Формирование сенсорных эталонов. Тема «Зимующие птицы»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Полтавцева Ирина Николаевна

Формирование сенсорных эталонов

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны -- усвоение представлений о разнообразных свойствах предметов и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, которые являются результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия. Различия между этими действиями определяются различиями в соотношении между свойствами воспринимаемых предметов и теми эталонами, при помощи которых эти свойства определяются.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

 

Раздел «Формирование сенсорных эталонов».

Тема «Зимующие птицы»

Дидактическая игра «Чей голос»

Цель: развитие слухового анализатора.

Ход игры:

Дети  с закрытыми глазами должны угадать, кто подал голос. Условие – голос   надо подавать, изображая  зимующих  птиц : синица, ворона, грач, воробей, дятел.  (играет подгруппа детей)

 

 

 

 

 

Раздел «Формирование сенсорных эталонов».

Тема «Зимующие птицы».

Разрезные картинки «Сложи птицу»

Цель:

Ход игры.

Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с четырех, пяти). Задача ребенка – собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.

 

Раздел «Формирование сенсорных эталонов».

Тема «Зимующие птицы».

Дидактическая игра «Что за птица».

Цель: Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.

Ход игры.

Эта игра предполагает узнавание наложенных друг на друга контуров четырех и более изображений друг на друга.

Педагог предлагает детям взять карточки и рассказать, что они видят на них?

Дети. Мы видим изображения птиц, наложенные друг на друга.

Педагог. Возьмите красные карандаши и обведите изображение грача, а потом заштрихуйте его вертикальными прямыми линиями.

 

 

 

 

Раздел «Формирование сенсорных эталонов».

Тема «Зимующие птицы».

Дидактическая игра «Мал, мала, меньше».

Цель игры. Формировать умение обследовать предметы выделять самый крупный, а затем более мелкие, соотносить их по величине.

Ход игры.

Дети выкладывают зимующих птиц от самой большой к самой маленькой и наоборот от самой маленькой к самой большой.

Раздел «Формирование сенсорных эталонов».

Тема «Зимующие птицы».

Игра «Узнай по силуэту»

Цель: развивать зрительное восприятие, зрительное внимание.

Материал. Карточки с силуэтным изображением птиц.

Ход игры.

 Ребёнок рассматривает картинку, называет птиц и объясняет, как он догадался.

 

 

Раздел «Формирование сенсорных эталонов».

Тема «Зимующие птицы».

Игра «Какой птицы не стало».

Цель: развивать  зрительное внимание и память.

Материал. 5-6 изображений зимующих птиц.

Ход игры.

Воспитатель  выставляет на панно 5-6 изображений зимующих птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем воспитатель говорит, что одна из птиц сейчас улетит искать корм, просит детей закрыть глаза и убирает одно изображение птицы. Дети открывают глаза и пытаются припомнить, какая птица улетела. Тот, кто первым даёт правильный ответ, получает призовой  жетон.

Задание можно усложнить. Показать и назвать, где птица находится: над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось.

Выигрывает  тот, у кого жетонов больше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование сенсорных эталонов

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны -- усвоение представлений о разнообразных свойствах предметов и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, которые являются результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия. Различия между этими действиями определяются различиями в соотношении между свойствами воспринимаемых предметов и теми эталонами, при помощи которых эти свойства определяются.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Раздел «Формирование сенсорных эталонов».

Тема «Зимующие птицы»

Дидактическая игра «Чей голос»

Цель: развитие слухового анализатора.

Ход игры:

Дети  с закрытыми глазами должны угадать, кто подал голос. Условие – голос   надо подавать, изображая  зимующих  птиц : синица, ворона, грач, воробей, дятел.  (играет подгруппа детей)

Раздел «Формирование сенсорных эталонов».

Тема «Зимующие птицы».

Разрезные картинки «Сложи птицу»

Цель:

Ход игры.

Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с четырех, пяти). Задача ребенка – собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.

Раздел «Формирование сенсорных эталонов».

Тема «Зимующие птицы».

Дидактическая игра «Что за птица».

Цель: Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.

Ход игры.

Эта игра предполагает узнавание наложенных друг на друга контуров четырех и более изображений друг на друга.

Педагог предлагает детям взять карточки и рассказать, что они видят на них?

Дети. Мы видим изображения птиц, наложенные друг на друга.

Педагог. Возьмите красные карандаши и обведите изображение грача, а потом заштрихуйте его вертикальными прямыми линиями.

Раздел «Формирование сенсорных эталонов».

Тема «Зимующие птицы».

Дидактическая игра «Мал, мала, меньше».

Цель игры. Формировать умение обследовать предметы выделять самый крупный, а затем более мелкие, соотносить их по величине.

Ход игры.

Дети выкладывают зимующих птиц от самой большой к самой маленькой и наоборот от самой маленькой к самой большой.

Раздел «Формирование сенсорных эталонов».

Тема «Зимующие птицы».

Игра «Узнай по силуэту»

Цель: развивать зрительное восприятие, зрительное внимание.

Материал. Карточки с силуэтным изображением птиц.

Ход игры.

 Ребёнок рассматривает картинку, называет птиц и объясняет, как он догадался.

Раздел «Формирование сенсорных эталонов».

Тема «Зимующие птицы».

Игра «Какой птицы не стало».

Цель: развивать  зрительное внимание и память.

Материал. 5-6 изображений зимующих птиц.

Ход игры.

Воспитатель  выставляет на панно 5-6 изображений зимующих птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем воспитатель говорит, что одна из птиц сейчас улетит искать корм, просит детей закрыть глаза и убирает одно изображение птицы. Дети открывают глаза и пытаются припомнить, какая птица улетела. Тот, кто первым даёт правильный ответ, получает призовой  жетон.

Задание можно усложнить. Показать и назвать, где птица находится: над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось.

Выигрывает  тот, у кого жетонов больше.

Раздел. «Формирование сенсорных эталонов».

Тема: Домашние птицы

Дидактическая игра. «Чей голос»

Цель игры.

Ход игры:

Дети  с закрытыми глазами должны угадать, кто подал голос. Условие – голос   надо подавать, изображая  домашних птиц : утка, гусь, курица, петух, цыпленок (играет подгруппа детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лесные чудеса" (интегрированное занятие по теме: "Дикие животные" - развитие речи и движений, формирование сенсорных эталонов)

«Лесные чудеса»(интегрированное занятие по теме: «Дикие животные» - развитие речи и движений, формирование сенсорных эталонов) Программные задачиФормировать у детей представления о диких жи...

Конспект коррекционного занятия по формированию сенсорных эталонов в младшей группе Тема: В гостях у медвежонка.

Конспект коррекционного занятия по формированию сенсорных эталонов в младшей группеТема: В гостях у медвежонка.Презентация "Гости медвежонка" зрительная гимнастика....

"Лесные чудеса" интегрированное занятие по теме: "Дикие животные"-развитие речи и движений, формирование сенсорных эталонов

Программные задачиФормировать у детей представления о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.Познакомить малышей со свойствами и качеств...

Методическая разработка по теме: «Формирование сенсорных эталонов – величина, цвет, форма с умственно отсталыми детьми, проживающих в ДДИ»

В статье представлена методика по форированию сенсорных эталонов -  величины, цвета и формы....

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предлагаю вашему вниманию доклад на тему: "Формирование сенсорных эталонов детей раннего возраста в игровой деятельности"...

Тип занятия: «Формирование сенсорных эталонов» Лексическая тема: «Дикие животные» Группа: Старшая

Тип занятия: «Формирование сенсорных эталонов»Лексическая тема: «Дикие животные»Группа: Старшая Цель: Формирование и закрепление представлений и знаний о сенсорных эталонах цвета, формы и величины.Акт...

Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста

Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...