Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Секреты бумаги и ткани»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Детонина Евгения Юрьевна

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Секреты бумаги и ткани»

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги и ткани;

Задачи:

Образовательные:

- дать детям знания о свойствах бумаги и ткани;

Развивающие:

- развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление;

- совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств предметов путём активного включения органов чувств.

Воспитательные:

- создать у детей интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Оборудование, необходимое к занятию: Незнайка, бумажная шляпа, лоскуты ткани, бумага разных видов, лупы, тазики с водой, ножницы, схемы опытов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел гость. Он чем-то очень расстроен. Посмотрите, кто это? (Незнайка). Здравствуй, Незнайка. Расскажи, что случилось?

Незнайка: Здравствуйте, ребята. У меня ветром унесло мою любимую шляпу, и я решил сделать новую. Сделал, а коротышки надо мной смеются. И я не могу понять – почему (сидит в бумажной шляпе).

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке. Посмотрите на шляпу. Что с ней не так? (дети рассматривают, думают, трогают)

Воспитатель: Ребята, почему коротышки смеются над Незнайкой? Из чего он сделал шляпу?

Дети: Из бумаги.

Воспитатель: Верно. Незнайка, коротышки смеются, потому что ты сделал бумажную шляпу.

Незнайка: Она красивая, мне нравится. Ну и что что бумажная? А из чего еще нужно делать шляпы?

Воспитатель: Ребята, скажите Незнайке, из чего делают шляпы? Правильно, из ткани.

Незнайка: А почему из ткани?

Воспитатель: Незнайка, мы сейчас тебе все покажем и расскажем. Предлагаем побывать тебе в нашей лаборатории. Ребята, надевайте халаты и проходите на свои места.

Опыт №1. Тактильные ощущения (мягкая/твердая).

Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах есть ткань. Возьмите ее в руку, потрите пальчиками. Запомните, какая она на ощупь. Теперь возьмите бумагу, потрите пальчиками. Какая ткань? (мягкая, ворсистая, гладкая) Какая бумага? (твердая, не очень гладкая, без ворсинок).

Опыт №2. Мнется – не мнется (можно погладить).

Воспитатель: А теперь попробуйте смять ткань и бумагу. Что мнется легче: бумага или ткань? А теперь попробуйте расправить ткань и бумагу. Что вы заметили? Одинаково разгладились ткань и бумага? (Бумага осталась мятая, до конца не разладить, ткань немного смялась.) Как можно разгладить ткань? (Утюгом). А бумагу мы так же можем разгладить? (Нет, нельзя).

Опыт №3. Рвется – не рвется (можно зашить).

Воспитатель: Ребята, а давайте теперь определим, что же прочнее – ткань или бумага? Попробуйте разорвать бумагу. Что произошло? (Бумага порвалась). Теперь возьмите ткань, попробуйте разорвать. Получилось? (Нет, не рвется). Давайте разберемся, почему же ткань такая прочная. Возьмите в руки увеличительное стекло и рассмотрите через него ткань. Из чего она состоит? (Из нитей). Правильно, из нитей, которые переплетены очень плотно, близко друг к другу. Поэтому ткань очень сложно порвать. Что нам понадобится, чтобы ее разрезать? (Ножницы). Верно. А чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно сделать? (Взять иглу с ниткой и зашить).

Опыт №4: Размокает – намокает.

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, что же происходит с бумагой и тканью, когда на них попадает вода. Подойдите к столу, где стоят тазики. Возьмите в руки бумагу и опустите в воду. А теперь достаньте и попробуйте ее выжать? Что с ней произошло? (Бумага размокла и порвалась). Теперь проделайте то же самое с тканью. (Ткань намокла, но не порвалась).

Воспитатель: Молодцы, ребята. С работой в лаборатории мы справились, а теперь давайте поиграем.

Физкультминутка:

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда, ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ребята, проходите на стульчики. У меня для вас есть еще одна игра – «Чудесный ящик». Сейчас каждый по очереди подойдет к ящику и скажет, что в нем лежит. Но подглядывать нельзя, только с помощью ваших пальчиков.

Незнайка: Ой, как интересно! А можно я тоже попробую?

Воспитатель: Конечно, Незнайка. (Незнайка ошибается). Ну что же ты, Незнайка? Ребята, давайте еще раз все объясним Незнайке, чем отличаются бумага и ткань и почему шляпу нужно шить именно из ткани, а не из бумаги.

Дети с помощью схем объясняют Незнайке.

1) Бумага твердая на ощупь, а ткань мягкая.

2) Бумага мнется, ее нельзя гладить, а ткань не мнется, ее можно гладить.

3) Бумага рвется, а ткань – нет, она прочная, ее можно зашить.

4) Бумага в воде размокает, рвется, она не прочная. Ткань в воде намокает, но не рвется, ее можно просушить.

Вывод: шляпу нужно шить из ткани, потому что она прочная, ее можно стирать и гладить.

Незнайка: Спасибо, ребята! Я теперь понял, почему коротышки надо мной смеялись. Одежду и головные уборы нужно шить из ткани!

Воспитатель: Ребята, вы настоящие исследователи. Помогли Незнайке разобраться в свойствах бумаги и ткани. Можете помочь снять друг другу халаты. Что вам понравилось? А чье объяснение свойств бумаги и ткани для Незнайки вам понравилось больше и почему?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию в старшей группе из бумаги "Посуда"

Познакомить детей с различными способами складывания бумаги. Вызвать интерес к  технике "Оригами", учить работать с бумагой. Развивать мелкую моторику рук, внимание....

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Волшебная бумага»

Елена Осипова Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе детского сада "Волшебная бумага". МБДОУ детский сад № 17 общеразвивающего вида. М...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Свойства бумаги и ткани"

Образовательная область – познавательное развитие.Цель: Развитие познавательной активности воспитанников в условиях экспериментальной деятельности с разными материалами (бумагой, тканью)....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительная бумага»

Данное занятие направлено на развитие познавательной сферы детей через включения в процесс экспериментирования с бумагой. Через игровой сюжет дети продолжают знакомиться с основными свойствами бумаги ...