ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается роль познания как вида жизнедеятельности в личностном становлении ребенка, основы для развития познавательного интереса у дошкольников; указываются причины познавательной пассивности ребенка; указываются показатели проявления познавательного интереса у детей с помощью характеристики возможных достижений у них; отмечается особая роль творческой деятельности детей в развитии у них познавательного интереса; представлены

педагогические условия (создание обогащенной предметно пространственной среды, организация познавательного поиска детей, вовлечение детей в выполнение творческих заданий, интеграция разнообразной деятельности, создание проблемно-поисковых ситуаций и

включение занимательности в их содержание и др.) и алгоритм образовательной деятельности педагога дошкольной образовательной организации по развитию познавательного интереса у детей.

Ключевые слова: познавательное развитие, дошкольное образование, познавательная активность; познавательная деятельность; познавательный интерес; педагогическое взаимодействие. Образовательный процесс, взаимодействие, дошкольный возраст.

Проблема познавательного развития – одна из наиболее актуальных в современной педагогике.

Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В

этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Познавательное развитие – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.

В дошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка .Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «познавательное развитие детей дошкольного возраста».

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания

дошкольников на занятиях по развитию познавательной активности при помощи реализации взаимосвязи с игрой позволили сформулировать гипотезу исследования: использование интегрированных занятий по развитию познавательной активности, речи и сенсорному воспитанию позволит повысить уровень познавательного развития детей .

Цель исследования: изучить особенности познавательного развития у детей дошкольного возраста и определить основные пути его формирования.

Объект исследования: процесс формирования познавательного развития у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- рассмотреть характерные особенности детей дошкольного возраста;

- исследовать освещенность в научной литературе познавательного развитияв психологии и педагогике;

- определить критерии сформированности познавательного развития.

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одной из важных способностей является способность к познанию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о

свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Ведущей целью организации процесса обучения и развития являются становление и развитие личности каждого ребенка. В основе личности лежит субъектная позиция по отношению к собственной жизни, которая и составляет суть личностного бытия человека. Иначе говоря, личность не может состояться без развития у индивида субъектной позиции. Основная ценность и цель образования состоят именно в развитии субъектной позиции индивида.

Субъектный подход, объясняющий самоценность дошкольного детства, является сегодня одним из привлекательных и перспективных в развитии современной идеологии дошкольного образования. Его разработкой занимаются авторитетные психологи Института развития дошкольного образования РАО

(В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Н.А. Короткова, Л.М. Кларина и др.). Проявления ребенка как субъекта

деятельности связаны:

- с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

- с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском обществе.

Идея о целостном развитии ребенка как субъекта детских видов деятельности продолжает развиваться и нашла отражение в исследованиях Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, М.В. Крулехт, М.Н. Поляковой, О.В. Солнцевой и др.

Качествами, характеризующими ребенка как субъекта детской деятельности, являются:

- способность ребенка к самостоятельному целеполаганию и мотивации деятельности;

- умение мобильно оперировать известными способами осуществления деятельности;

- умение осуществлять деятельность в измененных условиях;

- умение выходить за пределы заданной ситуации;

- умение осуществлять творческое варьирование в деятельности;

- умение прогнозировать результаты своей деятельности.

В соответствии с задачами познавательного развития и целевыми ориентирами обозначим параметры развития и показатели их проявления .

Оценивая субъектную позицию ребенка в познавательной деятельности в младшем и среднем возрасте, выделяют три параметра:

- проявляет любознательность и познавательную активность;

- участвует в познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование, моделирование, проектная, исследовательская деятельность, коллекционирование);

- проявляет познавательные эмоции.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один критерий: проявляет воображение и творческую активность.

Интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ведущий вид деятельности в детском саду – сюжетно-ролевая игра, которая является одной из технологий развития познавательной активности. Дети в игре подражают миру взрослых, их взаимоотношениям.

Элементами игры являются:

1. роли, которые берут на себя дети (например, пожарный, повар, моряк, врач, полицейский, учитель и т. д.);

2. игровые действия, с помощью которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

3. использование предметов-заместителей (например: круг – руль, шашки – монетки, палочка –

ложка и т. д.);

4. взаимоотношения между играющими детьми, которые выражаются в разнообразных репликах,

замечаниях, которыми регулируется весь ход игры [3].

Ребёнок берет на себя роль. Это является центральным моментом игры. Дети стараются хорошо

исполнить роль, которую они на себя взяли.

Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности н способности

мыслить, преодолевать трудности при решении разных задач. По мнению Лисиной М. И., решающий

фактор развития и формирования познавательной активности – это общение ребенка с взрослым человеком – педагогом, родителями. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой – способы управления своим поведением,

преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач.

Одной из граней развития познавательной деятельности является формирование у дошкольника

познавательных интересов. Развитие познавательного интереса является сложите процессом, так как отражает сложные взаимодействия психофизиологических биологических и социальных условий развития.

Изучению этой темы посвятили свои труды такие ученые как Л.И. Божович. Л. А. Вепнер. Е.Н. Кабанова-Меллер. А.А. Люблинская. Г.М. Чуткнна и др. [2]

Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса н приобретением

ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса.

Прочные знания – основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к

действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими,яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, гак как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится

более полным, точным. Он легче н точнее запоминает интересный материал, быстро н образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него н познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом н вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений .

Помимо игр формировать познавательный интерес у детей дошкольного возраста возможно посредством следующих современных образовательных технологий:

Использование ИКТ-технологий - применение в работе мультимедийных презентаций и виртуальных экскурсий позволяет воспитанникам получить новые знания об окружающем мире, о правилах дорожного движения, безопасном поведении и закрепить уже имеющиеся. В результате у детей активизируется познавательный интерес, расширяется кругозор, повышается непроизвольное внимание за счёт использования новых приёмов обучения.

Экспериментирование. Дети – это исследователи. Им очень нравится экспериментировать, узнавать о свойствах воды, воздуха, песка, магнита, бумаги и т. д.

Проблемно-игровые технологии. Используем для развития познавательной активности настольнопечатные игры «Весёлые дроби», «Логический поезд», «Динь и Дон», «Сказки в сундучке» и т. д.

Знаково-символические средства-моделирования. В непосредственной организованной деятельности используем мнемотаблицы, которые помогают детям пересказывать текст, составлять рассказы, запоминать стихи. Использование мнемотаблиц активизирует познавательный интерес воспитанников.

Хотелось бы выделить технологии ТРИЗ для развития познавательной активности дошкольников.

ТРИЗ – это теории решения изобретательных задач. Их основной целью является развитие у детей системного мышления, фантазии детей, понимание сути процессов.

Педагоги и воспитатели не должны давать детям готовые знания, а должны научить детей самостоятельно находить истину. Это можно реализовать путем прохождения следующих этапов: вначале занятия даются как поиск сути и истины, далее дети должны найти противоречия в ситуации, а потом -разрешить их. Следующим этапом может быть решение сказочных задач и ситуаций, далее путем собственных знаний и интуиции дошкольники учатся находить выход из любой ситуации. Педагог при этом лишь наблюдает, как дети реализуют свой творческий и умственный потенциал .

Использование технологии ТРИЗ обеспечивает успешность модернизации дошкольного образования за счет создания условий, которые необходимы для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы н средства удовлетворения «жажды знаний». О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. Б вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знании, проявляется его пытливость, любознательность. «Возникновение вопроса – пишет известный психолог С.Л. Рубинштейн, – есть верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания» В настоящее время учеными доказано, что нет ни одной области действительности, которой не интересовался бы ребенок. На протяжении

дошкольного возраста вопросы меняются по форме и по содержанию .

Необходимость воспитания у детей познавательных интересов убедительно доказывается результатами исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Исследования, проводившиеся группой психологов под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т.е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической.

Если обратиться к анализу причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся младших

классов. то определенную категорию среди таких учеников составляют «интеллектуально пассивные»

дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» этих детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес (Л.С.Савина).

Работа по познавательному развитию должна вестись комплексно.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в

грех основных блоках образовательного процесса:

- познавательные занятая;

- совместная познавательная деятельность детей с воспитателем;

- самостоятельная познавательная деятельность детей.

Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена

очень ярко и имеет теоретическое направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Очень важен индивидуальный подход к детям. Дета робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности ши избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.

1. В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое н вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение н

углубление познавательных интересов внутри одной н той же сферы действительности.

Каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная

направленность познания.

Процесс познания мира происходит посредством «погружения» детей через разнообразные дидактические средства, экспериментирование, коллекционирование – включение детей в активный поиск и освоение новой информации, посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы, достигать успехов в их разрешении.

Познавательная активность детей в дошкольном возрасте способствует развитию интеллекта н

формированию готовности к систематическому обучению.

В целом необходимо уделять большое внимание развитию познавательной активности детей дошкольного возраста, так как она является значительным фактором процесса познания.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Библиографический список

1.Архипова, А.А. К вопросу о развитии у детей познавательной активности / А.А. Архипова // Вестник научных конференций. – 2015. - №3-4. – С.11-14.

2.Выготский, Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – М: Просвещение. – 2001.

ISSN 2223-4047 Вестник магистратуры. 2018. № 7(82)

3.Галсанова, Д.С. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Д.С. Галсанова, Э.В. Будаева // Вестник научных конференций. – 2015. - №2-1. – С.31-32.

4.Ефремова, М.М. Развитие познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / М.М. Ефремова, Г.Ж. Изалиева // Педагогика и современность. – 2015. - №1. – С.99-101.

5.Зебзеева,В.А. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста: условия и предпосылки / В.А. Зебзеева // Новая наука: Стратегия и векторы развития. – 2016. - №1-2. – С.135-137.

6.Машковцева, Н.А. Особенности осуществления оценки индивидуального развития детей по познавательному развитию детей дошкольного возраста / Н.А. Машковцева // Образование в Кировской области. – 2015. - №4. –

С.29-32.

7.Морозова, Н.Г. Педагогу о познавательном интересе/ Н.Г.Морозова. – М.: Психология и педагогика. – 2009.

8.Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков. –

Ярославль, 2002.

АБЛЕЕВА ЛИЛИЯ МУХОРАМОВНА – магистрант, Кемеровский государственный университет,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели

Накопление у детей собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей модели) и включение их в мыслительные, моделирующие и пре...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Тесты для детей.

laquo;Познавательное развитие»Схема развития любого вида деятельности:сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми,затем в совместной деятельности со сверстникамии, наконец,...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...