Проект "Мыло душистое - пена пушистая"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Экспериментальная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mylodushistoe_pena_pushistaya.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №7 «Рябинушка»

 

 

 

 

ПРОЕКТ «МЫЛО ДУШИСТОЕ, ПЕНА ПУШИСТАЯ» ВО ВТОРОЙ РАННЕЙ ГРУППЕ «СОЛНЫШКО»

 

 

 

 

                                                                    Подготовила воспитатель:  Галичина А. И.

                                                                                                                                                           

2021 г.

Актуальность:

   Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приёмы, художественное слово. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам можно  постоянно возвращаться.

Познавательно - исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО  согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

  В процессе познавательно - исследовательской деятельности у детей формируются представления об окружающем мире, им предоставляется возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

  Познание – творческий процесс, поэтому в задачу взрослого входит поддержать и развивать в ребёнке интерес к открытиям, исследованиям, создать для этого необходимые условия. Широкие возможности для развития познавательной активности детей предоставляет проектная деятельность

  Игры с мыльными пузырями — эта забава известна с давних времён привлекает как детей, так и взрослых.

Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник.

В ходе работы , мы обратили внимание, что дети очень заинтересованы мылом, во время мытья рук постоянно трогают и пытаются снова и снова намыливать ручки, даже если они уже чистые. Так и появилась идея создания этого проекта, он создан для расширения представлений детей о мыле, о том как получается пена из мыла, знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.

Проблема - недостаточные знания детей о мыле, мыльной пене.

 

Вид проекта:  краткосрочный, групповой.

Срок реализации: 1 неделя - 12.04.2021 по 16.04.2021

Участники проекта: воспитатели группы раннего возраста  воспитатель, дети группы раннего возраста, родители.

 

Цель проекта: знакомство с нетрадиционным материалом - пеной через игры -эксперименты.

Задачи:

развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности;

побуждать к речевому общению;

формировать представления о свойствах пены: «воздушная», «легкая».

поддерживать и развивать в ребенке интерес к познаниям, открытиям, исследованиям.

При реализации проекта  использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, игры с пеной.

 

Оборудование: тазы с водой, трубочки, мыло, мыльные пузыри, зеркало, кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие).

 

 Продукт проекта:

коллективная работа с детьми.

презентация проекта

картотека игр – экспериментов с детьми раннего возраста

 

Работа с родителями:

разучивание с детьми стихотворений, потешек дома;

чтение сказок;

консультация: «Развитие культурно - гигиенических навыков»;

поддержка культурно - гигиенических навыков, полученных в ДОУ, в домашней обстановке.

 

Предварительная работа: 
   

игровые ситуации, выполнение режимных моментов;

 чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций;

Ожидаемый результат по проекту:

Формирование у детей знаний о мыле, мыльной пене, обогащение и пополнение предметно - развивающей среды по теме проекта, активное участие родителей в воспитательном процессе ДОУ.

В основу данного проекта положены следующие принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации  которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями  образовательных областей;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на 1 недели: с 12.04.21 по 16.04.21

№п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно – проектировочный этап

Составление паспорта проекта, работа и подбор методической литературы, подбор детской художественной литературы для чтения детям, подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

С 7.04.12.21 по 12.04.21

2.

Практический этап

 Проведение игр - экспериментов образовательной деятельности, НОД. Рассматривание картинок с изображением мытья, рук и других культурно - гигиенических навыков, чтение художественной литературы, подвижные игры.

С12.04.21 по16.04.21

3.

Обобщающе – результативный этап

Подготовка к презентации проекта, постановка новых задач

С 18.04.21 по 28.04.21

4.

Презентация проекта

Представление проекта для жюри конкурса

С 28.04.21по 29. 04.21

 

 

 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

№п/п

Направление

Тема мероприятия/форма проведения

1

«Познавательное развитие»

НОД экспериментирование на тему :Опыт  «Стираем платочки» ,НОД экспериментирование на тему:Опыт «Разложи пену по формочкам», Д /и: «Купание куклы Кати», «Помоем руки с куклой Машей», «Подбери предметы личной гигиены».

2

«Социально – коммуникативное развитие»

Рассматривание сюжетных картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены, игры - экспериментирования:«Сделаем пену»,«Пенка на ладошках!», «Найди игрушки», «Помощница Мойдодыра».Пальчикова игра «Умывалочка»

3

«Речевое развитие»

 НОД ЧХЛ К. Чуковский " Мойдодыр", чтение потешек о культуре гигиенических навыков. НОД Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная».

4

«Художественно – эстетическое развитие»

НОДНетрадиционное рисование с использованием пены и поролона «Мыльные пузыри».

5

«Физическое развитие»

Подвижная игра «Зайка серый умывается», м/п игра «Где же наши ручки», П/и «Мыльные пузыри», П/и «Раздувайся пузырь».Комплекс утренней гимнастики "«Надо чисто умываться по утрам и вечерам»»"

Ресурсное  обеспечение проекта:

Информационные ресурсы (см.. список литературных источников далее)

Учебно - методические ресурсы::

Фонд методического кабинета

библиотека

игротека

Критерии оценивания проекта:

Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника достаточный уровень освоения детьми знаний по теме проекте и высокая заинтересованность и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.

Выводы:

Проект направлен на то, чтобы в ходе экспериментальной деятельности обогатить знания детей о мыле, пене,  воспитывать культурно - гигиенические навыки в игровой форме.Повысить заинтересованность родителей в образовательной деятельности детей в ДОУ.

Литература:

 Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

 Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

 Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Пальчиковая игра «Умывалочка».

Цель: развитие мелкой моторики, активизация словаря.

Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).
Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).
А над ручками, как тучки
(руки вверх).
Пузыри… пузыри…
(прыжки, руки на поясе).

 

Игра «Сделаем пену».

Цель: уточнить знания о свойствах воды (вода пенится).

 

В таз с тёплой водой (на дно добавляем жидкое мыло).

Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.

Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть.

Вывод: мыло в воде – появляется пена.

 

«Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!» (дети в детском саду моют руки).

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек».

Активизация словаря: (мыльница, мыло, мыльная).

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька (взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

 

Игра на развитие движений «Раздувайся пузырь».

 

Игра- эксперимент «Поймай пузыри!»

Цель: развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о свойствах пены(лёгкая, воздушная). Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.

Открываем колпачки,

Выдуваем пузыри,

Вот такие – посмотри!

Все они воздушные!

И очень непослушные!

Как бы нам их поймать –

На ладошке подержать!

 

Игра- эксперимент «Дорожки по зеркалу».

Цель: развивать творческое мышление, мелкой моторики.

Дети совместно с воспитателем намыливают руки и проводят прямые линии.

Вывод: пеной можно рисовать.

 

Игра – эксперимент «Найди игрушки»

Цель: развитие экспериментальной деятельности в процессе игры.

 

В таз с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут отодвигая пену.

Вывод: пена прячет игрушки (она на прозрачная).

 

Опыт  «Стираем платочки»

Цель: развитие тактильных ощущений, координации движений.

Оборудование: ёмкость, платочки, мыло.

Ход проведения.

Педагог показывает детям платочки и говорит о том, что они испачканы, ребята говорят о том, что их надо постирать. В ёмкость с водой складывают платочки и берут мыло, начинают намыливать платочки и стирать их. Образовывается пена от мыла и дети стирают платочки и замечают, что они стали чистыми. Развешивают платочки на верёвке.

 

 

Игра «Помощники Мойдодыра».

Цель: Обогащение игрового опыта ,выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды.

Дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду, ополаскивают её от пены, высушивают на полотенце.

Вывод: мыльная вода отмывает «грязь».

 

Нетрадиционное рисование с использованием пены и поролона «Мыльные пузыри».

 

Опыт «Разложи пену по формочкам»

Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства.

     Оборудование: ложка или совочек, стаканчики, мыльница и разные ёмкости.

    Ход проведения:

Педагог, взбив пену, расставляет на столе стаканчики, кружки, мыльницы и другие ёмкости. Показывает ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.

Утренняя гимнастика «Надо чисто умываться по утрам и вечерам!»

Чтобы быть здоровым,

Чистым и красивым,

Нужно умываться

Белым нежным мылом!

Полотенцем растереться,

Причесаться гребешком,

В одежду чистую одеться

И в детский сад пойти потом!

1. «Чистые ладошки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Повторить по 3 раза.

2. «Стряхнем водичку»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки вверх; круговые движения кистью — «стряхивают водичку»; руки на пояс. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.

3.«Помоем ножки»

И. п.: ноги врозь, руки за спину. Наклон вперед, хлопнуть два раза по коленям, сказать «моем чисто». Руки за спину. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 4—5 раз.

4.«Мы — молодцы!»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8—10 подпрыгиваний и 8—10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза.

5. «Чтобы чистым быть всегда,

Людям всем нужна... (вода)!»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Подняться на носки; руки в стороны, вдох носом. Опуститься на всю стопу, руки на пояс, на выдохе произнести «вода-а-а». Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Пузырь»

             

          Дети вместе с педагогом берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Педагог говорит:

Раздувайся, пузырь, Раздувайся вверх и вширь.

Раздувайся, пузырь, Пузырь мыльный и цветной,

Раздувайся большой, Оставайся такой  Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока педагог не скажет : «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!»Вариант. После слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» — воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь — отходят назад, образуя большой круг.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй группе раннего развития на тему «Мыльные пузыри»

Образовательная областьхудожественно-эстетическое развитие.

Вид деятельности: непосредственно – образовательная.

Возрастная группапервая младшая группа

Тема«Мыльные пузыри» 

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с круглой формой предметов ;с величиной, научить определять основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный; познакомить с новой техникой рисования.

2. Развивать общую и мелкую моторику кисти рук, развивать речь, внимание и воображение, развивать речевое дыхание, активизировать мышцы губ, тренировать способность пальцев руки удерживать позу.

3. Закрепить умение устанавливать контакт друг с другом, сплочению группы;

4. Воспитывать аккуратность, умение выполнять работу коллективно.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Замок», подвижной игры «Мыльные пузыри»

Материалмыльные пузыри, сундучок, одноразовые стаканчики, тарелочки с разной краской, большой голубой лист, вырезанные из губки круги на каждого ребёнка.

Ход непосредственно - образовательной деятельности.

В: Дети, смотрите, на столе стоит сундучок. Что же в нём? Чтобы узнать, нужно открыть замок.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На сундучке висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Мы замочек покрутили, постучали,

Потянули и открыли.

В: Посмотрите ребята, замок открылся, что же в сундуке? (достаю мыльные пузыри и открываю их)

Мыльные пузырики весело летят,

И красивой радугой радуют ребят.

Мыльные пузырики, как вы хороши,

Мыльные пузырики, рады малыши!

(Выдуваю мыльные пузыри)

В: Посмотрите ребята как их много, они разного размера и большие и маленькие, разноцветные. Попробуйте их поймать. (Под музыку дети ловят пузыри)

В: Видите, наши пузырьки могут летать, лопаться.

В: Скорее догоняйте их, ловите ладошками.

В: Дети, мыльные пузыри мы ловили, играли с ними. А сейчас я предлагаю вам их нарисовать необычным способом. С помощью  поролонового штампа мы сможем с вами нарисовать мыльные пузыри.

 (дети рисуют вместе с педагогом)

В: Молодцы, ребята, у вас получились красивые разноцветные пузырьки. А сейчас я предлагаю вами отдохнуть и поиграть. А наши нарисованные пузырьки подсохнут.

Становитесь дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Подвижная игра «Мыльные пузыри»

Посмотри-ка, посмотри-

Мы пускали пузыри

(пальцы каждой руки сложить колечком)

Дуем, дуем, дуем, дуем-

(колечки поставить друг на друга, поднести ко рту и подуть на них. Дуть, не надувая щёк, вытягивать губы трубочкой)

Много пузырей надуем.

(показать, как разлетаются пузыриразвести руки в стороны)

На столе и на двери-

Всюду в доме пузыри.

(перемещаясь по группе сложенные колечком пальцы, показать, как летают пузыри)

Только в руки не бери-

Сразу лопнут пузыри!

(резко выпрямить пальцы, хлопнуть в ладоши)

В: Молодцы, хорошо поиграли. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

И будем играть дальше с мыльными пузырями.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»

Цель проекта: Привлечь  внимание детей к последовательности умывания. Способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Развивать интерес детей раннего возраста к художествен...

"Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое..."

Интегрированная НОД для детей средней группы(4-5лет)...

"Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое"

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребёнка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность в...

Информационный практико-ориентированный проект для детей среднего дошкольного возраста "Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!..."

Образовательная область здоровье требует от нас сформировать у детей привычки к здоровому образу жизни. Гигиеническая культура столь же важна для человека как умение ходить , говорить, видеть , понима...

Поделка "Ёлочка душистая, ёлочка пушистая"

Творческая работа детей совместно с родителями...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшей группы «Мыло душистое, пенка пушистая»

Данный материал будет полезен воспитателям при работе с детьми младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие является одной из образовательных областей ФГОС дошкольного образования. Данное за...

Комбинированное занятие по ФЦКМ с элементами рисования и музыки для детей с ОВЗ «Ёлочка душистая, ёлочка пушистая, ёлочка нарядная, ты такая ладная!»

Данное занятие проводилось по теме календарного плана "Новый год". Дети имеют заболевание ДЦП и многим сложно воспринимать материал, а иногда и участвовать в выполнении задания. Важно, что б...