Конспекты ООД по эксперементированию
план-конспект занятия по окружающему миру

Семечкова Наталья Николаевна

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами предметов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по экспериментированию в подготовительной группе

«Волшебный камень - магнит»

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами

магнитов.

Задачи:

Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами.

Сформировать представление о свойствах магнита.

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие

познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов,

устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Активизировать в речи детей слова: «притягивает», «примагничивает», «магнитные силы».

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.

Материал: магниты, металлические и пластмассовые ложки, теннисный мяч, деревянный

кирпичик, металлическая крышка от банки, большой гвоздь, стакан с водой, булавки, поднос,гайки.

Оборудование для ребенка: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые

предметы; кусочек ткани, магниты разного вида, магнитная доска, железные рыбы или из пленки с кнопкой; тарелки для раздаточного материала, картонные «трассы», стаканы с водой, бабочки,

машинки из бумаги, заранее подготовленные.

Организационный момент:

В. Ребята, я сегодня нашла какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).

Правильно, это магнит. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.

Ход опытов:

В. Ребята, чтобы познакомить вас с удивительными свойствами магнита, я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Лаборатория эта не простая, а волшебная. А чтобы в неё попасть, нужно закрыть глаза и повернуться три раза (звучит волшебная музыка).

В. Ну, вот мы с вами в волшебной лаборатории. (Дети садятся за столы)

В. У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь?(Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).

Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»

В. У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа,положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.

В. Как мы это проверим? (Ответы детей).

В. Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!

В. Расскажите, что вы делали? И что получилось? (Ответы детей)

В. А какие предметы магнит не притянул? (Ответы детей)

(Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик).

В. Молодцы! А теперь послушайте, что я вам расскажу.

Магниты – это куски железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными

камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Опыт №2. «Достань без помощи рук»

В. Действует ли магнит через другие материалы? (Ответы детей).

В. Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).

В. Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют)

 В. Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).

В. Что же двигало скрепку? (Дети отвечают)

В. Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)

Вывод: Магнитная сила проходит через пластик.

Опыт№3. «Рыбалка»

В. Ребята, как вы думаете, а через воду магнитные силы пройдут? (Дети )

В. Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочек, только с помощью нашегомагнита. Проведите магнитом над водой. (Дети проводят магнитом над водой, рыбки находящиеся на дне, притягиваются к магниту).

В. Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось. (Дети отвечают)

В. Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)

Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений:

с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Физкультминутка.

Воспитатель - магнит, дети - различные предметы (получают картинки с изображением металлических и неметаллических предметов). При появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути), а остальные дети (имеющие карточки с неметаллическими предметами) остаются на месте и

делают наклоны в стороны.

Опыт№4. Игра «Бумажные гонки».

В. Ребята, а как вы думаете, можно ли заставить двигаться бумажную машинку с помощью магнита? (Ответы детей)

В. Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам. Приступаем к гонкам.

В. Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: Магнитная сила проходит через бумагу и картон. Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

Игра-опыт № 5. «Летающая бабочка»

В. Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус (показ полета бабочки).

В. А, кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей)

В. К бабочке прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает (приглашает одного ребенка управлять бабочкой с помощью магнита).

Дети выходят к доске и проделывают опыт.

Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую

стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается.

Опыт №6. «Противоположности притягиваются»

В. (приглашает одного ребенка к доске, дает в руки два магнита).

Ребенок берет два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.

В. Что произошло? (Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу)

В. Поднеси магниты друг к другу одинаковыми полюсами. Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга).

В. Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться либо подталкивать магниты друг к

другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные

полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.

В. Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии.

Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются

мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда

практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Подведение итогов (Рефлексия)

В. Дети, с чем мы сегодня познакомились? Какие предметы притягивает магнит, а какие не

притягивает? (Ответы детей)

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные

материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.

В. Ну, что понравилось быть учеными? Предлагаю вам дома показать мамам и папам опыты с

магнитами, найти с ними новые опыты, интересную информацию о магните в различных книгах,

видеофильмах и поделиться с нами.

В. Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть

и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы

сегодня работали, и машинку.

Экспериментирование  по теме: "Мыло-фокусник"

Цель: формировать представление о мыле и его разновидностях; развивать

мыслительные процессы детей.

Программные задачи:

1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное,

хозяйственное, жидкое мыло). Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни.

2. Развивать память, внимание, мышление детей, любознательность,

наблюдательность, смекалку.

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.

4. Закреплять правила безопасности при работе с мылом.

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально -

коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование и материалы: цветные коробки, мыло туалетное, разного цвета,

формы, запаха, жидкое мыло, хозяйственное мыло, алгоритм мытья рук, ёмкости с водой, цветные камешки, трубочки.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся, друг с другом, давайте

встанем в кружок.

Здравствуй правая рука - протягиваем руки вперёд

Здравствуй левая рука - протягиваем рук вперёд

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг - берёмся другой рукой

 - Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Воспитатель: Дети, а вы любите экспериментировать? А что такое Эксперимент? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в секретную

лабораторию Мойдодыра. а вы знаете, кто такой Мойдодыр? Ответы детей.

Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в лабораторию нам нужно

превратиться в учёных, давайте встанем в кружок и произнесём волшебные слова, я буду говорить, а вы за мной повторяйте:

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились –

И в учёных превратились!

Дети: Повторяют за воспитателем.

Воспитатель: Ну что же ребята, мы превратились в настоящих учёных и вам

предстоит узнать, с чем мы будем экспериментировать, а для этого вам нужно

угадать загадку: Похоже на пряник и разного цвета,

Собрало в себе запах трав всего света.

Ребята охотно им моют ладошки,

Не любят его лишь собаки и кошки.

Дети: мыло

СЛАЙД 4

Воспитатель: Молодцы, угадали, а теперь давайте пройдём в нашу лабораторию и

посмотрим, что интересного нас там ждёт.

В большой коробке лежат куски мыла. Берите по кусочку – кому, какое нравится. Здесь его много, всем хватит. Ребята, а зачем нужно мыло?

Дети: Для того чтобы умываться.

Воспитатель: А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми. Дети: Можно, но с мылом будет чище.

Воспитатель: Правильно, ведь вода отмывает не всю грязь. Дети, хотите поигратьс мылом? Дети: Да. СЛАЙД 5

Воспитатель: Дети потрогайте мыло. Какое оно? А теперь понюхайте мыло, как оно пахнет, погладьте его, какое оно гладкое или шершавое.

Дети: Оно гладкое и душистое, сухое.

Воспитатель: Хорошо, положите, пожалуйста мыло и потрогайте воду у вас на

столах. Какая вода? Дети: Она теплая, прозрачная.

Воспитатель: А как можно проверить, что вода прозрачная?

Дети: Что-нибудь в неё положить.

Воспитатель: Посмотрите перед вами лежат цветные камешки, давайте возьмём по одному и опустим в воду.

Воспитатель: Наши камешки хорошо видно в воде, значит вода прозрачная, а

теперь побулькайте в воде руками, что вы видите?

Дети: Делают быстрые движения руками в воде.

В воде появляются пузырьки воздуха.

СЛАЙД 6

Воспитатель: Дети, а теперь возьмите мыло и опустите его в воду, попробуйте

взять его в руки. Каким оно стало?

Дети: Мокрым, скользким.

Воспитатель: Правильно, если мыло опустить в воду оно становиться скользким.

СЛАЙД 7

А теперь возьмите в руки губку и опустите её в воду, натрите её мылом и

погрузите в воду сожмите и отожмите. Что происходит с водой?

Дети: Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.

Воспитатель: Ребята, поиграйте с водичкой: сделайте ладони трубочкой, наберите мыльной воды и подуйте, чтобы появились пузыри. Что происходит?

СЛАЙД 8

Дети: Появляются большие пузыри.

Воспитатель: Вы много трудились, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, ведь учёным тоже нужно отдыхать, как и всем людям. Но перед этим мы помоем руки в чистой воде.

Физминутка – танец «Пяточка носочек, Раз, два, три!» СЛАЙД 9

Воспитатель: А сейчас мы проведем следующий эксперимент. Давайте возьмём трубочку и подуем в неё, сделаем ветерок, получается, а теперь подуйте на мою ладошку, а сейчас свою трубочку опустите в мыльную воду, медленно подуйте в неё и сильнее. Что происходит с водичкой? Какая она стала? СЛАЙД 10

Дети: Появляется много мыльных пузырей, они легкие, переливаются на свету.

Воспитатель: Правильно, появляется пена из мыльных пузырей и эти пузырьки

переливаются на свету. Ребята, посмотрите, у меня на столе лежит ещё одна

коробочка, давайте посмотрим, что в ней?

Дети: Это тоже мыло.

Воспитатель: Оно не похоже на те кусочки мыла, с которыми мы играли. Какой

запах у этого мыла, а какого оно цвета? Кто-нибудь видел такое мыло? Где оно

применяется?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно,такое коричневое мыло, с необычным запахом

называется хозяйственное, оно применяется в хозяйстве, им можно стирать.

Воспитатель: Посмотрите, ребята ещё одна коробочка. Давайте посмотрим, что

там лежит?

Дети: Жидкое мыло.

Воспитатель: «Интересно, а почему мыло в бутылочке? Почему называется

жидким?»

Дети: Потому что течёт.

Воспитатель: Ну, что же ребята, вы сегодня побыли настоящими учёными и

провели много экспериментов, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Давайте встанем в кружок и произнесём волшебное заклинание:

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились –

И в ребяток превратились!

Воспитатель предлагает детям подойти к нему, задаёт следующие вопросы: Где мы сегодня были? В лаборатории. Кем мы были? Учеными. Что мы делали? Проводили эксперименты. Давайте вспомним, какое бывает мыло?

Туалетное, хозяйственное, жидкое.

Молодцы, ребята, а у меня есть подарок, который передал вам хозяин лаборатории

Мойдодыр, посмотрите, это памятка, которая поможет вам правильно мыть руки!

А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями и пройдём в группу. До

свидания!

Конспект  оод по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:1) Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать навыки проведения опытов (познавательное развитие).

 2) Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; (социально-коммуникативное развитие)

3) Обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов. Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова (речевое развитие)

 4) Развивать крупную и мелкую моторику обеих рук (физическое развитие) Методы и приемы: практические: рассматривание шкатулки, проведение опытов, игра с мячом. наглядные: сюрпризный момент, демонстрация вопросы. словесные: беседа, инструкции, выводы, вопросы.

 Материалы и оборудование: шкатулка, мяч, интерактивная доска, записка. На каждого: стаканчики с водой, камень, вата, шарики воздушные, цветные листы бумаги, халаты.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности Двигательная Динамическая пауза Познавательноисследовательская Опыты, решение проблемной ситуации, вопросы. Коммуникативная Беседа, инструкции. Игровая Игра с мячом

Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: нам сегодня принесли шкатулку, а вместе с ней записка. Давайте прочитаем, что здесь написано.

Записка: Отгадайте что я, Дети сидят на стульчиках, слушают записку. Привлечение внимания, создание мотивации Расскажите для чего я, Узнайте какой я.

 Воспитатель: Перед нами три вопроса. Ответим на первый вопрос. Давайте посмотрим, что же находится в шкатулке. Я ни чего не увидела. Может вы увидите? Как вы, думаете, что же в шкатулке? Правильно. На 1 вопрос вы ответили, в шкатулке находится Воздух. Теперь давайте ответим на второй вопрос. Для чего воздух? Правильно. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Легко вам было не дышать? Какой вывод можно сделать? А кто еще не может жить без воздуха? Какой можно делать вывод? Правильно. Человек не может жить без воздуха, так же как и животные, растения, рыбы, птицы. Молодцы мы ответили на второй вопрос.

У нас остался третий. Какой воздух? Чтобы узнать побольше о воздухе, давайте отправимся в нашу мини лабораторию.

Вот мы с вами и в нашей мине лаборатории.

Опыт №1 Посмотрите у вас на столах лежит вата, давайте рассмотрим ее. Какая вата? Как вы думаете, есть ли в вате воздух? Давайте проверим. Опускаем вату в стакан с водой. Что произошло с Дети рассматривают шкатулку. Ответы детей. Ответы детей. Дети задерживают дыхание . Ответы детей. Дети слушают вывод.

Дети проходят к столам, где стоят стаканы с водой, вата и камушки. Одевают халаты. Рассматривают вату. Ответы детей. Какой мы делаем вывод? А теперь возьмите камушек и опустите в стакан с водой. Посмотрите внимательно, что происходит? Какой мы можем сделать вывод? Правильно. Вокруг всех предметов есть воздух.

Опыт №2 А мы можем почувствовать воздух? С помощью чего мы можем почувствовать воздух? Правильно. Давайте подуем на себя ладонями. Что вы чувствуете? А теперь поставьте ладошку перед собой и подуйте. Что вы чувствуете? Какой воздух? Какой можно сделать вывод? Правильно. Воздух может быть холодным и теплым.

Опыт №3 А сейчас предлагаю вам поиграть. У вас на столах лежат листы бумаги, возьмите их и подойдите ко мне. Вам нужно разделиться на пары. Найти листок такого же цвета как у вас. Молодцы. А теперь в каждой паре должен быть прямой листок и смятый в шарик. Договоритесь между собой. Одновременно отпускаем бумагу? Какой листок упал быстрее? Почему? Какой можно делать вывод? Правильно. У плоского листа больше площадь поэтому воздух его поддерживал и он падал медленнее.

 Опыт №4 А вы хотите услышать воздух? Я предлагаю вам услышать воздух с помощью воздушных шаров. Надуваем шары. А теперь внимательно слушаем. Что вы услышали? Какой мы можем сделать вывод? Дети осуществляют эксперимент. Ответы детей. Дети слушают вывод. Когда воздух выходит из шарика происходит колебание, поэтому мы можем его услышать, он шипит. Молодцы снимаем халаты и немного отдохнем.

Динамическая пауза. Воспитатель предлагает детям встать немного отдохнуть. Воспитатель проводит физминутку с детьми.

 Дует ветер с высоты Гнутся травы и цветы Влево – вправо, влево – вправо Клонятся цветы и травы. А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте. Выше, веселей, вот так! Переходим все на шаг, Вот и кончилась игра, Заниматься нам пора!

Рефлексия. Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики в круг Воспитатель предлагает детям, назвать какой бывает воздух, передавая мяч друг другу. Воспитатель предлагает поделиться, кому что понравилось и не понравилось. Воспитатель подводит итог. Дети садятся на стульчики в круг. Дети по очереди называют, какой бывает воздух, передают мяч друг другу. Дети делятся впечатлениями. Подведение итогов, закрепление свойств воздуха, обмен впечатлениями.

Конспект ООД с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства песка»

Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи: -Способствовать развитию представлений детей об окружающем мире неживой природы.

-Через игры и опыты обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка.

-Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

-Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности; -Побудить интерес к познавательной деятельности.

Методы и приемы: Словесные: загадки, беседа, рассуждение. Наглядные: приборы для опытов, интерактивная доска. Практические: эксперименты с песком, физкультминутка «Тихо плещется вода». Оборудование: емкость с сухим песком, емкость с мокрым песком, вода, стаканчики, подносы, лупа, листы белой бумаги, мультимедиа – проектор, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: отгадайте ребята загадки:

 - Что-то можно в нём зарыть, по нему люблю ходить,

И на нём поспать часок. Угадали что? - (песок)

- Из камней он появился, зёрнами на свет явился:

 Жёлтый, красный, белый или светло-серый.

То морской он, то – речной. Отгадайте, кто такой? (песок)

- Он и желтый и сыпучий, во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать и в «куличики» играть. (песок)

- Сухой я, рыхлый и сыпучий, сырой, когда дождик помочит из тучи.

 Я желтый, сладкий и золотой. Узнали, ребята, кто я такой? (песок) Воспитатель: молодцы ребята, конечно песок, я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поговорим. Дети: о песке.

Воспитатель: и сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, исследовать песок и ставить опыты. Ребята, прежде чем приступить к работе в лаборатории, предлагаю вам посмотреть презентацию «От песчинки к песку» (просмотр презентации) После просмотра беседа с детьми.

Опыт №1. «Из чего состоит песок» Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы. Ход эксперимента: Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его. Из чего состоит песок? (зёрнышек, песчинок, камушков) Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 Опыт № 2 «Песок в воде» Материал: стакан с водой с водой, сухой песок, ложечка. Ход эксперимента: в стакан с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Понаблюдать, что произойдет. Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду. Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.

Опыт № 3 «Песчаный конус» Материал: сухой песок. Ход эксперимента: Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте образуется сплыв; движение песка похоже на течение. Можно подуть на песок, имитируя ветер, частички песка передвинутся. Вывод: песок может двигаться. Воспитатель: да, песок может двигаться, и я приглашаю вас отдохнуть и тоже подвигаться. Физкультминутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погулять. (Ходьба на месте.)

 А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.)

Опыт№4 «Лепим из песка» Материал: подносы с мокрым песком. Ход эксперимента: Пробуем лепить из мокрого песка. Дети лепят мячики. Что же произошло с фигурками, когда песок высох? Вывод: из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Опыт№5 «На мокром песке остаются следы, отпечатки» Материал: подносы с мокрым и сухим песком. Ход эксперимента: Предлагаю детям на сухом песке попробовать оставить отпечатки своих ладошек. Что происходит, видны ли отпечатки? Затем смачиваю песок, и уже на мокром песке предлагаю оставить отпечатки. Что мы видим? Да, вся ладошка оставила след. Вывод: на мокром песке остаются отпечатки, а на сухом нет.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Песочные сказки» (рисование на песке) Беседа с детьми по просмотренному видеофильму. Вывод: песком можно рисовать. Предлагаю детям рисование песком «Песочная страна» Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши. Ход эксперимента: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок. Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось. Вывод: Сухим песком можно рисовать. Подведение итога: Песок состоит из песчинок. Песчинки имеют разную форму, размер. Песок может двигаться. Мокрый песок принимает форму, оставляет отпечатки. Песком можно рисовать.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе "Сладкие опыты"

Цель:- Ознакомление детей со свойствами сахара через детское экспериментирование.

- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

Задачи:

Образовательные задачи: Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека.

Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании

переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в

пищевой промышленности.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.

Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.Развивать внимание, мышление, память.

Воспитывающие задачи.

Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.

Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Оборудование: У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные

ложки, тарелочки, лупы. Проектор.

Ход

Воспитатель: Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с

добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу почтальон Печкин принес посылку.

Давайте откроем коробку.

Воспитатель: Ой, да здесь мешочки (дети берут по одному мешочку).

Воспитатель: Как вы думаете, что там может быть? (волшебная пыль,

камешки, гречка, горох, ракушки)

Воспитатель: Загадка поможет вам отгадать:

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаечек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает.

Воспитатель: Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы

детей)

Воспитатель: Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас

знает, из чего получают настоящий сахар? (Предположения детей).

Звучат позывные от компьютера.

Воспитатель: Дети умный компьютер предлагает посмотреть, как получают

сахар из сахарной свеклы (презентация)

- Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу,

нужно ее семена посадить в землю (слайд). Затем появятся всходы (слайд),

которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу

нужно поливать (слайд), удобрять. В течение лета свекла растет, набирая

массу и сахаристость. И только к середине осени, когда она становится

особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные

свеклоуборочные комбайны (слайд). Они сразу же очищают клубни от

листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные

заводы (слайд). На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки. Стружку

опускают в котлы с водой и варят. Вначале получается патока – сладкая

жидкость (слайд). А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются

кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар,

который мы видим у себя на столе (слайд). По ленте сахар поступает в

упаковочный цех. В упаковочном цеху сахар фасуется по мешкам и

поступает на склад хранения. По заявкам потребителя сахар везут в

магазины, пекарни, кондитерские фабрики.

Теперь вы знаете, сколько людей участвует в производстве сахара, сколько

труда вложено, чтобы мы могли полакомиться сладким.

Воспитатель: Итак, содержимое посылки мы рассмотрели. А теперь я

предлагаю провести эксперименты и узнать свойства сахара. Скажите, вы

хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, и

сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое

лаборатория?

– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты, исследования,

открывать что-то новое).

Все верно и мы с вами уже были в роли ученых. Но прежде чем начать

исследования давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- без разрешения ничего не трогать;

- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорят;

– Я приглашаю вас в лабораторию.

– Займите места за столами.

Воспитатель: Наденьте спецодежду маленьких ученых. Все готовы?

- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара.

Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

Воспитатель:

Опыт№1 Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них

немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Что можно сказать о сахаре,

что он?

Ответы детей:

(он сыпется легко). О каком свойстве нам это говорит ?

Ответы детей:

(сахар сыпучий как песок) Правильно: он сыпучий. Недаром так и говорят

сахарный песок.

Воспитатель: Данил, выбери карточку, обозначающее это свойство сахара.

(Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара)

Воспитатель: А теперь рассмотрите сахар.

Опыт№2Что еще можно о нем сказать? Какого он цвета? На что похожи

крупинки сахара? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус?

Ответы детей

(состоит из мелких частиц, он белого цвета).

Воспитатель: Диана, выбери нужные символы.

Воспитатель: На что похожи крупинки сахара? Рассмотрите в лупу.

Воспитатель: Андрей, выбери нужную карточку.

Воспитатель: Как вы думайте, имеет ли сахар запах? Правильно сахар не

имеет ярко выраженного запаха.

Воспитатель: Данила выбери нужный символ.

Воспитатель: Попробуйте сахар на вкус? Верно он сладкий, этот вкус вам

знаком еще с раннего детства.

Воспитатель: София, выбери нужную карточку.

Опыт№3

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его

положить в воду, он растворится как в чае? Давайте попробуем.

Ответы детей : не растворяется, а если размешать (растворяется).

Воспитатель: Асия, выбери нужный символ.

Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте поиграем в

игру «Сладкое - не сладкое».

Проводится игра на внимание. (физминутка)

- Если вы услышите название блюда, в которое добавляют сахар, -хлопайте в

ладоши. Не добавляют – топайте.

Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад.

Жареная рыба, винегрет, уха, сок.

Возвращайтесь на свои рабочие места.

Опыт №4

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а сахар можно покрасить? Для

этого опыта нам понадобятся кубики сахара и подкрашенная акварельной

краской вода. В блюдце мы наливаем окрашенную воду и ставим кубики,

которые очень быстро из белых становятся голубыми. Вода за несколько

секунд поднимаются по кубику снизу вверх.

Воспитатель: Почему это происходит ?

Ответы детей: потому что сахар быстро впитывает воду. Да и пока он не

успел растаять, вся башенка стала цветной.

Опыт №5

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных

зубочисток, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого).

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут

собираться к центру.

Воспитатель: Что же происходит? Сахар всасывает воду, приводит её в

движение, плывут зубочистки к центру.

Воспитатель: Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не

нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его

нагреть? (Предположения детей).Показ презентации.

- Какой вывод можно сделать?

Ответы детей: при нагревании сахар становится жидким.

Воспитатель: Диана, выбери нужный символ.

-Ребята, вам нравится быть исследователями? Какие свойства сахара вы

запомнили?

Воспитатель: Пользу или вред приносит сахар? Как вы думаете? (показ

картинок)

Минусы сахара:

1. Сахар вреден для зубов.

2. Сахар в больших количествах вреден для фигуры и здоровья.

3. С избыточным потреблением сахара у детей появляется аллергия.

4. Снижает уровень зрения.

Плюсы сахара:

1. Сахар делает нас счастливыми.

2. Сахар дает нам энергию.

3. Улучшает память.

Какой же мы можем сделать вывод? (ответы детей)

Выводы: Мы пришли к выводу, что сахар – продукт неоднозначный. С одной

стороны, он необходим нашему организму, но, с другой стороны, избыток

сахара приводит к различным нарушениям и болезням. Здесь поможет

золотое правило, - во всём надо знать меру. Умеренное

поедание сладостей сохранит ваше здоровье и поднимет настроение.

Сделай сахар своим другом.

Воспитатель: Дети, посмотрите, в коробе ещё что-то лежит, давайте

посмотрим, что в ней.

Воспитатель: Ой, да здесь леденцы.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего они сделаны? (из сахара) Ребята, вы

сегодня узнали много нового. Я думаю, вам будет, чем поделиться с

родителями и друзьями. Надеемся, что и наши гости возьмут что-то на

заметку.

Конспект ООД по экологии, с элементами экспериментирования в

подготовительной группе. "В гостях у Капитошки"

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных состояниях

воды. Формировать экологически безопасное поведение детей в природе.

Программное содержание:

•Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о

свойствах и состояниях воды;

•Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о

значении воды;

•Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

•Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение

делать выводы;

•Активизировать словарь детей словами: круговорот воды, пресная вода,

лаборатория, парообразные вещества

•Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

•Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Предварительная работа:

Наблюдение за облаками, снегом, льдом, дождем. Чтение художественных произведений о воде. Отгадывание загадок по теме. Беседа с детьми о значении воды Проведение отдельных опытов с водой Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий) Познавательная игра «Где, какая вода бывает?» Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».

Материал: Игрушка Капитошка. Для проведения опытов: фартуки, клеенка, прозрачные пластмассовые стаканы, вода, лед, растительное масло, гуашь, ложечки; фильтры (ватные диски, салфетки), воронки, электрический чайник, холодное стекло. Презентация "Путешествие Капитошки". Схема круговорота воды в природе. Карточки на тему "Правила поведения на водоемах".

ХОД

В: Ребята, однажды, я услышала за окном разговор дождевых капель. Одна веселая капелька рассказывала своим подружкам о необычном путешествии. Это путешествие очень увлекательное и интересное.

В: Вы хотите узнать, о чем рассказывала капелька? (Ответы.)

В: Очень хорошо! Я предлагаю вам отправиться в гости к капельке и все узнать. Согласны? (Ответы.)

В: Тогда в путь! Проходите, занимайте места на стульчиках.

(просмотр презентации «Путешествие Капитошки»)

В: Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды в природе. Повторите, как называется путешествие? (Ответы.)

В: Откуда к нам пришла вода? (Из родника).

В: Куда дальше бежит родниковая вода? (в реку)

В:От чего стали капельки подниматься к небу? (Наступили жаркие дни. И капельки стали испаряться, подниматься в небо, собираться в облака)

В: Как образовалась огромная туча? (Много облаков соединились, туча стала

тяжелой и пошел дождь)

В: Что же произошло, когда капелька попала на землю? (Она прошла через почву и песок, очистилась, и стала прозрачной, как хрусталик)

В: - Так происходит круговорот воды в природе.

В: А вот и сама капелька воды решила с нами познакомиться. Зовут ее - Капитошка.

В: - У Капитошки есть своя лаборатория, и она нас приглашает в гости.

- Ребята, а вы знаете, кто работает в лаборатории? Правильно, ученые. Они

проводят различные опыты и эксперименты. И мы с вами сегодня будем учеными.

В: Посмотрите для нас приготовлены лабораторные столы. Занимайте свои рабочие места.

В: Перед тем как начать работу, каждый ученый должен знать правила

безопасности.

1. Необходимо надеть защитную одежду.

2. Нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться).

3. Нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути).

4. Внимательно слушать инструкцию.

В: Для того, чтобы вы лучше поняли как происходит круговорот воды в природе,

Капитошка хочет рассказать о своих чудесных превращениях и предлагает

сделать опыт.

Проводим эксперименты с водой.

1. Два стакана. Один пустой второй с чистой водой. Переливаем из одного

стакана воду в другой. Вода льётся, значит, она какая? (Жидкая). Это первое

состояние воды.

К: Я могу быть в жидком состоянии.

К: Вы можете найти меня и в холодильнике. Там я в твердом состоянии. Кто я? Д: Лед. Снег

К: - Правильно, ребята, при низкой, холодной температуре я замерзаю и

превращаюсь в твердое вещество – льдинку, снежинку.

В: - Как вы думаете, лёд легче воды или тяжелее? (ответы детей) А мы сейчас

проверим.

2. Возьмите лёд и положите его в стакан с водой и понаблюдайте утонет он, или нет. Дети проделывают опыт.

В: - Лёд не утонул. Что это значит? Д: Лёд легче воды.

В: А если бы лёд был тяжелее воды, то он бы утонул. Что бы тогда произошло с реками и озёрами?

Д: Всё живое в реках и озёрах погибло.

В: Правильно, ребята, Капитошка – лед, защищает от холода подводный мир. А Капитошка - снег - согревает наземный мир, растения, деревья. Он укрывает их своим снежым одеялом.

К: Я могу быть совсем легким, в виде пара.

В: – Вы все видели, как мама кипятит чайник. Когда чайник кипит, то идет пар.

Вода испаряется, поднимается вверх, в виде пара, как туман.

К: Да, действительно при высокой температуре я закипаю и превращаюсь в

пар. Это третье состояние воды и оно называется - газообразное.

3. В: – А теперь посмотрите, что будет, если я над паром подержу стекло

(демонстрирую опыт: на стекле появились капли)

В: Правильно, стекло запотело.

 В: 4. Убираем стекло от пара. Пар со стекла превращается в капельки - это

осадки в виде дождя, а если подует сильный холодный ветер, то осадки будут в виде снега.

К: Вот так я снова из пара, превращаюсь в капельку воды.

В: Ребята, мы на опытах подтвердили, что же происходит с водой в природе.

В: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

В: А сейчас я предлагаю вам поиграть, и закрепить свои знания о круговороте воды в природе.

Игра "Ходят капельки по кругу».

В: 1-2-3- станьте капелькой воды.

Встретились мы в небе, в темно-синей туче. (сходятся в круг)

Пролились дождями, над высокой кручей. (перебираем пальчиками,

расходимся из круга)

Ручейки, что реки, побежали в море. (руки друг другу на плечи. побежали по

кругу) Есть где разгуляться, нам теперь на воле. (Разлетаются в разные стороны, кружатся)

Но лучи лишь солнца, ярко засветились, (Прикрывают руками лицо)

Легким паром в небо, снова устремились. (Поднимаются на носочки, руки вверх) Мы готовы в туче вновь соединиться, (Сходятся в круг)

Поджидаем время, чтоб дождем пролиться. (Разворачиваются, стряхивают

руками)

В: – Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми.

– Кажется, что воды очень много, и ее должно хватить всем надолго. Но это не так.

Человек не может пить соленую воду, которая содержится в океанах, морях. Нам необходима, какая вода? Какая вода не вредна для здоровья? (ответы)

В: – Правильно, человеку нужна чистая пресная вода.

В: - Давайте с вами представим, что большие корабли, проплывающие по морю, сбросили нефть. И заводы сбросили свои отходы. И вода в море стала грязной. Как же ее можно очистить? Давайте проведем опыт.

5.- В стакан с чистой водой нальем немного масла. Посмотрите, растворилось

ли оно? (Нет, плавает сверху в виде желтых капелек).

В: Ребята, я сегодня утром набрала снег в стаканчики, и он растаял.

Посмотрите, какая стала вода? (грязная)

В: - А сейчас мы вместе попробуем очистить эту грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим ватный диск и начнём пропускать грязную воду через эту воронку.

Посмотрим, что у нас получится?

Эксперимент мы проведем,Воду чистую найдем.

6. - Давайте теперь перельём эти растворы в чистые стаканчики через наши

фильтры. Посмотрим, что же произошло после фильтрования воды с разными

веществами.

Вывод: Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла.

Вывод: Грязь отфильтровалась частично.

Вода стала чистой, а фильтр стал грязный.

В: Вот мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной

водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры

через водопроводные краны, тоже фильтрованная.

К: Очень, очень мало пресной воды на земле и её надо беречь и экономить.

В: Пресной воды остается все меньше и меньше, потому что люди не соблюдают

правила бережного отношения к воде. Они не задумываются о своем отношении к

ней.

В: Давайте сейчас мы возьмем эти правила, прочитаем и выставим их на нашем

водоеме.

• Не оставляйте мусор на берегу реки.

• Не бросайте мусор в воду.

• Не ловите обитателей водоемов.

• Не рвите водные цветы.

• Не сливайте отходы производства в реки, моря и озёра.

• Не мойте транспорт в реке.

• Плотно закрывайте кран.

• Берегите воду!

В: – Конечно, нужно бережно относиться к воде, правильно вести себя во время

отдыха на реке, озере, море.

В: Без чистой воды и мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Вода –

это удивительное чудо природы, это наша жизнь.

В: О каком важном явлении природы мы сегодня говорили? (О круговороте воды в

природе)

В: - Ребята, вам понравилось в лаборатории у Капитошки?

В: Капитошка будет ждать вас в гости, чтоб проводить различные эксперименты.

К: До новых встреч!

Конспект оод на тему «Волшебное электричество»

Цель:

 Установить причину возникновения статического электричества.

 Образовательные задачи:обобщать знания детей об электричестве;

расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;познакомить детей с причиной проявления статического электричества;закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

вызывать радость открытий, полученных из опытов;воспитывать умение работать в коллективе.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Материалы и оборудование к занятию:иллюстрации электроприборов;

изображение потока воды в реке, движение тока по проводам; конструктор «Знаток»; песня для физкультминутки из мульфильма «Фиксики»- «Помогатор». Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования: пластмассовые трубочки; кусочки шерстяной ткани;

пластмассовые расчески; кусочки бумаги; конфетти.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов.

Ход .

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети встают в полукруг

Воспитатель:Знаем мы с детства

Слова очень мудрые

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро, хороший мой друг!

Доброе утро всем людям вокруг!

Доброе утро небу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для вас дети, ведь вы пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.

2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Воспитатель:

Ребята, вы знаете, что наши пальчики умеют говорить?

Воспитатель:

А я сейчас вас научу! Они нам подскажут тему нашего занятия.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Что за шум на кухне этой? (сгибание мизинцев)

Будем жарить мы котлеты.( сгибание безымянных пальцев)

Мясорубку мы возьмем ( вращение средних пальцев вокруг друг друга)

Быстро мясо провернем. ( вращение указательных пальцев вокруг друг друга)

Миксером взбиваем дружно ( вращение больших пальцев )

Все, что нам для торта нужно, ( соединение мизинцев)

Чтобы торт скорей испечь, ( соединение безымянных пальцев)

Включим мы электропечь. ( соединение средних пальцев)

Электроприборы – это чудо! (движение указательными пальцами)

Жить без них нам было б худо. ( Пожимаем плечами)

Воспитатель: вы догадались о теме нашего занятия?

Правильно - ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и все, что с ним связано.

3. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРОПРИБОРАХ.

Воспитатель: Дети! А что такое электроприборы?

Ребенок: Электроприборы наши верные помощники. Они выполняют разнообразную домашнюю работу.

Воспитатель: Правильно. А с помощью чего работают все электроприборы?

Ребенок: Это сложные устройства, которые питаются электричеством.

Воспитатель: Хорошо. А какую домашнюю работу они выполняют?

Ребенок: Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы.

Воспитатель: Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!

4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО».

Воспитатель: Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в ИГРУ «Что есть, что было».

Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.

Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина - игла.

Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.

5. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ.

Воспитатель: Ребята, что такое электрический ток, кто знает?

Ребенок: Это то, что течёт по проводам.

Ребенок: Поток частиц- Электронов.

Воспитатель: - Молодцы! Вы правильно ответили. А теперь давайте посмотрим на доску. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу.

6. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:«Ребята,  а скажите мне электричество опасно?

РЕБЕНОК: Да, электричество очень опасно. С ним нужно обращаться очень аккуратно.

Воспитатель: Правильно, электричество очень опасно. Но электричество еще бывает неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то я вам предлагаю превратиться в волшебников.

Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.

В нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, ведь некоторые предметы могут быть опасны при неосторожном   обращением с ними. Ребята, так как вы еще маленькие,   мы будем работать только с неопасным электричеством. Есть электричество опасное, а есть электричество и неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать», то  с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», там  мы  узнаем, где прячется неопасное  электричество.

ОПЫТ 1.

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.

Воспитатель: - Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит?

Дети: Нет

 Воспитатель:Как же заставить бабочек притянуться к палочке?

Предположения детей.

 Воспитатель:Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками?

Дети:Бабочки притянулись к палочке

Воспитатель: Как же палочка стала электрической?

Дети:Её натёрли кусочком ткани

Воспитатель:А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?

Дети: Да.

Воспитатель: Какой же вывод можно сделать?

Дети: электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани.

Воспитатель: Правильно!Молодцы вы поймали электричество.

Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.

ОПЫТ 2.

Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.

Воспитатель: Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти?

Дети: нет.

Воспитатель: - Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло?

Дети: Конфетти прилипло к расческе.

Воспитатель: Правильно, ребята! Какой же вывод можно сделать?

Дети: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать расчески о волосы, они стал электрическими, наэлектризовались.

Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете?

Дети: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.

7.        ФИЗМИНУТКА.

8.        Работа с конструктором «Знаток».

Воспитатель: А сейчас я вам ребята предлагаю стать настоящими электриками. И собрать электрическую цепь с лампочкой. Но прежде давайте вспомним названия деталей конструктора.

Дети: В конструкторе есть провода, отсек для батареек, патрон для лампочки, выключатель, лампочка.

Воспитатель: С чего же мы начнем собирать электрическую цепь?

Дети: Мы возьмем провода, соединим ими патрон для лампочки,выключатель,отсек для батареек. Затем вкручиваем в патрон лампочку. И включаем выключатель. Если лампочка загорелась, значит цель собрана верно.

Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь приступайте к работе.

Дети собирают электрическую цепь с лампочкой.

Воспитатель: Итак, молодцы ребята. Вы все правильно собрали электрическую цепь. У вас у всех загорелась лампочка. Вот по принципу такой электрической цепи работают все фонарики.

10. ИТОГ.

Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве?

Дети:Бывает опасное и неопасное.

Воспитатель:Что больше всего понравилось вам?

Дети: собирать электрическую цепь.

Воспитатель:Что нового вы узнали?

Дети: ток есть в наших волосах и шерстяных тканях.

Воспитатель: О чем расскажите мамам и папам?

Ответы детей.

11. РЕФЛЕКСИЯ.

Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – ростопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.

Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня есть вот такой Помогатор, но нем нет ладошки. Ладошки прикреплять будете вы. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно.

Дети крепят ладошки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по эксперементированию " Королевство красок"

Дать детям доступное представление щб образовании облаков  Занятие «От куда берутся облака? 'эксперементальная лаборатория Воспитатель Пименова Л.А.Цель: Дать детям представл...

Конспект НОД по эксперементированию "Глина и песок-это интересно"

Дать представление о свойствах глины и песка. Формировать умение делать простейшие умозаклюцения. Воспитывать любознательность к окружающему миру....

конспект НОД по эксперементированию "Этот удивительный магнит"

Занятие проводилось в коррекционной группе расчитано на средний и старший дошкольный возраст. Задачи, решаемые в процессе исследовательской деятельности следующие: способствовать накоплению у дете...

Конспект НОД по эксперементированию

Занятие для детей старшей группы...

Конспект НОД по эксперементированию "Где прячется воздух".

Конспект НОД по эксперементированию "Где прячется воздух"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

ЦЕЛИ: дать детям элементарные представления о простых фильтрах, для очистки воды.ЗАДАЧИ: - Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.- Учить поч...