Игры-эксперименты при ознакомлении детей младшего возраста с неживой природой
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Комалова Любовь Анатольевна

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

 

 

 

 

 

Игры-эксперименты при ознакомлении детей младшего возраста с неживой природой

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил воспитатель:

Комалова Л.А. 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2022

Игры-эксперименты при ознакомлении детей младшего возраста с неживой природой.

1. Введение 
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что "…для того и дано нам детство, чтобы мы играли.
Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…".

 

Актуальность темы

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. 
 Учитывая особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровье-сберегающей деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели. Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей дошкольного возраста становятся игры-эксперименты.

Между игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Игра и экспериментирование объединены в одно значение, играя и экспериментируя, ребёнок учится общаться, развивается мышление, наблюдательность, познание новых знаний и самостоятельность.
Актуальность проведения в играх-экспериментирования заключается в том, что это даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

                                                                            

 Для детей каждой возрастной группы следует подбирать игры-эксперименты, с соответствующей ведущей игровой деятельности детей.
 Игры-эксперименты в раннем дошкольном возрасте-это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для малыша-это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. 

Сегодня мы остановимся на играх-экспериментах при ознакомлении детей младшего возраста с неживой природой.
                                                                            

 

 Цель и задачи игр- экспериментов для детей младшего возраста.
Цель - развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Задачи работы с детьми:

Образовательные:

  • формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах объектов неживой природы;
  • формирование способности самостоятельного исследования предметов;
  • обучение умению использовать приборы в играх – экспериментирования (формочки, лейки, совочки и т.д.)

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
  • развитие внимания и памяти;
  • развитие речевых способностей.

Воспитательные:

  • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
  • создание дружеской атмосферы в группе во время проведения игр-экспериментов;
  • развитие элементарного самоконтроля и само-регуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания взрослого.

 Чем больше в жизни ребёнка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.
                                                                                     

                                                            2. Основная часть
 Организация и методика проведения игр-экспериментов в группах раннего развития.
Детям раннего возраста свойственно наглядно-образное мышление.  Для малышей этого возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе игры в группах раннего возраста дети начинают принимать участие в совместной экспериментальной деятельности с воспитателем. Пока в этом возрасте они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
Игры-эксперименты в раннем возрасте используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Малыши с огромным удовольствием любят играть и экспериментировать с объектами неживой природы: песком, водой, воздухом, камешками, и пр. Такие игры обладают терапевтическим эффектом – они нормализуют деятельность ребенка, возбудимого успокаивают, заторможенного – активизируют. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции.

                                                                       
 

Такие игры-эксперименты можно проводить в процессе режимных моментов и использовать на прогулке, как часть наблюдения. Количество проводимых игр-опытов, экспериментов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя. Игры- эксперименты могут проводится как запланированные, так и случайные   или   поставленные в ответ на вопрос ребенка. Ведущая роль принадлежит воспитателю, как носителю образцов действий с предметами и материалами. Воспитатель участвует в играх- экспериментах, таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
В этих играх создается проблемная ситуация в игровой форме, где воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования. Длительность проведения опытов, игр-экспериментов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Игры с экспериментированием могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами.

В процессе эксперимента мы не только знакомим детей с неживой природой, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете объектов неживой природы, развиваем мелкую моторику ребенка.

                                                                
 

Очень важно, до начала игр-экспериментов, познакомить детей с правилами поведения с водой, песком и д.т.:
- нельзя намеренно выливать воду из наполненной емкости;
- выкидывать песок из песочницы;
- нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок;
- нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок и воду;
- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места. 
Во время игр-экспериментов с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей:
- Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
- Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
- Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
- Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и воспитателю, и детям. 
При организации игр-экспериментов с песком важно учесть следующее:
- Песок должен быть чистый.
- Рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок.
- Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться. 
Игры-эксперименты с детьми проводить необходимо эмоционально, в сказочной форме, доброжелательным голосом, чтобы в поведении детей ощущалась только радость. Можно так же использовать в работе народные потешки, стихи детских поэтов, – они способствуют развитию речевого слуха, упорядочению движений очень динамичных детей, и побуждают к деятельности малоактивных детей. Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос – настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу. 

                                                                    

Для того чтобы заниматься с детьми играми-экспериментами и опытами, проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в нашей группе: уголок экспериментирования. Также мы подобрали наиболее подходящие игры – эксперименты с водой, песком и воздухом для младшего возраста. Составленные   игры-эксперименты объединены в три тематические цикла: «Вода» «Песок» «Воздух» 
Так же в нашей группе есть картотека игр-экспериментов  

К примеру, некоторые из них.

                                                                    

Тема: «Вода» Игры с водой очень полезны для малыша. Вода – совершенно уникальная среда. Она очищает, успокаивает, расслабляет, дарит всевозможные тактильные ощущения: может быть холодной и горячей, бежать тоненькой струйкой или разлетаться в стороны веселыми брызгами.
«Прозрачная вода»
Цель: познакомить детей с водой, её свойствами (прозрачная, без запаха, льётся, сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материал: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, другая – чаем); стеклянная баночка с широким горлышком; таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.

Ход игры- эксперимента: в гости к ребятам приходит Капелька.
-Кто такая капелька? Где живёт?
Ребятам предлагает узнать, что в банках. Дети убеждаются, что в одной – вода, в другой – чай.
- Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет?
Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики с водой с помощью ковшиков.
-Что мы делаем? (переливаем, наливаем воду). Что делает водичка? (льется). Послушайте, как она льётся. Какой слышен звук?
Воспитатель предлагает добавить в стаканчик ложечкой сахарный песок: помешать и понаблюдать, что сахар растворился.
Детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови»
Показывая картинки через банку с чаем, взрослый спрашивает: «Вы что – ни будь видите?» затем дети рассматривают картинки через банку с водой.
-Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (прозрачная)
Что мы узнали о воде? Игры с песком доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Играя с песком, дети познают окружающий мир, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи обогащению словаря, координацию движений. Развивается общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции.
Можно так же поиграть в игры-эксперименты: «Рыбалка», «Сказка о камешке», «Пейте куклы вкусный сок», «Купание кукол», «Водонос», «Сквозь сито» и т.д.

 

Тема: «Песок» Игры с песком доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Играя с песком, дети познают окружающий мир, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи обогащению словаря, координацию движений. Развивается общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции.
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта.
К примеру игра «Испечем куличики?»
Цель: познакомить детей со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: песок, лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.
Ход игры: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть с песком и делать куличики пирожки. Но сначала, давайте посмотрим, какой песок и можно из него сделать куличики?..
Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.
Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики.
Аналогичные игры: «Пересыпание сухого песка через воронку», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Топчем дорожки», «Я пеку, пеку, пеку», «Волшебные отпечатки на песке», «Игра с решетом"

Тема: «Воздух» позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность. 
Игра «Помоги кораблику поплыть»
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер. Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
 Ход игры - эксперимента Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут.  Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.  Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Где «взять» ветер? У нас под носиком есть свой ветерок! Дети дуют на кораблик создают ветер.
Похожие игры: «Мыльные пузырьки», «Кто разбудил китёнка» и т.д.

                                                                    

В нашей группе, игры-эксперименты вызывают положительные эмоции и радость не только у детей, но и у нас, воспитателей. Так как мы полностью погружаемся в эту деятельность и делаем это с большим удовольствием!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_fevral_2022.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Игры-эксперименты при ознакомлении детей младшего возраста с неживой природой

Подготовили воспитатели:

Комалова Л.А. Пятерикова А.В.

Самара 2022

Игры-эксперименты при ознакомлении детей младшего возраста с неживой природой.

1. Введение 
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что "…для того и дано нам детство, чтобы мы играли.
Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…".

1 слайд

Актуальность темы

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. 
 Учитывая особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровье-сберегающей деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели. Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей дошкольного возраста становятся игры-эксперименты.

Между игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Игра и экспериментирование объединены в одно значение, играя и экспериментируя, ребёнок учится общаться, развивается мышление, наблюдательность, познание новых знаний и самостоятельность.
Актуальность проведения в играх-экспериментирования заключается в том, что это даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

                                                                            2 слайд

 Для детей каждой возрастной группы следует подбирать игры-эксперименты, с соответствующей ведущей игровой деятельности детей.
 Игры-эксперименты в раннем дошкольном возрасте-это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для малыша-это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. 

Сегодня мы остановимся на играх-экспериментах при ознакомлении детей младшего возраста с неживой природой.
                                                                             3 слайд

 Цель и задачи игр- экспериментов для детей младшего возраста.
Цель - развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Задачи работы с детьми:

Образовательные:

  • формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах объектов неживой природы;
  • формирование способности самостоятельного исследования предметов;
  • обучение умению использовать приборы в играх – экспериментирования (формочки, лейки, совочки и т.д.)

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
  • развитие внимания и памяти;
  • развитие речевых способностей.

Воспитательные:

  • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
  • создание дружеской атмосферы в группе во время проведения игр-экспериментов;
  • развитие элементарного самоконтроля и само-регуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания взрослого.

 Чем больше в жизни ребёнка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.
                                                                      4 слайд                  

                                                            2. Основная часть
 Организация и методика проведения игр-экспериментов в группах раннего развития.
Детям раннего возраста свойственно наглядно-образное мышление.  Для малышей этого возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе игры в группах раннего возраста дети начинают принимать участие в совместной экспериментальной деятельности с воспитателем. Пока в этом возрасте они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
Игры-эксперименты в раннем возрасте используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Малыши с огромным удовольствием любят играть и экспериментировать с объектами неживой природы: песком, водой, воздухом, камешками, и пр. Такие игры обладают терапевтическим эффектом – они нормализуют деятельность ребенка, возбудимого успокаивают, заторможенного – активизируют. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции.

                                                                       5 слайд

Такие игры-эксперименты можно проводить в процессе режимных моментов и использовать на прогулке, как часть наблюдения. Количество проводимых игр-опытов, экспериментов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя. Игры- эксперименты могут проводится как запланированные, так и случайные   или   поставленные в ответ на вопрос ребенка. Ведущая роль принадлежит воспитателю, как носителю образцов действий с предметами и материалами. Воспитатель участвует в играх- экспериментах, таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
В этих играх создается проблемная ситуация в игровой форме, где воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования. Длительность проведения опытов, игр-экспериментов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Игры с экспериментированием могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами.

В процессе эксперимента мы не только знакомим детей с неживой природой, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете объектов неживой природы, развиваем мелкую моторику ребенка.

                                                                  6 слайд

Очень важно, до начала игр-экспериментов, познакомить детей с правилами поведения с водой, песком и д.т.:
- нельзя намеренно выливать воду из наполненной емкости;
- выкидывать песок из песочницы;
- нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок;
- нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок и воду;
- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места. 
Во время игр-экспериментов с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей:
- Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
- Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
- Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
- Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и воспитателю, и детям. 
При организации игр-экспериментов с песком важно учесть следующее:
- Песок должен быть чистый.
- Рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок.
- Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться. 
Игры-эксперименты с детьми проводить необходимо эмоционально, в сказочной форме, доброжелательным голосом, чтобы в поведении детей ощущалась только радость. Можно так же использовать в работе народные потешки, стихи детских поэтов, – они способствуют развитию речевого слуха, упорядочению движений очень динамичных детей, и побуждают к деятельности малоактивных детей. Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос – настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу. 

                                                                    7 слайд

Для того чтобы заниматься с детьми играми-экспериментами и опытами, проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в нашей группе: уголок экспериментирования. Также мы подобрали наиболее подходящие игры – эксперименты с водой, песком и воздухом для младшего возраста. Составленные   игры-эксперименты объединены в три тематические цикла: «Вода» «Песок» «Воздух» 
Так же в нашей группе есть картотека игр-экспериментов
  

К примеру, некоторые из них.

                                                                     8 слайд

Тема: «Вода» Игры с водой очень полезны для малыша. Вода – совершенно уникальная среда. Она очищает, успокаивает, расслабляет, дарит всевозможные тактильные ощущения: может быть холодной и горячей, бежать тоненькой струйкой или разлетаться в стороны веселыми брызгами.
«Прозрачная вода»
Цель: познакомить детей с водой, её свойствами (прозрачная, без запаха, льётся, сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материал: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, другая – чаем); стеклянная баночка с широким горлышком; таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.

Ход игры- эксперимента: в гости к ребятам приходит Капелька.
-Кто такая капелька? Где живёт?
Ребятам предлагает узнать, что в банках. Дети убеждаются, что в одной – вода, в другой – чай.
- Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет?
Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики с водой с помощью ковшиков.
-Что мы делаем? 
(переливаем, наливаем воду). Что делает водичка? (льется). Послушайте, как она льётся. Какой слышен звук?
Воспитатель предлагает добавить в стаканчик ложечкой сахарный песок: помешать и понаблюдать, что сахар растворился.
Детям предлагается поиграть в игру 
«Узнай и назови»
Показывая картинки через банку с чаем, взрослый спрашивает: 
«Вы что – ни будь видите?» затем дети рассматривают картинки через банку с водой.
-Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? 
(прозрачная)
Что мы узнали о воде? Игры с песком доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Играя с песком, дети познают окружающий мир, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи обогащению словаря, координацию движений. Развивается общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции.
Можно так же поиграть в игры-эксперименты: «Рыбалка», «Сказка о камешке», «Пейте куклы вкусный сок», «Купание кукол», «Водонос», «Сквозь сито» и т.д.

                                                                     9 слайд

Тема: «Песок» Игры с песком доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Играя с песком, дети познают окружающий мир, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи обогащению словаря, координацию движений. Развивается общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции.
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта.
К примеру игра
 «Испечем куличики?»
Цель: познакомить детей со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: песок, лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.
Ход игры: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть с песком и делать куличики пирожки. Но сначала, давайте посмотрим, какой песок и можно из него сделать куличики?..
Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.
Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики.
Аналогичные игры:
 «Пересыпание сухого песка через воронку», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Топчем дорожки», «Я пеку, пеку, пеку», «Волшебные отпечатки на песке», «Игра с решетом» и т.д.

                                                                  10 слайд

Тема: «Воздух» позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность. 
Игра «Помоги кораблику поплыть»
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер. Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
 
Ход игры - эксперимента Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут.  Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.  Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Где «взять» ветер? У нас под носиком есть свой ветерок! Дети дуют на кораблик создают ветер.
Похожие игры: «
Мыльные пузырьки», «Кто разбудил китёнка» и т.д.

                                                                    11 слайд

В нашей группе, игры-эксперименты вызывают положительные эмоции и радость не только у детей, но и у нас, воспитателей. Так как мы полностью погружаемся в эту деятельность и делаем это с большим удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свойства воды" Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей раннего возраста с неживой природой.

ЦЕЛИ:1.    Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная, без вкуса, без запаха).2.    Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей.3....

Ознакомление дошкольников среднего возраста с неживой природой

Особенности ознакомления детей средненго дошкольного возраста с неживой природой (песок, вода, воздух, глина, камни). Методика проведения мониторинга....

Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы

Структура занятия Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст     6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Ознакомление детей младшего возраста с явлениями природы.

Вашему вниманию предлагается конспект НОД "Вулкан" по ознакомлению с явлениями природы для детей старшего дошкольного возраста с применением технологии исследовательской деятельности....

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление детей с живой и неживой природой

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...