«Мы разные - но мы вместе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Мы разные - но мы вместе»
Цель:
- Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.
- Продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету; показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
- Вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
- Воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;
- Развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.
(слайд 1) – Заставка
- Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь повторяйте за мной:
Я улыбаюсь миру, мир улыбается мне.
Я желаю всем людям планеты мира на всей Земле!
- Ребята, послушайте загадку и скажите, что же это?
На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.
Нам показывает страны, реки, горы, океаны
- Правильно, ребята – это Глобус.
- А как вы думаете, что такое глобус? (глобус – уменьшенная модель Земного шара)
- Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия).
- Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (нет)
- Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей
- Давайте, поиграем с вами в игру:
Игра: «Кто в какой стране живет»
Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.
Ход игры:
Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:
Кто живет в Америке? – Американцы.
Кто живет в Испании? – Испанцы.
Кто живет в Китае? – Китайцы.
Кто живет в Турции? – Турки.
Кто живет в Армении? - Армяне
Кто живет в Грузии? – Грузины.
Кто живет в Англии? – Англичане.
Кто живет в Германии? – Немцы.
Кто живет в России? – Россияне
- Молодцы, ребята, как много вы знаете стран и народов!
- Ребята, Земля – общий дом для многих людей, которые живут в разных странах и на разных континентах. У людей много общего и конечно люди многим отличаются друг от друга.
- Скажите, что общего между людьми всей планеты?
- мы все люди;
- мы все любим своих родных, свою семью;
- нам всем нужны дом, еда, вода и чистый воздух;
- все мы хотим мира на земле
- Чем ещё люди отличаются друг от друга?
- мы разговариваем на разных языках;
- по-разному одеваемся;
- выглядим по-разному;
- у нас разные жилища (дома);
- мы живем в разных уголках земного шара.
(слайд 2) (Карта Мира)
- Посмотрите на карту – сколько разных народов живет на нашей планете!
- Давайте с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей.
- Путешествие будет необычное. Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.
(слайд 3) Звучат звуки аэропорта, взлетающих самолётов.
На экране проектора слайд самолёта, летящего вокруг Земли. Воспитатель надевает пилотку и косынку стюардессы.
- Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Теперь вы не просто дети, а пассажиры нашего авиалайнера.
(слайд 4) На слайде- салон авиалайнера.
- Уважаемые пассажиры, просьба занять места в салоне и пристегнуть ремни. Дети занимают места в «Салоне самолёта» (садятся на стульчики). Наш самолёт взлетел. Температура за бортом самолёта –25 градусов. Желаем приятного полета!
(слайд 5) Ещё раз звучит рёв моторов и стюардесса объявляет: «Наш полёт окончен!»
(слайд 6 щелчок) Ребята! Посмотрите, нас встречают дети!
- Как вы думаете, куда же мы прилетели? (предположения детей)
- Как вы догадались? (разрез глаз, национальная прическа и одежда)
- Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (узкоглазый, темноволосый).
- У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей.
- Совершенно верно, мы с вами действительно оказались в Японии!
- Как называются жители Японии? (ответы детей). Правильно –японцы.
- Люди с таким типом лица и цветом кожи называются монголоидной расой.
- Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).
- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу)
(слайд 7)
- Любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.
(слайд 8) В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).
- Одним из символов Японии считается прекрасное розовое дерево-Сакура.
- В Японии очень любят разные головоломки и я предлагаю вам поиграть в них. Для этого вам необходимо выбрать себе пару.
- Подойдите к столу, и вдвоем соберите целую картинку из частей на столе.
Игра - головоломка «Собери картинку».
- Что у вас получилось? (Храм, Сакура, веер, куклы)
- Все это символы Японии.
- Но нам пора отправляться в дальнейшее путешествие вокруг земного шара.
(Дети проходят на свои посадочные места)
(слайд 9) Уважаемые пассажиры, просьба занять места в салоне и пристегнуть ремни.
(Опять звучит звук взлетающего самолёта)
(слайд 10) Далее показывается слайд с изображением Африки.
- Ребята, куда же мы прилетели на этот раз? (предположения детей)
- Совершенно верно! Мы прилетели в Африку и нас встречают африканские дети.
- Давайте опишем, как они выглядят.
Дети по очереди называют отличительные особенности детей другой расы. (тёмная кожа, короткие и кудрявые чёрные волосы, полные губы, крепкие белые зубы).
- Ребята, как сказать одним словом, что у девочки большие глаза, карие глаза и темные волосы? (кареглазая, большеглазая, темноволосая)
- Ребята, все люди, живущие на африканском континенте, называются негроидной расой.
(слайд 11)
- В Африке очень жарко, поэтому и одежда у людей лёгкая.
- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины, жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.
(щелчок) Народ в Африке не богатый, но добрый, отзывчивый и гостеприимный. Люди живут в скромных домах, едят простую пищу. (слайд- дома).
- Они занимаются земледелием: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды, крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы.
(щелчок) Ребята, не смотря на отличия по внешнему виду, африканские дети так же, как и вы любят играть, умеют дружить. Они ничем другим, кроме внешности, не отличаются от вас.
(щелчок) Тем не менее, у народов Африки есть свои традиции и обычаи: они любят носить различные маски и танцевать замысловатые танцы.
- Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? ( африканские дети больше всего любят танцевать)
- И я предлагаю вам станцевать африканский танец «Чунга-Чанга»
- Ну как, ребята, понравилось вам в Африке? (ответы детей).
(слайд 12) Приглашаю вас занять свои места и пристегнуться.
(слайд 13) Куда мы с вами прилетели? Да, на Крайний север
- Как называется народ, живущий на Крайнем Севере? (ненцы, ханты, селькупы, коми- зыряне)
- Где живут ненцы? (на крайнем севере нашей страны, там, где очень холодно)
- Ребята, посмотрите вот где живут ханты и ненцы.
- А где они живут? Конечно в тундре.
- Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Ханты, ненцы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных оленьих шкур.
- А теперь расскажите, как выглядят дети?
- Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, светлые волосы (узкоглазый, светловолосый).
- Как сказать одним словом, что у человека белая кожа? (белокожий).
- Какое у детей настроение?
- Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они?
- Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).
(слайд 14) Как называется дом в тундре, в котором они живут? Конечно, чум. Очень необычные дома.
- Как вы думаете, почему чум, а не дом.
- Правильно. Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается, и собирается.
- Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием, из оленьей шкуры.
- По-ненецки покрытие называется «нюк».
- А что служит полом в чуме? Правильно. Кладут доски и оленьи шкуры. И пурга им не страшна.
- А еще ненцы, ханты занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
- Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
- А теперь подберём родственные слова к слову «охота»». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
- Молодцы, ребята!
(слайд 15, пустой) Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»
Ход игры.
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
- Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой нелегкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать, что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?
1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.
2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.
3 ребёнок: Друзья познаются в беде.
4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!
6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,
(слайд 16) Ну, а нам пора возвращаться в Россию…занимайте места в салоне нашего авиалайнера (шум самолёта). Вот мы и летим домой…
Далее воспитатель-стюардесса объявляет посадку в Аэропорту России.
(слайд 17) Ребята, давайте посмотрим, кто же нас встречает в России? Да, это российские (русские) дети. Они тоже очень дружные, любят играть, танцевать, умеют петь и рисовать.
- Ребята, опишите, как выглядят эти дети (светлые волосы, светлые глаза и кожа).
- Люди с такими внешними признаками называются европеоидной расой. Повторите.
- Наша страна великая, сильная и красивая.
- Но страна -это не только леса, поля, реки и города.
- Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут.
- Ребята, мы с вами россияне …а знаете ли вы какие либо символы России? (дети перечисляют государственные и негосударственные символы России).
- Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Вспомним, какие народы проживают в России.
(слайд 17, щелчок)
- В России проживают: русские, чуваши, мордва, башкиры, татары, чукчи, ненцы, осетины, ингуши, туркмены, армяне, азербайджанцы, турки.
- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны, на нем обучают детей в школах, студентов в институтах, на нем издаются законы России.
- Каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции.
- Что такое народные традиции?
- Традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. Какие русские народные праздники вы знаете?
- Итак, у каждого народа есть свои праздники, народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.
- Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории России.
- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую.
- Как вы думаете чем?
- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
- Какие народные сказки вы знаете?
- русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Рукавичка», «Репка» и т. дА знаете ли вы сказки других народов?
- эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»;
- нанайская сказка – «Айога»»;
- татарская сказка «3 дочери»;
- украинская сказка «Колосок»;
- таджикская сказка «2 козлика»;
- ненецкая сказка «Кукушка».
- Сказки всех народов очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
- Мы сильны своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.
- Поднимите руки девочки. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.
- А теперь, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
- Прошу поднять руки ребят, у кого тёмные волосы, а теперь – у кого светлые.
- Подумайте и скажите: «Какие все мы?»
(слайд 18) «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равны»
- Ребята, мы с вами сегодня узнали, сколько же разных людей населяют наш земной шар!
- А как вы думаете, о чем мечтают дети и взрослые всей планеты? (о мире и дружбе на Земле)
- Ребята, к сожалению, есть на Земле места, где идет война. Чем страшна война? Ответы детей.
- Каждый человек хочет, чтобы его дом, улицу, страну война обошла стороной, чтобы светило яркое солнце, чтобы все смеялись и радовались жизни.
- Что бы вы хотели пожелать людям всей Земли?
- Какое наставление нам помогает жить в мире?
- Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
- Ребята, я предлагаю вам в знак большой дружбы детей всей Земли сделать хоровод вокруг земного шара.
- Подойдите к столам, выберете себе изображение ребенка любой национальности, хорошенько намажьте клеем с обратной стороны, а затем приклейте вокруг Земного шара.
- Как красиво у вас получилось.
Итог занятия.
- Что вам ребята понравилось на занятии?
- Что нового узнали?
- Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу.
- Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мы разные, но мы вместе"
Современный детский сад многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети разных этнических групп и разных культур.И задача педагога помочь ребенку осознать культурное многообразие ...
Конспект занятия по полоролевому воспитанию в подготовительной группе с элементами театрализованной деятельности. «Мы разные, но мы вместе!»
Программное содержание: учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности...
Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"
Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...
Мы разные, но мы вместе. 4 ноября - День народного единства.
Конспект занятия посвящен приобщению детей к истории России....
МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ
В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваютс...
Конспект НОД воспитателя с детьми старшей группы с использование компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"
Конспект НОД воспитателя с детьми группы с использованием компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"...
НОД воспитателя с детьми старшего дошкольно возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"
Методическая разработа НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"...