Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "По страницам Красной книги" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ляля Рифовна Мухамадеева

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста  через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_stranitsam_krasnoy_knigi_konspekt_i_samoanaliz.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик»

п.Энергетик Новоорского района Оренбургской области

Конспект занятия в старшей группе

«По страницам Красной книги».

                                                                              Воспитатель I квалификационной категории

                                                                                                         Мухамадеева Ляля Рифовна

Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста  через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное».

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие детей - формировать  представления и знания о редких и исчезающих объектах живой природы России, занесенных в Красную книгу. Развивать внимание, память, мышление, формировать коммуникативные умения детей.

Речевое развитие -  Развивать связную речь и активизировать словарь.

Социально – коммуникативное  - воспитывать бережное отношение к природе, ее ресурсам, животному и растительному миру.

Художественно – эстетическое развитие – уметь видеть  и замечать красоту в природе.

Вид занятия: организованная образовательная детская деятельность совместно со взрослыми.

Место занятия в Образовательной программе: основная образовательная программа

Участники совместной деятельности: воспитанники старшей группы, воспитатель

Методы и приемы организации детской деятельности:

мотивация деятельности,

коммуникация,

стимулирование интереса к занятию через электронные образовательные ресурсы, наглядность, сюрпризный момент, музыкальный конкурс, проблемные ситуации;

технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное».

Детские виды деятельности: коммуникативная, речевая, музыкальная, игровая, познавательная.

Используемые педагогические технологии: Информационно – коммуникационные технологии – мультимедийная презентация «По страницам Красной книги», прослушивание звуков животных в записи.

Технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми – свободное перемещение детей во время занятия, поддержка инициативы и самостоятельности  детей в специфических для них видах деятельности;

возможность выбора детьми участников для совместной деятельности и общения;

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития.

Творческая деятельность в коллективе – наблюдения и выводы.

Проблемное обучение –  наличие проблемных ситуаций и вопросов в ходе занятия.

Развивающее обучение – в процессе решения проблемных ситуаций и творчества ребенок развивает мыслительные процессы (воображение, память, внимание), учится делать выводы, предвидеть результат, осознавать свою роль в результатах коллективного труда, регулировать свое поведение со сверстниками.

Интеграционное обучение – интегрированный подход (образовательных областей и детских видов деятельности) дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка, создает целостное видение картины мира, а не разрозненных ее участков.

Здоровьесберегающие технологии – физкультминутки, смена видов деятельности.

Предварительная работа: 

-беседы о Красной книге и ее значении

-организация библиотеки из книг и энциклопедий о животных и растениях

-рассматривание иллюстраций животных, растений, птиц Красной книги

-презентация «Красная книга»

-презентация «Пищевая цепочка»

-наблюдения в природе

-чтение стихотворений о природе

-настольные игры «У бабушки в деревне», «Животные», пазлы «Животные»

Демонстрационный материал: картинки животных, растений, презентация по занятию

Содержание

Воспитатель. Ребята, у нас сейчас идет проект «По страницам Красной книги». Мы видели саму «Красную книгу России» и мы с вами собрали небольшую библиотеку из книг и энциклопедий о животных, птицах, рыбах, растениях. Вы все с интересом рассматривали книги. И я вам предлагаю сегодня побеседовать по ним.

- Ребята, на Земле очень много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме. Каких?

- Есть такие, которые живут в лесах родного края. Какие?

- Есть такие, которые живут в дальних странах. Какие?

- Есть такие, которых можно увидеть только в зоопарке. Каких?

- Но есть такие, которых на Земле осталось очень мало. Их так и называют - редкие животные.

- Почему их называют редкими? (Редко встречаются, люди уничтожили, умерли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и т. д.)

- Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает очень жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают, потому что, у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как же остановить это безумие.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они.

На планете мы останемся одни.    (Д. Родович)

- И что же ученые решили издать? Красную книгу.

Почему именно Красную?

Ответы детей. Потому что красный цвет - это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Нe слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью? В этой книге собраны те растения и животные, которые вымерли или находятся на грани вымирания, которых спасли, но за ними надо вести контроль.

Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть. Хотите?

Ребята, я надеюсь, что в ходе нашей игры вы покажете свои знания и постараетесь доказать, что вы являетесь настоящими знатоками и друзьями природы.

В игре будут участвовать две команды, оценивать их будет жюри. Группа делится на две команды. Значок красного цвета – команда «Знайки», зеленого – «Почемучки». Команды, поприветствуйте друг друга.

Команда «Знайки»:

 «Мы ребята знайки,

Знайки – незазнайки

В игры разные играем, 

В викторине  – побеждаем»

Команда «Почемучки»:

«Мы пытливые умы,

 Мы с вопросами на «ты».

«Почему» - вопрос любимый,

Помогает нам расти.

(Команды занимают свои места, воспитатель представляет жюри, жюри знакомит детей с проведением конкурса, за победу в конкурсе команда получает карточку со своим знаком «!» или «?»).

Задание 1 «Птицы-растения-звери»

Предлагаю вам поиграть в игру. Задание для обеих команд.

Нужно все эти картинки разложить в разные коробки.

В коробку с изображением жука складывайте картинки с изображением насекомых.

В коробку с изображением дятла …? Птиц.

В коробку с зайцем …? Зверей.

В коробку с колокольчиком …?  Растения

Подводим итоги 1задания.

-Ребята, а как вы думаете, охранять нужно только тех животных, птиц и растения, которые в Красной книге?

Охранять нужно всех на нашей планете. (Ответы детей)

Задание 2 «Что было бы, если из леса исчезли…» 

Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно - болеет другое - умирает третье. Давайте с вами это проверим.

1. Я  предлагаю убрать из цепочки зерно (мышь, лису):

- Что бы произошло с остальными жителями? Дети рассуждают, дают ответы.

2. А если бы пропали птицы? А если бы не было растений, а еды. Ответы детей.

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Подводим итоги 2 задания.

Физкультминутка:

Медвежата в чаще жили головой своей крутили (круговые движения головой)

вот так, вот так, головой своей крутили.

Медвежата мед искали

дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

вот так, вот так, дружно дерево качали.

А потом они ходили (ходьба по медвежьи)

и из речки воду пили вот так, вот так,

и из речки воду пили (наклоны туловища вперед).

А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

вот так, вот так, лапы выше поднимали.

Задание 3.  «Угадай-ка загадку»

Загадки о животных из красной книги. Загадки загадываются по очереди командам.

1.Он красивый, как огонь,

С черными полосками,

Очень грозные клыки,

Лапы, когти – велики! (Тигр)

2. Среди льдин рыбешку ищет

А пловец- каких не сыщешь!

До чего же зверь хорош

Гладкий сильный этот…(Морж)

3. Вновь играя и шаля

Перед носом корабля

Над водой мелькают спины

Мчатся шустрые…(Дельфины)

4. Погоняемый кнутом,

Мчится в упряжи, потом

Травку щиплет целый день

Стройный северный…(Олень)

5. Косолапый и большой

Спит в берлоге он зимой

Любит шишки, любит мед

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь).

6. Вот лежит в воде давно

Всё зеленое бревно;

Любит Африканский Нил

 Наш зубастый… (Ответ: Крокодил)

Подводим итоги 3 задания.

Задание 4 «Не навреди»
Охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним и назовем правила поведения в природе, никогда не будем их забывать и будем их соблюдать.

Участники команд по очереди берут знак и называют правила поведения в  природе, который он обозначает.

1. Не ломать ветки деревьев.

2. Не топтать цветы, травы.

3. Не кричать, не включать громко музыку.

4. Не лезть в птичьи гнезда.

5. Не ловить насекомых.

6. Не разрушать грибницы.

7. Не ловить мальков и лягушек.

8. Не рвать паутинки.

9. Не оставлять не затушенных костров.

10. Не разорять муравейники.

Подводим итоги 4  задания.

Задание 5 «Музыкальный конкурс».

Иногда очень хочется оказаться в лесу и послушать шепот леса, пение птиц, стрекотание кузнечика. Вот и мы сейчас послушаем звуки природы и угадаем кто это.

Команды по очереди прослушивают аудиозапись птицы, животного и дают ответ, кто это.

Подводим итоги 5 задания.

Задание 6 «Доскажи пословицу»

- Враг природы тот, кто… лес не бережет.

- Птиц, зверей оберегайте и… всегда им помогайте!

- Кто природу губит, тот… свой край не любит!

- Кто умеет добрым быть, тот… сможет природу беречь и любить!

Рефлексия

Воспитатель:

Вот и закончилось наше интересное путешествие по страницам Красной книги. Наши команды молодцы!

Они успешно справились со всеми трудными заданиями и стали настоящими знатоками Красной книги  и  друзьями природы.

А, пока, жюри подводит итоги нашей игры, ответьте на вопросы.

Понравилась ли вам наша игра?

Что понравилось больше всего?

Что было интересно?

Скажите, для чего создана Красная книга?

Для чего она нужна человеку?

Жюри подводит итоги  и награждает победителей.

Самоанализ образовательной деятельности

по познавательному развитию в старшей группе

воспитателя Мухамадеевой Л Р

1.Тема: «По страницам Красной книги»

Содержание  образовательной деятельности соответствует рабочей программе для детей 5-6 лет, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и  комплексно – тематическому плану по познавательному развитию старшей группы.

2.Цели и задачи: Создать условия для формирования представлений  экологической культуры детей старшего дошкольного возраста  через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное».

Формировать  представления и знания о редких и исчезающих объектах живой природы России, занесенных в Красную книгу. Развивать внимание, память, мышление, формировать коммуникативные умения детей. Развивать связную речь и активизировать словарь.

Воспитывать бережное отношение к природе, ее ресурсам, животному и растительному миру. Уметь видеть  и замечать красоту в природе.

3.Этапы образовательной деятельности:

На этапе мотивации, чтобы заинтересовать детей деятельностью, использовала познавательную мотивацию. Предложила вспомнить о том, как приносила из поселковой библиотеки Красную книгу России. Как мы рассматривали ее и знакомились с неизвестными животными. Вспомнить о том, что у нас проходит проект «Красная книга России». И предложила провести соревнования между командами   и подвести итог приобретенных знаний за время проекта. Методы мотивации соответствуют возрасту детей.

На каждом этапе ставила перед детьми цель. Цели привлекательны для детей, так как поставлены в познавательной форме.

Так поддерживался познавательный интерес, активность детей.

Опрос воспитанников по пройденному материалу – на данном этапе вспомнили что такое Красная книга, для чего она нужна человеку. Какие животные живут в России, какие в жарких странах, какие домашние, дикие. Каких животных можно увидеть в зоопарке. Использовалось художественное слово, стихотворение выучено ребенком.

Затем группа была разделена на две команды. Команде придуманы названия и эмблемы.

В ходе соревнования команды по очереди выполняли задания, обращалось внимание на то, что каждый этап оценивается жюри.

На каждом этапе была смена деятельности, физкультминутка  по теме занятия «Медвежата».

В заключении  занятия рефлексия, на котором мы выяснили о чем было занятие. Жюри подвели итоги соревнования, на котором победила «Дружба».

Возвратилась к мотивации на заключительном этапе.

4.Активизация мыслительной деятельности детей.

Активизации умственной деятельности детей способствовал выбранный познавательный приём – дети отвечали на вопросы, высказывали свои предположения. Делились знаниями, которыми владеют.

5.Использование наглядного материала.

Использовались наглядные средства (презентация по теме занятия,  звуки «Голоса животных, птиц, насекомых»), которые способствовали усвоению материала и не вызывали переутомления детей.

6.Осуществление индивидуального подхода.

Вопросы задавались всем детям, затем конкретно адресовались детям, которые молчали. Использовалась похвала.

7.Использование методических приёмов.

На занятии использовались приёмы: вопросы по изученному материалу. Использовала вопросы с опорой на личный опыт детей (Правила поведения в лесу).

8.Деятельность воспитателя на занятии.

Тон и речь воспитателя спокойная, располагающая к общению и совместной работе детей и воспитателя. Общение с детьми глаза в глаза. Деятельность детей поощряла похвалой, одобрением, преобладал диалогический стиль общения, таким образом, познавательная мотивация использовалась на протяжении всего занятия. Старалась поддерживать благоприятную  эмоциональную  атмосферу.

9.Деятельность детей на занятии.

Дети проявляли заинтересованность, были активными. Даже стесняющиеся дети могли проявить себя и с успехом выполняли задания.

10.Результативность занятия.

Итог занятия подвела с помощью рефлексивных вопросов. Дети рассказали, что больше всего понравилось на занятии. Закрепили, что такое Красная книга. Команды получили поощрение в виде календарей с изображением животных из Красной книги. Цели занятия достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

Конспект занятия по познавательному развитию " По страницам Красной книги Тверской области"

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе" По страницам Красной книги Тверской области"...