"Окружающий Мир"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Cартания Наталия Анатольевна

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег - это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Программа экологического воспитания и обучения в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром, природой, начиная с младшей группы. Прогулки с детьми предоставляют для этого большие возможности. На каждой из них ребята закрепляют ранее полученные знания и знакомятся с чем-то новым.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными, и достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания ребят. При наличии хорошего участка детский сад может организовать «экологические пространства» на своей территории.

Кроме того, воспитатель должен не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, родные места, свою родину.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Окружающий нам Мир"190.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проектhttps://m.eradetstva.ru/products_pictures/big/Opyty_i_eksperimenty_dlya_detey_NOVYY_FORMAT_Nauchnye_eksperimenty-96467-01.jpghttps://prodetki.com/wp-content/uploads/2017/09/nauchnye-opyty.jpg

«Окружающий нам Мир»

https://nfmadou6.edumsko.ru/uploads/1500/1401/section/76908/90dc708d931e4e7652ab915716a19db7_800x600.jpg?1534082875641

Старшая группа    

http://unikum116.ru/upload/iblock/716/71632da40ebb2256f6e4657f1d5efa3c.jpghttps://static.goods.ru/medias/images/801/100002124339b0.jpg

Иркутск ,2021

Актуальность проекта.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

1. Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно- ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Вид проекта: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -6 лет, родители воспитанников.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
  1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
  2. Создание единого инновационного пространства.
  3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
  4. Повышение уровня мотивации к занятию.

2. Содержание реализации проекта.

Модель организации экспериментирования

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Пополнение центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация        образовательного        экспериментально-поискового        пространства        в группе;

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Создание        у        воспитанников        и        их        родителей        устойчивого        интереса        к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком. Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия. КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий. Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Структура проведения игры–экспериментирования:

Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; Проверка        гипотеза        (научно        обоснованное,        вполне        вероятное        предположение, требующее, однако, специального доказательства)

Подведение итогов, вывод; Фиксация результатов;

Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный). II этап – внедренческий.

III этап – итоговый (обобщающий).

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

1

Изучить        и        проанализировать методическую литературу по теме

Сентябрь- октябрь

Воспитатели

2

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

Ноябрь

Воспитатели

3

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

Сентябрь- ноябрь

Воспитатели

II этап. Внедренческий

1

Проведение        работы        с        детьми        по экспериментальной деятельности

Декабрь-Май

Воспитатели

2

Привлечение        родителей        в экспериментальную деятельность детей

Сентябрь- Май

Воспитатели

Родители

III этап. Обобщающий

1

Определить        эффективность        проведённой работы

Май

Воспитатели

2

Провести анализ полученных результатов

Май

Воспитатели

Продукт проекта: КВН «Мы - экспериментаторы»

Работа с родителями

  1. Анкетирование родителей.
  2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

«Научите        ребенка        любить        живую        природу»,        «Значение        экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».

  1. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
  2. Наглядная информация.
  3. Обмен опытом.

Месяц

Декабрь

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

Январь

Предложить родителям провести эксперимент дома вместе с детьми.

Февраль

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Март

Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.

Апрель

Мастер-класс для родителей «Занимательные опыты».

Май

Совместный досуг КВН «Мы - экспериментаторы»

  1. Механизм реализации проекта.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц

Тема

Содержание работы

Декабрь - Январь

«Снег - снежок»

Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни».

Беседа «Защитные свойства снега». Рассмотреть снежинку в лупу.

Прогулка «Следы на снегу». Украшений для участка «Замерзание воды».

«Воздух - невидимка»

Беседа: «Невидимка-воздух», «Чистый воздух».

Эксперименты:        «Реактивный        шарик»,

«Расширение        воздуха»,        «Волшебный        стакан»,

«Тяжелая газета или давление воздуха».

Прогулка «Почему дует ветер?»

Дидактическая        игра        «Уникуб»        «Свойства воздуха».

Февраль

«В гостях у сказки»

Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

Эксперименты:        «Притягивание        предметов        к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск»,

«Притягивание к магниту через предметы».

Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы».

Работа        в        экологическом        дневнике        (опыт        с веточками деревьев).

Март

«Вода- волшебница»

Беседа: «Волшебница вода»

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси».

Просмотр презентации «Чудо водичка».

«Чудеса растений»

Опыты:        «Растения        «пьют»        воду»,        «Дыхание листа»,                «Нужен        ли        корешкам                воздух»,

«Волшебный кружок».

Создание «Огород на окне».

Работа        в        экологическом        дневнике        (опыт

«Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).

Апрель

«Земля наш общий дом»

Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Рисование «Портрет Земли». Беседа «Глобус» Досуг, посвященный Всемирному Дню Чистой воды «Сбережем реки – богатство России!».

Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).

«Я - человек»

Эксперименты:        «Модная        прическа»,

«Волшебный шарик», «Хитрости инерции».

Беседа «Основные системы нашего организма» Рисование «Наш организм»

Дидактическая игра «Полезная еда». Работа в экологическом дневнике.

Май

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Беседы и рассуждения с детьми:

«Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».

Наблюдение за солнцем.

Работа в экологическом дневнике (посадка ноготков, ухаживание и наблюдение за ростом)

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

  1. Ожидаемые результаты.

Для детей.

  • Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

  • У детей сформировано представление о взаимосвязи природы и человека.
  • Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
  • Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
  • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

  • Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

  1. Мониторинг реализации проекта.

Диагностический инструментарий

Для        диагностики        знаний,        умений        и        навыков        воспитанников        возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов

1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

Что ты знаешь о воде?

Какую форму, запах, цвет имеет вода?

Для чего нужна вода в жизни животных и растений?

Где используется вода человеком?

4.        Вопросы        на        выявление        знаний        о

  1. Серия вопросов о снеге:

Что ты знаешь о снеге?

Какую форму, запах, цвет имеет снег? Откуда появляется снег, почему?

Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?

Для чего нужен снег человеку? Чем отличается вода от снега? Что быстрее тает лед или снег?

Чем отличается вода ото льда, вода от снега? Что общего у снега и льда? Воды и льда?

  1. Серия вопросов о льде:

Что такое лед?

Для чего нужен лед?

Какую форму, запах, цвет имеет лед? Что быстрее тает лед или снег?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

газообразном состоянии воды: Что такое пар?

Что ты знаешь о паре?

Имеет ли пар запах, форму, цвет?

5. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:

Что происходит с водой на морозе? Почему? Снег может во что-нибудь превращаться? От чего это зависит?

Что        происходит        со        льдом        в        комнате? Почему?

Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?

Во что превращается вода при кипении?

6. Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.

Из чего состоит глина?

В каких местах можно обнаружить глину? Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему? Что легче высыпать глину или песок?

Чем глина похожа на пластилин?

Могут ли кусочки глины двигаться быстро и легко?

Можно ли глину назвать «рыхлой? Почему? Как глина впитывает воду?

Что можно сделать из мокрой глины?

Какие        станут        глиняные        предметы        после высыхания?

7. Цель: Выяснить у детей знания о свойствах магнита. Какие предметы притягивают к себе магнит?

Каким свойством обладает магнит?

Почему магниты притягиваются друг к другу? Когда магниты отталкиваются друг от друга?

8. Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка. Из чего состоит песок?

В каких местах можно обнаружить песок? Почему говорят, что песок сыпучий?

Что легче высыпать песок или глину? Как выглядят песчинки?

Чем песчинки похожи, а чем отличаются?

Что происходит с песчинками, когда дует ветер? Почему песок рыхлый?

В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый? Что можно сделать из влажного песка?

Вопросник для детей после проведения опытов с землей. Есть ли в почве воздух? Как доказать?

Где больше воздуха в рыхлом или влажном комочке земли? Объясните.

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется.

На газонах можно увидеть табличку, призывающую не ходить по ним, но люди часто не соблюдают эти призывы. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Какую почву для дома выбирает червячок (вблизи или вдали жилья человека) Почему? Объясни.

Список литературы

  1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

  1. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1,

2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

  1. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

  1. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»

Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...