Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности"
статья по окружающему миру

Григорова Елена Сергеевна

В статье проведен анализ современного этапа развития системы образования, для которой характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей, с использованием деятельностного подхода к личности ребенка.

Автор показывает необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в процессе экспериментирования дети приобретают социальную практику, адаптируются к современным условиям жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Е.С. Григорова

МАДОУ «Детский сад №28», г. Нижний Новгород

Аннотация. В статье проведен анализ современного этапа развития системы образования, для которой характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей, с использованием деятельностного подхода к личности ребенка.

Автор показывает необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в процессе экспериментирования дети приобретают социальную практику, адаптируются к современным условиям жизни.

Ключевые слова: образование, новые технологии, экспериментирование, современные условия жизни.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRESCHOOLERS THROUGH EXPERIMENTATION

E.S. Grigorova

Kindergarten 28, Nizhny Novgorod

Abstract. The article analyzes the current stage of development of the education system, which is characterized by the search and development of new technologies for teaching and raising children, using an activity-based approach to the child's personality.

The author shows the need to teach children non-traditional methods that would maintain cognitive interest and lead them to discoveries. The special significance of experimental activity lies in the fact that in the process of experimentation, children acquire social practice, adapt to modern living conditions.

Keywords: education, new technologies, experimentation, modern living conditions.

Познавательные способности и познавательная активность - являются необходимым условием для формирования умственных качеств детей дошкольного возраста, воспитывают у них самостоятельность и инициативность. Уровень развития способностей к познанию окружающего мира определяет сформированность социального взаимодействия, учебных навыков, что оказывает определяющее влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе.

Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании ребенком окружающего мира.  Согласно ФГОС ДО, детское экспериментирование является одним из видов ведущей деятельности в период дошкольного детства. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, так как дошкольники уже являются исследователями, они проявляют огромный интерес к экспериментированию. Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Дети очень любят проводить различные опыты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в раннем — практически единственным способом познания мира. Как заметил Л.С. Выготский, «своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами..».

При формировании основ познавательной деятельности, экспериментирование можно рассматривать как идеальный метод. Знания, которые ребенок добыл сам, всегда являются наиболее осознанными и прочными. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые дети разрешают посредством проведения опытов и, анализируя, делают выводы, умозаключения, самостоятельно овладевая представлениями о том или ином физическом законе, явлении.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что проблема познавательного развития рассматривается на уровне государства и отражается в основных федеральных законах и документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.

Проведенный  анализ научной и методической литературы, по данной проблеме, позволил мне выявить некоторые противоречия: требования к уровню сформированности познавательных способностей детей, в современном обществе, возросли, однако, технологии применения детского экспериментирования для познавательного развития, разработаны недостаточно; даже при наличии современных методических разработок в области экспериментальной деятельности с дошкольниками отмечается недостаточное использование его со стороны педагогов детских садов. Все это стало основанием для изучения мной исследований по проблеме использования детского экспериментирования, выявления  особенностей данного метода развития познавательных способностей, детей дошкольного возраста.

Экспериментальная деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу детей, на развитие их творческих и познавательных способностей. Экспериментирование позволяет ребёнку, получить реальное представление о различных сторонах исследуемого объекта, его отношениях с другими объектами и со средой, в которой обитает объект. В процессе эксперимента происходит улучшение всех видов памяти ребёнка, активизируются  мыслительные процессы, так как возникает необходимость анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать. На новый, более высокий уровень, выходит связная речь, из-за необходимости сформулировать выявленные закономерности и выводы. Исходя из этого, можно отметить не только получение ребенком новых знаний, но и накопление умственных приёмов и операций, которые можно рассматривать, как умственные умения.

Таким образом, экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний и умений, развивает их познавательную деятельность. В процессе экспериментирования дети являются исследователями, которые самостоятельно воздействуют, различными способами, на окружающие их предметы и явления с целью более полного их изучения. В ходе опытнической деятельности создаются познавательные ситуации, которые ребенок решает посредством проведения эксперимента, делает выводы, анализирует, что способствует его умственному развитию.

Список литературы

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду Пособие или работников дошкольных учреждений М: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Доронова, Т.Н., Короткова, Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3.
  3. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПPЕCC», 2011
  4. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой : Научно-исслед инст.дошкольного воспитания. – М. : Педагогика, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....