Конспект ООД
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Патриотическое воспитание через знакомство с неофициальными символами России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelyam_2022.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Неофициальные символы России.

Цель: воспитание патриотизма через знакомство с неофициальными символами России.

Задачи: 1. Познакомить детей с неофициальными символами России - матрешка, ложка, платок, валенки, балалайка.

 2. Закрепить знания детей о государственных символах России-герб, флаг, гимн.

3.Развивать творческие способности детей, воображение;

4.Способствовать развитию речи, памяти, внимания;

5.Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, интерес к русскому народному творчеству;

Методические приёмы: Рассматривание иллюстраций, картинок. прослушивание магнитофонных записей, игра «Найдите символы России», танец «Валенки».
Оборудование:
Корзина, матрешка, ложка, балалайка, валенки, платок, изображения современного флага, герба. Иллюстрации, картинки неофициальных и официальных символов России. Русский народный костюм, платки по количеству девочек, картузы по количеству мальчиков. Ложки деревянные по 2 штуки по количеству мальчиков.

Словарь:
Символы, герб, флаг, гимн, ложка, матрешка, валенки, балалайка, платок.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, рассматривание герба, флага России, беседы о государственных символах, движения к танцу «Валенки».

Ход занятия.

Воспитатель в русском народном костюме.

-Ребят, я сегодня не просто так нарядилась, как вы думаете почему же я так одета?

На мне костюм Воронежской губернии. Женщины Воронежской губернии одевались в зависимости от статуса: замужние носили поневной комплекс одежды (рубаха, юбка с поясом и несколько полотниц), а девушки – сарафанный. Понева – поясная набедренная одежда. Чем больше были квадраты на юбке, тем богаче значит были обладательницы этой одежды.

Русский народный костюм-хранитель истории, он используется, носится с древних времен и по наши дни.

С давних времен на Руси все люди были вежливыми, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте-значит, доброго здоровья. Давайте и мы поздороваемся друг с другом и с гостями и поклонимся.

-Я вот вам говорю Русь, а что такое вообще Русь?

-Как сейчас называется наша страна?

-Знаете ли вы государственные символы России?

Да, ребят о государственных символах России мы очень много говорили, и с вами еще в школе учителя не раз будут обсуждать эту тему.

-Но сегодня, ребят, я хочу поговорить чуточку о другом, вы потом поймете почему я затронула сегодня государственных символов России.

Я сегодня решила вам принести вот эту корзинку. А как вы думаете, что в этой корзинке? Здесь лежат предметы, и мы должны определить ценность этих предметов, какую роль они играют в жизни русского человека.

Достают один предмет.

Матрешка. (развивающая игрушка, сувенир)

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью - во второй найдёшь.

Их друг за дружкой, разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех - малютка, крошка.

Всё вместе - сувенир …

- Дети: Матрёшка.

-Как вы думаете, почему Матрешку назвали именно Матрешкой?

-Как вы думаете из чего делают Матрешку?

-Может быть кто-то из вас знает из какого дерева делают Матрешку? (липа).

Оказывается, ребята, матрёшке очень много лет. Приблизительно сто лет назад в Россию из Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было ещё несколько таких же куколок, но меньшего размера.

Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрёшек. Этих куколок называли Матренами. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрёшка, напоминает нам маму многочисленного семейства.

Причиной популярности матрешки сувенирной было то, что она являлась олицетворением самой России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрешка символизирует продолжение жизни. Женщина рожает дочку, которая в свою очередь подарит миру еще жизнь, и так далее. Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства

Ложка.

-Ребята, что вы знаете о ложках?

-Для чего нам нужны ложки?

 Ребята, каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете в руку ложку, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте, и конечно не задумываетесь о том, когда же впервые люди стали есть пищу ложкой. А ведь раньше ели руками.

Первая ложка была сделана из камня, она была тяжелая и сильно нагревалась, поэтому была неудобной.

Затем человек сделал ложку из кости животного - эта ложка была легче каменной.

Слово "ложка" в русском языке произошло от слова "лог", что есть овраг, яма, углубление

Прошло много лет, прежде чем человек решил, что деревянная ложка удобнее – она легкая и не нагревается от горячей еды.

На Руси, простые люди ели щи да кашу деревянными ложками.

Конечно, деревянная ложка была сделана из чего? - из дерева.

А знаете ли вы, что деревянные ложки экологически чистые, это значит, что есть из деревянной ложки полезно для здоровья, еда в ней становится вкусней и приятней, мы не можем обжечься горячей пищей.

Ложка издавна была символом сытости, благополучия и достатка.

Кушали люди так: ставили на стол одну на всех миску или чугун с кашей, щами. Тарелок не было, а если глиняные у кого – то и были, то их ставили только на праздники, стоили они очень дорого! Каждому давали кусок хлеба и ложку. Самый первый опускал ложку в чугун дед, а если кто – то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из – за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет съесть, тот тем и сыт будет. А если в щах – мясо, то его можно брать только спросив разрешения.

У людей на Руси ложка всегда была при них, ее носили за поясом или в особых футлярах. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет.

-Скажите, ребятки, а еще деревянную ложку для чего можно использовать?

Часто деревянные ложки используются не по своему основному назначению. Так, ложки могут быть музыкальным инструментом и предметом для гаданий и магических ритуалов; сувениром-украшением интерьера и подарком на знаменательные события; игрушкой-куклой и арт-объектом. Многие резчики и художники сегодня используют эту форму для выражения своего творческого полета мысли

В России музыканты – ложечники, постукивая ложками друг о друга, выстукивают мелодию плясовую и задорную.

Балалайка.

Самый известный русский инструмент, ставший одним из символов музыкального творчества русского народа.

Изначально балалайка была круглой. С течением времени ей придали треугольную форму, укоротили гриф и добавили одну струну.

Сегодня балалайка — укоренившийся символ русского народа, важная часть культуры и душа всех частушек

У инструмента всего три струны, которые настраиваются необычным образом

Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры – вот, что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.

А сейчас, ребята я предлагаю вам пройти в зону девочек и зону мальчиков. Девочкам, перевоплотиться в матрешек, а мальчикам нарядиться в картузы и приготовить музыкальные инструменты. Давайте, подготовим и покажем нашим гостям небольшое представление.

Подготовились? А теперь самое время показать вам еще один народный предмет (валенки).

Валенки.

Что это такое?

-Для чего они нужны?

Валенки обувь на все времена: пройдя путь от жестких крестьянских валенок и эволюционируя в современные, мягкие, валенки - украшенные разными аппликациями и принтами можно смело сказать, что валенки, это та обувь, которую выбирали и носили веками.

Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.

Действительно, и в мороз. и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами.

Народная примета: чтобы жизнь была богатой и удачной, в доме должны быть валенки, в один из которых необходимо вложить монету, а в другой конфету
Давайте станцуем под русскую народную песню. Как вы думаете, про какую песню я сейчас говорю?

-Конечно, песня «Валенки».


-Так какую же роль играют все эти предметы в жизни русского человека? - В чем ценность этих предметов? -Это символы России «неофициальные символы», это те предметы, по которым узнают всегда и везде нашу страну.

Что такое символ?-Символ – это закодированный условный знак, который выражает определенный смысл.

Каждая страна имеет государственные символы. Они закрепляются на законодательном уровне. Но историю, культуру и быт страны определяют неофициальные национальные символы. Туристы обязательно привезут из России в качестве сувениров матрешку, ложку или балалайку. 

Все эти предметы являются неофициальными символами России.

Их много.

Может быть кто-то из вас знает еще какие-то неофициальные символы России, о которых мы сегодня не говорили?

Игра «Найдите неофициальные символы России». (Из разных картинок выбрать те, что относятся к неофициальным символам России).

Рефлексия.

-Что нового сегодня вы узнали на занятии?

-Что вы знали уже, о чем сегодня говорили?

-Что вам понравилось на занятии?

-Что для вас тяжелым было сегодня на занятии?

                                МБДОУ «Детский сад №119»

 Организованная образовательная деятельность

в подготовительной группе

                           «Неофициальные символы России».

                                                                  Провела и разработала  

                                                      воспитатель 1к.к        

                                                   Гуляева С.М

г. Воронеж  2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....