НОД Приметы весны
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Комар Александра Григорьевна
Удобно, что можно использовать в разных возрастных категориях. Старшая- знакомство, подготовительная- закрепление, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vesennie_primety.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

НОД "Приметы весны" с применением ИКТ и мнемотехники (подготовительная группа)

Цель: актуализировать знания детей о весенних явлениях в природе.

Задачи образовательные: учить выделять признаки весны, отличать ее от других времен года. 

Задачи развивающие: развивать диалогическую речь,  желание активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями; развивать воображение, внимание, память.

Задачи воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, познавательный интерес; формировать умение работать коллективно, воспитывать активность, уверенность в себе, любознательность.

Методы и приёмы: игровой, словесный, познавательный, ИКТ, мнемотехника.

Материалы: интерактивная доска, макет солнца, одно панно с деревом без почек, одно панно с деревом с почками, плоскостные фигуры птиц (воробей, синица, снегирь, голубь, жаворонок, ласточка, грач, скворец, дрозд, сорока), кормушка для птиц.

Словарная работа: подснежник, ясное, тёплое, приветливое, лучистое, доброе, яркое, весёлое, весеннее, зимняя спячка, зимующие, перелётные.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

 

 

  В. - Сегодня утром, перед тем, как идти к вам я получила письмо. Интересно узнать от кого?
В. читает: "Ребята, пишет вам Лесовичок. Везде наступила весна, а в моём лесу - нет. Я совсем старый, забыл некоторые признаки весны. Помогите, пожалуйста, их вспомнить".
 
  В.- Ребята, поможем Лесовичку? 
А чтобы найти первую примету, отгадайте загадку:
Хорошо гулять в лесу! Тихо… Утро раннее.
Чудо-песенка звенит на лесной проталине,
Чей-то нежный голосок еле-еле слышен –
Кто, расправив лепестки, из - под снега вышел?  (Ответ: подснежник)
В.- Можно это назвать признаком весны? У вас тоже появился подснежник. На интерактивной доске появляется подснежник. (слайд 1)
 А почему он так называется? (дети говорят, что они появляются в лесу на проталинах, на полянах).
Скажите, а можно ли их рвать? 
Почему? (дети отвечают, что их на земле очень мало, воспитатель напоминает, что они занесены в Красную книгу).
Эту примету, вы назвали, а чтобы найти следующую Маша, прикоснётся два раза к цветку. Подснежник исчезает, на его месте появляется изображение солнца. (слайд 2)
А теперь о чём мы будем говорить?
Д.- О солнышке.
В.- Солнце появилось у вас в группе (подходят к модели солнца). Как меняется продолжительность дня и ночи с наступлением весны?
Д.- День становится длиннее, а ночь короче.
В.-А сейчас вы по очереди будете вытягивать лучики, чтобы они быстрее согрели землю и говорить о том, какое солнце бывает весной.
Д.- Ясное, тёплое, приветливое, лучистое, доброе, яркое, весёлое, весеннее, ласковое, огромное.
В.- Вы вспомнили о том, что весной у солнца меняется настроение, теперь, Данил, прикоснись к нему на экране, чтобы найти следующую примету. На экране появляется мнемоквадрат "животные". (слайд 3) О чём мы должны напомнить Лесовичку?
Д.- О том, что некоторые животные просыпаются после зимней спячки.
В.- Давайте вспомним, какие это животные.
Д- Медведи, ежи, суслики, летучие мыши.
В.- Представим, что мы медведи, которые проснулись с наступлением весны.
Медведь весной проснулся,
Потянулся, улыбнулся. (движения по тексту)
Повертелся, огляделся,
Почесался, причесался.
Наклонился, водой из ручья умылся.
Нарядился. 
И пошёл по лесу. 
Берегись лесной народ, 
Зверь голодный идёт! (имитация движений медведя)
Воспитатель добавляет интересные факты из жизни животных зимой с иллюстрациями на экране. ( слайд 4,5,6,7)(Летучие мыши являются невероятно мощной силой по борьбе с вредителями.  Летучие мыши на очень длительное время впадают в спячку. 
Как правило, они просыпаются на несколько минут каждые несколько недель, чтобы попить, хотя также известны случаи, когда летучие мыши даже не шевелились в течение нескольких месяцев.
Самый крепкий сон у суслика - во время зимней спячки его можно вынуть из норки, катать, тормошить как угодно, он не проснется.
Ежи ведут ночной образ жизни и находятся в спячке с ноября по март
Ежики не охотятся на мышей – это миф. Они, может быть, и рады были бы полакомиться мышатиной, но догнать мышь не способны.
В.- А сейчас Алина прикоснётся к картинке, чтобы вспомнить ещё одну примету. На экране появляется мнемоквадрат "птицы". (слайд 8) О чём мы должны напомнить Лесовичку?
Д.- О том, что некоторые птицы возвращаются из тёплых стран.
В.- Правильно, а как называют таких птиц?
Д.- Перелётные.
В.- Назовите их.
Д. перечисляют: ласточки, стрижи, жаворонки, грачи, стрижи, дрозды.
В.- А как называют птиц, остающихся в городе?
Д.- Зимующие.
В.- Перечислите их.
Д.- Снегирь, воробей, сорока, голубь, синица.
В.- Посмотрите, на эти деревья. Одно без листвы, а на другом, появились признаки весны? Какие?
Д.- Почки.
В.- Правильно, смотрите как много прилетело к нам на кормушку птиц, назовите их. Какие из них перелётные? Какие зимующие?
Если дети не могут узнать птиц, то нужно показывать их по очереди, загадывая загадки:
На шесте- дворец,
Во дверце- певец,
А зовут его...(Скворец)


Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют?(жаворонок)


Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? (Грач)


Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.(ласточка)


Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня…     (синичка). 


Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит… (Воробей)


Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!(Снегирь)


Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)


Из семейства воробьиных.
Буро-жёлтый, видом прост. 
Насекомых ест, малину
Небольшой, но певчий… (Дрозд)


На блестящее с наскока
Залетает белобока.
Схватит то в мгновенье ока,
И исчезнет с ним ... (Сорока)


Как вы думаете на какое дерево нужно посадить зимующих птиц? А на какое перелётных?
Д.- На дерево без листьев- зимующих, на дерево с  почками- перелётных (дети рассаживают птиц на ветки)
В.- Молодцы, правильно рассадили птиц. А теперь, когда вы назвали приметы, которые забыл Лесовичок, давайте сложим их в конверт и отправим ему. А чтобы письмо добралось быстрее, вы составите с помощью моих вопросов рассказ о весне, и помогут вам картинки.
1.Какое время года наступило?
2.Что произошло со снегом?
3.Что появилось на весенней полянке?
4. Каким стало солнце с наступлением весны?
5.Как изменилась продолжительность дня и ночи?
6.Как животные встретили весну?
7.Как птицы встретили весну?
8. Почему весну называют "утром года"?
9. Во что одеваются люди?
10. В какие игры играют дети?
Дети отвечают на вопросы и нажимают на картинки, отправляя их в конверт.(слайд 9)
В.- Таня нажми на конверт, чтобы отправить его Лесовичку.(слайд 10)
Ну вот, он скоро получит наше письмо, вспомнит признаки весны, и она обязательно наступит  в его лесу. Вам понравилось искать весенние приметы? А что нового вы узнали? Что для вас было сложным? Я благодарю вас за помощь Лесовичку, а для того чтобы вам было легче составлять рассказ о весне я дарю вам волшебные дорожки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Весна,приметы весны.Перелетные птицы"

Пришла весна. Наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни....

Занятие по теме "Весна, приметы весны"

Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация"...

Презентация "Весна. Приметы весны"

Презентация о приметах весны....

Весна пришла. Приметы весны

Презентация для второй младшей группы "приметы весны"...

Весна. Приметы весны

В данной картотеке рекомендаций для воспитателей по лексической теме "Весна. Приметы весны" предложены задания, охватывающие все компоненты речи ребенка....

Календарно-тематическое планирование по теме "Весна.Приметы весны.Родной край весной."

В данном материале указаны все занятия, все виды игр, различные виды гимнастик  по данной теме....