Проект "Шахматы для детского сада"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Герасимова Оксана Валерьевна

Цели  проекта:

создание условий для развития шахматного образования детей дошкольного возраста; 

используя потенциал шахмат содействовать полноценному интеллектуальному развитию и социализации детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shahmaty_dlya_malyshey.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Проект «Шахматы в детском саду»

Подготовила: воспитатель

Герасимова Оксана Валерьевна

п. Малиновский 2021г.

Наименование проекта: «Шахматы в детском саду»

Участники проекта: дети  подготовительной группы  детского сада, их  родители.

Основание для разработки:

- Закон Российской Федерации "Об образовании"

- Приказ № 655 от 23. 11. 2009г. Минобрнауки РФ  «Об утверждении и введении в действие  ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

- Приказ МО РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ"

Цели  проекта:

создание условий для развития шахматного образования детей дошкольного возраста;  

используя потенциал шахмат содействовать полноценному интеллектуальному развитию и социализации детей дошкольного возраста.

Планируемый результат:

овладение детьми  игрой в шахматы, а так же целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Сроки реализации проекта:  1 год.

Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А.Карпов-в 4 года, Г.Каспаров, Р.Фишер, Ю.Балашов-в 6 лет, А.Алёхин, М.Таль-7 лет).

В наше время  родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере. Шахматные стратегии во многом совпадают со спортивными.

Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем. Игрок, имеющий ограниченный запас во времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так и в жизни, и во время учёбы – школьникам необходимо эффективно использовать своё время.

Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение – большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в  ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций ,крайне необходимы для будущих  представителей  многих профессий.

Если говорить о расчётах, применяемых в игре, то очевидно, что шахматы помогают развивать логическое и критическое мышление, столь необходимое в проектировании.

Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой. Ведь математические понятия можно весело и интересно объяснить в контексте игры.

Б.Франклин писал в 1779 году, что шахматы – «это больше, чем праздное развлечение, ведь жизнь есть подобие шахматной игры». Он полагал, что игра в шахматы  развивает дальновидность, осмотрительность, самообладание и спортивный дух.

Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.

Цели и задачи проекта:

  • Приобретаются умственные навыки (включая умение сосредоточится, распознавать образы и принимать решения, а также алгебраическое и геометрическое мышление, умение решать задачи, пространственное и критическое мышление);
  • Повышается самооценка, возрастает уверенность в себе;
  • Усиливается концентрация внимания;
  • Увеличивается объём памяти;
  • Развивается представление о выборе способа решения проблем и последствиях этого выбора, игра помогает ощутить ответственность за свои действия;
  • Воспитывается соревновательный дух и энтузиазм, развивается бдительность ума;
  • Тренируется спортивное мастерство;
  • Развиваются навыки устного и письменного общения.

Перспективное планирование

работы по шахматному образованию детей 6-7 лет

Первый год обучения.

Месяц

№ занятия

Название темы

Основное содержание

Материал

Сентябрь

С №1 по №7

Шахматная доска.

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

Октябрь

С №8 по №9

Начальное положение

Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

С № 10 по №13

Ладья

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

С № 14 по № 17

Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

Ноябрь

С №18 по № 21

Ладья против слона

Дидактические задания.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

С №22 по № 23

Ферзь

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжёлая фигура.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

С № 24 по №25

Ферзь против ладьи и слона

Дидактические задания.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

Декабрь

С №26 по №29

Конь

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь  – лёгкая фигура.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

С № 30 по №33

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Дидактические задания.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

Январь

С № 34 по №37

Пешка

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзёвая, королевская пешка. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

С № 38 по №39

Превращение пешки

Превращение пешки.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

Февраль

С № 40 по №41

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Дидактические задания.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

С № 42 по №43

Король.

Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но под бой его ставить нельзя.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

С №44 по №47

Король против других фигур.

Дидактические задания.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

Март

С №48 по №54

Шах.

Шах ладьёй, ферзём, слоном, конём, пешкой. Три способа защиты от шаха.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

С №48 по №54

Шах

Шах ладьёй, ферзём, слоном, конём, пешкой. Три способа защиты от шаха. Открытый шах. Двойной шах.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

С № 54 по №56

Мат

Цель игры. Мат ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Мат в один ход.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

Апрель

С № 54 по №56

Мат

Цель игры. Мат ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Мат в один ход.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

С № 57 по №60

Ничья, пат

Отличие пата от мата. Варианты ничьей.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

С № 61 по №64

Рокировка

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

Май

С №65 по №71

Шахматная партия

Игра из начального положения всеми фигурами.

Шахматная доска, фигуры шахмат, презентация на тему.

Результаты сравнительной диагностики по уровням усвоения шахматной грамоты у детей старше - подготовительной группы «Солнышко»

Высокий уровень – устойчивый интерес  к игре, умение решать шахматные этюды, владеют основными правилами игры в шахматы, играют самостоятельно, принимают участие в турнирах.

Средний уровень –  устойчивый интерес к игре, знают основные правила игры в шахматы, могут применять их при игре, пользуются  частично помощью взрослого (педагога).

Низкий уровень – знают основные понятия игры в шахматы,  но интереса к игре не проявляют, игра носит эпизодический характер.

Работая над проектом, я опиралась на такие принципы: принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно- на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д ;принцип доступности -игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности- нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей- важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время. Работа по проекту разделила условно на три этапа, по времени средней продолжительности.

На первом этапе начинаю давать шахматные термины, такие как диагональ, поле, противник, названия шахматных фигур.

С детьми сочиняем сказки с главными героями -шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «Что изменилось», «Построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.

На этом же этапе ведется активная работа с родителями: консультации по игре, по приобретению шахмат, сочинение сказок, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.

К концу первого этапа дети:

-сочиняют сказки о шахматном королевстве;

-придумывают, переделывают знакомые сказки на шахматный лад;

-пересказывают друзьям сказки и легенды;

-знают фигуры;

-знают несколько игр на шахматной доске и игры с фигурами;

-самостоятельно играют, соблюдая правила.

На втором этапе мы уже знаем названия фигур, где они располагаются на шахматной доске. Учим ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику.

Таким образом, дети сами приходят к сути игры. Даю понять, что на поле каждая фигура – воин, и держать надо во внимании сразу все фигуры (своих 16, противника-16, ни один ход не делается просто так, надо анализировать как свои шаги, так и шаги противника. В ходе игры показываю приемы, продолжаю давать термины. По окончании игры прошу рассказать, как он думал дойти до цели, какие были у него планы - обычно, развязывается неплохая дискуссия.

Дома остается закрепить полученные знания, потренироваться- это, по договоренности, задача родителей.

К концу II этапа дети:

-знают ходы фигур;

-пользуются основными терминами;

-пытаются играть друг с другом;

-подсказывают и исправляют ошибки друзей.

На третьем этапе дети, как обычно, втягиваются в игру - играют самостоятельно со сверстниками, со взрослыми. Подсказывают и исправляют друг друга. Продолжаем и дома и в саду, в свободное время, тренироваться. Организовываем турниры. Радуемся успехам.

К концу III этапа:

-самостоятельно играют со сверстниками, со взрослыми;

-радуются своим успехам, делятся опытом со сверстниками.

К концу проекта сами запоминают свои ходы и ходы противника,

строят алгоритм своей игры, логические цепочки,

у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание,

самостоятельно мыслят и рассуждают, самостоятельно играют, соблюдая все правила.

У родителей положительные эмоции-дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей - радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели.

Чтобы проверить уровень освоения игры своими воспитанниками, разработала критерии, приведённые в диаграмме (см.выше).  Инструментарием является непосредственная игра.

Список использованной литературы:

1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.

2. Ник  Бретт «Как играть в шахматы?» М.,Слово,1999 г.

3. И. Г. Сухин «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

4. И. Г. Сухин «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

5. И.Г.Сухин "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет",

М.: Новая школа, 1994.

6. Тодд  Бардвик «Шахматы для детей», Питер,2012 г.

7. Опыт работы по проектированию обучения дошкольников игре в шахматы г. Урая детского сада «Родничок».

Материалы сайтов:

http://chess555.narod.ru

http://www.maaam.ru

http://knu.znate.ru

http://www.zavuch.info

http://tmndetsady.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...