Организация проектной деятельности экологической направленности
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Федотова Наталья Игоревна

Материал по воспитанию экологической культуры старших дошкольников через проектную деятельность. Дан практический материал через представление паспорта проектной леятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskoy_napravlennosti.docx54.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №56 «Колибри»

(МБДОУ «Детский сад №56 «Колибри»)

Паспорт проектной деятельности в  подготовительной  группе

                                                   НИЦ «Кузнечик»  

                                   (Решаем экологические  проблемы)

                         

                             Подготовили: старший воспитатель Федотова Н.И., воспитатели                  

                подготовительной  группы Булатова М.В.,  Киреева Е.Г.

                                                           

                                                      г. Нижний Новгород

2021 год

    1.Актуальность

«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину». М.М. Пришвин.

    Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого человека в частности.

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей.

Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе.

Природа  – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форм экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

   Загрязнение  окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней  известно многое- написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по – прежнему остается важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагедией для человечества. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в  детях представление о том, что человек  нуждается в экологической чистоте окружающей среды.

Проблема проекта:  Охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».

2.Название проекта- «Научно- исследовательский центр «Кузнечик».

Решаем  экологические проблемы.

3.Участники: дети подготовительной  группы №10 МБДОУ №56 «Колибри», воспитатели, родители.

4.Тип проекта- познавательно- исследовательский, творческий.

5.Срок проведения- долгосрочный ( январь- август)

        6.Цель проекта -  сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.  

7.Задачи проекта

1.Закрепить понятия о компонентах природы: воздух, вода, почва.

2.Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения природы (воды, почвы, воздуха) , его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

3.Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах,  об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.

4. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

4.Стимулировать интерес к исследовательской деятельности,  опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы,  умение экспериментировать.

5. Формировать желание активно действовать в защиту окружающей среде, воспитывать бережное отношение к природе.

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада.

8.Интеграция образовательных областей

- социально-коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

-художественно- эстетическое

-физическое развитие.

9.Предполагаемый результат, ценность реализации проекта

 Формирование экологической культуры;      

 ответственное отношение к общественно-значимым  проблемам;

 развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

 приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.                      

10.Планирование работы по  реализации проекта

10.1.Организационный (подготовительный)  этап

Цель: Определить основные направления работы. 

- Подбор и изучение воспитателями научной, художественной, энциклопедической литературы по проблеме. 

-Изучение опыта других образовательных учреждений.

-Создание предметно-развивающей среды в группе согласно теме проекта.

-Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта.

- Подбор информации для оформления родительского уголка.

-Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами.

 - Оформление картотеки дидактических игр по теме проекта.

-Разработка конспектов образовательной деятельности.

- Работа с родителями (беседы , консультации,  работа с родителями по изготовлению функциональных  предметов из бросового материала

 ( карандашницы, салфетницы и др.)

10.2 Реализация проекта - практический- основной этап (планирование)

- проведение опытов

- организация образовательной деятельности по теме

 -просмотр презентаций  о загрязнении окружающей среды

- чтение художественной и познавательной литературы

- проведение дидактических игр по теме проекта

- беседы с детьми  

-экспериментальные посадки

п/п,

Месяц/ дата

Непосредственно

образовательная деятельность,

беседы

Совместная

деятельность

педагога с детьми/

Самостоятельная

деятельность

детей

Вовлечение родителей

1

13.01.2021

Беседа   с   детьми на тему « Что такое экология?»

 Проведение опыта по разложению полиэтиленовых пакетов

Привлечь маму Ани С. к распечатке цветных иллюстраций для изготовления  лэпбуков, дидактических игр.

2

22.01.2021

Разучивание  экологической физкультминутки

Просмотр презентации  «Загрязнение окружающей среды»

Предложить родителям   нарисовать дома с детьми рисунки на тему «Береги природу»

3.

29.01.2021

ООД по ознакомлению с окружающим

« Планета в опасности»

Цель:  Расширять представление детей об  экологических и климатических бедствиях.

Проведение опыта «Влияние эрозии почвы на загрязнение воды»- формировать у детей интерес к познавательной деятельности. Предоставить возможность практического опыта детей.

Привлечь родителей  к    изготовлению  функциональных поделок из бросового материала

« Вторая жизнь мусора»

4

01.02.2021

Беседа с детьми «Помоги природе»- дать понятия о вреде мусора для природы и человека.

Рассматривание лэпбука «Мусор. Экологическая проблема наших дней». Цель: познакомить с играми в лэпбуке.

Предложить родителям  сшить экосумки

5.

12.02.2021

Проведение опыта «Загрязнение воздуха»- вызвать интерес к исследовательской деятельности; устанавливать простейшие связи, делать выводы. Дать представления об источниках загрязнения воздуха.

Рассматривание  и чтение с детьми художественной литературы о природе

(М. Пришвин,

В. Бианки и др.)

Предложить родителям поучаствовать дома в интернет викторине «Сохраним природу вместе», конкурсах по экологическому воспитанию

 (Арина Т., Артем М.)

6.

15.02.2021

Ручной труд 

«Раскрашивание экосумок»

Цель: создать экосумку как альтернативу пластиковому пакету и свести до минимума использование пластика

Разучивание стихотворений, поговорок, пословиц на экологическую тему, разгадывание загадок.

Беседы и консультации с родителями по экологическому воспитанию
«Что такое экологическая культура?». (Введение в понятие экологии, роль экологической культуры в развитии дошкольника.)

7.

17.02.2021

 Изготовление новой бумаги из вторсырья. Цель: изучить цикл переработки.

Чтение с детьми сказки Т. Шахрай «Мир ярких красок», Рыжова Н. А. «Как люди речку обидели»  (с дальнейшим обсуждением)

Рекомендации родителям    списка художественной литературы для чтения дома    на экологическую тему.  

8.

19.02.2021

Проведение опыта «Круговорот воды в природе»- обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние   игры-эксперимента на его развитие.  Создать условия для активной, самостоятельной творческой игровой деятельности.

Экологическая игра: «Природа и человек»- закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Рекомендации для родителей (посещение экологических музеев, выставок, зоопарка, городских парков)

9.

26.02.2021

Проведение опыта «Загрязнение воды нефтепродуктами»-  познакомить детей с тем, что проблема разлива нефти является смертельно опасной для многих живых организмов и сложнейшей по способу своего устранения.

Совместная посадка лука с детьми с   последующим  наблюдением и  оформлением в дневник наблюдений.

Привлечь родителей к оформлению экологического уголка, пополнению экологической библиотеки.

10.

01.03.2021

Беседа с детьми «Сортируем мусор- бережем природу»- знакомство с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов. Стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни.

Работа с календарем природы, дневниками наблюдения.

Совместное изготовление (родители и дети) поделок из природного  и бросового материала

11.

02.03.2021

Рассматривание  и знакомство с лэпбуком «Спасем планету»- познакомить с интересными сведениями, играми,  формировать умение правильно пользоваться  лэпбуком.  

 Совместная посадка с детьми  гороха,   укропа, петрушки рассады цветов  с дальнейшим наблюдением и уходом за рассадой.

Привлечь родителей к пополнению экологической библиотеки в группе  (энциклопедии,  познавательные книги, художественная литература)

12.

05.03.2021

Совместно с детьми организовать и оформить информационный центр по экологии -  формировать умение пользоваться  печатными изданиями, энциклопедиями, развивать познавательный интерес.

Экспериментальные посадки   (бархатцы  в бумажных рулонах)

Организовать   работу с родителями по сбору батареек, крышек.

13.

09.03.2021

 Беседа «Растения в нашем уголке природы»-уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.

Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - «Про корову, которая из-за отравления воздуха и воды вместо молока давала бензин»

Изготовление родителями  настольных дидактических игр «Когда Земля плачет, а когда смеется», «Эколото», «Экомемори»

14

12.03.2021-17.03.2021

Знакомство детей с новыми настольными играми «Береги живое», - формировать умение избегать различных ситуаций. Которые могут встретиться в природе.

« Экологический маршрут»- знакомство  с охраной природы. Знаниями по экологии. Правилами поведения на природе.

«Мусорознайка»- развитие умения правильно сортировать мусор, бережно относиться к окружающей  среде.

Самостоятельная деятельность детей с настольными дидактическими играми- закреплять  умения играть по правилам, развитие интереса, внимания.

Вручение благодарностей родителям за активное участие в проекте.

10.3.Заключительный этап

Цель: обобщение полученного опыта.

Создание  «НИЦ  «Кузнечик»

Открытие галереи «Мусорный вернисаж»

Огород на  подоконнике.

Результаты проекта: 

Повышен уровень экологической воспитанности;

Проявление ответственного и гуманного отношения к окружающей среде и природе нашего края, родного города;

У детей появились: интерес к  проблеме загрязнения окружающей среды; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Сформированы навыки исследовательской деятельности, умения обобщать, делать выводы.

Повысился уровень знаний детей о вторичном использовании бытового мусора и его переработке.

Сформированы навыки изготовления поделок из ненужных предметов (ТБО);

Заключение

Экологический проект - универсальное средство для экологического воспитания дошкольников. В основе проекта лежит экспериментально-исследовательская деятельность, дети на своем собственном опыте выявили, что мусор нужно уметь сортировать, так как многие вещи могут быть сделаны из вторичного сырья. Для поддержания чистоты нужно в первую очередь самому следить за чистотой. Наш проект - это звонок для каждого из нас. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать. Проект  можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений, он не требует больших материальных затрат, в него активно включаются родители воспитанников, следовательно взаимодействие семьи, ребёнка и дошкольного учреждения значительно улучшаются.

 Перспектива развития проекта 

Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды.

Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов

по теме проекта.

Участие детей и сотрудников ДОУ в работе по созданию чистой

экологической зоны на территории ДОУ.

Привлечение к благоустройству и озеленению территории родителей.

Умение сортировать мусор.

Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

11.Используемая литература и интернет источники.

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. « Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет»  М., «Мозаика-Синтез», 2015г.

2.  Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников» .  Москва, 2017

3.«Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа», Соломенникова О.А.,  Москва, 2017

4.«Ознакомление с предметным и социальным окружением», Дыбина О.В.,  Москва, 2014

5. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Детские экологические проекты.

6.Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

7.Рыжова Н.А. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников

8. https://vk.com/club_sunduk_ru

9. https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperiment-vlijanie-yerozi-pochvy-na-chistotu-vody.html

10. https://infourok.ru/ekologicheskiy-proekt-musor-zemle-ne-k-licu-podgotovitelnaya-gruppa-2544806.html

11. https://www.art-talant.org/publikacii/35771-proekt-spasem-zemlyu-ot-musora

12. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog78555/proekt-my-s-prirodoi-druzhim-musor-nam-ne-nuzhen.html

12.Форма представления проекта, достигнутых результатов

Показ  проектной деятельности родителям в виде презентации ( посещение НИЦ в группе;   фотомонтаж деятельности с детьми)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников

Организация проектной деятельности по нравственно патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольниковВыступление и мультимедиа МО старших воспитателей города...

Проектная деятельность экологической направленности

Стратигия проектной деятельности с детьми I младщей группы по экологическому воспитанию...

Проектная деятельность экологической направленности в разновозрастной группе "Осенние находилки"

Исследовательский групповой краткосрочный проект «Квест «Осенние находилки"Огромное значение в настоящее время придаётся экологическому образованию подрастающего поколения. Именно в д...

Проектная деятельность экологической направленности как эффективный метод развития личности детей с тяжёлым нарушением речи

Современное общество предъявляет  требования к повышению качества образования, что делает необходимым  поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения....

Воспитательный потенциал семьи. Организация взаимодействия с родителями при реализации проектной деятельности экологической направленности с детьми дошкольного возраста. (2023 г.)

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое  в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно - образовательной деятельности дошк...

Организация проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детей : тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприя...