Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме:"Насекомые"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Школа № 1694 «Ясенево» УК 5

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

Группа № 4 «Лучики»,

5-6 лет (старшая группа)

Воспитатель:

Стародубцева

Татьяна

 Владимировна

Москва, 2022г

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

Группа № 4 «Лучики», 5-6 лет (старшая группа)

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие в интеграции с речевой, физической и социально - коммуникативной областями.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Формы организации: коллективная деятельность (совместная деятельность педагога с детьми, работа в парах). 

Материалы и оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза и др.) на каждого ребенка по одной картинке. Фигурки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза и др.) в сундучке. Паутинка тканевая. Стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо. Цветок – игрушка. Ноутбук. Проектор для показа презентации. Презентация «Насекомые». Магнитная доска с магнитами. Розовые конверты с карточками «Размножение и развитие бабочек» для д/и «Что сначала, что потом» (По одному конверту на один детский стол). Раскраски с насекомыми (подарок от насекомых).

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».

Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».

Планируемые результаты: Ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет отличать насекомых от других живых существ. Ребенок доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач

Задачи:

Обучающие:

- Расширять и закреплять знания детей о насекомых, их строении, пользе и вреде;

-  Обогащать словарный запас детей по теме «насекомые» (насечки, брюшко, тля, пыльца, опыление, кокон (куколка)).

Развивающие:

- Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

- Развивать речевую и двигательную активность.

Воспитательные: 

- Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).

Воспитатель:

А нам с вами предстоит небольшое путешествие. Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Давайте подготовимся к путешествию.

Упражнение «Перекрестные шаги»

Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?

Вводная часть

Дети подходят к столу, накрытому зеленой тканью, на которой одни цветы и письмо.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? (Воспитатель читает письмо:

«Дорогие ребята, мы, насекомые, попали в беду, 

Однажды над полянкою

Пронесся злой паук.

Похитил насекомых

И спрятал их в сундук..

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей,

И пчелы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знания,

И доброту возьми, и этим шестиногим

Малышкам помоги!»

Воспитатель:

Ребята, шестиногих малышей похитил паук, вы готовы помочь насекомым?

А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми). Закройте все глаза и повторяйте за мной:  «Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!»

Вот мы с вами превратились в насекомых, и мы с вами полетим выручать из плена наших маленьких друзей.

Основная часть

Игра на звукоподражание.

Воспитатель предлагает воспроизвести звуки:

Жужжим как жук – Ж – Ж – Ж.

Звеним как комар – З – З – З.

Стрекочем, как кузнечик – ТРР – ТРР – ТРР.

Приземляемся на стульчики (дети садятся за столы).

Воспитатель:

Ребята, у вас на столе лежат картинки с изображениями похищенных насекомых. Как только мы с вами спасем какое-либо насекомое, картинку с его изображением будем вывешивать на магнитную доску.

Воспитатель: Ребята, сначала я хочу вам рассказать, почему насекомых называют именно так. Само слово «насекомые» происходит от слова «насекать» и буквально означает «животное с насечками». Все насекомые имеют насечки. Это выглядит так, словно тело насекомого поделено на отдельные членики.

Ребята, а чтобы нам с вами не перепутать насекомых с другими живыми существами, давайте посмотрим, как устроены насекомые, какие у них отличительные признаки. (Слайд 2, 3 Строение насекомых).

Воспитатель: Тело насекомых состоит из трех отделов: голова, грудь и брюшко. Также у насекомых есть глаза, пара усиков, крылышки и 6 ног.

Воспитатель:

А вот и первое задание от паука (в конверте): «Загадки».

Воспитатель: Я читаю вам загадки, вы отгадываете. И у кого из вас на столе лежит картинка угаданного насекомого, берете свою картинку и выставляете ее на магнитную доску.

Загадка 1

Всех жучков она милей,

Спинка красная на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки (божья коровка)   (Слайд 4. Божья коровка)

Ребенок выставляет картинку с божьей коровкой на магнитную доску.

Воспитатель: А, какие слова в этой загадке подсказали, что это божья коровка?

(Предполагаемые ответы детей - спинка красная, черные точки)

Воспитатель: Ребята, а если божья коровка красная, значит и мы и птицы могут ее заметить. Вы знаете как она защищается от врагов? (Ответы детей). Выделяет желтую жидкость. Эта жидкость очень горькая на вкус и едкая, с неприятным запахом.

Воспитатель: Божья коровка - это полезное насекомое или вредное? (Ответы детей. В случае затруднения с ответом, воспитатель рассказывает о пользе божьей коровки)

Божья коровка – полезное насекомое. (Слайд 5. Божья коровка ест тлю). Она уничтожает тлю личинок других насекомых, которые вредят растениям.(Слайд 6. Тля) Тля – это маленькие букашки, которые высасывают сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Воспитатель: Следующая загадка

Загадка 2

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее (пчела  Слайд 7)

Ребенок выставляет картинку с пчелой на магнитную доску.

Воспитатель:- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

(Предполагаемые ответы детей - Дарит нам и воск и мед, пьет сок цветов)

Воспитатель:- Пчела - это полезное насекомое или нет? (Ответы детей. В случае затруднения с ответом, воспитатель рассказывает о пользе пчелы). Пчела - полезное насекомое. Собирая цветочную пыльцу с растений-медоносов, эти насекомые опыляют различные растения. Благодаря пчёлам люди собирают урожаи фруктов и ягод, орехов, овощей и злаков. Также пчела дает воск и мед.  

Воспитатель:- Человек для домашних пчел строит улья. (Слайд 8 Улья для пчел). Дикие пчелы живут в лесу в дупле (Слайд 9. Дикие пчелы в дупле). Пчела, если укусит человека, оставляет жало и умирает.

Физкультминутка: «Пчелка»

Наша пчелка потянулась              (Действия выполняются согласно тексту)

Раз – нагнулась, два – нагнулась

Крылышками повела –

Мёду больше не нашла.

Чтобы лучше мед искать

На носочки надо встать

Дети садятся за столы

Воспитатель: Итак, мы с вами спасли божью коровку, пчелу. Но еще и другие насекомые ждут нашей помощи.

Воспитатель: А теперь нам, ребята, нужно спасти бабочку.  Еще одно задание от паука. У вас в розовом конверте лежат картинки, на которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Вы вместе со своим товарищем подумайте и расположите их по порядку. Что было сначала, а что потом. Вспомните рассказ К.Ушинского «Капустная бабочка».

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Цель: Развивать словесно-логическое мышление.

Задачи: Учить определять последовательность действий. Устанавливать причинно-следственные, логические связи. Развивать зрительное восприятие, монологическую и диалогическую речь.

Воспитатель: 

Давайте теперь вместе проверим, правильно ли вы расположили карточки.

- Скажите, что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца). (Слайд 10)

- Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница).  (Слайд 11)

- Что делает гусеница, когда появилась из яйца? (Она питается листьями и растет). 

- В кого превращается гусеница? (Гусеница превращается в куколку, кокон). (Слайд 12)

- Кто появляется из куколки? (Из куколки появляется бабочка). (Слайд 13)

Воспитатель: 

У них мокрые крылья. Бабочки сушат крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочки начинают летать. Теперь посмотрите, у всех карточки лежат также? Все правильно выполнили задание?

Воспитатель: Вот мы с вами спасли бабочку. Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки? (Ответы детей). (Пользу, опыляют растения, а некоторые вред – бабочки – капустницы).)

Ребенок выставляет картинку с бабочкой на магнитную доску.

Физкультминутка «Сороконожка»

Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой,

Каждой ножкой потрясу! (трясут другой ногой).

И потопаю потом (дети топают ногами)

Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель: Давайте продолжим спасать наших маленьких друзей. Присаживайтесь. А теперь, еще одно задание, и тогда мы освободим  кузнечика и стрекозу и муравья. Игра называется «Четвертый лишний». На экране будет появляться изображение. На ней четыре картинки, одна из которых лишняя. Ваша задача: найти, какая картинка лишняя и объяснить, почему вы сделали такой выбор.

 

Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

Цель: Закреплять умение ребенка отличать насекомых от других живых существ.

Задачи: Развивать логику и умение анализировать, а так же аргументировать свой выбор и пополнять словарный запас ребенка

(Слайды 14, 15, 16, 17)

На слайде 14 изображены стрекоза, лиса, бабочка, муха. (Предполагаемый ответ детей – Лишняя лиса, потому что стрекоза, бабочка и муха – это насекомые, а лиса – животное. Либо лишняя лиса, потому что жук, бабочка и муха – летают, а лиса – не летает).

На слайде 15 изображены бабочка, воробей, оса и стрекоза. (Предполагаемый ответ детей – Лишний воробей, потому что бабочка, оса и стрекоза – это насекомые, а воробей – птица).

На слайде 16 изображены паук, жук, пчела, кузнечик. (Предполагаемый ответ детей – Лишний паук, потому что жук, пчела, кузнечик– это насекомые, а паук – не насекомое).

На слайде 17 изображены муха, пчела, бабочка, рыба. (Предполагаемые ответы детей – Лишняя рыба, потому что муха, пчела, бабочка – это насекомые, а рыба – не насекомое. Либо  - Лишняя рыба, потому что муха, пчела, бабочка летают, а рыба – плавает).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Мы с вами освободили кузнечика, стрекозу и муравья.

Воспитатель: Кузнечик – поедает тлю, мелких вредных насекомых. Стрекоза - уничтожает комаров, мух и других вредных насекомых. Муравьи – поедают тлю, комаров, но также муравьи могут питаться и соком растений

 Дети выставляют картинки с кузнечиком, стрекозой и муравьем на магнитную доску.

Заключительная часть

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Ой, ребята, посмотрите-ка, у меня на столе что-то лежит, а я и не заметила. (На столе у воспитателя стоит сундучок, накрытый паутиной). Интересно, что это такое?  Ой, да это же паутина, которую плетет паук. А где же сам паук? Наверное, убежал. Давайте посмотрим, что же он спрятал под паутиной. (Воспитатель демонстрирует детям паутину).  Ой, это же сундук! (Воспитатель открывает сундучок). А в нем насекомые, которых похитил паук. Давайте возьмем с вами  всех насекомых и перенесем их на полянку. (Дети берут фигурки насекомых и переносят их на полянку). 

Посмотрите, какая полянка стала красивая! «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука! И мы хотим поблагодарить вас и преподнести вам небольшой подарок в виде раскрасок с нашими изображениями»  - говорят нам насекомые. (Воспитатель незаметно вытаскивает заранее спрятанный конверт с раскрасками).

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок, закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!»

Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А чтобы мне узнать насколько вы хорошо познакомились с насекомыми, мы поиграем в игру «Вопрос-ответ». Если высказанное мной утверждение верно и вы согласны с ним, вы хлопайте в ладоши, если это утверждение ложное, неправильное, вы топайте.

-У насекомых 6 ног.

-У насекомых не бывает усиков.

-Тело насекомого имеет три части: голову, грудь и брюшко.

-Пчелы живут в муравейниках.

-Пчелы дают людям воск и мёд.

- Бабочки и пчелы опыляют растения.

-Нельзя разорять муравейники.

- Мухи дают мед.

-У насекомых есть крылышки.

- Стрекоза это птица.

Воспитатель: Не забывайте насекомые - это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Берегите природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «В космосе так здорово!».

Познакомить детей с первым человеком, побывавшим в космосе. Закрепить знания детей, что они живут на планете Земля, что  в космосе есть другие планеты.Дать элементарное понятие о планетах.  ...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Картина весны"

Программное содержание: расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, насекомые), учить устанавливать ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Сказочный лес»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе. Тема: "СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС" с использованием игровых технологий(игровое оборудование ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием те...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».

Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие в старшей группе Тема «Деревья родного края»

Цель:формирование первоначальных патриотических  чувств.Образовательные задачи:1.    Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.2.   ...