Социально-значимый проект по выращиванию деревьев "Зеленая планета"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Лацинник Виктория Александровна

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРС «ЗЕЛЕНАЯ ДОРОГА» СРЕДИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УСТЬ-ЛАБИНСКОГО РАЙОНА

Отчет по проекту

Название проекта: «Зеленая планета»

Авторы проекта

Команда «Зеленые спасатели»

«Руководитель команды» - Рагоза Алла Андреевна

«Капитан команды» - Деревянкина Светлана Викторовна

«Наставник» - Мосеева Виктория Александровна

г.Усть-Лабинск, 2022

СЛАЙД 1 Введение

Знакомые фразы: «Природу надо беречь!», «Не ломайте деревья!», «Берегите растения!». Мы слышим  это с детства, мы читаем об этом в социальных сетях, мы это знаем, мы учим этому своих детей. А помним ли?

Лингвистические исследования доказывают: любые правильные слова, стоит повторить их тысячу раз, превращаются в клише, а клише просто не воспринимается сознанием. Так работает наш мозг.

Поэтому надо напоминать себе, а нашем случае  и ребятам, что за общеизвестными фразами стоит большой смысл. Остановиться. Посмотреть вокруг, прислушаться, почувствовать. Как звенит ветер в соснах. Как приятны на ощупь нежные листочки, какие прекрасные блики на ветвях в лучах закатного солнца.

Это все есть у нас! Будет ли у наших детей в будущем? Наша задача – научит ребят тут жить, на нашей зеленой планете, и жить счастливо.

Актуальность: В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Заложить любовь к своей планете, Родине, родному краю, родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте, потом менять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать.

 СЛАЙД 2 Обоснование новизны решения и мотивации команды

Перед тем как начать работу над проектом, мы с ребятами проанализировали ситуацию, что планета Земля живая, обсудили – значение деревьев для планеты, что сейчас их вырубают в огромных количествах, и поэтому резко уменьшается количество вырабатываемого кислорода (тогда как выхлопов становится все больше и больше). А поскольку в природе все взаимосвязано из-за этого уходят под землю родники, высыхают тысячи рек и озер, перестают идти дожди, начинаются засухи, сильные ветры гуляют по оголенным местам, происходит эрозия почвы, гибнут насекомые и растения. Земля болеет и страдает. Ее надо спасать. Ребята стали предлагать свои варианты решения данной проблемы. Так появилась наша команда «Зеленые спасатели»! Мы решили, что можем многое изменить, и что будущее Земли зависит нас (от ребят). Что от каждого посаженного дерева Земля будет выздоравливать, и что посадить их нужно очень много.

На экранах вы видите макет «Зеленая планета!», который ярко отражает идею ребят.

Наш проект «Зеленая планета» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети расширят свой кругозор в области деревьев родного края, изучат их внешний вид и их полезные качества. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства эмпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

       Проблема – ограниченность знаний у дошкольников в области флоры родного края, о ее значении в жизни человека и всей планеты. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания, а в худшем случае не задумываясь ломают ветки и молодые деревца.

СЛАЙД 3

Цель проекта: сформировать ответственное отношение детей к сохранению природы, стремление вырастить дерево из семечка.

В соответствии с целью проекта была сформулирована гипотеза о том, что: познавательная деятельность детей в ознакомлении с деревьями должна носить комплексный характер, то есть включать в себя разнообразные виды деятельности. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Планета будет спасена!

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о развитии, о строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья, плод, семя).
  • Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
  • Способствовать развитию трудового навыка у детей, на примере высадки саженцев рябины, березы, ели, процессу ухода за деревьями в дальнейшем.
  • Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
  • Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
  • Содействовать сотрудничеству детей и взрослых. Пригласить родителей участников проекта, для совместной работы по выращиванию саженцев деревьев.

СЛАЙД 4

Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня экологической грамотности детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;

  • Подвести к осознанному выращиванию саженцев деревьев из семян;

• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада

СЛАЙД 5

Этапы реализации проекта

Наш проект состоит из 4-х этапов: (вы их видите  на слайде)

1.Подготовительный этап (январь 2022г)

2. Теоретический этап (февраль-март 2022г)

3. Практический этап (23 марта-ноябрь 2022г)

4.Заключительный этап (декабрь 2022г)

1.Подготовительный этап (проходил весь январь 2022г)

На подготовительном этапе  мы сформулировали задачи нашего проекта. Проанализировали методическую литературу, материалы сети Интернет, узнали, какие деревья  можно вырастить на территории нашего детского сада.

СЛАЙД 6

В начале проекта мы предложили детям коллективную познавательно-исследовательскую деятельности,  то есть целевую прогулку на тему  «Какие деревья растут на территории детского сада?» И выяснили, что на территории сада есть красивые и достаточно «взрослые» деревья (каштаны, платан, рябина, грецкий орех, липа), но нет ни одного дубочка. А еще  ребята поделились, что видели весной в городе красивые розовые деревья (мы выяснили, что они называются церсис) и было бы здорово, чтобы и в нашем детском саду появилось такое дерево. И еще решили также посадить у себя катальпу и орех черноплодный для разнообразия. Таким образом, мы выявили ассортимент необходимого посадочного и посевного материала.

Подали заявку на семена в ООО «Прогресс Агро» с учетом площади нашей территории. Для выращивания мы выбрали дуб краснолистный, орех черноплодный, катальпу и церсис.

Далее мы занялись подбором материала для осуществления проекта:

  • подбором справочной, детской художественной литературы;
  • подобрали  дидактические, словесные, подвижные, народные игры.
  • изготовили картинки к «Волшебному телевизору» (системный оператор по технологии ТРИЗ) –о дереве.
  • Сделали подборку изображений деревьев, растущих на территории детского сада, собрали информацию и серию иллюстраций о дубе, орехе, катальпе, церсисе и других деревьях.

Проводили беседу с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Используя Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировали  ответы и желания детей.)

Обсуждали проблемную ситуацию: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить орехи и желуди?», в результате изготовили модель трудовой деятельности, то есть алгоритм посадки, а совместно с педагогами разработали  листы наблюдений за ростом дубочков, орехов и др.деревьев.

На подготовительном этапе проводили беседы с родителями воспитанников, которых мы просили о помощи в реализацией проекта. Большая часть родителей проявила интерес к проекту и готовность к сотрудничеству.

Также мы создали игровой материал для организации предметной развивающей среды,  был организован сбор плодов деревьев совместно с родителями для создания коллекции семян.

А также мы просматривали  и участвовали в обучающих вебинарах и семинарах, организованных OOO «ПрогрессАгро» и фондом «Вольное дело», которые дали нам большой багаж знаний о деревьях, которые мы планируем вырастить и о способах подготовки почвы и других условий для выращивания саженцев из семян.

 СЛАЙД 7    2. Теоретический этап (февраль-март 2022г)

Вначале  февраля (поскольку у нас пока еще не было необходимых семян деревьев) мы приступили к реализации теоретического этапа проекта.

На основном этапе мы провели беседы с детьми на темы: «Для чего нужны деревья?», «Кто живёт в лесу?», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Красота природы бесценна», «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» .

Просмотрели презентаций «Деревья — это легкие планеты», «Пейзажи», «Хвойные деревья», «Лиственные деревья», «Кому нужны деревья?»

Рассматривали  альбомы и энциклопедии «Деревья», ……..

Проведен  цикл дидактических игр:

  • «С чьей ветки детки?»
  •  «Узнай дерево»
  • «Подбери листья, семена или плоды к дереву»
  • СЛАЙД 8
  • «Собери дерево»
  • «Найди желудь» (ящик ощущений), «Определи на ощупь»

СЛАЙД 9

  • «Волшебный телевизор»

Играли в настольно-печатные игры

  • «Почемучка-1» (от семечка до дерева)

Выполняли игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям».

СЛАЙД 10

Коммуникативная

деятельность

Разучивали стихотворения о деревьях

Беседовали по картине «Посадим дерево».

была проведена беседа «Правила поведения в парке, лесу» и ребята даже защищали свои мини-проекты о природоохранном поведении.

СЛАЙД 11

Составляли рассказы о дубе, орехе, березе, катальпе, каштане с помощью иллюстраций и с использованием схем описательных рассказов

Составляли рассказ по картине «Разве дереву не больно?!»

Играли в Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».

Также ребятам предлагалось придумать загадки, стихи о деревьях (совместно с родителями), которые мы потом собрали в книгу «Про зеленых друзей»

СЛАЙД 12

Познавательно-

исследовательская

деятельность

 

Мы наблюдали за погодными явлениями: ветром, дождем, снегом и их влиянием на состояние деревьев.

Рассматривание коллекции семян.

Наблюдение за ветками сливы и вишни, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).

Обсуждали проблемные ситуации «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»

СЛАЙД 13

Совместно с родителями ребят создали Мини-музей «Живое тепло деревянных вещей»

Исследовательская деятельность

 «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями) –результате фотовыставка;

СЛАЙД 14

Провели ряд опытов о «Свойствах древесины»

Поддается обработке, твердая, дает тепло, не тонет

СЛАЙД 15

Определяли возраст дерева

по толщине ствола,

по количеству колец на срезе пня

СЛАЙД 16

изучали кору деревьев

 По мере проведения исследований изготовили с ребятами Набор «Что нужно нашему дереву» - плоские (бумажные) изображения объектов, которые нужны для жизни дерева: солнышко, листик, дождевой червяк, бабочка, капелька воды и т.п

Просматривали развивающие видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»),

СЛАЙД 17

21 февраля в центре детского творчества «Созвездие» на обучающем семинаре по социально-значимому проекту «Зеленой дороге» мы торжественно получили семена ореха черноплодного.

После 23 февраля мы с ребятами рассмотрели черные орехи, обсудили, что с ними дальше делать. Созвонились с лесником Шаповалом Александром Владимировичем, он нас подробно проконсультировал в вопросах выращивания саженцев ореха черноплодного (подготовка почвы, условий и необходимом уходе), дал рекомендацию высадить его сразу в открытый грунт, так как орех плохо переживает пересадку с места на место, долго приживается и прорастает.

Создав условия для роста семян и подготовив участок,  мы, в последний день зимы – 28 февраля, посадили семена черного ореха в открытый грунт (был теплый и солнечный день). И стали наблюдать.

В марте были снега, но мы наблюдали за нашей грядкой. Орехи были надежно укрыты снегом от мороза, то есть под защитой. Сейчас немного потеплело, но всходов еще нет.

СЛАЙД 18

В направлении Самообслуживание и элементарный бытовой труд  мы уделили внимание ремонту старых книг и сбору макулатуры.

Экологические знаки» (совместно с родителями).

Мы предложите  детям  создать целую серию запрещающих и разрешающих ,природоохранных знаков (в этом им  могли помочь и родители). На первых из них (они рисуются в кружках красного цвета) отражаются действия человека, которые могут нанести вред дереву и которые, по мнению ребенка, человек не должен совершать. На вторых — разрешающих — изображается все, что благоприятно влияет на деревья, способствует их хорошему «настроению» (полив или дождь, солнце, дождевые черви и т.д.) и природоохранные знаки, которые помогают сберечь деревья, помогают сохранить леса Мы объединили все эти знаки и сделайте соответствующую выставку. Решено, что в теплое время года на прогулке дети развесят знаки на территории детского сада и расскажут о них друг другу.

Важно, что среди этих знаков Создан  знак «Осторожно! Молодые саженцы!»

Результаты в Изобразительной деятельности вы видите на слайдах

СЛАЙД 19

- 22 марта в ООО «Прогрес Агро» мы получили все оставшиеся семена деревьев – дуб краснолистный, катальпа и вместо церсиса нам предложили вырастить павлоний.

Таким образом, мы перешли к основному практическому этапу.

3. Практический этап (23 марта-ноябрь 2022г)

  • Посадка семян деревьев (катальпа,  дуб краснолистный, павлоний) в горшочки (фото)
  • Начали вести дневник наблюдений за ростом семян и выращиванием саженцев.

4.Заключительный этап (декабрь 2022г)

  • Подведение итогов – оценивание качества и количества выросших сеянцев.

Промежуточные результаты

Мы считаем, что на данном этапе наш проект «Зеленые спасатели» является достаточно плодотворным и насыщенным, а главное - интересен детям.  Знакомясь с казалось бы, с детства привычной обстановкой, дети научились выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на растительный мир.

Во время реализации проекта,  получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.

Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.

СЛАЙД 20

Продукты теоретического этапа проекта

  • Посажены семена черноплодного ореха на  территории детского сада, ведется дневник наблюдений за ростом саженцев
  • В среду (23 марта) посажены остальные семена деревьев в горшочки, начали вести свои наблюдения за их ростом.
  • Изготовлены паспорта деревьев, алгоритм посадки, разработаны  листы наблюдений для «Дневника наблюдений» за ростом дубочков, ореха, катальпы, церсиса.
  • Собрана коллекция семян деревьев (совместно с родителями)
  • Фотовыставка «Самое красивое дерево около нашего дома».
  • Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).
  • Макет «Зеленая планета»
  • Выставка творческих работ о деревьях («Могучий дуб», «Ветка каштана», «Красивое дерево»)
  • Мини-музей «Живое тепло деревянных вещей»
  • Создан  знак «Осторожно! Молодые саженцы!», а также серия экологических природоохранных знаков (созданы совместно детьми и родителями)

Возможности дальнейшего развития проекта

Поскольку мы видим высокую заинтересованность детей, проект будет продолжен: уже высажены все семена деревьев и мы будем вести исследование и наблюдение  за жизнью и ростом саженцев (с занесением результатов в дневники наблюдений, с фото и видеоотчетами), когда наступит теплая хорошая погода - развесим природоохранные знаки на территории детского сада, а также  предложим детям дальнейшее знакомство с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны.

Через самостоятельную исследовательскую деятельность дети получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, обогатить свои знания о растительном мире. Этот проект позволит раскрыть детям красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений человека и природы, и стать непосредственными участниками всего происходящего.

Таким образом, мы сможем подвести детей к пониманию бесценности деревьев; пробудить желание бережно относиться к окружающему миру, научить оберегать его и разумно пользоваться им.  Ведь если каждый человек посадит хотя бы одно деревце, то у него никогда не поднимется рука сломать даже веточку. Ведь растения учат людей  быть добрыми. А добрый человек - будет беречь природу.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический социально-значимый, здоровьесберегающий проект для детей 5-7 лет "Во саду ли, в огороде..."

Это здоровьесберегающий проект направленный на сохранение своего здоровья и желание употреблять в пищу продукты, которые содержат витамины!...

Социально-значимый педагогический проект по экологическому образованию для детей 5 – 6 лет «Самое синее в мире Черное море мое»

Педагогический проект по экологическому воспитанию, направленный на желание детей старшего дошкольного возраста беречь Чёрное море и его обитателей!...

Социально значимый экологический проект «Подари дереву жизнь»

Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьки...

Социально-значимый образовательный проект «Малыши – крепыши»! в 1-й младшей группе)

Пояснительная записка.Тема проекта: «Малыши – крепыши»!(создание условий для здорового образа жизни в 1-й младшей группе) Вид проекта: обучающий, игровой.Продолжительность проек...

Социально значимый образовательный проект «Что такое семейный бюджет?» Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Финансовая грамотность поможет сформировать у детей нравственные качества, так как необходимо также объяснять детям, что не все возможно купить на деньги. За деньги не купить дружбу, здоровье, добро и...

Социально-значимый творческий проект по формированию основ экологической культуры на тему: «Сказкотерапия в экологическом воспитании дошкольников».

Актуальность:  Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа в...