Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Свойства бумаги и ткани"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Болодурина Елена Сергеевна

Образовательная область – познавательное развитие.

Цель: Развитие познавательной активности воспитанников в условиях экспериментальной деятельности с разными материалами (бумагой, тканью).

    Задачи:

  • Образовательные:
  • Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.
  • Уточнить и обобщить представления о свойствах бумаги и ткани, о значении этих материалов в нашей жизни.
  • Учить планировать свою деятельность.
  • Формировать навыки самооценки и самоанализа.
  • Развивающие:
  • Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • Развивать речь путем формулирования предположений, гипотез, элементарных умозаключений при подведении итогов, выводов. 
  • Поддерживать познавательный интерес   к экспериментальной деятельности.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.
  • Воспитывать культуру ведения диалога со сверстниками и с взрослыми участниками эксперимента.
  • Воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний о рукотворном мире.

 

Планируемые результаты:

  1. Проявляют интерес и положительное отношение к процессу экспериментирования.
  2. Выдвигают гипотезы, предположения, находят способы их решения, используя аргументацию и доказательства.
  3. Самостоятельно планируют предстоящую в ходе эксперимента деятельность, осознанно выбирают предметы из дерева и металла в соответствии с их качествами, свойствами и назначением.

 

Виды детской деятельности: игровая, речевая, экспериментальная, трудовая, игровая, двигательная.

Методы и приемы: эксперимент, сюрпризный момент, дидактическая игра, опыты, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.

Активизация словаря: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, шероховатый, шершавый, теплопроводность.

Предварительная работа:

  •  Просмотр мультфильма «Фиксики-бумага». 
  •  Просмотр презентационных материалов «Как получается ткань»
  •  Чтение сказок познавательного характера, рассматривание иллюстраций.
  •   Обсуждение с детьми, что они знают о бумаге и ткани.

Материалы и оборудование: листы бумаги, кусочки ткани, тазики с водой, магнитофон, аудиозапись.

Индивидуальная работа: Оказать пошаговую помощь на каждом этапе эксперимента Ване О.

Предложить выдвинуть предположение об итоге опыта Ване Е.

Вспомнить и закрепить с Настей и Владом П. правила проведения опытов.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент и введение в тему занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей группе, на полке оказались две коробочки, в которых к нам приходили Ивашка и гвоздь Антошка. И еще здесь есть от них письмо:

«Дорогие ребята, здравствуйте! Большое вам спасибо за то, что вы помирили нас. Мы теперь всюду вместе путешествуем, приходим друг другу на помощь. И вот повстречались нам в одном из наших походов две подружки. Они так же, как и мы раньше, все время ссорятся и спорят, кто же из них лучше. Мы посылаем их к вам, чтобы вы и им помогли разобраться и помириться». Отгадайте загадки и узнаете, что это за подружки.

Загадки:

 – Я – белая, как снег, дружу с карандашом, где он по мне пройдет, там след кладет? (ответы детей)

Тут и там, везде есть я, и такая разная...
Из меня одежку шьют, на диван обивку вьют,
Угадали кто такая? (ответы детей)
-Ткань цветная!

Воспитатель достает из коробок бумагу и ткань

- Ребята, давайте поможем двум подружкам.

Реакция детей.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Что бывает из бумаги или ткани?Я буду бросать вам мяч и называть материал: бумага или ткань, а вы будете называть мне предмет из этого материала.

Игра «Что бывает из бумаги и ткани»

А теперь подумайте, может ли у нас все быть из ткани и из бумаги? Почему нет? Предлагаю вам проверить это утверждение. Пойдем в нашу лабораторию и проведем несколько опытов с бумагой и тканью.

Опыт «Мокнет – не мокнет»

Возьмите кусочек ткани и листочек бумаги, опустите их в тазик с водой. Что произошло? Все намокло. Ребята, а можно ли после этого дальше использовать ткань? А бумагу?

Вывод: бумага боится воды, а ткань нет.

Ребята, если бы вам предложили сшить себе рубашечку, из какого материала вы бы ее сшили: из ткани или из бумаги?

Опыт «Что крепче»

- Ребята, возьмите бумагу и начинайте рвать. Проделайте то же самое с тканью. Что рвется? Бумага рвется очень легко.

Вывод: ткань крепче, чем бумага.

Физкультминутка под музыку

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили, и в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги,

Для журнала, книги и тетради.

Опыт «Мнется – не мнется»

Ребята, возьмите в руки кусочек ткани и помните его. Мнется? А теперь помните листочек бумаги. Мнется? Что легче смять?

Вывод: бумага сильно мнется, а ткань – нет.

Опыт «След от карандаша»

- Ребята, возьмите по одному листочку и по одному карандашу, проведите карандашом по листочку. Что вы видите? (след) А теперь возьмите по кусочку ткани и повторите то же самое. Что получилось?

Вывод: на бумаге можно рисовать и писать.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Опыт «Бумага и ткань горят»

- Что произойдет, если бумагу поднести к огню? Правильно, бумага сгорит. А это – очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. А ткань, как вы думаете, сгорит? (Да) Поэтому надо быть осторожным с огнем, нельзя подходить к нему с бумагой или тканью.

Опыт «Бумага летает» (дыхательная гимнастика)

- Ребята, как вы думаете, может ли бумага летать? Давайте попробуем, для этого нужно подуть на полоски бумаги. Возьмите их в руки, приготовились – носиком глубокий вдох, чтобы ноздри слиплись, а теперь быстро выдыхаем на полосочку. Что происходит?

А сейчас мы подуем на бумажные комочки, понаблюдаем за их движением.

На комочек дуй легонько,

Будет двигаться тихонько.

На комочек дуй сильнее,

Побежит он веселее.

Вывод: бумага легкая, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

  1. Заключительная часть:
  1. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились на занятии?
  2. Какие трудности испытывали?  Как справлялись с ними?
  3. Что было самым интересным и понравилось больше всего?
  4. Хотите ли Вы еще участвовать в экспериментах?

Формулируется общий итог познавательной деятельности на занятии, дается общий и поименный анализ вклада детей в общий результат.

Организуется итоговое обсуждение, формируется отношение  воспитанников к эмоциональной оценке занятия.

Сравниваются планируемый и полученный результаты, называются причины, если есть их расхождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_bumaga-tkan.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение «Детский сад №190»

План - конспект занятия по теме:

 «Свойства бумаги и ткани»

 старшая группа

                                                           

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории  

Болодурина Елена Сергеевна

Нижний Новгород

2018

Образовательная область – познавательное развитие.

Цель: Развитие познавательной активности воспитанников в условиях экспериментальной деятельности с разными материалами (бумагой, тканью).

    Задачи:

  • Образовательные:
  • Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.
  • Уточнить и обобщить представления о свойствах бумаги и ткани, о значении этих материалов в нашей жизни.
  • Учить планировать свою деятельность.
  • Формировать навыки самооценки и самоанализа.
  • Развивающие:
  • Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • Развивать речь путем формулирования предположений, гипотез, элементарных умозаключений при подведении итогов, выводов.  
  • Поддерживать познавательный интерес   к экспериментальной деятельности.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.
  • Воспитывать культуру ведения диалога со сверстниками и с взрослыми участниками эксперимента.
  • Воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний о рукотворном мире.

Планируемые результаты:

  1. Проявляют интерес и положительное отношение к процессу экспериментирования.
  2. Выдвигают гипотезы, предположения, находят способы их решения, используя аргументацию и доказательства.
  3. Самостоятельно планируют предстоящую в ходе эксперимента деятельность, осознанно выбирают предметы из дерева и металла в соответствии с их качествами, свойствами и назначением.

Виды детской деятельности: игровая, речевая, экспериментальная, трудовая, игровая, двигательная.

Методы и приемы: эксперимент, сюрпризный момент, дидактическая игра, опыты, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.

Активизация словаря: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, шероховатый, шершавый, теплопроводность.

Предварительная работа: 

  •  Просмотр мультфильма «Фиксики-бумага». 
  •  Просмотр презентационных материалов «Как получается ткань»
  •  Чтение сказок познавательного характера, рассматривание иллюстраций.
  •   Обсуждение с детьми, что они знают о бумаге и ткани.

Материалы и оборудование: листы бумаги, кусочки ткани, тазики с водой, магнитофон, аудиозапись.

Индивидуальная работа: Оказать пошаговую помощь на каждом этапе эксперимента Ване О.

Предложить выдвинуть предположение об итоге опыта Ване Е.

Вспомнить и закрепить с Настей и Владом П. правила проведения опытов.

Ход занятия:

  1. Организационный момент и введение в тему занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей группе, на полке оказались две коробочки, в которых к нам приходили Ивашка и гвоздь Антошка. И еще здесь есть от них письмо:

«Дорогие ребята, здравствуйте! Большое вам спасибо за то, что вы помирили нас. Мы теперь всюду вместе путешествуем, приходим друг другу на помощь. И вот повстречались нам в одном из наших походов две подружки. Они так же, как и мы раньше, все время ссорятся и спорят, кто же из них лучше. Мы посылаем их к вам, чтобы вы и им помогли разобраться и помириться». Отгадайте загадки и узнаете, что это за подружки.

Загадки:

 – Я – белая, как снег, дружу с карандашом, где он по мне пройдет, там след кладет? (ответы детей)

Тут и там, везде есть я, и такая разная...
Из меня одежку шьют, на диван обивку вьют,
Угадали кто такая? (ответы детей)
-Ткань цветная!

Воспитатель достает из коробок бумагу и ткань

- Ребята, давайте поможем двум подружкам.

Реакция детей.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Что бывает из бумаги или ткани? – Я буду бросать вам мяч и называть материал: бумага или ткань, а вы будете называть мне предмет из этого материала.

Игра «Что бывает из бумаги и ткани»

А теперь подумайте, может ли у нас все быть из ткани и из бумаги? Почему нет? Предлагаю вам проверить это утверждение. Пойдем в нашу лабораторию и проведем несколько опытов с бумагой и тканью.

Опыт «Мокнет – не мокнет»

Возьмите кусочек ткани и листочек бумаги, опустите их в тазик с водой. Что произошло? Все намокло. Ребята, а можно ли после этого дальше использовать ткань? А бумагу?

Вывод: бумага боится воды, а ткань нет.

Ребята, если бы вам предложили сшить себе рубашечку, из какого материала вы бы ее сшили: из ткани или из бумаги?

Опыт «Что крепче»

- Ребята, возьмите бумагу и начинайте рвать. Проделайте то же самое с тканью. Что рвется? Бумага рвется очень легко.

Вывод: ткань крепче, чем бумага.

Физкультминутка под музыку

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили, и в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги,

Для журнала, книги и тетради.

Опыт «Мнется – не мнется»

Ребята, возьмите в руки кусочек ткани и помните его. Мнется? А теперь помните листочек бумаги. Мнется? Что легче смять?

Вывод: бумага сильно мнется, а ткань – нет.

Опыт «След от карандаша»

- Ребята, возьмите по одному листочку и по одному карандашу, проведите карандашом по листочку. Что вы видите? (след) А теперь возьмите по кусочку ткани и повторите то же самое. Что получилось?

Вывод: на бумаге можно рисовать и писать.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Опыт «Бумага и ткань горят»

- Что произойдет, если бумагу поднести к огню? Правильно, бумага сгорит. А это – очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. А ткань, как вы думаете, сгорит? (Да) Поэтому надо быть осторожным с огнем, нельзя подходить к нему с бумагой или тканью.

Опыт «Бумага летает» (дыхательная гимнастика)

- Ребята, как вы думаете, может ли бумага летать? Давайте попробуем, для этого нужно подуть на полоски бумаги. Возьмите их в руки, приготовились – носиком глубокий вдох, чтобы ноздри слиплись, а теперь быстро выдыхаем на полосочку. Что происходит?

А сейчас мы подуем на бумажные комочки, понаблюдаем за их движением.

На комочек дуй легонько,

Будет двигаться тихонько.

На комочек дуй сильнее,

Побежит он веселее.

Вывод: бумага легкая, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

  1. Заключительная часть:
  1. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились на занятии?
  2. Какие трудности испытывали?  Как справлялись с ними?
  3. Что было самым интересным и понравилось больше всего?
  4. Хотите ли Вы еще участвовать в экспериментах?

Формулируется общий итог познавательной деятельности на занятии, дается общий и поименный анализ вклада детей в общий результат.

Организуется итоговое обсуждение, формируется отношение  воспитанников к эмоциональной оценке занятия.

Сравниваются планируемый и полученный результаты, называются причины, если есть их расхождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Невидимка-воздух»

Тема: «Невидимка-воздух»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель: (образовательная) Обобщить и уточни...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В гостях у профессора Почемучкина»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:-  образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Секреты бумаги и ткани»

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Секреты бумаги и ткани»Цель: познакомить детей со свойствами бумаги и ткани;Задачи:Образовательные:- дать детям знания о свой...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительная бумага»

Данное занятие направлено на развитие познавательной сферы детей через включения в процесс экспериментирования с бумагой. Через игровой сюжет дети продолжают знакомиться с основными свойствами бумаги ...

Конспект занятия по познавательному развитию"Что лучше:бумага или ткань?"

 Конспект занятия по познавательному развитию  во второй младшей группе «Что лучше: бумага или ткань?»Тема: «Что лучше : бумага или ткань?»Цель:...