Конспект занятий в старшей группе «Экскурсия в цветочную оранжерею»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Нефедова Лариса Алексеевна

Знакомство детей с многообразием растительного мира, их строением и умением приспосабливаться к условиям внешней среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятий в старшей группе  «Экскурсия в цветочную оранжерею»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи образовательной деятельности

Виды ОД

Образовательные задачи

Развитие детской речи

  • Развитие навыка связной речи.

ФЭМП

  • Развитие навыка ориентировки в пространстве;
  • Закрепление знания формы и геометрических фигур.

Экологическое образование

  • Продолжение знакомства детей с многообразием растительного мира Земли, со значение растений, их строением и умением приспосабливаться к условиям внешней среды;
  • Закрепление знаний о стебле, листе, их функциях и видоизменениях;
  • Освоение действия построения моделей зависимости строения растения от условий жизни (на примере строения стебля от количества воды; строения листа от количества тепла и влаги);
  • Воспитание любви и бережного отношения к растениям, желания оказывать помощь;

Продуктивная деятельность

  • Развитие самостоятельности и творчества при выборе материалов и техник при изображении растений пустыни.

Подготовка к ОД

  • Подготовка воспитателя: презентация , письмо от хозяйки оранжереи.
  • Предварительная работа с детьми
  1. рассматривание тематического альбома,
  2. виртуальная экскурсия в оранжерею,
  3. уход за комнатными цветами группового помещения,
  4. рисование цветов разными способами (тычком, примакиванием, с использованием штампов, и т. д.),
  5. разучивание пальчиковой игры «Цветок»,
  6. знакомство со строением цветка, его частями,
  7. д/и «Собери картинку», лото «Цветы».
  • Оборудование и материалы

-Иллюстрации растений луга (василек, колокольчик, одуванчик, ромашка), водоема (лилия), джунглей (бегония, пальма, фикус, мангры, бамбук), пустыни (кактусы, лотос), комнатные растения в горшках, представители джунглей и пустыни (бегония, фикус, авокадо, кливия, сансевьерия, алоэ);

- Материал для изобразительной деятельности: краски, восковые мелки, бумага для рисования, цветная бумага, пластилин, вата, тонкие макароны.

- Ящик с песком; бревно, сделанное из трубы от линолеума; имитация каменистой пустыни (покрывало или нарисованная пустыня, или ящик с камнями).

Виды организации детской деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательная (формирование целостной картины мира)

  • Квест-игра «Путешествие по оранжерее»;
  • Создание макета «Пустыня»
  • Рассматривание строения цветов;
  • Определение зависимости окружающей среды (темп., влажность) на строение цветка (ствол, листья, цветы);
  • Д/и «Найди цветок»»: ведущий описывает цветок, а дети угадывают его и находят изображения из представленных иллюстраций.

Познавательная (ФЭМП)

  • Д/и «Пройди по мостику»: закрепление соотнесения формы предмета с геометрической фигурой.
  • Д\и «Следопыт»: определение цветка в пределах помещения используя маркеры ориентировки в пространстве

Коммуникативная (развитие речевой деятельности)

  • Разучивание считалки про кактус;
  • Составление рассказа о любимом растении в оранжерее по схеме.

Логика образовательной деятельности

(в прямой речи описать деятельность воспитателя и детей)

Структура

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Вводная

 часть

Воспитатель приносит детям письмо от хозяйки оранжереи с просьбой о помощи.

Ей пришлось уехать на несколько дней по делам. А ее ленивая помощница перенесла все растения в одно помещение, чтобы ей было легче ухаживать за ними. Теперь может случиться ...

Педагог спрашивает, что может произойти?

Дети высказывают свои предположения. (Да, может случиться беда. Ведь некоторые растения могут погибнуть, т.к. привыкли жить в определенных условиях. Одни растения любят влажный и теплый климат, другие – сухой. Некоторые растения не переносят жару).

Дети проявляют активность и инициативность

А вот следующая страница письма:

«В моей оранжерее несколько помещений, в каждом из них созданы разные условия жизни для разных растений. Ленивая помощница все растения перепутала, и сама теперь не знает, как правильно расставить все на свои места.

Только вы, ребята, сможете ей помочь разобраться.

В каждом помещении есть условные знаки, которые подскажут вам, какие условия там созданы для растений. Внимательно разберитесь!»

Ребята, поможем мы хозяйке оранжереи?

Дети активно отзываются на предложение педагога.

Воспитывается  любовь и бережное отношения к растениям, желания оказывать помощь;

Основная часть

В письме вот что дальше написано:

«Перед моей оранжереей есть небольшая лужайка, там под открытым небом растут некоторые из моих растений».

- Ребята, рассмотрите условные знаки и скажите, какие условия здесь созданы природой для растений?

Дети рассматривают модели: t средняя, влажность средняя

Осваиваются действия построения моделей зависимости строения растения от условий жизни (на примере строения стебля от количества воды; строения листа от количества тепла и влаги);

Педагог спрашивает: какие растения могут вырасти при таких условиях? Станция «Луг»

Игра «Найди цветок по описанию».

Дети высказывают свои предположения. (лист средний, стебель не толстый). Выставляются соответственные модели.

Ребята находят на «лужайке» картинки соответствующих растений.

Читается письмо дальше:

« Рядом с лужайкой есть небольшой пруд, там растут очень красивые растения».

Станция Пруд

- Как вы думаете, какие условия для жизни в пруду?

- Отгадайте загадку, какое растения здесь живет? (загадка о лилии).

- Блюдца и чашки по воде плывут,только чай из них никогда не пьют. - А почему у лилии выросли такие большие листья? (это водное растение, здесь много воды).

Дети высказывают свои предположения.

Дети отгадывают загадку. (водная лилия)

Дети рассматривают листья водной лилии, на что они похожи и почему у них такая форма.

Осваиваются действия построения моделей зависимости строения растения от условий жизни (на примере строения стебля от количества воды; строения листа от количества тепла и влаги);

Физминутка.

Дети проходят по «бревну» в оранжерею по геометрическим фигурам, на которые похожи листья водных растений.

Закрепляются знания формы и геометрических фигур.

Переходят на станцию Тропический лес.

-Какие условия здесь и какими будут растения при таких условиях?

Педагог предлагает найти растения и поставить их на место.

Игра «Следопыт».

Дети высказывают свои умозаключеия. (большая влажность, t – высокая, подбирают соответствующие модели-стебель средний, листья большие).

Дети активно вовлекаются в деятельность .

Осваиваются действия построения моделей зависимости строения растения от условий жизни (на примере строения стебля от количества воды; строения листа от количества тепла и влаги);

Развивается навык ориентировки в пространстве;

Читается дальше письмо: « А в последнем помещении у меня растут необычные растения. Отгадайте, какие?» Зачитывается загадка о кактусе и переходят на станцию Пустыня.

-А какие условия жизни в пустыне?

-Как кактусы приспособились к таким условиям? Какой у них стебель? Листья?

-А как вы думаете, когда в пустыне зацветают кактусы?

Дети выставляют условия: t – высокая, влажность низкая.

Дети ставят модель: толстый стебель, колючка.

Высказывают предположения ( после дождя)

Осваиваются действия построения моделей зависимости строения растения от условий жизни (на примере строения стебля от количества воды; строения листа от количества тепла и влаги);

Продолжается знакомство детей с многообразием растительного мира Земли, со значение растений, их строением и умением приспосабливаться к условиям внешней среды;

Давайте посмотрим, что хозяйка еще нам написала:

«Ленивая помощница не захотела ухаживать за кактусами, т.к. боялась уколоться. И отнесла их в цветочный магазин».

Похоже хозяйка очень расстроилась. Давайте ей сделаем сюрприз. Изготовим или нарисуем кактусы и другие растения пустыни из разных материалов. Это ее немного успокоит. А позже она вырастит новые кактусы для своей оранжереи.

Дети выбирают для себя вид деятельности и материал (рисование красками или мелками, лепка, украшение работ дополнительными элементами: цветы из бумаги, волоски из ваты, колючки из макарон).

Работы расставляются в большой ящик с песком. Получается макет пустыни.

Развивается самостоятельность и творчество при выборе материалов и техника при изображении растений пустыни.

Заключительная часть

-Давайте еще раз проверим, правильно мы выбрали растения для созданных условий (по моделям).

-Ребята, в благодарность за вашу помощь хозяйка оранжереи передала вам пакетик семян цветка Плюмия.

Дети проверяют схемы условий проживания растений в оранжерее.

Дети берут семена. Выражают благодарность хозяйке оранжереи.

Закрепляются знания о стебле, листе, их функциях и видоизменениях;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Экскурсия к мемориалу погибшим землякам»

Конспект занятия в старшей группе «Экскурсия к мемориалу погибшим землякам»Автор: Волчкова Тамара Эдуардовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11», г. РузаевкаОписание материала: ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. « Экскурсия в библиотеку».

ЗАДАЧИ: 1) формировать у детей реалистические  представления о труде                       взрослых людей;         ...

Конспект занятия в старшей группе Экскурсия к цветнику "Садовые цветы".

Знакомство детей старшего возраста с декоративными растениями цветника....

Конспект занятия в старшей группе «Роспись солонки цветочными узорами» (Полхов-Майдан)

Занятие направленно на знакомство детей с Полхов - Майданской росписью и на развитие художественного вкуса учащихся....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ МАТЕМАТИКИ»

формировать элементарные математические представления через использование игровых ситуаций разного содержания; развивать самостоятельность и инициативность детей....

Интегрированное занятие в старшей группе "Экскурсия в поликлинику"

Интересное занятие, в котором использована интеграция различных областей. В нем использованы многочисленные методы и приемы способные заинтересовать и развить ребенка....