Мастер - класс для педагогов "Девочки и мальчики. Два мира"
консультация

Оксана Владимировна Зырянова

Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

«Девочки и мальчики. Два мира»

 (Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада)

1 слайд Добрый день уважаемые коллеги. Приветствую Вас на мастер-классе по теме: «Девочки и мальчики. Два мира».

И нашу встречу хочу начать со слов из восточной легенды: «Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…»

.2 слайд Гендер - что это такое?

Может, это мандарины?

Может, это чья – то шляпа?

Или чей ни будь зверек?

И зачем нам нужен гендер?

Чтобы разводить цветочки?

Рассадить их по горшочкам

Или посадить в чулок?

Гендер – это мама с папой,

Это милые детишки

Это платья и штанишки,

Гендер – это наша жизнь!

Это сила, это храбрость,

Это нежность и отважность

Очень разных двух миров.

Гендерное воспитанье

Важно для образованья.

Важно, чтобы быть счастливым

Гендер – это наша жизнь!

Что такое гендерное воспитание?

В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания.

 Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами, а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.

«Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны!»

2.Теоретическая часть. « Первый вопрос, который мы с Вами рассмотрим «Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание?»

Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка. Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин - около 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков.

 Содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не мальчиков и девочек того или иного возраста. Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместимость” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту.  Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. Но женщина по определению не может правильно воспитать мальчика, т.к. у нее другой тип мышления. Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

.Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Предлагаю вашему вниманию короткий фильм «Гендерное воспитание детей в детском саду». Педагог мотивирует участников на игру:  Замечательная песенка! Вам нравится? Вижу  добрые улыбки. Предлагаю вам поиграть.  Обратите внимание, у вас на каждом стульчике лежат листочки- рекомендации на которых нарисована картинка мальчик – девочка. Разделимся на 2 команды, первая команда-у кого девочка и вторая команда –у кого мальчик.

1. Разминка. Отгадывание загадок.

Уважаемые, коллеги, попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».

  • Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
  • Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчонка).
  • Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только (мальчики).
  • Болтали час без передышки в цветастых платьицах (сестрички, девчонки).
  • При всех помериться силенкой конечно любят лишь (мальчонки).

Молодцы!

2. Игра с «Черты характерные для мальчиков и для девочек»

Используя карточки, на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, расположить  их на магнитной доске.

Подведение итогов: Вы видите, что многие черты характера одинаково присущи как мальчикам, так и девочкам. Потом что современное общество требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь, заботиться о близких.

Женские качества: любовь, чистота, верность, кротость и смирение, целомудрие, обаяние, женственность, милосердие, красота, нежность, доброта, скромность, изящество, мягкость, ласка.

Мужские качества: Мудрость, воля, целеустремлённость, решительность, сила, забота мужчины о женщине, мужество, храбрость, ответственность, смелость, надёжность, самоуважение, тактичность

3. Сказочная викторина «Сказки про девочек» - на вопросы отвечают мальчики.

1) Как звали девочку из сказки «Три медведя» (Машенька)

2) Как зовут невесту Пьеро? (Мальвина)

3) Какая девочка появилась в чашечке цветка? (Дюймовочка)

4) Кто из героинь сказок носил хрустальные туфельки? (Золушка)

5) Как зовут девочку, ищущую дорогу в Изумрудный город? (Элли)

6) Какое имя было у девочки из сказки «Снежная Королева?» (Герда)

Сказочная викторина «Сказки про мальчиков». - на вопросы отвечают девочки.

1) Кто победил Кощея Бессмертного? (Иван Царевич)

2) Как звали собаку куклы Мальвины? (Пудель Артемон)

3) Какой герой любил кататься на печи? (Емеля)

4) Кто из лесной чащи помогал Ивану Царевичу? (Серый волк)

5) Как зовут доброго доктора, лечащего зверей? (Доктор Айболит)

6) Знаменитый кот из деревни Простоквашино? (Кот Матроскин)

4. А сейчас, я вам хочу предложить Дидактическую игру « Волшебный цветок».

В которую очень любили играть мои воспитанники.

« За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Цели:. Формирует у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Ход игры: (пояснение педагога) Я прошу вас встать вокруг стола. Представьте, что вы воспитанники моей группы.

«Ребята в волшебной стране где все ребята жили дружно появилась злая фея и поссорила всех ребят. Чтобы мальчики и девочки в этой волшебной стране помирились и научились понимать и ценить друг друга. Нам нужно сделать цветок дружбы. Для этого нужно каждому по очереди взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика и собрать цветок. Я начну: доброта… Вот какой Волшебный цветок у нас получился. Но если мы не будим стремиться к этим положительным качествам, то наш цветочек опять погибнет»

Как мы поняли что формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе,

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки.

5. Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики. Назовите сюжетно-ролевые игрыв которые чаще всего играют девочки. Назовите сюжетно-ролевые совместные игры для мальчиков и девочек.

6 Игра-соревнование «Назови любимые игрушки»

Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.

 Вопрос коллегам:

 Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек? НЕТ.

Обобщение: мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мир.

По окончанию игры , воспитатель подводит итоги:
- Дорогие коллеги, я думаю. Что наш мастер- класс оказался полезным для вас. Надеюсь, что вы теперь знаете, что такое гендерный подход и как его реализовать при воспитании своих детей и детей в детском саду. Но самое главное, что мне хотелось бы сказать: никогда не забывайте , что главное в нашей жизни – это семья. Ведь карьера не ждет дома, слава не утрет слезы, и свобода не обнимет ночью…

Раздача участникам  памяток «Рекомендации по воспитанию девочек»; «Рекомендации по воспитанию мальчиков».

Спасибо всем за внимание, плодотворную работу и приятное общение!

Завершить свое выступление я хотела бы притчей о воспитании

Притча  «О воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает.. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Разумное сочетание любви, ласки и строгости способствуют воспитанию нормально социализирующейся личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Мальчики и девочки - два разных мира"

Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить. Девочка – это будущая женщина. Девочки, желающие стать прекрасными дамами, не кричат, не ругают...

Мастер-классдля воспитателей "Давайте жить дружно!"

Мастер-классТема: «Давайте, жить дружно!»Ф.И.О. – воспитатель Камышанская Инна АнатольевнаДата проведения: 28.10.2016г.Цель мастер-класса: объединение педагогического коллектива, фор...

Мастер-классдля детей и родителей "Я и мой ребёнок"

Укрепление отношений между родителем и ребёнком, сформировать позитивную коммуникацию....

Мастер-класс по теме "Мальчики и девочки - два разных мира"

Способствование к благоприятному протеканию процесса поло ролевой социализации мальчиков и девочек,и формированию начал мужественности и женственности у дошкольников. Рассуждение о том, чем отличают...

Мастер-классдля педагогов ««Использование метода кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»»

Знакомство участников мастер-класса с методом кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста. Представить модель кинезиологического тренажера. Повысить мотивацию педагога к овладению нетради...

Мастер-классдля родителей Подкова счастья на удачу

Сегодня на мастер – классе, мы поговорим о народных поверьях, приметах, суевериях и славянских оберегах. Вы узнаете, как сделать оберег своими руками. Познакомитесь с основными правилами изготов...

Мастер-классдля родителей «Экспериментирование с разнообразными Материалами» Старшая группа.

Цель: Показать родителям разнообразные видыэкспериментирования с бумагой, картоном, водой.Задачи:1. На примере опытов показать, как можно экспериментировать вместе сдетьми.2. Развивать познавательный ...