Конспект НОД "Путешествие в страну "Эмоций"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Алахвердянц Роза Борисовна

Конспект НОД в формате путешествия позволит  погрузиться в "палитру" эмоций от грусти, злости до радости, поспособствует снятию эмоцилональной зажатости, застенчивости старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_emotsiy.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (НОД)

Тема: «Этот разнообразный мир эмоций»

Название: «Путешествие в страну Эмоций»

Возраст детей: 6-7 лет

Цель:  Создание предпосылок для развития эмоционального интеллекта детей

Задачи:

Обучающие:

  • О1. Закрепить на практике полученные знания об эмоциях (радость, злость, страх, удивление, грусть) и способах их выражения;
  • О2. Научить  детей выражать (показывать, «играть») различные виды эмоций.
  • О3. Закрепить при помощи  игровых занятий знания об эмоциональных состояниях.
  • О4. Расширить кругозор (знакомство с понятием «барометр»)

Развивающие:

Р1. Развивать способность у учащихся понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих.

Р2. Развивать восприятие, умение показывать эмоции и их виды,  распознавать и  отличать эмоции, сравнивать их,  развивать умение обобщать, делать выводы по проделанной работе.

Р3. Развивать любознательность.

Воспитывающие:

В1. Формировать у детей навыки положительного общения в совместных игровых действиях

В2. Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм («Поезд эмоций»).

Дидактический материал: Карточки с изображением эмоций, барометра, загадки-отрывки из произведений К.И. Чуковского, цветные карандаши, лист А3, раскраски в форме сердечек, облачек и звездочек, клей, листы бумаги А4 для каждого ребенка.

Оборудование: игровая зона группы (ковровая)

Продолжительность: 30 мин.

Форма работы: фронтальная и групповая.

Список источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
    дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336.
  3. Хухулаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. - М.: Генезис, 2009. – 344 с.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2010. - изд. - 208 с., илл.
  5. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? - 2-е изд. - М.: Генезис, 2010. - 541 с.: илл.

Ход занятия

Подготовительный этап (3 минуты)

(О2, Р1, В1) Ребята, рассаживайтесь в круг на ковре.

Основной этап (20 минут).

(О1, О2, О3, О4, Р1, Р2)

Упражнение - приветствие. "Барометр настроения"

Цель: выявление настроения детей в начале занятия, настрой на положительную атмосферу на занятии.

Воспитатель: Сегодня нам предстоит путешествие в волшебную «Страну эмоций», но прежде чем мы туда отправимся, мне бы хотелось узнать, какое у вас сейчас настроение. Для этого нам понадобиться барометр. Кто из вас знает, что такое барометр? Барометр – это прибор для измерения атмосферного давления (демонстрация картинки с изображением барометра). Барометр  собирает информацию о погоде на ближайшие дни. Иными словами, барометр показывает, хорошая погода будет или плохая.

А теперь представьте, что ваши ладошки – это барометр, и, разводя их в стороны, покажите, насколько хорошее у вас настроение. Чем шире расставлены ваши ладошки, тем радостней вы, чем уже сведены ладошки, тем грустнее. Молодцы!

Сегодня, у большинства из вас настроение хорошее, но у некоторых, я вижу, не особо. Я надеюсь, что к концу нашего путешествия оно обязательно поднимется.

Итак, отправляемся в путь.

Но для того, чтобы понять, куда мы попали, вам предстоит прослушать фрагмент из сказки и отгадать, о какой эмоции идет речь:

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают.

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

О какой эмоции здесь говорится?

Верно, ребята, это станция – Удивление! (Демонстрация картинки с изображением эмоции «Удивление»).

Как вы думаете, эмоция удивления быстро возникает или медленно? А как долго она длиться? Давайте проверим, быстрой или медленной будет эмоция удивления. Давайте немного пофантазируем и представим: 

- Мы видим летающего слона! Удивились - успокоились

- Мы видим собаку в очках. Удивились - успокоились

- Мы видим корову на велосипеде. Удивились?

- Как вы думаете, эмоция удивления улучшает настроение или делает его грустным?

- У вас все замечательно получилось.

А мы двигаемся дальше. И чтобы узнать, куда мы с вами попали надо угадать, о какой эмоции говорится в следующем отрывке. Слушайте:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик… ИЛИ

Плачут Зайки

На лужайке,

Сбились, бедные, с пути,

Им до дому не дойти!

Догадались, на какую станцию мы с вами прибыли? (Ответы детей)

Верно! Это станция – Грусть! 

Игра «Две страны».

Цель: снятие у детей психонапряжения; учить передавать эмоции с помощью мимики, движений; развивать коммуникативные умения.

Сейчас я расскажу вам сказку, которая называется «Две страны».

Когда-то давным-давно было две соседних страны. Одну населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другую – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселой страны было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. 

Давайте и мы сейчас разделимся на жителей 2-х стран. (Воспитатель делит детей на 2 команды, выстраивает их друг против друга) Ковер, который ближе к спальне – это страна веселых жителей, другой ковер – страна грустных жителей.

Дети из веселой должны заразить своим смехом и радостью детей из грустной страны. Дети, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают передавать свою радость тем, кто еще грустит. Игра началась.

Отлично, все жители Грустной страны заразились смехом и стали жителями Веселой страны.

Ребята, поспешим дальше! Слушайте отрывок:

Звери задрожали,

В обморок упали.

Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа.        

Как называется станция? Да, ребята, это станция – Страх! 

И здесь живет сказка. Она называется «Маленькая Луна». Послушайте, пожалуйста!

                         Сказка «Маленькая Луна» (А. Серебрякова)

Каждую ночь на небе появляется Луна. Все это хорошо знают. А знаете ли вы, что она когда-то была маленькой?

Ее детство было беззаботным и счастливым. Одно тяготило ее: она боялась темноты. Ей было очень страшно появляться одной на черном ночном небе.

С наступлением сумерек знакомые звездочки одна за другой вспыхивали над землей и звали маленькую Луну к себе. Они рассказывали, как прекрасно ночное небо. А с ее приходом оно станет еще прекраснее! Звездочки убеждали робкую Луну, что нет ничего красивее загадочной ночной темноты.

Но маленькая Луна никак не могла побороть страх перед ночной стихией. Ей казалось, что в темноте бродят различные чудовища. Ночь преображала поверхность Земли, превращая все предметы в зловещие приведения. Мерцания далеких звезд было слишком слабым, чтобы осветить небо и землю

Маленькая Луна грустила о том, что не может веселиться вместе со звездочками. Она подрастала и знала, что рано или поздно ей придется превратиться в полную Луну. «Но какая же я Луна, если не могу быть королевой ночи и не знаю всех ее чудес?» - размышляла она.

Проходили дни и ночи, а Луна и не появлялась в небе. Кое-кто уже начинал злословить, сомневаясь в том, что она существует в природе. Маленькой Луне было обидно и больно.

Но однажды случилось вот что. Темной ночью все в округе услышали громкие крики о помощи. Человек никак не мог найти дорогу домой, он заблудился во тьме. Тогда к Луне прилетел мудрый Ветер и сказал: «О, Луна! Только твой свет может указать человеку путь к дому. Ты же сама знаешь, как страшно быть одной в ночном мраке. Только ты можешь помочь бедняге. Покажись на небе! Пусть твой страх на время отступит».

Маленькая Луна послушалась мудрого ветра. Она вышла на небо - ясная и круглая. При ее появлении над Землей ночная мгла отступила. И Луна еще долго оставалась на небе.

Она впервые разглядела то, что раньше принимала за зловещие чудища и ужасные приведения. Под мягким светом они оказались деревьями, домами, башнями, и Луна совсем не ощущала страха.

Так она выросла.

И до сих пор луна делает ночи сказочными и волшебными, а заблудившиеся одинокие путники возносят ей благодарности, и так будет всегда.

  • Вопросы:
  • Подумайте, почему так огорчалась луна из-за своего страха темноты? Ведь дети часто боятся темноты и перестают бояться только, когда вырастают.
  • Как же все-таки луна заставила свой страх отступить?
  • Что она увидела в темноте, когда перестала бояться?
  • Что луна чувствовала в конце сказки?

А мы продолжаем наше путешествие и снова  отправляемся  в путь! И вот новая станция. Слушайте:

Не стерпел

Медведь,

Заревел

Медведь,

И на злого врага

Налетел

Медведь.

Уж он мял его

И ломал его:

«Подавай сюда

Наше солнышко!»

Все верно! Это станция – Злость. 

Давайте поиграем в игру, которая называется "Листок злости" и прогоним злость. Сейчас каждому из вас я раздам листок бумаги. Листок злости можно комкать, топтать до тех пор, пока злость не уйдет. (Воспитатель раздает каждому лист бумаги) Итак, игра началась.

Смотрю, все справились со злостью. А чтобы нам прогнать ее окончательно, давайте выбросим скомканные листы бумаги ее в урну (дети бросают скомканные, растоптанные куски бумаги в урну).

Ребята, мы с вами добрались к последней нашей станции. Давайте заслушаем отрывок и узнаем, на какую же станцию мы с вами прибыли:

Тут Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир,

Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

«Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!»

О какой эмоции речь в данном отрывке? (Ответы детей) Верно! Это станция – Радость! 

Упражнение «Работа с радостью»

Цель: Снижение мышечного напряжения. Выработка положительных эмоций, создание позитивного эмоционального настроения.

Ход: Встаньте в круг, ребята. Сейчас мы поиграем в игру, которая обязательно поднимет всем настроение. Все должны соединить кисти рук в замок. Повторяйте движения и слова за мной.

Ведущий (на первых этапах — взрослый, позднее — кто-то из детей) показывает и делает следующее:

• 5 раз прикасается к левому плечу, при каждом прикосновении произнося «ха».

• 5 раз прикасается к правому плечу, при каждом прикосновении произнося «хо».

• 5 раз прикасается к левому колену, при каждом прикосновении произнося «хи».

• 5 раз прикасается к правому колену, при каждом прикосновении произнося «хе».

Затем все те же движения повторяются в более быстром темпе и по четыре раза («ха-ха-ха-ха», «хо-хо-хо-хо», «хи-хи-хи-хи», «хе-хе-хе-хе»). Затем темп еще ускоряется, а число прикосновений последовательно уменьшается до трех раз, до двух и до одного. Последний раунд снова проходит медленно.

Запомнили? (ответы детей) Тогда поиграем еще раз.

Заключительный этап (7минут)

Вижу, настроение у вас у всех теперь замечательное. А наше  с вами путешествие подошло к завершению. Напомните, что такое барометр? На каких станциях мы сегодня побывали? (Ответы детей). Что больше всего удивило вас на станции «Удивление»? Что мы с вами узнали нового на станции «Страх»? Как Луна победила страх? Почему ей это удалось? Жителями каких двух стран побывали? Как прогоняли злость?

Ребята, мне бы очень хотелось узнать, какое у вас настроение. Посмотрите, на доске прикреплен чистый лист бумаги, а на столах лежат вырезанные из бумаги фигурки  - сердце, цветок и звездочка. Каждый из вас сейчас выберет и раскрасит в любой цвет одну из этих фигур. При этом сердечко означает отличное настроение, цветок означает «настроение так себе», звездочка – плохое настроение. После того, как все закончат, мы создадим коллаж настроения группы «Маргаритки».

-Саша, какая фигура означает «отличное настроение»?

-Алиса, а «плохое»?

-Максим, настроение «так себе»?

-Все запомнили? (Ответы детей) Тогда приступайте.

После того, как дети закончат, подходят к доске и вместе с воспитателем приклеивают свою фигурку. После окончания можно обсудить с детьми полученный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...