Конспект НОД "Мой дом - моя крепость"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ярошевич Татьяна Григорьевна

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы "Мой дом - моя крепость"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_dom_-_moya_krepost.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема:  «Мой дом – моя крепость»

Воспитатель Ярошевич Т.Г.

 

Программные задачи:  

     ●   Расширять знания об истории станицы, быте первых поселенцев.

        Познакомить детей с жилищем казаков переселенцев (курень, хата-мазанка),  

          с предметами быта.

        Побуждать выражать в речи свои знания, впечатления, полученные во время

          экскурсий.      

     ●   Закрепить знание домашнего адреса.

       Воспитывать чувство гордости, любви к «малой» родине.

     

Предшествующая работа: Экскурсия в музей.

  Целевые прогулки: «Достопримечательности станицы»,

                                      «Старинные и современные здания станицы»

  Рассказы: О быте казачьей семьи.  О традициях.

  Отгадывание загадок «О предметах быта»

  Чтение: стихов кубанских поэтов Т. Голуб, В. Бакалдина, И. Варавы.  

                  Знакомство с пословицами и поговорками.

  Рассматривание: Илл. «Моя Кубань», буклетов «Краснодар»,

                               «По Краснодарскому краю»

  Рисование  «Мой дом»

Материал: Иллюстрации казачьего куреня, хаты, современного дома.

  • Макет казачьей комнаты.  
  • Предметы быта: утюг, рубель, деревянные ложки, глиняный кувшин.

     -    Илл. предметов быта старинных и современных.

     -    Мольберт, 2 наборных полотна для игры.  

 

Ход занятия.   Воспитатель.  Ребята, Мы уже говорили с вами о том, что такое род, родители, Родина, с чего начинается Родина.  Послушайте отрывок стихотворения    Вадима Неподобы.

У каждого на свете есть, наверное,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

  Где небо выше и просторы шире

  И так привольно и легко дышать,

  Где ко всему в прекрасном этом мире

  По-детски чисто тянется душа.

  - Так с чего же начинается Родина для каждого из нас?  (Ответы детей).

Правильно! С родного дома, станицы, поселка,  города. С веселого шума деревьев на улицах нашего детства.  С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушек и бабушек.  

     Воспитатель.    «Мой дом – моя крепость»-  говорили в старину люди.  Как  вы

понимаете эту пословицу?  (Дом – это защита,  там живут родные люди, в  нем тепло и уютно.)

       - Что для вас значит ваш дом?   (Это место где я живу со своими родителями.  Здесь находятся мои книжки, игрушки.)

       - А какие пословицы о доме вы знаете? 

             Дом – полная чаша.

             Дома и солома едома.

             Дома и стены помогают

             Домой придешь – хлеб-соль найдешь.

             Всякий дом хозяином держится.

         Молодцы!  Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Кубанской земле.  Наша «малая» Родина – это Кубань, Краснодарский край.

            Дома бывают разными, в этом мы убедились, когда были на экскурсиях, прогулках. Знакомились со старинными зданиями станицы.  Каждый дом имеет свои тайны.  Хотели бы вы узнать тайны этих домов?  

Выставляется   илл.  «Курень», «Хата мазанка»

     -  Кто знает, как назывался этот старинный казачий дом?  (Курень)

          Да в старину казачий дом назывался куренем.   Курень по-монгольски значит «круглый».

     - Почему курени были округлой формы? (Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу, при внезапном нападении врага).  

          Правильно!  Спустя много лет казаки стали строить хаты мазанки.

             Рассказ воспитателя.  

       Хату казаки строили из местного материала, который находили в природе: камыш, солому, хворост, глину.    По углам будущей хаты казаки закапывали в землю большие и малые «сохи и «подсошки», которые переплетались лозой. Как только каркас был готов,  созывали родственников для  мазки.

       На  первой мазке  - глину, перемешанную с соломой, забивали кулаками в плетень.  Через неделю делали вторую мазку - глину, смешанную с половой или резаной соломой,  вминали  и разглаживали пальцами. Третья мазка  - в глину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой).    На  четвертой мазке  «размазывали» стены тряпкой, нанося на них тонким  слоем глину. Затем хату белили побелкой (белой глиной).  Для четырёхскатной крыши заготовлялся сухой,  чистый камыш, который вязали в  снопы и накрывали хату.

        Со строительством дома были связаны специальные обряды.   Так на место строительства дома бросали клочки шерсти домашних животных, перья  - «чтобы все водилось». Сволок – деревянные брусья, на которые настилали потолок, - поднимали не голыми руками, а на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». И обязательно звали в новое жилище домового, или как говорили на Кубани, «хозяина».

        

           Воспитатель.   Казаки были очень гостеприимными и набожными людьми.  В каждой хате в «красном» углу всегда висела икона. По воскресеньям казаки со всем семейством ходили в церковь.    А затем угощались любимыми блюдами.

   - Вы знаете любимые блюда казаков?  Давайте вспомним!  (Борщ, суп- лапша, вареники с творогом и вишней, холодец (студень), уха, узвар).

   - А за каким столом ели казаки?  На чем сидели?   (Ели за деревянным столом, у которого стояли лавки).

   - В чем готовили казачки?   (Готовили в печи.  Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком затем клали   дрова или хворост).

   - На чем готовят ваши мамы?   (На газовой плите, в микроволновке).

 - Вспомните, какую посуду вы видели в музее?  (Посуда была глиняная. Из глины делали чашки, миски, кувшины разной формы и разного размера. Ложки были деревянные. Борщ, суп готовили в чугунке).

   - Какая традиция была у казаков во время еды?  (Перед едой была короткая молитва.  Ели из одной общей миски. Есть начинали по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, мог получить ложкой по лбу).

             Воспитатель.  Собираясь в детский сад,  в гости,  даже играя  дома, у вас всегда наглаженная одежда.

-  Какой предмет использует для этого ваша мама?  (Утюг).

       Правильно!  Электрический утюг.  Но в те времена электричества не было, и не появились даже утюги.  

-  Как вы думаете, чем гладили белье казачки?  (Ответы детей)

    До появления утюгов одежду казачки гладили вот этим предметом.

(показывает «рубель»). 

    Это рубель (доска с зубцами) ещё его называют рубилом.  При помощи валика и рубила гладили одежду: наматывали её на валик и по ней прокатывали рубилом.  Затем одежду аккуратно складывали в сундуки.

Много позже появились утюги.

  -  Посмотрите на этот утюг, и расскажите, как им можно было гладить?   (Это железный утюг, который может открываться, в середину клали раскаленные угли и гладили).

  -  Какие ещё предметы быта, мебели были в казачьем доме?  (Кровати, лавки, люлька для малыша. В каждом доме была прялка).

         Спали казаки на топчанах, на лавках.  Кровати появились гораздо позже. Кровать была украшением хаты.

  - Чем ее застилали?   (Пуховое одеяло шила сама казачка.  А верх делала из цветных лоскутков. Получалось лоскутное одеяло. На кровати было много разных подушек, которые складывали горкой и накрывали накидками).

  -  Для чего казачки использовали прялку?  (Прясть из шерсти нитки и вязать из неё одежду).

          Воспитатель.   Мы вспомнили и поговорили о многих предметах быта, а сейчас я предлагаю вам размяться, поиграть.

                                   Игра: «Чья команда быстрее обустроит свой дом».

          Дети делятся на 2 команды.  На отдельном столе вперемежку лежат картинки с изображением современных и старинных предметов быта. На другом конце группы 2 наборных полотна с картинками Дома и Хаты.  По сигналу воспитателя, дети по очереди выбирают нужную картинку и выставляют  возле своего дома. Побеждает команда выполнившая задание без ошибок.

               Молодцы! Хорошо справились с заданием.

            Воспитатель.   Каждый казак строил свой дом там, где хотел. В результате поселение состояла из множества домов, расселенных по берегу реки Еи.  Улицы, улочки, тупики – все перемешалось.

        Большое поселение также называлось куренем.   На берегу нашей реки поселились запорожские казаки Щербиновского куреня.  Поэтому и курень  носил название  - Щербиновский.  Спустя почти сто лет, курени стали называться станицами.   Станицы стали большими, улицам стали давать названия.

- А как называется улица, по которой вы живёте?  (Ответы детей).

-  Кто из вас может полностью назвать свой домашний адрес?  

          (Предложить 5-7 детям назвать полный адрес).

- Кто назовет полный адрес нашего детского сада?

      Адрес: Россия. Краснодарский край. Щербиновский район  станица Старощербиновская, улица Советов 106                                                    

       

  Воспитатель.   Вот мы и узнали тайны старинных  казачьих  домов и их предметов.

-  Чем же отличается наше современное жилище от куреня казаков?  (Сейчас строят дома многоэтажные,  из  кирпича.  В домах много электрических приборов, а раньше их не было.  В  наших домах горит  электричество, а казаков были свечи, лампадки).

           Верно! Молодцы!  И очень хорошо, что сейчас возрождаются казачьи обычаи и традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по теме «Петропавловская крепость»

Краткий  рассказ детям об истории строительства крепости в устье НевыЦели и задачи. Закрепить дату рождения города – 1703 г.Познакомить с понятиями «чертеж», «схема».Рассказать детям историю...

Конспект интегрированного НОД по ОБЖ «Мой дом – моя крепость»

Познакомить детей с правом каждого человека на жилье и его неприкосновенность.Познакомить с правилами пользования бытовыми электроприборами, острыми предметами, лекарствами.Закреплять представления де...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

Конспект занятия для средней группы (по правовому воспитанию) «Мой дом – моя крепость»

Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены....

Конспект НОД "Приключения в крепости Форд Боярд".

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию...