Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной к школе группе
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Мухамадеева Оксана Раисовна

Вид проекта: групповой

Сроки проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители и воспитатели группы.

Цель проекта:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

 

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2.Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.   

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.                                                                                                                     

4. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.                                 

5. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по опытно – экспериментальной деятельности

«Юные исследователи».

Подготовительная группа

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной к школе группе

Вид проекта: групповой

Сроки проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители и воспитатели группы.

Актуальность:

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов взрослым, и не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». В процессе ознакомления с окружающим миром у детей возникает много вопросов к воспитателю. Учитывая современные требования личностно – ориентировочного подхода к ребенку, мы не должны оставить ни один вопрос без ответа.

Мотивы:

познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». «Узнать – научиться - познать».

Цель проекта:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2.Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.    

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.                                                                                                                    

4. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.                                  

5. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Форма работы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Структура проведения игры–экспериментирования:

Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

Подведение итогов, вывод;

Фиксация результатов;

Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; помощи;

познавательный мотив (почему так); ситуация выбора.

Средства: поисковые действия

Условия: постепенное усложнение – от простого к сложному, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Предполагаемые результаты:

Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

Создание единого инновационного пространства.

Чёткое выполнение поставленной задачи.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Этапы реализации проекта: 

1этап – Подготовительный

1. Анализ научной и методической литературы.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
3. Подборка опытов с описанием проведения. 
4. Организация предметно – развивающей среды. 

2 этап – Основной
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.

3 этап - Заключительный

Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.

Разработка рекомендаций «Берегите воду», «Что поможет сделать воздух чище?».

Выставка рисунков «Берегите природу!».

Модель трех вопросов по исследованию:

Где мы можем узнать?                                                                                        

Что мы знаем?                                                                                                      

Что мы хотим узнать?


Ожидаемый результат:
1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 
4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

1этап – Подготовительный

1. Анализ научной и методической литературы.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
3. Подборка опытов с описанием проведения. 
4. Организация предметно – развивающей среды. 

2 этап – Основной
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.

3 этап - Заключительный

Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.

Перспективное планирование

дата

Содержание работы

1.

        2.

        3.

4.

         5.

               6.

    7.

        8.

ВОДА

17.02.      20.02     25.02     27.02

20.02       25.02

                    17.02               18.02         20.02     25.02          27.02

17 - 28.02

               27.02

                    25.02

Беседы: «Кто такие учёные, что такое эксперимент»                         «Волшебница вода»                                                                     « Кому нужна вода?»                                                                   «Удивительные свойства воды»                                                      

Эксперименты: «Свойства воды»                                  

«Какая бывает вода?»                                                

Наблюдения в природе:                                                     «Вода в природных явлениях»,                                                                           « Свойства льда»                                                                          « Снег – снежок»                                                               «Рассматривание снежинки в лупу»                                 «Защитные свойства снега»

Ознакомление с худ. литературой:                                     Чтение стихотворений о воде                                    Отгадывание загадок                                                        

Произведения:                                                         М.Пришвина «Как Ромка переходил через ручей»                                                                     К. Паустовский «Поэзия дождя»                                      Н.А.Рыжова «Жила-была речка»                                               К. И.Чуковский «Федорино горе»                                    Н.Болтачёв «Сказка о круговороте воды»  

Художественно – эстетическое развитие:                                 ИЗО «Жители водоёмов»

Прослушивание фонограммы:                                             «Звуки воды в природе»

Игра: «Четвёртый лишний»                                                    «Земля, вода, воздух»               

ВОЗДУХ

1.

2.

3.

4.

5.

        6.

               03.03       04.03     11.03        12.03

              02.03             04.03      06.03      10.03      11.03       13.03

02.03

10.03  

06.03      11.03

11.03 - 13.03

Беседы:                                                                                    «Влияние свежего воздуха на организм»                                                          « Чистый воздух»                                                                         «Воздух и его свойства»                                                           «Воздух – невидимка»

Эксперименты:                                                                                 « Воздух и его свойства»                                                  «Реактивный  шарик»                                                                     « Расширение воздуха»                                                                « Волшебный стакан»                                                    «Поймаем воздух»                                                                       « Как получить разные волны»

Прогулка: «Почему дует ветер?»  

ИЗО: «Передайте в рисунке ветер"

Конструктивная деятельность: « Веер»                    «Кораблик»

Игра: «Пускание корабликов по воде»                                  «Земля, вода, воздух»                 

1.

2.

        3.

Что мы узнали?

  1.     17.03

18.03

16.03       19.03

             

Беседа: «Сохраним Родную Планету!»                                    «Как экономить воду?»

Викторина: « Хочу всё знать!» 

ИЗО  « Сделаем Планету чище»                                               « Попусту воду не лей, кран поскорее закрой!» (знаки для младших групп)

Перспективный план работы  с родителями


Беседа дома с детьми: 
Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.

«Как организовать игры с водой».
Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.

«Игра или  экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  

Памятка «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» 

Перспективы
• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно - экспериментальной  деятельности с  детьми  старшего дошкольного возраста;
• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности;
• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
• Пополнять предметно – развивающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Опасные тайны «Кока-колы»

Что же скрывает в себе Кока-Кола? Её секреты можно узнать, проведя опыты! В конспекте описаны опыты и ход проведения занятия с детьми подготовительной группы....

Конспект и презентация опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материалов впитывать и отталкивать воду)".

Материал включает конспект и презентацию опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материало...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми подготовительной к школе группы "Кока - кола: вред или польза?"

Одна из основных потребностей любого человека – это удовлетворение своей жажды, и дети в этом вопросе не являются исключением. Мы выпиваем каждый день определённое количество жидкости. Врачи нас...

Проект опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной к школе группы.

Формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....