Методическая разработка Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы Игра-путешествие «Насекомые вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект НОД по

 Ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы

НОД игра-путешествие «Насекомые вокруг нас»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Насекомые вокруг нас» 27.67 КБ

Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 45

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект НОД по

 Ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы №2

НОД игра-путешествие «Насекомые вокруг нас»

                                                            Выполнила: воспитатель средней группы №2

                                                            Кустова Наталья Олеговна

                                                               

                                                                 

                                                                   2020-2021

Цель: Расширять представление детей о некоторых насекомых.

Задачи: 

Образовательные: 

-развивать умение объединять насекомых в виды по существенным признакам;        - уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни;        о пользе и вреде, приносимой ими природе и людям.                                                     -закреплять у детей понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

Развивающие: 

-развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь;

-вызвать интерес к окружающему миру;

-формировать реалистические представления о природе;

Воспитательные:

 -воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.

Педагогические технологии:

-технология создания проблемной ситуации, и ее решения;

-информационно-коммуникативная технология;

-игровая технология;

-здоровье сберегающая технология (создание психологического комфорта

путем рационального сочетания разных видов детской деятельности);

- личностно-ориентированная (индивидуальный подход к каждому ребенку);

- подведение итогов (анализ работы).

 

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме насекомые.

Чтение художественной литературы про насекомых Агния Львовна Барто «Жук». В. Бианки «Приключение муравьишки». И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». А. Барто «Мы не заметили жука».  К.Чуковский «Тараканище». А.А.Усачев «Божья коровка» К.Чуковский «Муха-цокотуха».

Просмотр мультфильмов «Как муравьишка домой спешил», «Грибок теремок», «Муха-цокотуха», «Кораблик», «Тараканище»,

Оборудование: иллюстрации насекомых, магнитная доска, муляжи насекомых и места их обитания (жилища), конверты с плоскостными пазлами частей тела насекомых, наглядное пособие «Природное сообщество луга».

Раздаточный материал: Плоскостные пазлы «Насекомые», муляжи животных, карточки с изображением животных.

I. Вводная часть.

Ход занятия: Организационный момент. Музыка. Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте, поздороваемся. Воспитатель и дети встают в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение. Ребята! А какое сейчас время года? (весна). А что весной происходит в природе? (ответы детей). Правильно весной все оживает и конечно же просыпаются насекомые. Мы сегодня с вами отправимся на полянку где увидим насекомых.

На лугу трещит кузнечик,

В небе бабочка парит,

На цветке мохнатый, громкий,

 Полосатый шмель жужжит.

Насекомые летают,

Скачут, ползают, парят,

Красотой нас удивляют,

Пользу так же принося!

Воспитатель. Куда бы вы ни пошли: в сад, на луг, в лес - всюду вас будут окружать насекомые. В траве ползёт жучок, над цветами вьются пчёлы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы. Подойдёшь к речке — и там насекомые: носятся стайками блестящие жуки-вертячки, а под водой, загребая лапками как вёслами, охотятся жуки-плавунцы.

Божья коровка, муравей, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, - это всё насекомые. Насекомые ребята это такие животные у которых есть три пары ног, голова на которой есть усики ,глазки, хоботок, брюшко на котором бывают крылышки но не у всех.

(Воспитатель вместе с детьми находит  на иллюстрациях существенные признаки насекомых и называет их )

Воспитатель. Насекомые - самые многочисленные и древние обитатели нашей планеты Земля. Но мы с вами сегодня поговорим о тех насекомых которых мы встречаем чаще всего.

Воспитатель. Ребята, а про каких именно насекомых мы с вами сегодня будем говорить вы узнаете из этих конвертов, в них есть части картинок, из которых вам нужно собрать целое изображение насекомого.  Именно про них мы с вами сегодня поговорим и узнаем много интересного.

Воспитатель раздает по конверту с заданием. Дети собирают изображение насекомых и по очереди называют их.

Воспитатель. Молодцы ребята правильно сложили и назвали насекомых, наверное, вы уже слышали про них и можете что-нибудь рассказать.

Но перед этим давайте разомнёмся и проведём физкультминутку.

Физкультминутка "Божьи коровки"

Мы божьи коровки (прыжки) -

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик) …

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!

 Ну вот ребята мы с вами порезвились и набрались сил.

После разминки воспитатель вместе с детьми подходит к импровизированной полянке где находятся макеты жилищ насекомых.

Воспитатель: Посмотрите ребята у меня в корзинке есть много насекомых, давайте я вам буду загадывать загадку вы должны отгадать о каком насекомом говорится в загадке, его нужно взять и отнести его на нашу полянку к месту обитания и рассказать о нём то что вы знаете.

 

Воспитатель читает загадку, дети отгадывают её (тот ребенок который собирал разрезную картинку с загаданным насекомым и рассказывает про него известные им факты, например, где живет, чем питается, чем полезно, чем вредно, особенности строения). Воспитатель может дополнить ответы детей.

Я по потолку ползу
Никогда не упаду,
Лапки чищу я всегда
Там присоски у меня (Муха)                                                                                                                           

Он строитель настоящий,

Деловитый, работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

«Эй, художник помоги,
Ты меня принаряди
Сделай красный сюртучок»-
Мне сказал один жучок:
«А потом добавь ещё
Пару точек на бочок» (Божья коровка)                                                                                                         

В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает.
Улей – дом,
А рой – семья.
Как зовут меня, друзья? (Пчела)

Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая...(Бабочка)

После рассказов детей воспитатель предлагает им поиграть им в игру «Кто что делает?»

Воспитатель: Дети, давайте встанем полукругом и поиграем с мячиком в игру, которая называется «Кто что делает?». (Называю насекомое, а дети дают определения глаголов, отвечая, кто что делает? ползает, прыгает, летает, стрекочет...)

Воспитатель: Молодцы ребята всё то вы знаете. А знаете ли вы есть у насекомых враги кто может их съесть? (ответы детей) Назовите их! (ответы детей: лягушка, ящерица, ёжик, птицы).

Воспитатель: Ребят, а как же насекомые спасаются от врагов? (воспитатель берет в руки насекомых и обращает внимание детей на окраску)

Как вы считаете почему кузнечик зелёный, бабочка очень красочная и похоже на цветочек, у божией коровки на красном тельце чёрные пятна, а у полосатой пчелы есть жало. Зачем им нужна такая окраска? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно для того чтобы защищаться или прятаться. Например, божья коровка в минуту опасности может выделять неприятно пахнущую жидкость или претвориться мертвой, а пчела и вовсе, когда ей угрожает опасность может ужалить жалом (на конце брюшка у пчелы есть острая иголочка, которая называется жало). Кузнечик, когда пугается замирает на листочке или веточке и не шевелится, и враг попросту его не замечает. И многие другие насекомые спасаются от врагов также.

Воспитатель: Ребята, а почему не надо трогать и обижать насекомых? (ответы детей потому что они живые и не приносят никому вреда)

Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Как? (ответы детей наблюдать как они летают, бегают, прыгают. Слушать, как они жужжат, стрекочут.

Воспитатель: Нужно ли беречь насекомых? – Да. - Чтобы сохранить красоту природы, нужно обязательно беречь насекомых. Ведь в природе все дополняет друг друга

Стихотворение:

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа - мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути

- Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой.

Рефлексия: Ребята о ком мы сегодня с вами говорили?

                     Про каких насекомых вы сегодня нам рассказывали?

                     Какое насекомое приносит больше всего пользы человеку?

                     

Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие на лесную полянку в гости к насекомым. Давайте попрощаемся с гостями.

Воспитатель: -   Мы с вами говорим  про насекомых.

Скажите, есть ли у насекомых враги? – Да. - Кто? – Птицы.  

Воспитатель:  Как – же насекомые спасаются от

врагов? (Берёт в руки насекомых, обращает внимание на

окраску). Почему майский жук коричневый?  Почему кузнечик

зеленый? Зачем им нужна такая окраска? -  Защищаться от

врагов, прятаться. Майский жук на ветках деревьев, а кузнечик

живет в траве. (Показывает божью коровку.) - Почему божья

коровка такая яркая? Ведь её хорошо видно на зелёном листе,

любая птица заметит.

Дети: Божья коровка хорошо умеет защищаться, в минуту

опасности она выделяет  жидкость белого цвета – которая

плохо пахнет и этим отпугивает врагов. - А ещё как она

защищается?  - Она может замереть, притвориться мёртвой.

Воспитатель: (В корзинке лежат мелкие насекомые, на

столе импровизированная полянка в виде панно). – Сейчас я

вам предлагаю спрятать насекомых, чтобы их не заметили

птицы. Возьмите каждый по насекомому и найдите для него

место на полянке.  (Дети прячут насекомых в кору деревьев

или в траву, на ветки. Звучит песня «В траве сидел

кузнечик» - 1куплет).

Воспитатель: -   Мы с вами говорим  про насекомых.

Скажите, есть ли у насекомых враги? – Да. - Кто? – Птицы.  

Воспитатель:  Как – же насекомые спасаются от

врагов? (Берёт в руки насекомых, обращает внимание на

окраску). Почему майский жук коричневый?  Почему кузнечик

зеленый? Зачем им нужна такая окраска? -  Защищаться от

врагов, прятаться. Майский жук на ветках деревьев, а кузнечик

живет в траве. (Показывает божью коровку.) - Почему божья

коровка такая яркая? Ведь её хорошо видно на зелёном листе,

любая птица заметит.

Дети: Божья коровка хорошо умеет защищаться, в минуту

опасности она выделяет  жидкость белого цвета – которая

плохо пахнет и этим отпугивает врагов. - А ещё как она

защищается?  - Она может замереть, притвориться мёртвой.

Воспитатель: (В корзинке лежат мелкие насекомые, на

столе импровизированная полянка в виде панно). – Сейчас я

вам предлагаю спрятать насекомых, чтобы их не заметили

птицы. Возьмите каждый по насекомому и найдите для него

место на полянке.  (Дети прячут насекомых в кору деревьев

или в траву, на ветки. Звучит песня «В траве сидел

кузнечик» - 1куплет).

Воспитатель: -   Мы с вами говорим  про насекомых.

Скажите, есть ли у насекомых враги? – Да. - Кто? – Птицы.  

Воспитатель:  Как – же насекомые спасаются от

врагов? (Берёт в руки насекомых, обращает внимание на

окраску). Почему майский жук коричневый?  Почему кузнечик

зеленый? Зачем им нужна такая окраска? -  Защищаться от

врагов, прятаться. Майский жук на ветках деревьев, а кузнечик

живет в траве. (Показывает божью коровку.) - Почему божья

коровка такая яркая? Ведь её хорошо видно на зелёном листе,

любая птица заметит.

Дети: Божья коровка хорошо умеет защищаться, в минуту

опасности она выделяет  жидкость белого цвета – которая

плохо пахнет и этим отпугивает врагов. - А ещё как она

защищается?  - Она может замереть, притвориться мёртвой.

Воспитатель: (В корзинке лежат мелкие насекомые, на

столе импровизированная полянка в виде панно). – Сейчас я

вам предлагаю спрятать насекомых, чтобы их не заметили

птицы. Возьмите каждый по насекомому и найдите для него

место на полянке.  (Дети прячут насекомых в кору деревьев

или в траву, на ветки. Звучит песня «В траве сидел

кузнечик» - 1куплет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект проведения подвижно-дидактической игры "Потеряшки" для детей средней группы ДОУ.

Предлагаемый конспект проведения подвижно-дидактической игры "Потеряшки" вариативен в использовании. Адресован воспитателям детских садов, а так же родителям для занятий с детьми....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы

Программное содержание: 1.     Учить  различать  и называть некоторые части тела насекомых (крылья, ножки, усики, голова и т.д.)2.     Дать представле...

Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей средней группы: Тема: «Вода и ее свойства».

Конспект открытого  занятия по окружающему миру для детей средней группы:                                  ...

Учебно - методическая разработка занятия по познанию окружающего мира для детей средней группы «Приключения ветерка»

Учебно - методическая разработказанятия по познанию окружающего мира для детей средней группы«Приключения ветерка»   Программное содержание. Расширить представления детей об...

Методическая разработка ОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Дорожная азбука»

Методическая разработка ОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Дорожная азбука»...

Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей средней группе «В гости к Девочке Весне»

Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной.Формировать бережное отношение к окружающей природе.Дать элементарные представления о в...

Методическая разработка по окружающему миру для детей средней группы Тема: «Домашние птицы»

Методическая разработка по окружающему миру для детей средней группы Тема: «Домашние птицы»...