Занятие "Воздух вокруг нас" ОО " Познание" Воспитатель: Кириенко О.П.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Канаева Алла Владимировна

Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять " чудеса" с научной точки зрения. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vozduh_vokrug_nas.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе. ОО «Познание» Опыты и эксперименты. «Воздух вокруг нас».

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, музыкальное,  художественное развитие

Тип: Интегрированное.

Возраст детей: 6-7 лет, подготовительная

Формы непосредственной образовательной деятельности: решение проблемной ситуации, речевая ситуация, рассказ, беседа.

Формы организации: групповая.

Программное содержание:

Образовательные задачи.

Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Развивающие задачи.

Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Ввести в активный словарь детей слова: опыт, воздух перемещается

Воспитательные задачи.

Воспитывать умение договариваться между собой.

 «Музыка»

- закрепление представлений о духовых музыкальных инструментах,  обогащение музыкальных впечатлений у детей с помощью пения.

«Художественное творчество»

- создание условий для экспериментирования разными инструментами (трубочками);

- развитие фантазии, творческого воображения;

- развитие интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Оборудование: писмо, , веер, пакеты, алгоритм выполнения каждого эксперимента, мольберт, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос,), стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки,  стаканы

пластиковые по количеству человек, крышки, бутылки,

, духовые инструменты, гуашь, листы для рисования

Предварительная работа.

Наблюдения за ветром, за качающимися деревьями.

Чтение «Цветик – семицветик» В. Катаев

Просмотр мультипликационных фильмов «Винни – Пух и пчелы», «Смешарики. Воздух для вдохновения».

Опыты. «Как увидеть невидимку – воздух»

Ход НОД

Вводная часть (2-3 минуты)

Воспитатель: Здравствуйте ребята!  Вы знаете, сегодня в детский сад «Василёк» пришло письмо для детей старшей группы .А  прислал нам его профессор Гений Евгеньевич Чудаков !!!

Давайте скорей прочитаем письмо !И узнаем о чём  же пишет  нам профессор !!!!!

 «Дорогие ребята, приглашаю вас в свою научно-исследовательскую лабораторию Профессора Чудакова .У вас есть уникальная возможность стать настоящими учеными-исследователями . Вы будем наблюдать, совершать опыты и делать выводы .В конце вас ждёт сюрприз мои юные любознайки  !»

То над чем будете проводить опыты узнаете отгадав загадку :

 Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.  (воздух)

Воспитатель .Ребята, принимаем приглашение профессора Чудакова? (ответы детей).

Воспитатель: Что мы  сегодня с вами будет исследовать?

Дети:  Мы будем исследовать воздух.

Основная часть (15 минут)

Воспитатель: .  Тогда, мои юные ученые прошу вас одеть специальную форму.

Для того чтобы наши исследования прошли безопасно, необходимо соблюдать следующие правила:

нельзя нечего пробовать на вкус;

-соблюдать порядок, на рабочем месте;

- осторожно пользоваться оборудованием;

-приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.

-не трогать без разрешения;

- нельзя кричать, толкаться

- можно думать

-можно смотреть

-нужно слушать

Воспитатель: Все согласны соблюдать правила?

Дети: Да!

- Проходите, в научную лабораторию и располагайтесь.

Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? (воздух)

- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно? (плохо)

- Какой вывод можно сделать?

- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).

Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

А можно воздух потрогать, поймать ?

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Вывод: воздух нельзя увидеть. «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Эксперимент №2 «Чувствуем воздух»

Продолжаем эксперимент!

Давайте снова поймаем воздух в целлофановые пакеты. Закрутите пакеты

 Хорошо! Давайте проверим. Я возьму острую палочку и осторожно проколю мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? А как можно ещё почувствовать воздух!

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

- Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

- А мы проверим ваши версии.

Эксперимент №3 «Есть ли воздух в стаканчике?»

- Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика положим скомканную  бумагу, тщательно её прижимаем к дну банки.

Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли бумага. Проделываем опыт.

 Что же случилось с бумагой. (Она сухая)

Почему?

Вывод: бумага не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.

 Эксперимент №4 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Возьмите стакан с водой и трубочку. Опустите трубочку в воду и подуйте. Что вы наблюдаете?

 (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. -Что происходит? (выходят пузырьки)

-Как они появились?

-Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще , мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Физкультминутки про воздух

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Эксперимент №5 "Воздух имеет вес"

Воспитатель: Посмотрите, что это за конструкция? Как вы думаете для чего это?

Правильно, для того чтобы узнать имеет ли воздух вес.

Воспитатель: Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон я подвесила одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом? (лопнет)

Воспитатель: Сейчас я  палочкой проткну один из надутых шаров. Что произошло? Почему?

(Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.

Вывод Воздух имеет вес .

Эксперимент №6 имеет ли воздух запах

-Продолжим исследования.

-Уважаемые учёные , а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)

-Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.

Сейчас вы повернётесь ко мне спиной .Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху.

-Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Вывод воздух не имеет запаха

Эксперимент №7: можно ли услышать воздух?

- А воздух можно услышать? Мы это проверим.

 Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют).

-Что мы слышим? (звуки)

-Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху.

Вывод Воздух дрожит и получается звук.

Воспитатель: Молодцы! на сегодня наша лаборатория заканчивает работу. Понравилось вам быть учёными? (да)

Воспитатель: Давайте с помощью воздуха рисовать Я предлагаю, в честь него – запустить большой и красивый салют!

Воспитатель: Подойдите к столу, у нас приготовлены цветная вода, кисточки,трубочки и ватман. Посмотрите, я вам сейчас покажу как сделать салют – беру кисточку, макаю его в цветную воду, капаю каплю на ватман и раздуваю ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Все поняли? А теперь попробуйте сами!

Заключительная часть (5 минут)

Рефлексия

Воспитатель: Дорогие ученые, вы провели огромную работу по исследованию свойств воздуха и много о нем узнали.

 И так, подведем итог.

Итог:.  Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха. Нет, красный.

Воздух можно почувствовать. Да.

Воздух помогает услышать разные звуки. Да, зеленый.

Воспитатель: Вы сегодня все замечательно работали, мне было очень приятно с вами работать.

Сюрпризный момент(заношу мыльные пузыри)  

Воспитатель: А это сюрприз от  профессора Чудакова! Он  решил вас поблагодарить за  проделанную  работу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...