«Мы разные - но мы вместе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Татьяна Владимировна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._my_raznye_-_no_my_vmeste.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы разные - но мы вместе»

Цель: 

  • Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.
  • Продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету; показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
  • Вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
  • Воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;
  • Развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

(слайд 1) – Заставка

  • Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь повторяйте за мной:

Я улыбаюсь миру, мир улыбается мне.

Я желаю всем людям планеты мира на всей Земле!

  • Ребята, послушайте загадку и скажите, что же это?

На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.

Нам показывает страны, реки, горы, океаны

  • Правильно, ребята – это Глобус.
  • А как вы думаете, что такое глобус? (глобус – уменьшенная модель Земного шара)
  • Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия).
  • Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (нет)
  • Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей
  • Давайте, поиграем с вами в игру:

Игра: «Кто в какой стране живет»

Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.

Ход игры:

Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:

Кто живет в Америке? – Американцы.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет в Турции? – Турки.

Кто живет в Армении? - Армяне

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живет в России? – Россияне

  • Молодцы, ребята, как много вы знаете стран и народов!
  • Ребята, Земля – общий дом для многих людей, которые живут в разных странах и на разных континентах. У людей много общего и конечно люди многим отличаются друг от друга.
  • Скажите, что общего между людьми всей планеты?
  • мы все люди;
  • мы все любим своих родных, свою семью;
  • нам всем нужны дом, еда, вода и чистый воздух;
  • все мы хотим мира на земле

  • Чем ещё люди отличаются друг от друга?
  • мы разговариваем на разных языках;
  • по-разному одеваемся;
  • выглядим по-разному;
  • у нас разные жилища (дома);
  • мы живем в разных уголках земного шара.

(слайд 2) (Карта Мира)

  • Посмотрите на карту – сколько разных народов живет на нашей планете!
  • Давайте с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей.
  • Путешествие будет необычное. Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.

(слайд 3) Звучат звуки аэропорта, взлетающих самолётов.

На экране проектора слайд самолёта, летящего вокруг Земли. Воспитатель надевает пилотку и косынку стюардессы.

  • Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Теперь вы не просто дети, а пассажиры нашего авиалайнера.

(слайд 4) На слайде- салон авиалайнера.

  • Уважаемые пассажиры, просьба занять места в салоне и пристегнуть ремни. Дети занимают места в «Салоне самолёта» (садятся на стульчики). Наш самолёт взлетел. Температура за бортом самолёта –25 градусов. Желаем приятного полета!

(слайд 5) Ещё раз звучит рёв моторов и стюардесса объявляет: «Наш полёт окончен!»

(слайд 6 щелчок) Ребята! Посмотрите, нас встречают дети!

  • Как вы думаете, куда же мы прилетели? (предположения детей)
  • Как вы догадались? (разрез глаз, национальная прическа и одежда)
  • Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (узкоглазый, темноволосый). 
  • У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей.
  • Совершенно верно, мы с вами действительно оказались в Японии!
  • Как называются жители Японии? (ответы детей). Правильно –японцы.
  • Люди с таким типом лица и цветом кожи называются монголоидной расой.
  • Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).
  • Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу)

(слайд 7)

  • Любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

(слайд 8) В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

  • Одним из символов Японии считается прекрасное розовое дерево-Сакура.
  • В Японии очень любят разные головоломки и я предлагаю вам поиграть в них. Для этого вам необходимо выбрать себе пару.
  • Подойдите к столу, и вдвоем соберите целую картинку из частей на столе.

Игра - головоломка «Собери картинку».

  • Что у вас получилось? (Храм, Сакура, веер, куклы)
  • Все это символы Японии.
  • Но нам пора отправляться в дальнейшее путешествие вокруг земного шара.

(Дети проходят на свои посадочные места)

(слайд 9) Уважаемые пассажиры, просьба занять места в салоне и пристегнуть ремни.

(Опять звучит звук взлетающего самолёта)

(слайд 10) Далее показывается слайд с изображением Африки.

  • Ребята, куда же мы прилетели на этот раз? (предположения детей)
  • Совершенно верно! Мы прилетели в Африку и нас встречают африканские дети.
  • Давайте опишем, как они выглядят.

Дети по очереди называют отличительные особенности детей другой расы. (тёмная кожа, короткие и кудрявые чёрные волосы, полные губы, крепкие белые зубы).

  • Ребята, как сказать одним словом, что у девочки большие глаза, карие глаза и темные волосы? (кареглазая, большеглазая, темноволосая)
  • Ребята, все люди, живущие на африканском континенте, называются негроидной расой.

(слайд 11) 

  • В Африке очень жарко, поэтому и одежда у людей лёгкая.
  • Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины, жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

(щелчок) Народ в Африке не богатый, но добрый, отзывчивый и гостеприимный. Люди живут в скромных домах, едят простую пищу. (слайд- дома).

  • Они занимаются земледелием: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды, крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы.

(щелчок) Ребята, не смотря на отличия по внешнему виду, африканские дети так же, как и вы любят играть, умеют дружить. Они ничем другим, кроме внешности, не отличаются от вас.

(щелчок) Тем не менее, у народов Африки есть свои традиции и обычаи: они любят носить различные маски и танцевать замысловатые танцы.

  • Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? ( африканские дети больше всего любят танцевать)
  • И я предлагаю вам станцевать африканский танец «Чунга-Чанга»
  • Ну как, ребята, понравилось вам в Африке? (ответы детей).

(слайд 12) Приглашаю вас занять свои места и пристегнуться.

(слайд 13) Куда мы с вами прилетели? Да, на Крайний север

  • Как называется народ, живущий на Крайнем Севере? (ненцы, ханты, селькупы, коми- зыряне)
  • Где живут ненцы? (на крайнем севере нашей страны, там, где очень холодно) 
  • Ребята, посмотрите вот где живут ханты и ненцы.
  • А где они живут? Конечно в тундре.
  • Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Ханты, ненцы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных оленьих шкур.
  • А теперь расскажите, как выглядят дети?
  • Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, светлые волосы (узкоглазый, светловолосый).
  • Как сказать одним словом, что у человека белая кожа? (белокожий).
  • Какое у детей настроение?
  • Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они?
  • Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

(слайд 14) Как называется дом в тундре, в котором они живут? Конечно, чум. Очень необычные дома.

  • Как вы думаете, почему чум, а не дом.
  • Правильно. Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается, и собирается.
  • Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием, из оленьей шкуры.
  • По-ненецки покрытие называется «нюк».
  • А что служит полом в чуме? Правильно. Кладут доски и оленьи шкуры. И пурга им не страшна.
  • А еще ненцы, ханты занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
  • Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
  • А теперь подберём родственные слова к слову «охота»». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
  • Молодцы, ребята!

(слайд 15, пустой) Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

  • Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой нелегкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать, что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

  • Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?

1 ребёнок:                 Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок:                 Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок:                 Друзья познаются в беде.

4 ребёнок:                 Дружба заботой да подмогой крепка!

6 ребёнок:                 Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок:                 Добро потеряешь - опять наживёшь,

 (слайд 16) Ну, а нам пора возвращаться в Россию…занимайте места в салоне нашего авиалайнера (шум самолёта). Вот мы и летим домой…

Далее воспитатель-стюардесса объявляет посадку в Аэропорту России.

(слайд 17) Ребята, давайте посмотрим, кто же нас встречает в России? Да, это российские (русские) дети. Они тоже очень дружные, любят играть, танцевать, умеют петь и рисовать.

  • Ребята, опишите, как выглядят эти дети (светлые волосы, светлые глаза и кожа).
  • Люди с такими внешними признаками называются европеоидной расой. Повторите.

  • Наша страна великая, сильная и красивая.
  • Но страна -это не только леса, поля, реки и города.
  • Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут.
  • Ребята, мы с вами россияне …а знаете ли вы какие либо символы России? (дети перечисляют государственные и негосударственные символы России).

  • Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Вспомним, какие народы проживают в России.

(слайд 17, щелчок) 

  • В России проживают: русские, чуваши, мордва, башкиры, татары, чукчи, ненцы, осетины, ингуши, туркмены, армяне, азербайджанцы, турки.
  • У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны, на нем обучают детей в школах, студентов в институтах, на нем издаются законы России.
  • Каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции.
  • Что такое народные традиции?
  • Традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. Какие русские народные праздники вы знаете?
  • Итак, у каждого народа есть свои праздники, народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.
  • Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории России.
  • Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую.
  • Как вы думаете чем?
  • Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

  • Какие народные сказки вы знаете?
  • русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Рукавичка», «Репка» и т. дА знаете ли вы сказки других народов?
  • эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»;
  • нанайская сказка – «Айога»»;
  • татарская сказка «3 дочери»;
  • украинская сказка «Колосок»;
  • таджикская сказка «2 козлика»;
  • ненецкая сказка «Кукушка».

  • Сказки всех народов очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

  • Мы сильны своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.
  • Поднимите руки девочки. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.
  • А теперь, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
  • Прошу поднять руки ребят, у кого тёмные волосы, а теперь – у кого светлые.
  • Подумайте и скажите: «Какие все мы?»

(слайд 18) «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равны»

  • Ребята, мы с вами сегодня узнали, сколько же разных людей населяют наш земной шар!
  • А как вы думаете, о чем мечтают дети и взрослые всей планеты? (о мире и дружбе на Земле)
  • Ребята, к сожалению, есть на Земле места, где идет война. Чем страшна война? Ответы детей.
  • Каждый человек хочет, чтобы его дом, улицу, страну война обошла стороной, чтобы светило яркое солнце, чтобы все смеялись и радовались жизни.
  • Что бы вы хотели пожелать людям всей Земли?
  • Какое наставление нам помогает жить в мире?
  • Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

  • Ребята, я предлагаю вам в знак большой дружбы детей всей Земли сделать хоровод вокруг земного шара.
  • Подойдите к столам, выберете себе изображение ребенка любой национальности, хорошенько намажьте клеем с обратной стороны, а затем приклейте вокруг Земного шара.
  • Как красиво у вас получилось.

Итог занятия. 

  • Что вам ребята понравилось на занятии?
  • Что нового узнали?
  • Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу.
  • Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мы разные, но мы вместе"

Современный детский сад многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети разных этнических групп и разных культур.И задача педагога помочь ребенку осознать культурное многообразие ...

Конспект занятия по полоролевому воспитанию в подготовительной группе с элементами театрализованной деятельности. «Мы разные, но мы вместе!»

   Программное содержание: учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности...

Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"

Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...

Мы разные, но мы вместе. 4 ноября - День народного единства.

Конспект занятия посвящен приобщению детей к истории России....

МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваютс...

Конспект НОД воспитателя с детьми старшей группы с использование компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"

Конспект НОД воспитателя с детьми группы с использованием компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"...

НОД воспитателя с детьми старшего дошкольно возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"

Методическая разработа НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"...