Доклад по теме «Содержание и интеграция задач образовательной области познавательное развитие»
консультация по окружающему миру

Гулина Наталья Владимировна

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

В. А. Сухомлинский

 

Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется.

Одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать гармоничную личность, является развитие познавательной активности дошкольников. Эта проблема, потребность в которой возрастает в связи с введением государственного стандарта дошкольного образования, где обозначены перспективы полноценного развития личности дошкольника, в том числе и познавательного развития, является основополагающим фактором работы ДОУ.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила и планировать свои действия. Все вышеперечисленное является показателями развития познавательной активности ребенка.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста в русле изучаемой проблемы мы понимаем интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении детей к познанию предметов рукотворного мира, в их эмоциональной отзывчивости, творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира для общественного блага.

Интеграция как важный принцип осуществления воспитательно-образовательной работы с дошкольниками совершенно необходима. Она обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость всех образовательных направлений и областей; позволяет понять целостную картину мира, которая заключается во взаимосвязи всех предметов, явлений, событий.

      Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней.

«Безопасность»

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду.

«Социализация»

Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил.

Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений). Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Способствовать формированию личного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну), уступил по просьбе сверстника. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

«Труд»

Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате. Развивать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

«Физическая культура»

Формировать правильную осанку. Приучать к выполнению действий по сигналу. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками

«Чтение художественной литературы»

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

«Художественное творчество»

Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый). Закреплять умение правильно держать карандаш, фломастер; использовать их при создании изображения.

Формировать умение закрашивать рисунки карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук

«Музыка»

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.).

«Здоровье»

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Дать представления о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат). Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

«Коммуникация»

Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

      Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

       Способствовать развитию любознательности.

       Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

       Помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.

      Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.

      Развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.         Совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).  Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.      Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель). Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

 

Дошкольный возраст характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творческие и умственные способности, а также учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Поэтому необходимо создавать педагогические условия для развития познавательной активности посредством интеграции образовательных областей.

Для этого нужно:

1. Формировать любознательную и познавательную мотивацию.

2. Развивать воображение и творческую активность.

3. Знакомить детей с разнообразными изобразительными средствами для создания художественных образов.

4. Развивать творческие возможности детей, поощрять проявление фантазии.

5. Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

Развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста непосредственно связано с использованием интеграции разнообразных видов детской деятельности: игровая, продуктивная, исследовательская, проектная, художественно-творческая (изобразительная, конструкторская, театрализованная, музыкальная, речевая, включающая разучивание стихотворений, сочинение сказок, творческих рассказов). Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты.

Использование принципов интеграции помогает сделать обучающие занятия интересными, стимулируют дошкольников проявлять инициативу, выстраивать логические цепочки, активно познавать окружающий мир, находить причины и следствия событий и поступков, планировать свои дальнейшие действия, активно общаться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Дрезненская СОШ №1 кор.7

Доклад по теме

«Содержание и интеграция задач образовательной области познавательное развитие»

                               Подготовила: воспитатель Гулина Н.В.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

В. А. Сухомлинский

Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется.

Одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать гармоничную личность, является развитие познавательной активности дошкольников. Эта проблема, потребность в которой возрастает в связи с введением государственного стандарта дошкольного образования, где обозначены перспективы полноценного развития личности дошкольника, в том числе и познавательного развития, является основополагающим фактором работы ДОУ.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила и планировать свои действия. Все вышеперечисленное является показателями развития познавательной активности ребенка.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста в русле изучаемой проблемы мы понимаем интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении детей к познанию предметов рукотворного мира, в их эмоциональной отзывчивости, творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира для общественного блага.

Интеграция как важный принцип осуществления воспитательно-образовательной работы с дошкольниками совершенно необходима. Она обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость всех образовательных направлений и областей; позволяет понять целостную картину мира, которая заключается во взаимосвязи всех предметов, явлений, событий.

      Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней.

«Безопасность»

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду.

«Социализация»

Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил.

Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений). Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Способствовать формированию личного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну), уступил по просьбе сверстника. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

«Труд»

Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате. Развивать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

«Физическая культура»

Формировать правильную осанку. Приучать к выполнению действий по сигналу. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками

«Чтение художественной литературы»

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

«Художественное творчество»

Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый). Закреплять умение правильно держать карандаш, фломастер; использовать их при создании изображения.

Формировать умение закрашивать рисунки карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук

«Музыка»

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.).

«Здоровье»

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Дать представления о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат). Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

«Коммуникация»

Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

      Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

       Способствовать развитию любознательности.

       Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

       Помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.

      Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.

      Развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.         Совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).  Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.      Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель). Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Дошкольный возраст характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творческие и умственные способности, а также учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Поэтому необходимо создавать педагогические условия для развития познавательной активности посредством интеграции образовательных областей.

Для этого нужно:

1. Формировать любознательную и познавательную мотивацию.

2. Развивать воображение и творческую активность.

3. Знакомить детей с разнообразными изобразительными средствами для создания художественных образов.

4. Развивать творческие возможности детей, поощрять проявление фантазии.

5. Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

Развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста непосредственно связано с использованием интеграции разнообразных видов детской деятельности: игровая, продуктивная, исследовательская, проектная, художественно-творческая (изобразительная, конструкторская, театрализованная, музыкальная, речевая, включающая разучивание стихотворений, сочинение сказок, творческих рассказов). Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты.

Использование принципов интеграции помогает сделать обучающие занятия интересными, стимулируют дошкольников проявлять инициативу, выстраивать логические цепочки, активно познавать окружающий мир, находить причины и следствия событий и поступков, планировать свои дальнейшие действия, активно общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие в страну Эрудитов» по познавательно-математическому развитию в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьног...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе №2 с технологией интеграции в образовательной области "Познавательное развитие". Тема: "Масленица".

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 73 комбинированного видаПриморского района Санкт-Петербурга       Конспект непосредствен...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Консультация с презентацией для воспитателей «Интеграция задач образовательной области «Физическое развитие» по ФГОС»

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для нашего детского сада. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья детей остается ценность здоровья, как основного показ...

«Интеграция задач образовательной области «Физическое развитие» по ФГОС»

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для нашего детского сада. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья детей остается ценность здоровья, как основного показ...