Занятие по экологии "Зимой в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тонишева Юлия Александровна

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimoy_v_lesu.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии для детей

5-6 лет

«Зимой в лесу»

Цели:

• Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, ёж) зимой.

• Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи.

• Активизировать слова: «нора», «дупло», «хищник».

Материал: картинки с изображением зверей; наборное полотно, трафареты питания зверей (кора деревьев, ветки, грибы, заяц), игрушка Незнайка.

Ход занятия

     Дети стоят вокруг педагога. В гости к ним пришёл Незнайка. Он принёс картинки с изображением животных (белка, заяц, волк, медведь, лось, ёж). Все рассматривают эти картинки.

     Незнайка. Эти животные живут в лесу, но сейчас очень холодно – зима. Наверное, и им тоже холодно, голодно, вот я и решил их забрать домой: буду ухаживать за ними, кормить.

     Педагог. Дети, разве можно взять этих животных домой?

     Дети. Нет, нельзя. Им нужна свобода, и в любую пору года они находят себе пищу и не мёрзнут.

     Педагог. Ребята, вы так хорошо и быстро говорили, что Незнайка не понял, почему же зверям в лесу лучше. Давайте сядем на стульчики и расскажем ему всё-всё о том, как зимуют звери.

     Не мышь, не птица

     В лесу резвится,

     На деревьях живёт

     И орешки грызёт.

     (Выставляется картинка белки).

     Незнайка. Этого зверя я не знаю. Летом в лесу много разных видел. Зимой ведь для неё пищи нет, надо о ней позаботиться, домой взять и покормить, а лучше до весны спать уложить.

     Педагог. Можно ли так поступить с белкой? (Нет). Дети, чтобы вам было удобнее рассказывать про жизнь животных зимой, давайте позовём наших помощников. (Выставляются модели: линька, шерсть, жильё, птица – последовательно по ходу рассказов детей и остаются на наборном полотне).

     Вопросы: Где белка живёт? (Прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его, живёт в нём). Чем питается? (С осени запасает орешки, грибы (выставляются трафареты)). Как спасётся от врагов? (Умеет быстро перебираться с дерева на дерево – это её и спасает).

     Незнайка. Ладно, белку я оставлю в лесу. А вот эту зверушку я обязательно возьму домой: он такой маленький, любой его обидит.

     Загадка. Зимой белый, летом серый. (Выставляется картинка зайца).

     Педагог предлагает детям рассказать, как зимует в лесу заяц.

     Вопросы: Как заяц готовится к зиме? (Меняет шерсть, цвет, линяет). Чем заяц питается? (Выставляются детьми трафареты коры деревьев, веток, молодых побегов). Есть ли у зайца враги? Как он от них спасается? (Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти).

     Незнайка. Ладно, я всё понял и зайчика оставлю в лесу, не буду брать домой. А кто же ещё питается корой деревьев и ветками? Посмотришь – в зимнем лесу и на высоких деревьях веточки съедены – ведь зайцу не достать.

     Дети. Лось. (Выставляется картинка лося).

     Педагог. А люди помогают лосю перенести тяготы зимы? (Ставят кормушки с сеном, солью). Какой у лося враг? (Волк). Как он спасается от него? (Либо убегает, либо защищается передними копытами).

     Незнайка. Вот, оказывается, какой волк плохой – он и за зайцами охотится, и за лосями, и за косулями. Пожалуй, я возьму себе его домой и научу питаться травой, а не бегать по лесу.

     Педагог. Ребята, а сможет ли волк выжить дома у Незнайки? (Выставляется картинка волка).

     Вопросы: Как волк добывает себе пищу? (У него сильные ноги, выносливый характер, бегает на большие расстояния в погоне за добычей. Обычно попадаются ему слабые и больные животные). Где волк живёт? (Кочующий образ жизни, волчьи стаи, лишь на время размножения поселяется в норе. Нору роет волчица).

     Незнайка. Нет. Я лучше не буду волка домой брать.

     Выставляется картинка «Лес зимой».

     Незнайка. Да, это лес зимой. Сугробы большие. А из этого сугроба пар идёт. Кто бы это мог быть?

     Педагог. Вот загадка: зимой спит, летом улей ворошит. Кто там спит, дети?

     Дети. Медведь.

     Вопросы. Как медведь готовится к зиме? (Накапливает подкожный жир, впадает в спячку). Чем он питается зимой? (Спит, жизнь его сохраняется за счёт использования организмом подкожного жира).

     Выставляется картинка медведя.

     Рефлексия: Кто живёт в зимнем лесу? Что происходит с растениями в лесу зимой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Путешествие по зимнему лесу".

Занятие проводилось в целях расширения знаний детей о жизни животных в лесу в зимнее время....

Конспект интегрированного логопедическго занятия "Пргулка по зимнему лесу"

Конспект интегрированнго логопедическго занятия "Прогулка по зимнему лесу" для детей подготовительной группы  (с музыкальным руковдителем)...

Занятие - Как звери в лесу живут

Это занятие мне очень нравится. Его я проводила со своими детьми (средняя-старшая группа) (занятие скопировано Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. ...

Музыкально-игровое занятие " Прогулка по весеннему лесу" для детей 1 младшей группы

Музыкальное занятие построено  на знакомом музыкальном материале. Закрепляется представление об окружающем мире. Развивается двигательная активность детей, эмоциональная отзывчивость на музыку. У...

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"

Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...

Конспект интегрированного занятия к всемирному дню леса «Прогулка по весеннему лесу»

Конспект интегрированного занятия к всемирному дню леса «Прогулка по весеннему лесу»...

Открытое занятие "Осеннее приключение в лесу" по теме самообразования "Формирование, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях в ДОУ" в старшей группе с ТНР

Конспект открытого занятия "Осеннее приключение в лесу" по теме самообразования "Формирование,  развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы у детей с ограниченными возможност...