«Право ребенка жить и воспитываться в семье»
план-конспект занятия по окружающему миру

Андреенко Татьяна Геннадьевна

В разработке представлен опыт по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Данная разработка может быть полезна педагогическим работникам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях, интересующихся данной проблемой. для пополнения теоретических знаний и совершенствования практических навыков работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Муниципальное дошкольное учреждение

                                    « Центр развития ребенка» - детский сад № 11 «Буратино»

                                                      г. Невеля   Псковской области

               ____________________________________________________________

                                  ул. Ленина,д.36,г.Невель,Псковская область,182500

                                    телефон:8(81151)2-16-29;e-mail: org2170@pskovedu.ru

КОНСПЕКТ

            Тема: «Право ребенка жить

              и воспитываться в семье»

                    (старшая , подготовительная группа)

                                                                                 Воспитатель:    

                                                                                                        Андреенко

                                                                                                Татьяна Геннадьевна

                                                   первая квалификационная категория

            Цели и задачи:

- формировать представление детей о правах ребенка;

- помочь понять родственные отношения в семье;

 - воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС

Ребёнком признаётся лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия).

Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье. Право знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание с ними.

Ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

Ребёнок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.

Ход беседы

Дорогие ребята! Поговорим сегодня о праве ребенка жить и воспитываться в рудной семье.

Семья, близкие люди, родной дом — самое дорогое, что есть у человека.

Попробуйте произнести слово «семья» — вот так: семь — я. Как вы думаете, что это значит? Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

На самом деле, приглядитесь повнимательнее к родным! Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка — папину, цвет глаз у вас такой же, как у бабушки, овал лица и родинка — как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Вопросы

На кого из родных вы похожи внешне?

На кого вы похожи по характеру?

Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей.

В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья — самая счастливая!»

Что же такое согласная семья?

Правильно! Это семья, где все живут в согласии. Каждый — и старый и малый - ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняясь открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.

Самые близкие ребёнку люди — его родители. И для родителей — дети смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце — в детках», «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых народных пословицах.

Мать малыша и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет, и научит. А если ребенок заболел, то вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родная матушка» - примечают люди.

Заболел сынок

Простудился Ваня -

Заболел сынок.

Чуть мерцает в спальне

Слабый огонек.

За окном метели

В стекла бьют упрямо, От постели сына

Не отходит мама.

Потеплей укрыла

И дала напиться, О сыночке милом

Станет мать молиться!

Папа — тоже самый близкий и дорогой ребенку человек!

Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научиться! И не только делать что-то руками, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям.

«Отец сына худому не научит» - говорится в народе.

Мой папа

Папа знает все на свете:

Знает, где родился ветер,

Как бушует океан -

Ведь мой папа — капитан!

Мы достанем карту мира,

Вместе станем изучать -

Вот высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это южная Анапа,

Это — северный Ямал.

Обо всем расскажет папа -

Папа всюду побывал!

Вырасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

Вопросы и задания

  1. Чему вы научились у папы?
  1. Есть ли вас сестры и братья? Расскажите о них.
  1. Расскажите о маме.
  1. Вспомните и прочтите стихи, посвященные маме.
  1. Какая профессия у вашей мамы? А у папы?

Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших можно кое-чему и поучиться.

Старшая сестра

Моя старшая сестрица - на все руки мастерица:

Испечет сама пирог,

Свяжет бабушке платок.

Я всегда с сестренкой рядом,

У нее всему учусь.

Вместе с ней к столу присяду -

Рукоделием займусь!

Самые старшие и уважаемые члены семьи — бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам.

Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастете и станете самостоятельными, то и вам нужно будет позаботиться о них.

Дедушка

Хоть наш дедушка седой,

Но душой он молодой!

Много в нем любви и ласки,

Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку,

Позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким,

Рассмешит веселой шуткой!

Замечательный наш дед,

Проживи еще сто лет!

Если бабушка живет с вами, она помогает маме по хозяйству, следит за порядком в доме. Руки и сердце у бабушки — золотые! Она теплые носки свяжет, и вкусный пирог испечет, и добрым словом поможет, и в трудную минуту поддержит.

Бабушка

У меня есть бабушка,

Она печет оладушки,

Вяжет теплые носки,

Знает песни и стихи.

Её руки непростые,

Трудовые, золотые!

В народе есть поговорка: «Семьей и горох молят». Так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.

Но и сегодня ваша помощь очень нужна. Убрать за собой игрушки, помыть посуду, вытереть пыль — ведь это совсем не сложно. Зато сколько радости ваш труд принесет родным! Они поймут, что вы думаете и заботитесь о них.

Интересно рассматривать альбомы с фотографиями своей семьи. Но многих людей, запечатленных на фотоснимках, вы не узнаете. Кто это? Оказывается, это ваши дяди и тети — родные братья и сестры мамы и папы, и их дети — ваши двоюродные братья и сестры.

Вот какая большая у вас семья!

Вопросы и задания

  1. Что означают слова «согласная семья»?
  1. Сколько членов в вашей семье? Расскажите о них.
  1. Почему говорят: «Родительское сердце — в детках»?
  1. Почему нужно помогать старшим членам семьи?
  1. Расскажите о родном доме.
  1. Как вы понимаете поговорку «Дома и стены помогают»?
  1. Как вы думаете, почему говорят: «Хорошие дети — отцу-матери — венец»?
  1. Расскажите, какие домашние дела вы выполняете?

Ребята, мы поговорили о счастливых, благополучных семьях. Но в жизни, к сожалению, порой случается по-другому.

Бывает, что маленького ребенка растит и воспитывает одна мама, и ей, конечно, очень трудно. Но иногда малыш оказывается и вовсе без родителей. Маленький ребенок совсем беспомощное существо! Он не умеет сам ни одеваться, ни есть, ни пить. Без взрослых ребенок жить не может!

Как же поступают с ребенком, оставшимся без попечения родителей?

Заботу о детях берет на себя государство. Малыша направляют в детский дом, где о нем заботятся нянечки, врачи и воспитатели. Но, конечно, родных отца и мать малышу не может заменить никто! Дети скучают по ним, в каждой входящей женщине видят маму, тянут к ней ручонки, плачут, когда она уходит.

Некоторым сиротам (так называют детей, оставшихся без родителей) везет: их усыновляют приемные родители и дети обретают новую семью.



Предварительный просмотр:

                                           

                                        Муниципальное дошкольное учреждение

                                    « Центр развития ребенка» - детский сад № 11 «Буратино»

                                                      г. Невеля   Псковской области

               ____________________________________________________________

                                  ул. Ленина,д.36,г.Невель,Псковская область,182500

                                    телефон:8(81151)2-16-29;e-mail: org2170@pskovedu.ru

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВА»

                                   (старшая группа)

                                                                                 Воспитатель:    

                                                                                                        Андреенко

                                                                                                Татьяна Геннадьевна

                                                   первая квалификационная категория

Программное содержание:

-Систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях.

-Развивать правовое мировоззрение и представление о нравственности.

-Учить анализировать, рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство уважения к другим людям. Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

Методы и приемы:

-Словесные: беседа, объяснение, пояснение, стихи.

-Практические: подвижная и дидактические игры, физкультминутка.

Наглядные: картинки с изображением прав детей, иллюстрации к сказкам.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме: «Права ребенка, сюжетно-ролевая игра «Семья»».

Материал:

Картинки с изображением прав детей, иллюстрации к сказкам «Айболит», «Заюшкина избушка».

                                       Ход образовательной деятельности:

Звучит музыка. Входят дети.

Воспитатель:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей — наших правах. А что же такое право? /Высказывания детей/

Воспитатель: Ребята! Давайте совершим путешествие в Страну права и узнаем обо всем, согласны?

Дети считают до трех и оказываются в Стране права.

Воспитатель: Итак, первая остановка. Давайте посмотрим на картинку и скажем, кто там изображен?

Дети: Мама с ребенком — это право на жизнь!

Воспитатель: А это вам первый документ — Свидетельство о рождении, выдается человеку после рождения. Он напоминает о праве на Имя, Отчество, Фамилию. А зачем нужно имя?

Дети: Чтоб нас не перепутали, различали.

Воспитатель предлагает детям игру «Давайте познакомимся». Дети по очереди называют фамилию, имя, отчество.

Воспитатель: Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя. А мы продолжаем свое путешествие. И следующая остановка!

(Дети рассматривают картинку).

Дети: Она говорит о праве на семью.

Воспитатель: Что вы знаете об этом праве?

Дети: У каждого человека должны быть папа и мама.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихи о семье?

Ребенок: Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

И щенка и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята! Взрослые заботятся о вас, а ваша обязанность уважать их. Предлагаю игру: «Назови ласково». Посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи:

Дети: Мама-мамочка, папа-папочка, сын-сыночек, дочь-доченька, брат-братик, сестра-сестричка.

Воспитатель: Молодцы! Семья-самое дорогое, что есть у человека. Но в семье есть не только права, но и обязанности.

Дети: Убираем игрушки, заправляем постель, помогаем маме в уборке дома, бабушке-донести сумку.

Воспитатель: Мы хорошо поработали, а наше путешествие продолжается. Итак, следующая остановка – следующая картинка. О каком праве она нам расскажет? (Дети описывают картинку).

Дети: Это право на образование/.

Воспитатель: Где можно получить образование?

Дети: В детском саду, в школе, в училище, в институте.

Воспитатель: Для чего надо учиться?

Дети: Чтобы быть умным и образованным человеком.

Воспитатель: Ну что ж проверим свои знания в игре «Что лишнее в портфеле?» (Дети называют лишние предметы).

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием! А нас ждет впереди остановка сказок.

                                Физкультминутка:

                               Выше ручки, шире плечи,

                                Раз, два, три — дыши ловчей!

                               От зарядки станешь крепче,

                               Станешь крепче и сильней!

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Дети высказываются).

Воспитатель: Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

Он под деревом сидит

Добрый доктор.

Дети: Айболит!

Воспитатель: Эта сказка говорит о праве на медицинскую помощь. А ваша обязанность — бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, больше есть овощей и фруктов.

А нас ждет следующая сказка «Заюшкина избушка» Правильно ли сделала лисичка, выгнав зайчика из его собственного домика? Имела она на это право? (Дети высказываются).

Воспитатель: эта сказка говорит о праве на жилище. Каждый ребенок имеет право на свой дом. Предлагаю вам игру: «Кому какой дом?»

Дети:

Медведю — берлога,

Белке — дупло,

Птичке — гнездо,

Пчеле — улей,

Собаке — конура,

Человеку — дом.

У каждого ребенка должно быть свое жилье!

Ребята! У нас есть еще одно право — право на отдых! Приглашаю вас на подвижную игру: «Затейники». (Воспитатель показывает движение — дети повторяют их под музыку).

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте с вами вспомним с какими правами детей вы познакомились. (Дети отвечают).

Воспитатель: Ребята! Какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Вы теперь знаете свои права, но никогда не нарушайте права других людей!

Лишь появится ребенок,

И дышать начнет едва

У него уже с пеленок Веские права!

Он имеет право жить,

Развиваться и дружить.

Иметь просторный добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙСтатья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).2. Каждый ребенок име...

Конспект занятия в старшей группе "Право ребенка жить и воспитываться в семье"

Цель данного занятия: формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Познакомить с правом ребенка жить  и воспитываться в семье. Ра...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

Цели и задачи:формировать представление детей о правах ребенка;помочь понять родственные отношения в семье;воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких....

Конспект беседы «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

В данном конспекте разработан и предоставлен интересный материал беседы по провам ребенка....