Проект "Снеговик - наш друг"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Надежина Александра Евгеньевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_negovik_chistyy.docx409.08 КБ

Предварительный просмотр:

Плотинновский детский сад,

филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад №189 «Солнышко»

Проект «Снеговик – наш друг»

для детей младшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности от 2 до 5 лет.

Подготовила: воспитатель

младшей разновозрастной группы

общеразвивающей направленности

Надежина Александра Евгеньевна

2022 г

Раскраснелась детвора —

Накатала три шара!

Друг на друга их сложили,

И ведро нагромоздили.

Нос — морковка, уголь — глазки,

Снеговик из детской сказки!

Руки — ветки, рот — конфета…

 Пусть стоит теперь до лета

Актуальность проекта:

Зима - любимое время года для детей: покататься на санках, лыжах, коньках, поиграть в снежки, и конечно слепить снеговика. Снеговик стал символом детских игр и забав. Пожалуй, снеговик является самым популярным зимним сказочным героем. Он встречает нас в начале зимы, помогает провести новогодние праздники и зимние каникулы, и прощается  зимой снеговик вместе с нами. В каждом дворе, на каждом участке, и даже в каждом доме стоит снеговик.

Дети в восторге от этого зимнего гостя. Наверное, еще и потому, что его так легко воплотить в своем творчестве: нарисовать, слепить, вырезать и наклеить.

В ходе данного проекта дети будут узнавать о зимнем времени года, русских традициях, елке, но основные загадки раскроются перед детьми именно о Снеговике: откуда он взялся, почему у него такая форма, может ли быть снеговик не из снега, почему у него нос морковкой, и почему он тает. Данный проект поможет разбудить детскую фантазию и творчество.

Цель проекта 

Приобщение к культуре зимних забав, праздников, традиций, развитие познавательных и творческих способностей детей.

Задачи

Познакомить детей с историей образа Снеговика, с разнообразием зимних забав.

Дать детям элементарные представления о природном объекте - воде, её превращениях в снег, в лёд.

Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.

Развивать художественно-эстетические навыки.

Развивать наблюдательность у детей.

Обогатить словарный запас детей по данной теме.

Вовлечь родителей в проект.

Участники проекта: дети 2-5 лет, воспитатели, родители.

Сроки реализации: краткосрочный 2 недели (10.01.2022 - 21.01.2022)

Ожидаемый результат:

  • актуализированы знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года;
  • развит интерес к исследовательской деятельности;
  • обогащен словарный запас детей по теме;
  • приобщены родители к творческой работе с детьми, укреплен интерес в сотрудничестве с детским садом.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

1. Постановка цели, задач.

2. Изучение методической литературы.

3. Подбор пособий для работы с детьми

4. Выбор основных мероприятий

5. Выбор форм работы с родителями.

6. Определение ожидаемого результатов.

Практический.

1.Составление консультаций, рекомендаций.

2.Выставка коллекции снеговиков

3.Беседы, наблюдения, образовательная деятельность с детьми.

4.Творческие задания для родителей и детей.

5.Игровая, трудовая, продуктивная деятельность.

Заключительный.

Выставка «Парад снеговиков».

Развлечение «Снеговик в гостях у детей».

План реализации проекта:

Практический этап.

- Конспект НОД по ознакомлению с историей появления Снеговика.

Беседа на тему: «Зимушка -  зима».

Цель: закреплять признаки зимней погоды.

- Беседа: «Зимние забавы».

Цель: познакомить с разнообразием зимних забав. Показ иллюстраций, рисунков с изображением зимы.

Чтение художественной литературы о зиме, о снеговике.

Чтение и заучивание стихотворения «Звёздочка-малютка».

Наблюдение на прогулке. «Снегопад».

Цель: познакомить детей с сезонным явлением — снегопадом.

Опыт №1 «Снег и его свойства».

Цель: знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный – из него можно лепить.

Лепка «Снежки для снеговика».

Цель:  продолжать учить  детей (младший возраст), закреплять (средний возраст)  раскатывать комок пластилина круговыми движениями, соединять комки вместе, создавая снеговика.

Рисование «А у нашего двора Снеговик стоял с утра».

Цель: учить рисовать предметы круглой формы, учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из несколько частей, закреплять навыки закрашивания круглой формы кистью.

Аппликация – игра «Друзья для снеговика».

Цель: вызвать интерес к изображению снеговика, дать наглядное представление о «части и целом» (Снеговик –целое, снежки-части).

Чтение сказки: «Путешествие маленькой Снежинки».

Подвижная игра «Снег кружится» (по стихотворению А.Барто).

Цель: научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Домашнее задание: просьба принять участие в выставке творческих работ детей и родителей на тему «Парад снеговиков».

Цель: объединить действия родителей и детей, для создания творческой работы.

2 неделя

Опыт № 2 «Что такое снег?»

Цель: формировать представления о физических свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что в тепле снег тает, превращается в воду.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов, открыток, сюжетных картинок на тему «Снеговик».

Подвижная игра «Выпал беленький снежок»

Цель: развитие двигательной активности, умение двигаться в соответствии со словами песни.

Рисование «Снеговик» в нетрадиционной технике.

Цель: учить рисовать круги (большой, средний и маленький), отрабатывать нетрадиционную технику рисования «мятой бумагой».

Опыт № 3 «Лёд и его свойства».

Цель: продолжать формировать представления у детей о физических свойствах воды.

Игра - экспериментирование «Разноцветные льдинки».

Цель: формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через эксперимент.

Спортивное развлечение «Снеговик в гостях у ребят».

Заключительный этап.

Оформление выставки совместных творческих работ «Парад Снеговиков».

Цель: приобщить родителей к творческой работе с детьми, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Конспект НОД по ознакомлению с историей появления Снеговика
Цель:
Образовательные:
Осуществление знакомства со сказочным персонажем «Снеговик».
Закрепить в сознании детей мысль о том, когда и откуда появился «Снеговик».
Воспитательные:
Воспитывать любознательность.
Развивающие:
Обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «снеговик», «снежный ком», «круглый», «холодный», и т. д. Воспитание нравственных и эстетических чувств.
Материал:
Иллюстрации с изображением Снеговиков, репродукции зимы и прослушивание музыкальных произведений на данную тему.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы познакомимся с удивительным сказочным существом. Хотите узнать кто это? Тогда вам необходимо отгадать загадку про него:
«Появился во дворе, он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной, у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык – наш приятель …».
Дети (хором):
Снеговик
Воспитатель:
- Правильно.
Ребята, а в какое время года вы лепите снеговиков?
Дети:
Зимой
Воспитатель:
А вы знаете, что у Снеговиков есть даже праздник. 18 января – Международный день Снеговика.
Такая отличная идея пришла в голову одного коллекционера из Германии. Он начал еще юношей собирать изображения снеговиков. У него скопилось более трех тысяч картинок, а это очень много! И все это – Снеговики! И вот этот коллекционер предложил отмечать День рождения Снеговика в середине января.
Он размышлял так:
- Во-первых, в это время во многих странах есть снег.
- Во-вторых, число 18 похоже на Снеговика, который держит в руках метлу.
- Кроме того, Снеговик может стать символом бережного отношения к природе. Символом сохранения белизны снега.
- Снеговиков любят все — и взрослые, и дети. И Снеговика знают даже там, где снега нет!
Так что во всем мире может справляться День Снеговика
Кто такой снеговик и почему его так назвали? По одной из легенд, снеговики – это ангелы. Ведь снег – это дар неба. А если снеговик – это ангел, то он может передавать Богу просьбы людей. Делали это так - лепили маленького снеговичка из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.
Как вы думаете, а давно ли люди стали лепить снеговиков?
Дети:
Давно.
Воспитатель:
Веселая зимняя затея – лепка снеговиков известна людям уже не одно столетие. Если верить старинному преданию, то первые снеговики изображались недобрыми свирепыми снежными существами больших размеров. Это не случайно, ведь в те давние времена зимы были с сильными морозами и вьюгами и приносили людям немало хлопот.
Но потом снежные создания «подобрели» и вскоре стали символом Рождества и Нового года.
Дети. давайте поиграем?
Физминутка
– Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладоши,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Ножки тоже мы согреем,
Не боимся мы метели
Топ-топ, топ-топ.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки покружились,
(кружатся)
Снова греем мы ладошки,
Вместе с ними наши ножки,
Хлоп-хлоп, топ-топ,
Вместе встретим Новый год.
Воспитатель:
Снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. Например, нос в виде морковки прикрепляли как просьбу о хорошем урожае овощей на следующий год. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в доме. А еще у Снеговика есть подружка Снегурочка. Она изображается в образе маленькой девочки, иногда – девушки. В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний
праздник более ярким и радостным.
Любой ребёнок отлично знает, как сделать снеговика своими руками, после первого же снегопада на улицу выбегает детвора и принимаются катать снежные комы, так как
создание снежных фигур остается любимым зимним занятием детей и взрослых.
А вы любите лепить снеговиков?
Дети:
Да.
Воспитатель:
А теперь давайте вместе потанцуем и послушаем песенку «Снеговик – нос морковкой».

Беседа «Зимние забавы».

Цели: уточнение представления детей о зиме, зимних играх и забавах.

Задачи:

-расширить представления детей о зимних забавах (катание на санках, на лыжах, коньках, умение слепить и украсить снеговика; игра в хоккей); уточнить знания детей о зиме, зимних месяца.

- развивать умение составлять связный рассказ о зимних забавах, играх; развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память, активность; совершенствовать грамматический строй речи.

- воспитывать усидчивость, умение выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: Кукла маша, картинки зимние забавы, музыка для дыхательной гимнастики и для игры.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

На юг уж птицы улетели,

Пришли морозы и метели.

Стоят деревья в серебре,

Мы лепим крепость во дворе.

Воспитатель: О каком времени года эта загадка? (О зиме.) Ребята, а какие признаки зимы вы знаете? (холодно; идет снег; солнце светит, но не греет; дует холодный ветер; деревья и кусты без листьев; птиц мало; люди ходят в теплой одежде).

- Как мы назовем явление природы, когда снег падает? (Снегопад).

- А если снега намело огромную кучу. Как мы ее назовем? (Сугроб)

- А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Метель, вьюга).

- Сколько месяцев у зимы? Какой первый месяц зимы? Какой последний?

Пальчиковая гимнастика.

Маленькая снежинка села на ладошку - Дети показывают снежинку

Я ее поймаю, посиди немножко. Накрывают ее ладошкой

Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики

Отпускаю полетать. Дуют на снежинку

Дети кладут снежинку на другую ладошку и игра повторяется.

- Молодцы! (стук в дверь)

Воспитатель: Ребята к нам кто - то пришел.

(воспитатель заносит куклу Машу из мультика «Маша и медведь»)

Маша: Здравствуйте ребята! (дети здороваются)

Воспитатель: Маша, что с тобой случилось, ты почему плачешь?

Маша: Я хожу к мишке каждый день в домик, а он все спит и спит, и я никак не могу его разбудить. А мне скучно, на улице зима, и я не знаю, во что мне поиграть.

Воспитатель: Маша, так ты сама сказала, что на улице зима, а медведи зимой спят. А за что же мы так любим зиму? Давайте, ребята, расскажем Маше, что можно делать зимой, как можно весело проводить время. Присаживайся с ребятами на стульчик.

Беседа по картинке «Зимние забавы».

Воспитатель: Посмотрите на сюжетную картинку и скажите, что на ней нарисовано (картинка «Дети лепят снеговика»).

-Дети надели теплую одежду, и вышли на прогулку. Чем заняты дети на прогулке? Какой получился снеговик? Кто прилетел посмотреть на снеговика?

А теперь отгадайте загадку.

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой (лыжи)

Показ картинки «Дети катаются на лыжах».

– Кто нарисован на картине?

– Что делают ребята?

Ребята надели спортивную одежду, чтобы удобно было кататься на лыжах.

Отгадайте еще одну загадку.

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие (коньки)

Показ картинки «Дети катаются на коньках».

– Посмотрите на картину

– Кого вы видите на картине?

– Что делают дети?

– Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка. Чем должна быть покрыта эта площадка?

Воспитатель: Следующая загадка:

А на горку всегда.

Сам пешком я хожу.

И коня своего.

За веревку вожу.

– Посмотрите на картину (картинка, где дети катаются с горы на санках, играют в снежки)

– Что делают ребята?

– С горы на санках надо осторожно кататься, чтобы не упасть, как эта девочка и ничего себе не повредить.

-Посмотрите, а во что еще играют дети (в снежки). Да это очень интересная зимняя игра.

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами отправимся на прогулку и поиграем в снежки? И Машу с собой возьмем.

В этой одежде мы свами сможем пойти гулять? (нет)

-Давайте с вами оденемся.

Игра – имитация

«Одеваемся на прогулку».

Цель: учить детей выразительным движениям и жестам, мимике; развивать

воображение, творческие способности.

Давайте наденем с вами валенки, шапки, шубки, рукавички и пойдем на улицу. (Дети «имитируют» процесс одевания валенок, шубки, шапки, рукавичек или перчаток).

-А теперь отправляемся на прогулку.

Мы пойдем сейчас гулять (шагают на месте)

И в снежки будем играть

Раз, два, три (хлопают)

Мы на улицу пришли.

Воспитатель: А какой чистый воздух на улице. Давайте подышим морозным воздухом. (Дыхательная гимнастика под музыку)

Подышали, а теперь поиграем в снежки.

(Дети под музыку имитируют кидания друг в друга снежками)

-Весело поиграли? Ну, что теперь нам нужно возвращаться группу.

Раз, два, три

В группу мы пришли.

-Присаживайтесь на стульчики.

(Дети имитируют раздевания с прогулке)

Маша: Ребята, спасибо, я столько игр теперь знаю, и мне будет не скучно зимой. Побежала я играть. До свидания, ребята.

Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что понравилось? Кто приходил в гости?

Беседа на тему «Зимушка-зима»

Цель. Уточнение представления детей о признаках зимы.

Задачи.

Образовательная.

Учить детей замечать изменения в природе.

Развивающая.

Развивать связную речь, внимание, память, мышление.

Воспитательная.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Предварительная работа: беседы с детьми о зимних развлечениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литература о зиме.

Материал к занятию: картинки - санки, лыжи, коньки, снеговик, снежинки.

Ход беседы.

Собираю детей вокруг себя. Читаю стихотворение

"Закружили метели

песни вьюга поёт

До весенней капели

вся природа заснёт.

Вместо зелени-снег

на деревьях, кустах

И не видно в полёте

наших маленьких птах.

Холод, песни, метели,

и дорога пуста

И закованы реки

в прочный панцирь из льда. "

(Л. Кочергина)

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворение? (о зиме)

Почему вы так решили? Ответы детей.

О каких зимних приметах говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

Действительно, зимой и солнышко светит мало, и морозно, и быстро темнеет, но все же зима – замечательное время года. Зимой можно интересно и весело проводить время. Давайте вспомним о зимних развлечениях. Чем можно заниматься зимой? Ответы детей (зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, лепить снеговиков).

Соответствующие картинки прикрепить на фланелеграф (санки, лыжи, коньки, снеговик)

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру: я буду говорить слова, а вы называть их ласково:

Снег – снежок

Зима – зимушка

Снежинка – снежиночка

Горка – горочка

Санки – саночки

Снеговик – снеговичок

Льдинка –льдиночка

Молодцы!

Физкультфминутка

Воспитатель. Давайте, слепим с вами снеговика. (Дети встают около стульчиков)

1. Лепим мы снеговика -

(Дети показывают всё, о чём говорят)

2. Шляпу, нос, глаза, бока.

3. Он не мал и не велик

Приседают, встают.)

4. Вышел славный снеговик -

(Руки на пояс ставят, повороты корпусом влево- вправо)

На фланелеграфе выложить снеговика и снежинки (Обращаю внимание детей).

Вот какой получился снеговик, а вокруг него снежинки.

Воспитатель:

Белые мохнатые

Лёгкие снежинки

Тихо с неба падают

Будто бы пушинки….

Раздать детям снежинки на развитие дыхания и предлагаю дуть на снежинки

Заключительная часть.

Скажите, о каком времени года мы сегодня говорили? Какие приметы зимы вы знаете? (стало холодно, идёт снег, солнце светит редко, дни стали короче). Вспомните о зимних развлечения. Чем можно заниматься зимой? Кого мы с вами собрали? Молодцы ребята? Можете поиграть.

Рассматривание иллюстрации

Цель:
Помочь детям понять содержание иллюстрации, охарактеризовать персонажей; воспитывать умение слушать рассказ воспитателя, составленный по иллюстрации, обогащать словарный запас. Научить детей составлять короткий рассказ по иллюстрации.
Задачи:
Обучающие:
- учить составлять короткий рассказ по иллюстрации, соблюдая последовательность;
- активизировать и обогащать словарный запас;
Развивающие:
- развивать связную речь детей с опорой на наглядный материал;
- развивать познавательный интерес, умение выражать свою мысль;
- активизировать в речи пространственные предлоги (перед, на, за, под)
- обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года;
- вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово.
Воспитательные:
- вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал:
Иллюстрация картины «Дети лепят Снеговика»;
Большой грузовик с ведерком, лопатка, веточка, морковка.
Ход занятия:
Воспитатель ввозит в группу грузовик с атрибутами для игр зимой.
Воспитатель:
- Ребята! Посмотрите, к нам приехал грузовик. А что он нам привез?
Дети:
Ведерко, лопатку, веточку и морковку.
Воспитатель:
- Как вы думаете, зачем нам могут понадобиться зимой эти предметы?
Дети:
Лопатка – чтобы чистить снег. А в ведерко его можно собирать.
Воспитатель:
- В какие игры мы с вами можем играть на прогулке, когда на участке лежит снег?
Дети:
Кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика.
Воспитатель:
Правильно. А веточка и морковка нам понадобятся при лепке Снеговика.
Воспитатель:
- «Когда на участке детского сада, в парке, во дворах домов много снега, дети и взрослые с удовольствием лепят … Кого?
Дети:
Снеговиков.
Воспитатель:
Очень красивый снеговик на картине, которая называется «Дети лепят Снеговика».
– Что мы о нём можем сказать? Он какой?
Дети:
Большой, толстый
Воспитатель:
- Что у него на голове?
Дети:
Шляпа
Воспитатель:
-Какой нос у Снеговика?
Дети:
Морковка
Воспитатель:
-Какие глаза?
Дети:
Черные
Воспитатель:
- Кого еще мы видим на картине?
Дети:
Мы видим детей.
Воспитатель:
- Что делает девочка в зеленой курточке и красной шапочке?
Дети:
Делает Снеговику рот.
Воспитатель:
- А что делает мальчик в синей куртке?
Дети:
Делает Снеговику руку из веточки.
Воспитатель:
- Во что одета девочка с, сидящая на коленях?
Дети:
Она одета в голубую тёплую курточку, в оранжевую шапочку, в шарф и перчатки.
Воспитатель:
- А что она делает?
Дети:
Лепит ком.
Воспитатель:
- Кого еще мы видим на картине?
Дети:
Собаку, котенка.
Воспитатель:
- Что принесла собака в зубах?
Дети:
Веточку для Снеговика.
Воспитатель:
- Как вы думаете, Снеговик грустный или веселый?
Дети:
Веселый.
Воспитатель:
Правильно. Он веселый. Его красиво одели, кругом много снега, деревья и кусты все в снегу. А сейчас мы с Вами немного отдохнем.
Физминутка:
Снег, снег, снег, белый снег

(встают, взмахивают руками).
Кружит, падает на всех.
Дети все на лыжи встали

(имитация ходьбы на лыжах).
Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили

(«рисуют» руками большой круг)
Снеговика мы смастерили

(«рисуют снеговика из трех комков).
Поиграли, полепили,
И к делам мы приступили

(проходят на свои места)
Воспитатель:
Ребята, хотите послушать рассказ об этой картине?
Дети:
Да
Воспитатель:
«Наступила зима. Выпал пушистый, но мокрый снег. Дети слепили снеговика. Замечательный Снеговик получился: большой, толстый, веселый и красивый. Глаза у него черненькие, нос – длинная морковка, на голове шляпа с красной ленточкой. Вместо рук дети вставили Снеговику веточки, надели на него нарядную жилетку и приготовили разноцветный шарф, чтобы повязать его на шею Снеговику. Даже собака помогала детям лепить Снеговика, а котенок радостно веселился». Ребята вам понравился рассказ?
Дети:
Да
Воспитатель:
Ребята, а чем мы с вами сегодня занимались?
Как картина называлась?
Еще что мы с вами делали?
Занятие окончилось.
Все молодцы!

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Опыт № 1 «Снег и его свойства»

Цель: Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый,  холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный – из него можно лепить.

Материал: снег в тазике.

Ход, содержание опыта: принести в группу снег. Предложить потрогать рукой - снег холодный или тёплый? Предложить детям слепить комочек – не лепиться, рассыпается. Оставить на несколько минут, снег становится мягким и влажным и из него уже можно слепить комочки.. Сделать вывод о том, что снег лепиться только тогда, когда он влажный.

Опыт № 2 «Что такое снег?»

Цель: формировать представления о физических свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что в тепле снег тает, превращается в воду.

Материал: снег, тазик, морковка, камешки.

Ход, содержание опыта: Принести с прогулки снег и слепить снеговика. Оставить его в гостях, в группе.

Вечером, после сна дети решают поиграть со снеговиком. Но его нет, после него осталась вода, нос-морковка и глаза- камешки. Рассмотреть воду, обратить внимание детей на грязь на дне ванны. Сделать вывод, что от тепла снег тает и превращается в воду, что снег – это тоже вода, но в другом качестве, помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.

Предложить воду вынести на улицу и завтра посмотреть, что с ней произойдёт.

Опыт № 3 «Лед и его свойства»

Цель: Продолжать формировать представления у детей о физических свойствах воды. Подвести к пониманию того, что вода имеет свойство замерзать, превращаясь в лёд (твёрдый, хрупкий, холодный, прозрачный).

Материал: замёрзшая вода в ёмкости (осталась от растаявшего снеговика).

Ход, содержание опыта: занести ёмкость с замёрзшей водой. Дети видят, что вода превратилась в лёд, вмёрзли в лёд: нос-морковка и глаза – камешки. ( Напомнить детям о снеговике, который растаял.). Почему? Дети пытаются ответить на вопрос - потому, что на улице холодно, мороз и водичка замёрзла. Предложить детям рассмотреть льдинку, потрогать её. Лёд холодный, твёрдый, но когда уронишь, может расколоться – значит он хрупкий. Сделать вывод, что лёд – это вода.

Игра – экспериментирование «Цветные льдинки»

Цель: познакомить детей со свойствами воды в жидком и твердом состоянии.

Задачи:        

• развивать умение наблюдать за объектом некоторое время;

• совершенствовать мыслительные процессы;

• показать как краска растворяется в воде

• закрепить знание цветов и их оттенков (желтый, красный, синий, зеленый, розовый, оранжевый, светлый, темный).

• изучить свойства воды,

• развивать интерес к экспериментальной деятельности;

воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: пластиковые стаканчики, краска, кисточки, салфетки, подносы.

Ход эксперимента:

Подготовительная часть:

Перед нами встала задача: «Как украсить участок, на котором гуляем?»

Воспитатель:  Давайте украсим свой участок цветными льдинками!

Дети:  Мы не знаем, как они делаются.

Воспитатель:  А мы сегодня начнём проводить эксперимент с водой!

Наш эксперимент будет называться: «Цветные льдинки».

Воспитатель объясняет детям их дальнейшие действия.

На участке из снега всегда сооружаем различные постройки: горку, пирамидки, снежные валы, животных.

Однажды слепили большущий торт. И решили его украсить, только под руками украшений не оказалось. Пришлось провести эксперимент и самим сделать разноцветные льдинки.

1 этап:

Дети сами выбирают цвета, которыми хотят раскрасить воду. С помощью воспитателя добавляют необходимое количество краски в стаканчик с водой, размешивают кисточкой жидкость до получения яркого окраса однородного цвета.

2 этап:

Выходим на улицу на участок. Оставляем стаканчики из пластика с цветной водой на холоде до полного замерзания. Ведем наблюдение за изменением состояния воды на улице в мороз.

3 этап:

Когда цветная вода превратиться в лед, осторожно вынимаем замерзшие льдинки из стаканчиков и размещаем их на снежных постройках, таким образом мы украсили «торт».

Украсили и стали играть в сюжетно-ролевую игру «Детский сад» (игровая ситуация: «День рождение»). Весело было водить хоровод и распевать про каравай!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Подвижные игры

«Выпал беленький снежок»

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем!

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем!

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем!

Мы потопаем, мы потопаем!

Мы похлопаем, мы похлопаем!

«Снег кружится»

Цель игры: учить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Материал: ободки с эмблемами снежинок.

Ход игры

Воспитатель спрашивает у детей: Какой снег? Дети отвечают: снег легкий, снег медленно падает на землю, если подует ветерок, он начинает кружиться.

Воспитатель мы сегодня будем играть в игру. Возьмите для игры ободки – снежинки. А теперь медленно покружитесь как снежинки. И повторяйте вместе со мной слова: «Снег, снег кружится, белая вся улица!» Воспитатель, показывая, жестом просить подойти детей поближе и говорит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок». Дети выполняют все действия произвольно, спокойно, а в конце медленно начинают приседать, снег ложится на землю. Воспитатель говорит детям: «Подул холодный, холодный ветер. Как дует ветер? Показывает: В-в-в! Дети повторяют за воспитателем: В-в-в! Затем воспитатель берет снег и дует на него:

«Разлетелись, разлетелись белые снежинки в разные стороны». После этих слов дети разбегаются в разные стороны и по всей площадке. По желанию детей игра повторяется три раза».

«Остановись возле снежка»

На площадке раскладывают снежки. Их должно быть на один меньше чем детей. Дети бегают врассыпную. По сигналу каждый должен остановиться возле снежка. У каждого снежка должен стоять только один ребѐнок. Тот, кто не нашѐл себе места, выбывает из игры. Игра повторяется до тех пор, пока не выявится победитель.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Аппликация – игра «Друзья для снеговика»

Цель: Вызвать интерес к изображению снеговика. Дать наглядное представление о «части и целом» (Снеговик – целое, снежки-части). Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. Развивать артикуляционный аппарат, воображение.

Материал: игрушка снеговик, половина листа голубого цвета, клей, кисти, детали для оформления снеговика.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель показывает игрушечного снеговика.

Воспитатель:  «Посмотрите, кто к нам пришёл.

Снеговик, снеговик

Появился во дворе,

Нос – морковкой,

И ведро на голове.

В гости к нам пришёл очень грустный снеговик, я предлагаю сделать друзей для снеговичка, чтобы ему не было скучно.

II. Основная часть.

Из каких частей состоит снеговик? (из кругов, ведра)

Сколько белых кругов нам понадобиться? (Три).

Какого размера самый нижний круг? (большой).

А на нём? (поменьше, это туловище).

А самый верхний круг, какого размера? (маленький, это голова.).

Что у снеговика на голове? (ведро).

Я раздам вам детали, из которых мы будем делать снеговиков. Выложите снеговика на листе бумаги.

Рассмотрев из чего же состоит снеговик ( из 3 комочков – большого, поменьше и маленького), какого цвета (белого), воспитатель поясняет, как нужно намазывать детали и приклеивать на бумагу, координирует действия детей.

Дети включаются в работу.

III. Физкультминутка.

Пальчиковая игра «Что мы делали»

Раз, два, три, четыре, пять,  

(Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«Идти» по столу указат. и средним пальчиками)

Бабу снежную слепили,      

(Лепить комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

 (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(Вести указательным пальцем правой    руки по ладони левой)

А ещё в снегу валялись.        

( положить ладошки на стол то одной , то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.  

(Потрясти ладошками)

Съели суп и спать легли.  

(Движение воображаемой ложкой, руки   под  щёку).

                       (Н.Нищева)

IV. Логопедическая игра «Погреем ручки»

Воспитатель: «Пока мы с вами гуляли и делали снеговиков, ваши ручки совсем замёрзли. Давайте их погреем. «Х-х-х» Педагог показывает, как правильно нужно дуть на руки, сжатые в кулачки. Дети повторяют звук и движения за педагогом.

Воспитатель: чтобы совсем согреться, съедим вот такие горячие толстые пирожки (надувает щёки). Ой, какие горячие, даже руки обожгли. Подуем на ручки: «Фу-у-у». Педагог и дети дуют на руки, держа их ладошами вверх.

V. Итог занятия.

Воспитатель: «Посмотрите, какие появились замечательные друзья у нашего снеговика. Теперь он не будет грустить, а будет веселиться вместе со своими друзьями - снеговичками».

Рисование «А у нашего окна, снеговик стоял с утра»

Цель: формирование изобразительных навыков детей в рисовании предметом круглой формы.

Задачи:

- учить передавать в рисунке строение предмета из нескольких частей

-закрепить умение правильно держать карандаш;

-учить детей рисовать круги;

-воспитывать у детей желание работать в коллективе не мешая друг другу;

-развивать воображение, логическое мышление, воспитывать любовь к друзьям.

Предварительная работа:

лепка снеговиков, снежные комки разной величины, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

Воспитатель: Предлагает детям вспомнить, как они на прогулки лепили снеговика. Каких мы слепили снеговиков? Кто нам помогал? Ребята а какие снеговики? (ответы детей)

Воспитатель: ребята, послушайте загадку, про кого она догадайтесь.

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали и в миг

Получился (Снеговик)

(Дети Отгадывают загадку).

-Правильно! Это снеговик.

Воспитатель показывает детям картинку снеговика. Вмести с детьми рассматривают снеговика, какой он формы, цветом, какие глаза, нос.

Воспитатель: ребята а какое туловище снеговика? Какой он? Какая у снеговика голова? (ответы детей)

Воспитатель: Снеговику весело на улице много ребят, они играют возле снеговика, водят хороводы. А ночью снеговику грустно.

А почему грустно? (ответы детей)

Физкультминутка «Лепим мы снеговика»

Лепим мы снеговика (имитация лепки снежков)

Из пушистого снежка.

Вот скатали первый ком, (наклонившись «катают ком снега»)

Вот такой большущий он. (разводят руками сверху через стороны вниз)

Ком второй чуть-чуть поменьше, (то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)

Третий-это голова. (чертят в воздухе круг)

Шляпа будет из ведра. (над головой ставят ладони, как крышу)

Нос – морковка, а глаза – (показывают пальцем нос, глаза)

Два весёлых уголька.

Всё, готов наш снеговик,

У него довольный вид.

Рот смеётся до ушей, (показывают пальцем рот)

Веселит он всех детей. (улыбаются)

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как мы можем помочь снеговику? Вы бы хотели, чтоб у него был друг, много друзей?

(ответы детей)

Воспитатель предлагает детям нарисовать снеговиков.

Воспитатель показывает рукой в воздухе круговые движения, маленький круг, побольше и большой. Давайте вместе нарисуем в воздухе.

Дети повторяют за воспитателем движения.

Воспитатель предлагает детям нарисовать на листочках снеговика.

Воспитатель: Ребята, чтобы снеговик вышел настоящим, красивым, сколько кругов (комков) нужно нарисовать?

Дети: три

Воспитатель: Они одинакового размера?

Дети: большой, меньше, маленький.

Воспитатель: Какой круг (ком) нарисуем первым?

Дети: большой

Воспитатель: Какой следующий круг? И последний какой круг?

(ответы детей)

Воспитатель предлагает детям нарисовать друзей для Снеговика.

Воспитатель: Я вижу, что вы нарисовали самых красивых снеговиков.

Во время рисования детьми снеговиков, воспитатель наблюдает за работой и помогает тем, кому это необходимо.

Итог

Воспитатель: Вот и готовы наши Снеговики! Теперь у Снеговика появились новые друзья, и ему не будет скучно! Спасибо ребята!

Пора подвести итоги, Чем мы с вами занимались? Чему вы научились? Сколько друзей у снеговика?

(Дети отвечают на вопросы)

По окончании занятия проводится выставка работ.

Лепка «Снежки для снеговика»

Цель: вызвать интерес детей к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с педагогом.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность;

Развивающие: развивать чувство формы, мелкую моторику;

Обучающие: учить лепить шар, раскатывая пластилин круговыми движениями в ладонях.

Предварительная работа: знакомство детей с зимними явлениями в природе, рассматривание изображений снеговика, лепка снежков на прогулке.

Оборудование: игрушка снеговика, пластилин белого цвета, картон голубого или синего цвета для фона, салфетки бумажные, коробка из-под конфет для оформления.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение В. Савончик

Он не мал и не велик,

Снежно белый снеговик.

У него морковкой нос,

Очень любит он мороз,

В стужу, он не замерзает.

А весна приходит – тает.

Что же делать, как же быть?

Как его нам сохранить?

Может белый холодильник,

Для снеговика купить?

Показывает игрушечного снеговика.

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел в гости?

Дети: Снеговик (рассматривают игрушку).

Воспитатель: Нашему новому другу очень скучно, как нам его развеселить?

Дети: Ответы детей (педагог подсказывает детям варианты ответов).

Воспитатель: поиграем с нашим снеговиком в снежки. Но из чего можно сделать снежки?

Дети: Из снега,

Воспитатель: Правильно, но в группе нет снега, сделаем снежки из пластилина.

Педагог ставит снеговика в коробку с синим фоном.

Дети садятся за столы, где для каждого ребенка организовано рабочее место.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили,

(«Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий,

(Чертим руками круг)

Очень гладкий,

(Одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий.

(Грозим пальчиком).

Воспитатель предлагает малышам взять кусочки пластилина белого цвета и покатать в ладошках, чтобы получились снежные комочки (показывает и помогает детям). Педагог лепит снежные комочки вместе с детьми, создают снежную композицию. Снежки прикрепляют к фону - картону голубого или синего цвета (крышке от конфетной коробки, так чтобы получилась пластилиновая рельефная картина.

Воспитатель: Какие мы молодцы, теперь наш снеговик точно не будет скучать, он будет играть в снежки которые мы с вами слепили.

Рисование солью «Снеговик» (нетрадиционная техника рисования)

Программное содержание: учить детей нетрадиционным способам рисования; развивать мелкую моторику, творческое воображение;

Задачи:

 - обобщить и систематизировать представления о зиме по основным и существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (мороз, метель, особенности жизнедеятельности животных в лесу; продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительным).

- развивать воображение, учить формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы; побуждать к поиску разнообразных средств выразительности;

-  воспитывать любовь к природе.

Материал: листы бумаги голубого цвета, соль, клей ПВА, вода, баночки для воды, гуашь, кисти, письмо, посылка.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Ребята, а вы любите зиму?

- Какие изменения происходят зимой в природе? (Зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце почти не греет. Реки и озера покрываются льдом, а земля снегом).

- Как зимуют растения? (Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки. Под снегом зимуют корни деревьев, растений).

- Почему мы не встречаем насекомых? (Насекомые спят, спрятавшись в трещины коры деревьев)

- Как зимуют дикие животные? (Белка и зайцы меняют шубки на зимние, белка на серый цвет, а зайцы на белый, так им легче спрятаться от врагов. Белка питается запасами орехов, грибов. Лиса охотиться на мышей. Медведи и ежики спят).

- А птицы которые остаются с нами, как одним словом можно назвать? (Зимующие)

- Верно, ребята. А вы любите играть? Расскажите, пожалуйста про свои любимые игры зимой. (Ответы детей)

Давайте поиграем со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)

С неба всё скользят пушинки – серебристые (снежинки)

На посёлки, на лужок всё снижается (снежок)

Вот веселье для ребят – всё сильнее (снегопад)

Все бегут в перегонки, все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)

Рядом снежная фигурка – это девочка (Снегурка)

На снегу-то посмотри, с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)

Воспитатель: Ребят, в вашу группу залетела снежинка. Не простая снежинка, а с загадкой. А вы любите отгадывать загадки (Да).

Тогда слушайте:

Воспитатель:

Замела я всё вокруг,

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела

И, на долго к вам пришла. (Зима)

СТУК В ДВЕРЬ

Воспитатель: Ребята, волшебница Зима прислала посылку и письмо.

«Дорогие ребята я посылаю вам волшебный снег. Этот снег не тает и будет долго радовать вас».

Воспитатель: Волшебный снег - это соль. (Воспитатель насыпает соль в тарелочку каждому ребёнку.)

Ребята кто из вас знает, что такое соль, где её используют?

Дети: Соль - это пищевой продукт. Используется в кулинарии.

Воспитатель: Рассмотрите её. Она состоит из кристаллов. В ней есть полезные минеральные вещества такие как йод. Поэтому соль полезна, но в меру. Большое количество соли может навредить человеку. Соль убивает микробы. Соль позволяет сохранить выращенные летом продукты в течение длительного времени. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. А ещё при помощи соли можно создать картины. И мы сейчас попробуем это сделать. Давайте порадуем зиму и нарисуем Снеговика.

Для этого мы с вами приготовим для работы наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежки»

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять! 

(загибать пальчики по одному)

Бабу снежную лепили 

(имитировать лепку комков)

С горки мы потом катались. 

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А еще в снегу валялись 

(класть на стол ладони то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, 

(отряхивать ладошки)

Съели суп, и спать легли. 

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку).

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель показывает последовательность выполнения работы. Дети наносят рисунок - контур клеем ПВА, кистью, после чего посыпают его солью (Воспитатель оказывает помощь в ходе рисования, хвалит).

Воспитатель: Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль на тарелочки.

Физминутка «Зимний лес»

Раз, два, три, четыре (шаги на месте)

Мы с тобой снежок слепили (показываем, как лепим снежок)

Круглый (руками показываем круг)

Крепкий (телом показываем «крепкий снежок»)

Очень гладкий (гладим воображаемый снежок)

И совсем – совсем не сладкий (качаем головой из стороны в сторону).

Раз – подбросим (смотрим вверх, подбрасывая воображаемый снежок)

Два – поймаем (приседаем, ловя воображаемый снежок)

Три – уроним (встаем, роняя воображаемый снежок)

И …. Сломаем (топаем ногами).

Воспитатель: Ребята, давайте раскрасим наш рисунок гуашью. Здесь особенное закрашивание. Нужно чтоб на кисточке было набрано как можно больше краски, и мы слегка касаемся кисточкой в нужных местах соли. Краска стекает и растекается по соли.

Воспитатель: Что нового вы узнали на этом занятии? Ребята, посмотрите, и скажите, каким сделала ваш рисунок соль? (Рисунок стал красивым, волшебным, необычным, сказочным.) Что напоминают крупинки соли? (Снег, сугробы). Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Стихотворения про снеговика

Снежно белый снеговик

Он не мал и не велик,
Снежно белый снеговик.
У него морковкой нос,
Очень любит он мороз,
В стужу, он не замерзает.
А весна приходит – тает.
Что же делать, как же быть?
Как его нам сохранить?
Может белый холодильник,
Для снеговика купить?

Снеговик из детской сказки

Раскраснелась детвора -
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили,
И ведро нагромоздили.

Нос - морковка, уголь - глазки,
Снеговик из детской сказки!
Руки - ветки, рот - конфета...
Пусть стоит теперь до лета!

Снежная баба

Мы снежную бабу слепили на славу. 
На славу, на славу, себе на забаву.
На нас она черными смотрит глазами, 
Как будто смеется двумя угольками.
Хотя и стоит наша баба с метлой, 
Но пусть не покажется вам она злой.
Ведро вместо шляпы надели мы ей… 
Со снежною бабой игра веселей.

Ком, комочек и комок

Что стоишь и ждёшь, дружок:
Ком, комочек и комок?
Угли — глазки, нос — морковка,
И метёлку держишь ловко.

Мне прекрасно здесь стоится,
В двери Новый год стучится,
Дедушка Мороз и вьюга
Лепят для меня подругу.

Лепим снеговика

Лепит с самого утра
Детвора снеговика.
Снежные шары катает
И смеясь, соединяет.

Cнизу самый крупный ком,
Чуть поменьше ком на нём.
Ещё меньше – голова,
Дотянулись мы едва.

Глазки - шишки, нос морковка.
Шапочку надели ловко.
Яркий шарф, в руках метла.
И довольна детвора.

Мы слепили снеговик.

Он не мал и не велик.

Носик из моркошки.

Вместо глаз — картошки.

Очень милый и смешной.

Привели его домой.

Поутру растаял.

Мыть полы заставил.

Раскраснелась детвора -

Накатала три шара!

Друг на друга их сложили,

И ведро нагромоздили.

Нос — морковка, уголь — глазки,

Снеговик из детской сказки!

Руки — ветки, рот — конфета…

Пусть стоит теперь до лета!

Что стоишь и ждёшь, дружок:

Ком, комочек и комок?

Угли — глазки, нос — морковка,

И метёлку держишь ловко.

Мне прекрасно здесь стоится,

В двери Новый год стучится,

Дедушка Мороз и вьюга

Лепят для меня подругу.

Заключение

Проект «Снеговик – наш друг» в нашем детском саду проходил с 10.01 по 21.01.22г. В ходе проекта дети смогли ответить на главный, интересующий их вопрос «Откуда взялся снеговик?». Узнали о разновидностях снеговиков, услышали сказки, рассказы об этих персонажах. В детском саду они лепили, рисовали, создавали самых разных снеговиков. Дети всесторонне исследовали снег: на прогулках и в группе в экспериментальной зоне, рассмотрели его, потрогали. Все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов. За это время дети наблюдали за снегопадом во время прогулки, рассматривали снежинки, сделали вывод, что снег холодный, тает на ладошке, послушали издаваемые снегом звуки (снег хрустит под ногами). В течение всего проекта дети с удовольствием и желанием играли в подвижные и речевые игры — научились соотносить собственные действия с действиями участников игры в соответствии с текстом. Дети познакомились с новыми художественными произведениями. Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный – тёплый.                 

Таким образом, благодаря проекту мы добились следующих результатов:

  • актуализировали знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года;
  • развили интерес к исследовательской деятельности;
  • обогатили словарный запас детей;
  • приобщили родителей к творческой работе с детьми, укрепили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу».

Тема встречи «Цветные ладошки» Применение нетрадиционных способов рисования в ИЗО деятельности....

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Игра-эксперимент "Как органы человека помогают друг другу"

Процесс развития исследовательского поведения - сложный, но управляемый. Именно система проблемного обучения, использование технологий детского экспериментирования позволяет успешно решать образовател...

Игра «Самый лучший домик» Цель: Взаимодействие детей друг с другом естественным образом, приобретение новых знаний не только о других детях, но и о себе. Выявление стратегии поведения. Осознания свое реальное «Я». Повышение самооценки и развитие по

 Я работаю   с детьми  в методике игровой психотерапии в течении двух лет, как в групповом фармате, так и в индивидуальном. Эта методика дает хорошие результаты. Я представляю од...

33 ШАГА НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ, ИЛИ КАК СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКУ!

практические рекомендации для родителей о взаимоотношениях со своим ребенком...

буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»

Буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»...