Дети - Всё на планете может звучать.Звуки бывают разные.По звукам можно многое узнать. Воспитатель - Да.Вы вместе создали портрет планеты Земля.Что вы изобразили на нём? Дети - Воду, почву, горы. Воспитатель - Это всё природа нашей планеты, но какая? Дети - Неживая. Воспитатель - А что же такое живая природа?(Ответы детей) Воспитатель - Правильно.А хотите, в следующий раз мы соберёмся, послушаем звуки живой природы, поиграем и заселим нашу планету разными животными, украсим деревьями и цветами? Давайте попрощаемся с нашими гостями, пойдём отдохнём, а потом с новыми силами продолжим открывать этот прекрасный мир.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»

Данный вид деятельности был   представлен вниманию жюри на  городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса  действие проходило   на базе "чужого...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты здоровья»

Предлагаю Вашему вниманию конспект  совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста, где дети знакомятся с четырьмя правилами здорового образа жизни....

Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зоркие глазки"

Цель: формирование основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста Задачи: - расширять знания детей о строении глаза, его назначении и роли в жизни человека; - развивать познавательны...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»....

Конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «История образования города Братска»

Конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «История образования города Братска»...

Конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Улицы нашего города»

Конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Улицы нашего города»...