Конспект образовательной деятельности
материал по окружающему миру (старшая группа)

Кучер Мария Ивановна

"Как хорошо у нас в светелке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_kak_horosho_u_nas_v_svetelke.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад №13»


ТЕМА : «Как хорошо у нас в светелке»

Направление развития: социально-нравственное.

Доминирующая область:  познавательное развитие.

Возрастная группа: старше-подготовительная.

Цель: познакомить с историей и традициями русского народа.

Задачи:

Воспитательные:

- формировать интерес и уважение к традициям на Руси;

- воспитывать нравственные качества личности.

Развивающие:

- повторить значение старинных предметов быта;

- вызвать у детей радость от повторения (проговаривание и подговаривание) знакомых потешек, колыбельных песен, частушек, загадок, пословиц;

- развивать игровые навыки и умения.

Образовательные:

- научить понимать обычаи и обряды;

- активизировать интерес к истокам и истории своего народа;

- способствовать становлению выразительной интонационной речи.

Словарная работа:

завалинка, светёлка, посиделки, лучина, небосвод, хоровод, горелки, быт людей, сусеки, досуг, прялка, прядь, пряха, прясть, пряжа, прядение, прядильня, ярмарка, гончар.

Предварительная работа:

экскурсия в русскую избу, знакомство со старинными предметами быта, пение колыбельных песен, знакомство с потешками.

Создание среды для проведения и организации ОД:

русская изба: русская печь, стол, самовар, скамейки, прялка, лавочки, деревянная посуда  на столе, колыбелька, куклы.

Для украшения избы: рушники, вышитые полотенца, салфетки, коврики.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.   Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: рассматривание иллюстраций, книг, старинных предметов быта, комментирование.

2. Приёмы активизации детей: создание развивающей среды, игровые приёмы, сюрпризные моменты, анализ, выводы.

3. Приёмы организации практической деятельности детей:игровые действия с куклой, с музыкальными инструментами, малые фольклорные песни.

4. Приёмы поддержания интересов детей:музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.

5. Приёмы оценки и самооценки: поощрение, совместно с педагогом и детьми определения качества игровой деятельности, взаимопомощь детей.

Виды детской деятельности в ОД:

Игровая.

Познавательная.

Музыкальная.

Коммуникативная.

Двигательная.

Планируемые результаты:

Личностные: активизация познавательного интереса, формирование интереса к устному народному творчеству.

Интеллектуальные: расширение и обогащение словарного запаса.

Художественные: использование малых фольклорных форм в игровой деятельности.

Критерии оценки деятельности детей в ОД:  

  1. Активность.
  2. Самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  4. Эмоциональность и др.

Взаимодействие с родителями.

  1. Беседа родителей с детьми на тему: «Семейные традиции».
  2. Изготовление атрибутов и костюмов.
  3. Организация чаепития.

ХОД НОД

Хозяйка в светелке ждет гостей

Хозяйка:

Светит, светит месяц

 Высоко, не низко.

 Где же гости дорогие

 Далеко ли? Близко?

 Красны девицы

 Да добры молодцы

 Поскорее наряжайтесь

 Да на посиделки собирайтесь!

Звучит русская народная мелодия(Со вьюном я хожу), входят дети в русских народных костюмах:

Дети : Здравствуй, хозяюшка.

Хозяйка: Здравствуйте, гости, дорогие.

 Давно вас поджидаю.

 Милости прошу, садитесь.

Дети рассаживаются на скамейках, а хозяюшка ведет рассказ.

Хозяйка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки ,пели, водили хороводы , рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шуткой , песней  да весельем и работа спорилась.

1-ая девочка: Игла –барыня ,княгиня.(шьют)              

                           Весь мир нарядила,

                           Нарядила ,  обшила

                           Сама нагая ходила.

2-ая девочка: Она  тонка да длинна,                                    

                            Одноуха,остра,

                            Одноуха, остра,

                            Всему миру красна.

1-ая девочка: А я тычу-потычу!                            

                             В носик стальной

                              В носик стальной

                              Хвостик льняной.

2-ая девочка:    Хвостик нитяной                        

                              Тяну-тяну за собой,

                              Сквозь холст он проходит,

                              Конец себе находит.

Девочки пересаживаются за пряху , прядут , наматываю нитку на клубок

Хозяйка:              Какова пряха

                               Такова на ней и рубаха.

Песня «Прялица» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

На ковре сидят девочки играют в куклы.

1-ая девочка : Легкий  тоненький ветерок, не вей, не вей,  

                           У воротиков не гуди , не гуди,

                           Вольный темненький лесок, не шуми, не шуми,

                           Мою куколку не  буди, не буди.

2-ая девочка: Баю,баю,баю,бай,                                                                                        

                         Ты , собачка, не лай,

                         Петушок, не кричи,

                         Мою куколку не буди.

Песня «Колыбельная»(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Хозяйка: Издавна русский народ славился трудолюбием.

Дети читают пословицы.

-«Дело мастера боится»                                                        

-«Без дела жить – только небо коптить»                          

-«Маленькое дело лучше большого безделья»              

-«Есть терпенье – будет и уменье»                                    

Хозяйка: Послушайте еще одну : «Спишь, спишь , а  отдохнуть некогда». Уж не про нашего ли Дрему она?

Девочка подходит к печке , на которой спит Дрема.  

1-ая девочка: Дремя дремлет, спать хочет.          

                            Тебе полно, Дрема дремать,

                             Тебе пора, Дрема вставать.

                            Встань, колокольцы звенят,

                            Встань, часы, говорят.

Дрема: слезает с печи,потягивается                 

                Мне давно бы вставать,

                 Мне кругом походить,

                 Мне людей посмотреть,

                 Мне себя показать.

                Ну что ж?

                Давайте , ребята , в «горелки» играть,

                Веселой игрой гостей развлекать!

Игра «Горелки»

Хозяйка: Как у нашего соседа

              Весела была беседа,

                А у нас на весь двор

                Еще лучше разговор:

               - Утки

           Дети: В дудки

           Хозяйка: Кошки

          Дети: В ложки!

          Хозяйка: Тараканы

          Дети: В барабаны!

         Хозяйка: Чайки

        Дети: В балалайки!

        Хозяйка: Кукушки

      Дети: В колотушки!

     Хозяйка: А веселые скворцы

   Заиграли в бубенцы!

   Играют, играют,

  Всех потешают!

1-ый мальчик:

Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем при народе.

Игра на музыкальных инструментов.

Хозяйка : Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый погляжу.

1.     Кто приходит, кто уходит.

Все ее за ручку водят (дверь).

2.     Межи деревянные,

А поля стеклянные (окна).

3. В избе изба,

На избе – труба.

Зашумело – в избе,

Загудело в трубе.

Видит  пламя народ,

А тушить не идет (печь).

4. Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки (стол).

5. В небо дыра, в землю дыра,

А в середине огонь да вода (самовар).

Хозяйка: Но в старину на посиделках не только пели, плясали, играли, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется.Пока мы веселились , мой котенька – коток все клубки разматал.нужно клубочки смотать . чтобы можно было вязать.

Ну -  ка, девицы – рукодельницы , выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

А какие же посиделки без частушек?

Ну и удаль, ну и стать,

Молодою снова б стать,

Как певали мы частушки.

Вы их знаете . подружки?

Частушки

1-девочка                                              

Как частушки нам не знать!            

 Любим петь мы и плясать

 Выходите-ка, подружки,

 Пропоем мы вам частушки.

1- Мальчик:                                                      

Эй, девчонки - хохотушки,

 Запевайте-ка частушки,

 Запевайте поскорей,

 Чтоб порадовать гостей.

2-девочка:                                                      

Станем, девицы, рядком,

 Да частушки пропоем.

1-Мальчик:                                

Да и мы, пожалуй, встанем,

 От подружек не отстанем!

2-Девочка:                                                  

Пропоем мы вам частушки,

 Замечательны таки,

 Что пойдут плясать старушки,

 Затанцуют старики!

2-Мальчик:                                                

Кабы, кабы да кабы,

 На носу росли грибы,

 Сами бы варилися,

 Да и в рот катилися!

1-Мальчик:                                                                  

На болоте, на снегу,

 Укусил комар блоху,

 Сидит заяц на березе,

 Умирает со смеху!

2-Мальчик:                                              

Девочки - беляночки,

 Чем вы набелилися?

1-Девочка:                                              

Мы вчера коров доили,

 Молоком облилися!

2-Девочка:                                              

Не хотела я плясать,

 Стояла и стеснялася.

 А гармошка заиграла,

 Я не удержалася!

1-Мальчик:                                          

Если б не было воды,

 Не было бы кружки,

 Если б не было девчат,

 Кто бы пел частушки?

2-Мальчик:                                        

На окошке два цветочка,

 Голубой да аленький,

 Я мальчонка боевой,

 Хоть и ростом маленький.

Все  

Мы частушки вам пропели,

 И садимся в решето,

 Чтобы всюду и кругом

 Было с нами хорошо!

1-ый ребенок:                              

Скучно, скучно так сидеть

Друг на друга все глядеть.

Так петь  умеет всяк,

А играть умеет  так?

Игра «Ручеек»

Хозяйка: Не красна изба углами, а красна - пирогами!

Хозяйка достает пироги из печи.

Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!»

Девочка  Любим чай мы с пирогами,    

С баранками,   кренделями. Да блинами! 

Песня «Блины»

Хозяйка: - За самоваром на Руси собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали семейные дела. Мне хочется, чтобы все, что вы сегодня узнали, осталось с вами навсегда, чтобы вы умели принять гостей, чтобы ваш дом был всегда радостным и уютным, а на сердце у каждого, вошедшего в него, было тепло от этого. Не забывайте о русских традициях. А сейчас я приглашаю вас на чаепитие.                  

Чаепитие.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"

«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...