Ознакомление детей младшего возраста с явлениями природы.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Вашему вниманию предлагается конспект НОД "Вулкан" по ознакомлению с явлениями природы для детей старшего дошкольного возраста с применением технологии исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vulkan.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Вулкан» по ознакомлению с явлениями природы для детей старшего возраста с применением технологии исследовательской деятельности.

Цель: обогатить первоначальные представления детей о природных катаклизмах.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление  о  происхождении и строении вулканов;

2.  Сформировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3.  Стимулировать  желание  детей  экспериментировать;

4.   Развивать  эмоционально-положительное  отношение  к  познанию  окружающего  мира;

5.  В процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

6. Воспитывать бережное отношение к природе;

7.  Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Предварительная работа: изготовление макета горы.

Материал: макет  горы, поддон, картон, клей; сода, уксус; красная краска, моющая жидкость; лист бумаги (для фиксаций наблюдений), цветные карандаши; чайная ложка, пипетка, презентация «Что такое вулкан?»

1 часть:

Ребята, сегодня мы снова пришли в нашу лабораторию «Интересных открытий». Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (Чтобы узнавать что-то новое и интересное).

Ребята, а вы знаете кто такие геологи? (Геологи – это люди, которые изучают богатства Земли).  

Ребята, вы хотите сегодня снова стать геологами и узнать что-то новое о недрах нашей Земли? (Да, хотим!).

 Давайте все вместе пройдем в нашу лабораторию и расскажем, что мы уже с вами знаем о богатствах нашей Земли. (дети рассказывают о глине, нефти, песке, меле, воде).

Ученые геологи еще не могут до конца узнать, что находится в недрах земли. Сегодня ученые могут судить о строении недр земли по вулканическим выбросам.                           

Воспитатель загадывает загадку:

                              Он огромный, он могучий,

                              Он бывает выше тучи.

                              Басом может он смеяться,

Кашей огненной плеваться.

                              Старый добрый великан –

                              Это дедушка (вулкан)        

2 часть:

Что такое вулкан? Кто знает? Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

Воспитатель включает презентацию.

Слайд №1. Это наша планета Земля. Какой формы наша планета? (круглая)

Слайд№2. На какой фрукт похожа наша планета? (на персик).

Слайт№3. На ней плещутся моря и океаны.

Слайд№4. Вздымаются высокие горы,  растут леса, живут люди.

Слайд№5.Давайте вместе с вами заглянем вовнутрь земли. Наша планета состоит из верхнего слоя- земной коры, дальше- мантия, затем- ядро. Так на какой фрукт похожа наша планета? (персик). Правильно, кожура персика- земная кора, мякоть- мантия, косточка- ядро.

Слайд№6. А вы знаете почему вулкан называют вулканом? (нет) Есть легенда:

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Понравилась вам легенда? Интересная была? А о чем говорится в легенде? Хорошо! Молодцы!

Слайд №7. Основные вулканы в нашей стране находятся на: Дальнем Востоке, на Курильских островах и полуострове Камчатка.

Слайд№8. Давайте рассмотрим вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (конус)

Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа? ( на  большую яму, воронку)

Давайте заглянем вовнутрь вулкана.

 Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Слайд №9. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан,

Слайд№10. А это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан.

Слайд №11. Вулканы очень красивы. Но извергаясь, они могут уничтожить всё на своём пути.

Слайд №12. Художник Карл Брюллов написал картину «Последний день Помпеи», где изобразил извержение вулкана Везувий.

Слайд №13. Давайте с вами рассмотрим, какие бывают последствия вулканов? (ответы детей)

Слайд №14. В современном мире учёные-вулканологи научились предсказывать извержения вулканов заранее, тем самым спасая множество людей.

Слайд №15. Когда взрывается вулкан, наружу вытекает огненная и кипящая лава. На поверхности земли лава остывает и становится твёрдой.

Слайд №16.Кто знает , как называется застывшая лава? Пемза.

Слайд №17, 18, 19. Давайте с вами  повторим: что такое кратер, что такое жерло, что выбрасывается при извержении вулкана? Детям загадываются загадки, ребусы.

Интересно?! Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Тут нам тоже поможет профессор Всезнамус. Он приготовил для нас схему этого опыта (воспитатель объясняет последовательность проведения опыта)

А сейчас давайте пройдем в лабораторию «интересных открытий». В лаборатории у нас все готово для проведения опытов.

Давайте посмотрим:

Из чего сделаем основание вулкана? (из конуса который мы сделали заранее)

Из чего сделаем жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустую пластиковую баночку. Все это ставим на подносы.

Насыпаем ложку соды.

Добавляем красной краски.

5 капель моющей жидкости (пипеткой)

А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. А сейчас возьмите свои блокноты и зарисуйте свой опыт.

3 часть:

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.

Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни. Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это будет всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свойства воды" Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей раннего возраста с неживой природой.

ЦЕЛИ:1.    Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная, без вкуса, без запаха).2.    Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей.3....

Ознакомление детей с объектами и явлениями природы связанными с водой

Ознакомление детей с объектами и явлениями природы связанными с водой...

конспект по ознакомлению детей младшей группы с миром природы "Насекомые"

Конспект предназначен для ознакомления детей с насекомыми, правилами поведения в природе....

Проект по ознакомлению детей младшей группы с окружающей природой «Огород без хлопот»

Данная статья знакомит воспитателей, как можно провести проект для дошкольников младшей группы по ознакомлению с окружающей природой....

Игры-эксперименты при ознакомлении детей младшего возраста с неживой природой

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара     Игры-эксперименты при ознако...