Конспект ООД в подготовительной группе на тему: «О происхождении фамилий»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_familii.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Конспект НОД

 в подготовительной группе

на тему: «О происхождении фамилий»

(материал рассчитан на 2 занятия)

Задачи: формировать у детей представление о происхождении фамилий, развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы, воспитывать интерес к прошлому, уважение ко всем именам и фамилиям, обучать словотворчеству.

Словарная работа: потомки, кондитеры, фамилия, отчество.

Предварительная работа: знакомство детей с именами и фамилиями сверстников, знакомых, знаменитостей. Рассматривание семейных фотографий, иллюстраций с изображением людей разных поколений, разного рода деятельности.

Материал: портреты: А.С. Пушкина, Ю.А. Гагарина, Л.Н. Толстого, иллюстрации с изображением птиц, насекомых, зверей и т.д., людей разных профессий. 

Ход беседы:

Вос-ль: Дети, сегодня мы с вами поговорим о ваших фамилиях, о том,   как они образовались.

- Зачем вам нужна фамилия?

Ответы детей.

Вос-ль:  Послушайте стихотворение, которое называется

«Финтиклюшкин»

У папы Финтиклюшкина,

У мамы Финтиклюшкиной,

У сына Финтиклюшкиных

(Ему девятый год)

Не драма, не комедия,

А личная трагедия:

Семейную фамилию

Малыш не признает.

Конечно, Финтиклюшкины

Совсем не то, что Пушкины ...

Но всё же Финтиклюшкины -

Рабочий русский род.

Он был прославлен предками

Кондитерами редкими,

Их плюшками, ватрушками

И чудо-финтиклюшками,

Что сами лезут в рот.

Но Феде Финтиклюшкину

Нет дела до того,

Поскольку друг за дружкою

Все дети Финтиклюшкин

Теперь зовут его.

Как жить с такой фамилией?

И как её терпеть?

Вот хорошо бы личную,

Совсем, совсем обычную,

Серьезную, приличную

Фамилию иметь!

Бывают же фамилии

Без разных глупых слов:

Ну, скажем, просто Сидоров!

А лучше - Иванов!

Но так уже положено,

Что там, где есть семья,

Там папина фамилия -

И мамина фамилия,

И стало быть твоя:

И Феде Финтиклюшкину

Я свой совет даю:

Носи, малыш, с достоинством

Фамилию свою!

А если ты научиться

Работать и мечтать,

Великим Финтиклюшкиным

Ты в жизни можешь стать!

-   О ком говорится в стихотворении?

-   Почему мальчик был недоволен своей фамилией?

-   От кого у него взялась эта фамилия?

-   Ну а у мамы и папы, откуда она взялась?

-   А у бабушки с дедушкой?

-   Кто же первым получил эту фамилию?

-   Почему?

-   А вы знаете, что такое финтиклюшки?

Вос-ль: Это булочки, которые мы с вами очень любим, а раньше их Называли тарочками или финтиклюшками.

-   От какого слова образовалась фамилия Финтиклюшкин?

-   Какой совет ему даёт поэт?

-   Как вы считаете, стоит ли Феде стыдится своей фамилии?

Ответы детей.

-   Как бы мог Федя прославить свою фамилию?

Ответы детей.

Вос-ль: Чью прославленную фамилию хотел бы иметь Федя?

-   Чем прославилась эта фамилия?

-   Кто её прославил?

-   Как вы думаете, она сразу была прославлена или нет?

-   Почему?

-   Как вы думаете, от какого слова произошла фамилия Пушкин?

Ответы детей.

Вос-ль: Правильно, фамилия Пушкин произошла от слова пушка. А вы хотите узнать, от кого А.С. Пушкину пришла эта фамилия.

Ответы детей.

Вос-ль: Был у него прадед, звали его Григорий, и голос у него был Очень громкий. За такой голос его прозвали «пушкой». Вот и появилась фамилия - Пушкин. Вот видите, фамилия у каждого человека появилась не просто так, она имеет историю.

У нас в группе, есть мальчик, фамилия которого, тоже прославилась кондитерскими изделиями. Его предки были основателями маленьких калачиков, которые сейчас называются как? (бублик) Прошли годы, и потомки этого кондитера получили фамилию, какую?

Ответы детей. Бубликов.

Вос-ль: А Сережа получил ее от кого?

Ответы детей. От родителей.

А на следующем занятии я вам расскажу о происхождении ваших фамилий. 6 2 часть занятия.

Вос-ль: Сегодня мы продолжим беседу о ваших фамилиях и о том, как они образовались. Фамилия - семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека.

-   Имя каждому из вас дал кто?

-   Отчество ваше образовалось от имени кого? Которое в свою очередь ему дали родители: ваши бабушка и дедушка.

-   А фамилию вы носите чью: папину или мамину?

Фамилия у вас тоже, как правило, отцовская, а к отцу пришла от деда, к деду от прадеда и т.д.

-   Кто же её первый придумал, откуда она взялась?

Так вот, давным-давно, когда на земле людей ещё было не очень много и жили они племенами или небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Обратите внимание на эту картину.

Вот здесь живет Иван, а здесь Данило, а в этом домике на горе Мария, а у березы дом Федотьи. А если вдруг окажется, что в деревне живут два Ивана, Тогда про одного говорили, что это Иван сын Никиты, а вот Иван - Иванов сын. Со временем людей стало больше, да и поселения их разрослись. Труднее стало различать людей. Вот тогда то и появились фамилии. Сначала они были только у знаменитых и богатых людей. А потом уже появились фамилии у всех. Оказалось, что очень удобно, когда каждый имеет свою фамилию.

-   А где же взять так много разных фамилий? 

Вос-ль: Очень часто они образуются от имени отца. Жил Петр сын Сергея значит?

Ответы детей: Сергеев.

Вос-ль: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови правильно» (детей по кругу, воспитатель в кругу с мячом, бросая мяч ребенку воспитатель говорит фамилию, а ребенок возвращая мяч воспитателю, говорит имя)

Иванов.....„,                    Фёдоров......,

Петров......,                    Захаров.......,

Семёнов ....,                     Фролов.......,

Андреев.....,                    Фарисеев......

Вос-ль: А у нас в группе есть такие фамилии?

Ответы детей: Юля Фарисеева, Андрей Фролов.    .

Вос-ль: Значит, фамилии у них произошли от чего? От кого?

Ответы детей: Фарисей, Фрол.

Вос-ль: - А вот у Витали Шебанова фамилия произошла от

тюркского имени «Шебан».

-   Фамилией иногда становились и имена матери: Евдоким Мартин, Петр Натальин, Андрей Машников, Иван Авдотьин.

-   Какие имена звучат в этих фамилиях?

Ответы детей - Марта, Авдотья, Наталья, Маша.

Вос-ль: Фамилии присваивались и по месту жительства. Обратите внимание на иллюстрацию. Если Иван жил возле речки и фамилию ему давали от слова речка. Какую?

Ответы детей - Речкин.

Вос-ль: А такая фамилия как Полянин, Нагорная, о чём нам говорит? 

Дети:  Живут на горе, поляне.

Вос-ль:  Люди, получившие эту фамилию, могли уехать в другое место, но фамилия у них оставалась та же.

Вос-ль: В фамилии превратились и прозвища. Живёт человек, имеющий кузнецу, среди своих односельчан он получает прозвище, какое?

Дети: Кузнец.

Вос-ль:  Проходят годы, и потомки этого Кузнеца получают фамилию, какую?

Дети: Кузнецовы.

Вос-ль: Которая уже передается по наследству, от отца к сыну, от сына к его сыну. Уже сын мог жить в другом месте и не заниматься делом отца, но фамилия у него осталась.

-   А у нас в группе есть такая фамилия?

-   От кого Даше досталась эта фамилия?

Дети:

Вос-ль: Можно сказать: от предков, (предки - это те, кто жил очень давно и от которых идёт наш род).

-   Даша, а папа твой кем работает?

Даша:  Военный.

Вос-ль: Вот видите, папа у Даши военный, не кузнец, а фамилию Носит Кузнецов. Фамилия ему досталась от далекого Родственника,  который  прославился  своим  кузнечным мастерством.

Вос-ль: У нас в группе есть девочка, фамилия которой была прославлена плотницким мастерством. Кто это? От человека, какой профессии произошла эта фамилия?

Дети: Плотник.

Вос-ль: Наверное, был знаменитым, хорошим плотником и прославился своим мастерством. Возможно, в роду у Насти были учителя, лётчики, врачи, инженера, агрономы, артисты, поэты, но у всех у них была фамилия Плотниковы от далекого, далекого родственника.

Вос-ль: А такие фамилии, как Рыбаков, Шапошников, Рукавичкин, от каких слов произошли?

Дети: Рубашка, рукавичка, шапка.

Вос-ль: А как вы думаете, почему появились такие фамилии?

Дети: Сшили первую рубашку, много шапок или рукавичку.

Вос-ль: Правильно, фамилии присваивались по профессии, которой занимался человек. Нередко в роду кто-то славился каким-нибудь занятием - хороший охотник, прославленный столяр, пастух, земледелец. И тогда дети поучали, какую фамилию от отца?

Дети: Столяров, Охотников, Пастухов, Землянский.

Вос-ль: В нашей группе встречаются такие фамилии?

Дети: Алина Пастухова, Костя Землянский.

Вос-ль: Как вы думаете, чем занимались предки Алины? А Кости?

Дети:

Вос-ль: Фамилия Кости Землянского пришла к нам по цепочки Поколений от предка, который первым начал Обрабатывать землю. 

А вот Алине досталась фамилия от предка, который сгонял диких лошадей, коров в стада, пас их и охранял, и получил прозвище - пастух. А дети его стали называться как?

Дети: Пастуховыми.

Вос-ль: Послушайте стихотворение.

В фамилиях различных людей

Порою нам знакомых,

Звучат названье рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

-   О чём говорится в стихотворении?

-   От   каких    названий    животных,    птиц,    рыб,    насекомых произошли фамилии?

У нас очень много фамилий, связанных с миром животных.

Вос-ль: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Детей делим на две команды. Чья команда назовет больше фамилий или слов, от которых образовалась та или иная фамилия, та и победит. За каждый правильный ответ команде даётся фишка.

1 команда                                         2 команда

1.  Назовите фамилии                      Назовите фамилии

в которых звучат                              в которых звучат названия животных?    

названия птиц?

2.  От каких названий                     От каких названий рыб произошли  

насекомых произошли                    эти фамилии:

эти фамилии:                                   Карповы, Ершовы,                    

Мухины, Блохины,                         Акуловы, Окуневы,                    

Комаровы, Жуковы,                       Китовы, Налимовы,                    

Пауковы, Червяковы,                    Сомовы, Карасёвы.                    

Клещёвы, Таракановы.

3. Дети я вам покажу,                      Дети я вам покажу

а вы назовете фамилию,                 а вы назовёте фамилию,

которая произошла от                    которая произошла от

определенной части лица:            определенной части лица:

Дети: Головины, Роговы,             Дети: Носов, Щёкин, Усов,

Копытовы, Хвостовы,                   Зубов, Глазков, Губин,

Крыловы, Перовы,                       Ухов, Лобанов,

Лапкины, Когтевы.                       Губанов, Голованов,

Языков, Волосатых.

Подведение итогов, награждение.

Вос-ль: - У нас в группе есть мальчик, фамилия которого образовалась от болотной птицы «Зуй».

Как его фамилия?

Дети: - Зуев.

Вос-ль: - А вы знаете первого космонавта?

-   А как была его фамилия? Дети: - Гагарин. Вос-ль: - Как вы думаете, от какой водяной птицы образовалась эта

фамилия? Дети: - Гагара. Вос-ль: - Очень много фамилий образовалось от внешних

признаков: цвета волос, Белая, Белуха, Черных,

Чернышова, Рыжов, Рыжиков. -   О чем нам говорят эти фамилии? Дети: -Вос-ль: - У Кати Черных был предок с чёрными как смоль

волосами и прозвище ему дали чёрный, а потом со12

временем образовалась фамилия Черных.

-   А вот у Вовы Бугаева произошла фамилия от внешнего вида человека. Был предок большой, сильный, здоровый человек, которого прозвали «Бугай». А дети стали называться Бугаевы.

-   Фамилия давалась и по характеру человека. Вот фамилия Жени Толмачёва досталась ему от предка, который был угрюмым, упрямым человеком, настойчивым и толмачил или «долбил одно и тоже» и поэтому ему дали прозвище -«Толмач».

-   А вот фамилия Иры Серовой произошла от человека сурового и носил он постоянно серую одежду.

-   От чего произошли такие фамилии: - Абрикосов, Яблоков, Персиков, Яблоков?

Дети: - От названия фруктов.

Вос-ль: - А фамилии: - Малинин, Вишневский, Виноградов,

Смородников, Рябинин? Дети: - От ягод. Вос-ль: - А такие фамилии: Груздев, Боровик, Сыроежкин,

Подосиновиков, Волнушкин? Дети: - От названия грибов. Вос-ль: - Дети, вы слышали такие фамилии: - Солдатов, Безродный,

Безфамильный? Дети: -Вос-ль: - Эти фамилии появились во время войны. Они давались

детям в детских домах, которые потеряли родителей, и не

могли вспомнить своё имя и фамилию, или были совсем13

маленькими.

-   Как вы понимаете слово безфамильный? Ответы детей: -

Вос-ль: - А можно ли прожить без фамилии,

-   имени,

-   без отчества,

-   а без чего можно? Ответы детей: -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (подготовительная группа) по теме: «Веселые матрешки»

Цели занятия: • Познакомить детей с историей русской матрешки. • Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. • Привить интерес к народному творчеству. • Познак...

План-конспект в подготовительной группе на тему: " Поздравительная открытка "Цветы для мамы".

Программное содержание: Цель:Обучающие задачи: Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой – рисованием восковыми мелками, ватными палочками "по мокрому".Закреплять и обога...

Конспект занятия подготовительная группа. Сказкотерапия. Тема: «Репка».

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания....

Конспект НОД подготовительной группы по теме «Предметы, облегчающие труд людей на производстве».

Конспект НОД для детей подготовительной группы по разделу: Познание - Формирование целостной картины мира - "Ознакомление с окружающим миром"....

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)

Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....