Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему "Воздух".
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Цель: Развивать у детей представления о свойсвах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- формировать навык работы в коллективе и индивидуально во время опытов;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozduh.odt21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

на тему: «Воздух»

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- формировать навык работы в коллективе и индивидуально во время опытов;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

Словарная работа: воздух, прозрачный, невидимый, опыты, упругий, легкий;

Демонстрационный материал:

- таз с водой;

- стеклянный стакан;

- баночки, в которых лежал апельсин, духи, чеснок;

Раздаточный материал:

- пакеты по количеству детей;

- воздушные шарики по количеству детей;

- трубочки для коктейля;

Предварительная работа:

- беседа с детьми на тему «Воздух невидимка»;

- рассматривание иллюстраций на тему «Что нас окружает»;

- изготовление совместно с детьми вееров.

Ход занятия:

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

 Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова:

«Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
- Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться опытами.

- Вы хотите?

Ответы детей: да
- Тогда надевайте скорее фартуки!
А вот что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку?

«Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем» (воздух)

-Правильно, сегодня мы будем проводить опыты с воздухом.

-Вдохните глубоко и выдохните (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)

- Ребята, а вы видите воздух?

Ответы детей: нет

- Так значит какой он?

Ответы детей: прозрачный, невидимый.

- Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он существует вокруг нас.

- А давайте мы с вами узнаем, какой он!

Ответы детей: да.

Опыт 1.

- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.)

-Трогайте, чувствуете? Получается?

Ответы детей: нет

-И у меня ничего не получается!

-Может его и вовсе нет?

Ответы детей: есть.

- Хотите, я вас научу ловить воздух?

Ответы детей: да

Раздаю детям пакеты.

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Ответы детей: он пуст.

-Смотрите, какой он тоненький, бесформенный.

-Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри?

Ответы детей: не знаем.

-Это ребята в пакете – воздух?

-А скажите, вы видите воздух

Ответы детей: нет.

-Значит, воздух какой?

Ответы детей: бесцветный и невидимый.

- Каким стал пакет?

Ответы детей: пакет наш стал похож на подушку.

-Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.

Ответы детей: бесформенным.

- Почему, что произошло?

Ответы детей: в нём нет воздуха.

Мы смогли потрогать воздух?

Ответы детей: нет.

Вывод 1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.

Опыт 2.

- Ребята посмотрите, а этот стакан пустой? (показываю пустой стакан)  Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?

Ответы детей: нет.

- А давайте мы с вами сейчас это проверим (Показ опыта). Подойдите поближе ко мне. Я возьму стакан прямо и медленно опущу в воду. Что получается?

Ответы детей: стакан не заполняется полностью водой.

-Почему вода не попадает в стакан? Кто-то мешает опустить стакан, кто-то там есть!

Ответы детей: воздух.

Вывод 2. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 3.

- А теперь я снова опущу стакан в воду, но теперь держать стакан буду не прямо, а чуть наклонив.

-Что появляется в воде?

Ответы детей: пузырьки.

- Откуда взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)

- А почему же сначала мы подумали, что стакан пустой?

Ответы детей: потому что воздух не видим, он прозрачный.

- Именно поэтому воздух называют невидимкой.

Какой же можно сделать вывод?

Вывод 3: Воздух есть везде.  Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали и закрыли его в мешочке, мячике, шарике, затем в стакане, а потом выпустили его.

Приглашаю детей пройти за столы.

Опыт 4.

- Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (загадочно)

Ответы детей: да

-Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта.

-Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду.

-Что же происходит?

Ответы детей: в стакане появились пузырьки.

- Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

- Значит что?

Ответы детей: внутри нас тоже есть воздух.

Вывод 4: Воздух есть внутри нас.

А теперь давайте поиграем (физкультминутка):

Дует ветер с высоты.

Гнуться травы и цветы.

Вправо- влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Руки ставим перед грудью,

Мы рывки руками делать будем-

Раз - два - три - четыре

Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора. (Дети садятся)

Опыт 6.

- Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?

Ответы детей: не знаем.

- А как мы можем это сделать?

- Можно помахать на себя рукой, бумагой, или веером, дыхнуть на  ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.

Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите.

Что чувствуете?

Ответы детей: тепло

- А теперь возьмите лист и помашите им.

Что теперь вы чувствуете?

Ответы детей: ветерок, прохладу.

Вывод 6: Воздух можно почувствовать.

Опыт 7.

- А как вы думаете, что мы можем надуть с помощью воздуха? (правильно, воздушные шарики)

-Посмотрите, ребята - это шарики! Возьмите их в руки. Что внутри шариков?

Ответы детей: воздух.

-Шарики чем наполнены?

Ответы детей: воздух.

-Мне кажется, что наши шары немного грустные!

- Ребята, но мы же с вами волшебники!

- И чтобы наши шарики стали еще веселее, давайте разрисуем наши шарики.

Разрисовка шариков под музыку.

Что внутри них? Воздух! А почему его не видно? Потому, что он прозрачный! Давайте встанем и будем играть с нашими шариками, подбрасывайте их вверх и снова ловите.

- Какие шарики? (легкие, воздушные). А почему они такие стали? (потому, что внутри у них воздух, а он легкий)

Итог:

- А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе:

Дорогие ребята! Наши опыты показали, что:

1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.

2. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

3. Воздух есть везде. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали и закрыли его в мешочке, мячике, шарике, затем в стакане, а потом выпустили его.

4. Воздух есть внутри нас.

5. Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

6. Воздух можно почувствовать.

7. Воздух легкий.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...

Конспект опытно-экспериментальной работы с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: Развлечение. Прогулка со снеговичком.

На основании интрегации образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.Используемы технологии: игровая....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...