Технологическая карта проведение непрерывной образовательной деятельности Тема: «Наши птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Дивак Татьяна Викторовна

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях активно внедряются современные образовательные технологии, одна из них-технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

В соответствии с Федеральными образовательными стандартами дошкольного образования, основной задачей в настоящий момент является подготовка подрастающего поколения, которое будет способно проявлять инициативу, нестандартное мышление и творческие способности при решении сложных задач. Этому способствует, в том числе, и технология ТРИЗ. Она направлена на развитие в детях не только фантазии, но и умения мыслить системно и комплексно, соотносить свой и чужой опыт с конкретной ситуацией и на основе имеющихся знаний правильно варьировать в сложной и многообразной действительности, грамотно и эффективно разрешая свои, пока еще «маленькие», проблемы.

В профессиональной деятельности я опираюсь на технологию ТРИЗ для развития активности дошкольников, обучения способам самостоятельного поиска информации, что возможно через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры. Данная технология позволяет максимально раскрыть возможности и способности старших дошкольников для дальнейшего успешного школьного обучения. Применяю технологию ТРИЗ не только в образовательной деятельности, но и во время проведения режимных моментов: при утреннем приеме, во время умывания, одевании на прогулку и другие. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектную деятельность, так как любой проект начинается с проблемной ситуации.

Вместе с воспитанниками и родителями в 2019-2020г. реализовала познавательно-творческий проект «Рассказывание по картине посредством технологии ТРИЗ». Результат показал качественно новый уровень речемыслительной деятельности воспитанников.

Основной формой организации образовательной деятельности является проведение непрерывной образовательной деятельности, которая способствует оптимизации взаимодействия воспитателя и воспитанников. При проведении образовательной деятельности         можно решить       несколько     задач из

образовательных областей, а дошкольники осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, трудовую, художественно-творческую, коммуникативную, двигательную.

В рамках реализации проекта был разработан конспект непрерывной образовательной деятельности и технологическая карта на тему: «Наши птицы».

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_ptitsy.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70 «Голубок»

Технологическая карта проведение непрерывной образовательной

деятельности

Тема: «Наши птицы»

Выполнил: Дивак Татьяна Викторовна

Пояснительная записка

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях активно внедряются современные образовательные технологии, одна из них-технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

В соответствии с Федеральными образовательными стандартами дошкольного образования, основной задачей в настоящий момент является подготовка подрастающего поколения, которое будет способно проявлять инициативу, нестандартное мышление и творческие способности при решении сложных задач. Этому способствует, в том числе, и технология ТРИЗ. Она направлена на развитие в детях не только фантазии, но и умения мыслить системно и комплексно, соотносить свой и чужой опыт с конкретной ситуацией и на основе имеющихся знаний правильно варьировать в сложной и многообразной действительности, грамотно и эффективно разрешая свои, пока еще «маленькие», проблемы.

В профессиональной деятельности я опираюсь на технологию ТРИЗ для развития активности дошкольников, обучения способам самостоятельного поиска информации, что возможно через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры. Данная технология позволяет максимально раскрыть возможности и способности старших дошкольников для дальнейшего успешного школьного обучения. Применяю технологию ТРИЗ не только в образовательной деятельности, но и во время проведения режимных моментов: при утреннем приеме, во время умывания, одевании на прогулку и другие. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектную деятельность, так как любой проект начинается с проблемной ситуации.

Вместе с воспитанниками и родителями в 2019-2020г. реализовала познавательно-творческий проект «Рассказывание по картине посредством технологии ТРИЗ». Результат показал качественно новый уровень речемыслительной деятельности воспитанников.

Основной формой организации образовательной деятельности является проведение непрерывной образовательной деятельности, которая способствует оптимизации взаимодействия воспитателя и воспитанников. При проведении образовательной деятельности        можно решить        несколько        задач из

образовательных областей, а дошкольники осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, трудовую, художественно-творческую, коммуникативную, двигательную.

В рамках реализации проекта был разработан конспект непрерывной образовательной деятельности и технологическая карта на тему: «Наши птицы».

Технологическая карта проведение непрерывной образовательной

деятельности
Тема: «Наши птицы».

Образовательная область: «Познавательное развитие», ознакомление с окружающим миром.

Цель: дать представление детям о птицах, их образе жизни и внешнем виде, о редких видах птицах ХМАО-Югры, о деятельности человека по их спасению.

Задачи:

1. Продолжать развивать и закреплять знания о птицах родного края.

  1. Развивать: память, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь. Учить элементарным мыслительным операциям.
  2. Воспитывать любовь и интерес к Югре - месту, где дети живут и растут; прививать любовь и бережное отношение к природе родного края; формировать навыки поведения в природе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности:         познавательно-исследовательская, коммуникативная,

двигательная, игровая.

Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование, иллюстрации птиц, аудиозапись, репродукция А.Саврасова «Грачи прилетели», интерактивное пособие «Моя Югра. Край, в котором я живу», презентация «Птица - Филин», учебнометодические пособия по технологии ТРИЗ.

Раздаточный материал: интерактивное пособие «Моя Югра. Край, в котором я живу».

Предварительная работа: чтение рассказа Е.И. Чарушина «Воробей», Г.Скребицкого «Рассказы о птицах для детей», заучивание стихотворений, загадок о птицах, рассматривание репродукций картин с изображением птиц, наблюдение за птицами на прогулке, подготовка детско-родительского проекта «Птица -Филин».

Организационная структура непрерывной образовательной деятельности

«Наши птицы»

Этапы

деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Мотивационнопобудительный Задача этапа:

Организация

детей,

концентрация

внимания

Приветствие установление зрительного контакта

Проводит игру «Приветствие».

«Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: доброе утро.

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!»

Сюрпризный момент.

Звучит аудиозапись «Пение птиц весной».

Воспитатель задает вопросы об услышанном, демонстрирует репродукцию картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Детям предлагается, определить, кто изображен на репродукции, и назвать.

Игровая

Приветствие, встают в круг

Коммуникативная:

дети повторяют слова игры за воспитателем

Коммуникативная:

Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, на услышанном, вспоминают ранее усвоенное.

2 мин

2.

Организационнопоисковый Задача этапа:

Стимулирует процесс мышления.

1). Организация деятельности по рассматриванию репродукции картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Воспитатель предлагает игру с элементами технологи ТРИЗ «Подзорная труба», Детям предлагается картина для

Познавательно-

исследовательская,

коммуникативная:

Участвуют в беседе, высказывают свое

6 мин

рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной

мнение, основываясь на

трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один

имеющихся

объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше

представлениях,

объектов на картине.

вспоминают раннее

Обращает внимание на птицу грач.

усвоенное.

Задача этапа:

2). Игровое упражнение «Сравнение птиц по разным

Коммуникативная:

6 мин

Стимулирует

признакам».

Участвуют в беседе,

любознательность,

Задает вопросы чем отличается одна птица от другой.

высказывают свое

интерес.

Предлагает рассмотреть и сравнить иллюстрации с

мнение.

Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное

изображением птиц, сравнить всех птиц и сделать вывод.

решение.

 Задача этапа:

3). Динамическая пауза «Приветствие».

Игровая: ребенок

2 мин

Предупреждает

Предлагает поиграть в игру.

выполняет роль

утомляемость.

Солнце - ты светишь над моей головой. "Руки вверх, в стороны"

ведущего.

Звезды - вы сияете над полем и над городом. "Махи руками над головой"

Двигательная,

Растения - вы поднимаетесь силой воздуха. "Сесть и встать с

игровая: активно

поднятыми руками"

выполняют задание

Звери - вы движетесь по матушке земле. "Прыжки по кругу" Камни - вы поддерживаете зверей и растения. "Присесть и собрать камни"

Вода - ты умываешь матушку землю и меня человека. "Умыть лицо"

Птицы - вы летаете над лесами и полями. " Движения руками как крыльями"

Человек - я человек, я маленькая частица природы, я в ответе за все вокруг. "Движения руками"

динамической паузы.

Задача этапа: Вовлекает в совместную деятельность. Инициирует общее обсуждение.

4). Работа с интерактивным пособием «Моя Югра. Край, в котором я живу» по теме: «Наши птицы».

Организует беседу о птицах нашего края. Приглашает за столы, для выполнения задания в интерактивном пособии на тему «Наши птицы». Воспитанник демонстрирует презентацию «Птица филин». Подводит итог о необходимости охраны птиц нашего края, обращает внимание они занесены в Красную Книгу.

5). Игра «Береги природу».

Демонстрирует пособие «Природный, рукотворный мир». Воспитатель предлагает поместить карточки на выбранный сектор сектора (на каждый по одной), затем убирает одно из изображений и спрашивает у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле. Если не будет растений, что произойдет с птицами (зверями и т.д.)? затем возвращает карточку на место и убирает следующую. Изображение человека снимает в последнюю очередь. Подвести детей к выводу: если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относится к окружающему миру.

Коммуникативная:

Дети присаживаются за столы, выполняют задание в интерактивном пособии.

Воспитанник

демонстрирует

презентацию на

интерактивном

оборудовании.

Коммуникативная:

Дети рассматривают пособие, размещают иллюстрации природного мира и высказывают свое предположение. Коммуникативная:

Дети участвуют в беседе, высказывают свое мнение.

 

6 мин

3.

Рефлексивно-корригирующий

Задача этапа:

Инициирует общее обсуждение. Активизирует обсуждение. Проявляет уважение к детским высказываниям. Выражает признательность.  Поощряет детей, за то, что они убирают за собой место после занятия.

Итог. Рефлексия.

Педагог предлагает выполнить задание «Тучка и солнышко». Объясняет правила - что обозначают эти картинки и в каких случаях их надо поднимать: солнышко - если тебе все понравилось и ты узнал что-то или много нового; тучку - если что-то было непонятно, или не получилось.

Коммуникативная:

Перечисляют наиболее запомнившиеся моменты, обобщают, делятся впечатлениями.

Познавательно-

исследовательская,

коммуникативная:

Участвуют в беседе, высказывают свои эмоции.

2 мин

Непрерывная образовательная деятельность по теме «Птицы» была организована с воспитанниками старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет и имеет интегрированный характер, то есть комплексное сочетание образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Художественно-эстетическое» и «Физическое развитие».

Технологическая карта НОД разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, с учетом возрастных особенностей детей группы. Была намечена цель, задачи, выбраны методы, приемы и средства, проведена большая предварительная работа: изготовлены пособия по технологии ТРИЗ, подготовлен детско- родительский проект, развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с поставленными задачами, были проведены ряд мероприятий: наблюдения за птицами, беседы, чтение рассказов, заучивание стихотворений, рассматривание репродукций картин с изображением птиц.

Непрерывная образовательная деятельность состояла из трех частей, связанных между собой, в ходе которых воспитанники выполняли различные задания. При организации непрерывной образовательной деятельности использовались современные образовательные педагогические технологии:

  • здоровье сберегающие (двигательная активность детей, динамическая пауза)
  • поисково-исследовательская (выполнение заданий по интерактивному пособию «Моя Югра. Край, в котором я живу»)
  • информационно-коммуникативные (презентация, музыкальное сопровождение);
  • игровая технология (игровое упражнение «Береги природу»)
  • технология ТРИЗ (прием «Подзорная труба»).

При проведении занятия с самого начала привлекла внимание воспитанников к теме занятия и удерживала интерес на протяжении всего времени образовательной деятельности, речь была ясной и эмоционально окрашенной, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, старалась учитывать особенности каждого ребенка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития); напоминала основные правила поведения. Положительные результаты в ходе занятия закрепляла словесными поощрениями.

Об интересе детей к данной теме свидетельствует то, что воспитанники высказали желание в реализации и представлении своих проектов, в формировании интереса и бережного отношения к миру птиц нашего края. Считаю, что выбранная форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стремилась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Таким образом, поставленные        задачи считаю реализованными.

Своей сильной стороной в образовательной деятельности считаю: умение создать атмосферу эмоциональной открытости и доверия; доступность изложения материала; динамичный характер деятельности детей; создание условий для развития познавательного интереса воспитанников через поисково-исследовательскую деятельность.

Литература:

  1. Бондаренко Т.М. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду с детьми 6-7 лет. М.: Мозаика - Синтез.2009.
  2. Зашихин Е.С., Киричек Е.А., Проснякова Т.Н. Моя Югра. Край, в котором я живу. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2020.
  3. Кнушевицкая И.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Птицы». Развитие логического мышления и речи у детей, 2012.
  4. Красная книга Югры.
  5. Ликум А. Все обо всем. /Популярная энциклопедия для детей, ТЦ АСТ, 1994.
  6. Сидорчук Т.А. Обучение дошкольников составлению ТВОРЧЕСКИХ рассказов (технология ТРИЗ) - М.: АРКТИ, 2016.
  7. Что? Зачем? Почему? /Большая книга вопросов и ответов, М: Эксмо, 2002.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.voutube.com/watch?v=mfbog7niblw
  2.  http://alexev-savrasov.ru/kartina/1 .php
  3.  https://detskiychas.ru/obo vsyom/rasskazv о prirode/o grache detyam/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации непрерывной образовательной деятельности детей во второй группе раннего возраста по теме «Моя семья»

Познакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, отвечать на вопросы воспитателя; закреплять умение называть свое имя....

Каримова Мария Ришатовна .ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на тему: «По следам сказок Шарля Перро»

Создание условий для формирования основ речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка в рамках интеграции образовательных областей....

Технологическая карта проведения непрерывно образовательной деятельности (НОД) в 1 младшей группе (2-3лет) по освоению образовательной области: «Познавательное развитие на тему: «В гостях у бабушки»

Технологическая карта проведения  непрерывно образовательной деятельности (НОД) в 1 младшей группе (2-3лет)по  освоению образовательной области: «Познавательное развитиена тему: «...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на тему: Квест – игра «В поисках герба»

Создание  условий  для развития познавательного интереса и логического мышления к достижению поставленной цели посредством внедрения в воспитательно-образовательный процесс игровой квест - т...

Технологическая карта мероприятия непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Сказочная зима» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования; формирование умения воспринимать и передавать образ зимы средствами художественной выразительности; обобщить знания о зиме.  ...

Технологическая карта проведения непрерывно образовательной деятельности (НОД) в группе раннего возраста (2-3 года) по освоению образовательной области: «Познавательное развитие» на тему: «Сказочное путешествие»

Развивать речевое общение со взрослыми и со сверстниками с использованием мимики, жестов, действий;Побуждать детей участвовать в инсценировке сказки....