Экологические сказки
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Солонецкая Людмила

Для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_skazki.docx172.34 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Алексей\Downloads\Туризм\micro_1.jpg

Экологические сказки для дошкольников

Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников

C:\Users\Алексей\Downloads\Туризм\E-MBLEMA.jpg

Выполнила воспитатель Солонецкая Л.А.

«Сохраняя воду, сохраняем жизнь!»

Предыстория

В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было

услышать его грустную песню:

«Я Водяной, я Водяной.

Никто не водится со мной.

В моём пруду – болото,

Пришёл бы ну хоть кто-то

Вокруг меня жестянки,

Бумага, банки, склянки..

Давно я без лягушек -

Покинули подружки.

Эх, жизнь моя…»

Услышали печальную песню дети:

- Как это? Почему в пруду склянки?  А куда исчезли лягушки?

Водяной, прежде не показывающийся на глаза людям, на этот раз не стал скрываться в глубине пруда. Он рассказал, каким прекрасным местом был его родной пруд совсем ещё недавно.  От  воспоминаний совсем расстроился Водяной и горько заплакал:

- Придётся перебираться в соседнее озеро, на чужбину, а моё, родное, оставить.

Жалко стало детям  несчастного Водяного.

- Без чистой воды он погибнет, -  решили ребята. – Нужно вернуть этому месту  былую чистоту и красоту.

А людям дети захотели рассказать, что будет с планетой, если не станет ВОДЫ.

История одной Капли (грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими  сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди  шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

 Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.  

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком -  был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

         Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши  и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала.  Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ БУДУЩЕЕ? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в НИКУДА»

Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

- Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

- Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

- Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

- Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя  нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики.  Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

         Надоела жара. А Дождя всё не было.

- Дедушка Медведь, - прожужжала Пчёлка, - подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

- А ты найди вольный Ветер- ветерок, - ответил старый мудрый Медведь, - он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком  лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

- Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось…в  дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

 Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг

питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ  и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

- Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

- Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

- Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

- Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

- Но ведь с неба  часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

- Какой ты у меня маленький, - вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

- Угу, - кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

- Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)

Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.

Жили уже тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.

Раз пошёл Старик к озеру.

Закинул он невод в воду – пришёл невод с тиной тёмною.

Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с мусором,

и было его тут видимо-невидимо.

В третий раз закинул он невод – показалась

из воды старая автомобильная шина.

Удивился Старик, испугался:

«Тридцать лет я рыбачил и три года,

а такого ни разу не лавливал.

Раньше-то всё рыбка попадалась».

Хотел  уж было Старик

воротиться к своей Старухе,

да услышал за спиной всплеск слабый.

Вновь закинул Старик в воду невод.

Пришёл невод с одной Рыбкою.

С непростою Рыбкою – еле живою.

Как тут взмолится Рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Спаси, старче, озеро наше,

сохрани живым для потомков».

Задумался Старик:

«Жил я у озера тридцать лет и три года

и  не ведал,

что творится у самого моего порога.

Уничтожали озеро постепенно,

сваливая мусор у берегов,

забрасывая его в прозрачную воду

и не думая о том,

что губят озеро и его обитателей».

Отбросил Старик невод,

собрал вдоль берегов банки, бутылки,

бумагу и целлофановые пакеты,

выкатил из воды автомобильные шины.

Стал он кликать Рыбку.

Приплыла к нему Рыбка,

но ничего не сказала,

лишь хвостом по воде плеснула

и ушла в глубокое озеро.

И с тех пор приходит Старик к озеру,

но не рыбачить,

а охранять покой Рыбки,

ведь очень сильно обидели её люди,

ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.

Святой источник на Хопре (правдивая  история об одном родничке)

История этого родника началась очень давно.  Ещё в 1827 году.

На пологом берегу Хопра много деревьев наросло, кустарников. И вот одна девчушка набрела как-то раз на кустик, а на нём висела странная дощечка с рисунком. Девочка рассказала о находке местному священнику. Когда люди пришли на берег за дощечкой, её не было на месте. Пропала! Только после молитвы вновь оказалась странная дощечка на месте. И это была не просто дощечка, это была икона Божьей Матери. Иконку назвали Явленной, потому как явилась она людям на радость.

Так гласит легенда.

Но есть у легенды продолжение с тех времён и по сию пору.

На месте находки появился из земли родничок. Он был маленький, но живой. Нашёл он маленькую ямку и наполнил её водой чистой, прозрачной, студёной. Жил родник, радовал путников и паломников, которые часто стали приходить к этому святому месту.

Но не долгим оказалось безоблачное существование родника.

Пришли злые люди, которые завидовали, что есть на земле Хоперской такое чудесное место, засыпали родник  землёй, чтобы не посмел на свет показаться. Но пробился упрямый родничок сквозь преграду, показался на радость людям из земли.

Тогда злые люди пришли снова к роднику и заковали его в бетон. Только напрасно. Родничок так любил жизнь, что никакой бетон не удержал его. Просочился через бетон и забил радостным фонтанчиком. Не посмели больше злые люди обижать родник. Ведь оказался он сильнее зла и зависти.

Место у родника стали называть Святым источником – ИСТОЧНИКОМ ВЕРЫ, ЛЮБВИ И ТОРЖЕСТВА ЖИЗНИ.

И сейчас приходят к Святому источнику и стар, и млад, просят Явленную о защите, пьют чистую родниковую воду и верят, что вода эта прибавит им силы и здоровья.

Заключение

Когда детские сказки услышал старый Водяной, он тихо сказал: «Надеюсь, что нынешнее поколение будет мудрее своих предков и сохранит на Земле воду, а значит, сохранит и жизнь!»

«Путешествие капли»

Был темный пасмурный день, и над городом проходила большая туча. У нее было много детей-капелек. Она рассылала их в ручей, на асфальт, на землю. Как и у других, у нее была любимая дочка-капелька. Она послала ее на землю, но, видно, перестаралась. Туча шла слишком быстро, поэтому капелька упала на крышу пятиэтажного дома. Она лежала там до самой осени и превратилась в сосульку. А когда наступила зима, то сосулька увидела снежинку, которая медленно спускалась на крышу.
– Как тебя зовут? – спросила сосулька. Но тут подул сильный ветер, и снежинку отнесло в сторону. Конечно, сосулька сильно опечалилась и подумала, что придется ей висеть здесь, глядеть на прохожих, которые даже не смотрят на нее. Но скоро наступила весна и сосулька почувствовала, что тает.
– Помогите! – закричала она изо всех сил, превращаясь в каплю. Со звоном упала она на асфальт и стала стекаться в лужицу. Там было мокро и грязно. Но самое главное, она нашла там ту самую снежинку, с которой зимой не успела поговорить.
– Кто ты такая? – спросила снежинка.
– А разве не помнишь? – ответила капля. Ну, конечно, снежинка сразу узнала ее, и они подружились. Солнце пекло сильно, и капля стала подниматься вверх. "До свидания!" – крикнула она и превратилась в облако. Через несколько дней она опять пролилась на землю, но теперь на северный полюс. Там она превратилась в снежинку и осталась навсегда.
« Жизнь в реке » 
В одной очень чистой реке жила рыбка. Эта рыбка была не простая, а волшебная. Хвостик у рыбки переливался синим, красным, желтым цветом. У рыбки было много друзей: улитки, раки, головастики и другие рыбки.
Однажды построили у реки завод. в воду стали сбрасывать отходы, и вода загрязнилась. Все подводные жители думали, как и что делать. Было много вопросов, рыбка сделала предложение, и оно было такое:
– Мы должны уплыть в другое место, чтобы люди поняли, что нельзя загрязнять реки.

Всем это предложение очень понравилось и все согласились. В этот же день все жители реки решили уплыть в другую реку. Все друзья рыбки очень скучали о своем родном доме.
В одно прекрасное утро люди заметили, что рыбки исчезали, и тогда люди решили очистить воду. Люди поставили на заводах очистные фильтры. Когда рыбка узнала об этом, она с товарищами вернулась в свою родную реку.
« Одуванчик » 
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное
Ветерку послушное.
Лишь только пригрело солнышко, на лужайке появился желтоголовый одуванчик. Едва он вылез из-под земли, как сразу же с любопытством начал рассматривать все вокруг. Первое, что он увидел, был огромный желтый шар у него над головой. Он решил, что это его мама, потому что шар был такой же желтый, как и его голова, и от него шло ласковое тепло. Когда одуванчик внимательно огляделся, он заметил, что рядом с ним живут много таких же, как и он, желтоголовых братцев. Он весело покивал им головкой, помахал листочками, и они ему радостно ответили ему тем же. Неожиданно на его голову опустилась огромная полосатая пчела. Она сердито жужжала и копалась хоботком в его лепестках. Одуванчик хотел прогнать ее, но потом побоялся: уж очень она была серьезная. Потом он познакомился с божьей коровкой. Она рассказала ему много интересного об окружающих его предметах. Он узнал, что самые страшные создания – это люди. Они вытаптывают все вокруг, а также отрывают “головы” цветам. А если они приезжают на огромных жуках – машинах, то все вокруг задыхаются от их яда – бензина. Одуванчик с ужасом думал о встрече с людьми.

ПОЧЕМУ У ЗЕМЛИ ПЛАТЬЕ ЗЕЛЕНОЕ

А.Лопатина

Что на земле самое зеленое? — спросила однажды маленькая девочка у своей мамы.

— Трава и деревья, дочка, — ответила мама.

— А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой?

На этот раз мама задумалась, а затем сказала:

— Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета. С тех пор зеленый ковер благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище.

— Но трава к осени сохнет, а листья опадают.

Мама снова долго думала, а потом спросила:

— Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке, доченька?

Девочка удивленно посмотрела на маму:

— Я хорошо спала, но причем здесь моя кроватка?

— Вот так же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли мы за долгую зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не растеряли надежды свои, елочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют.

Вопросы и задания к рассказу:

- Почему у земли платье зеленое? Символом чего является зеленый цвет для вас?

- Когда вам больше лес нравится: зимой или летом? Чувствовали ли вы когда-нибудь во время прогулки по лесу, как в вашем сердце рождаются вера и надежда?

- Как вы думаете, изменилось бы что-нибудь на земле, если бы природа сшила для земли красное или фиолетовое платья?

КТО ЗЕМЛЮ УКРАШАЕТ

А.Лопатина

Давным-давно Земля наша была пустынным и раскаленным небесным телом, не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю, рассыпал он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой.

Солнышко принялось согревать Землю, Вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, потому что вокруг них расстилалась только серая однотонная земля, а других красок не было. Тогда Бог повелел разноцветной Радуге-дуге подняться над землей и украсить ее.

С тех пор Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает она над землей и смотрит, красиво ли Земля украшена.

Вот полянки в лесу. Похожи одна на другую, как сестры-близняшки. Они и есть сестры. У всех один лес-батюшка, у всех одна земля-матушка. Сестры-полянки надевают каждую весну цветные платья, красуются в них, спрашивают:

— Я ль на свете всех белее?

— Всех румяней?

— Голубее?

Первая полянка вся белая от ромашек.

На второй, солнечной поляне, расцвели маленькие звездочки-гвоздички с красными искринками в серединках, и стала вся полянка румяно-розовая. На третьей, окруженной старыми елями, распустились незабудки, и стала полянка голубым-голубая. Четвертая — сиреневая от колокольчиков.

И вдруг видит Радуга-дуга черные раны-пожарища, серые вытоптанные пятна, развороченные ямы. Кто-то порвал, пожег, вытоптал разноцветное платье Земли.

Просит Радуга-дуга Красоту небесную, Солнце золотое, Дожди чистые помочь земле залечить раны, сшить Земле новое платье. Тогда посылает Солнце на землю золотые улыбки. Небо шлет Земле голубые улыбки. Радуга-дуга дарит Земле улыбки всех цветов радости. А Красота небесная превращает все эти улыбки в цветы и травы. Ходит она по Земле и украшает Землю цветами.

Снова начинают улыбаться людям разноцветные полянки, луга и сады. Вот это голубые улыбки незабудок — для верной памяти. Вот это золотистые улыбки одуванчиков — для счастья. Красные улыбки гвоздичек — для радости. Сиреневые улыбки колокольчиков и луговой герани — для любви. Каждое утро встречает Земля людей и протягивает им все свои улыбки. Берите люди.

Вопросы и задания к рассказу:

- Какие улыбки дарят земле разные цветы, деревья и травы? Какие из этих улыбок вам больше всего нравятся и почему?

- Как вы думаете, какой цвет на земле чаще всего встречается?

- Если бы вы были на месте Радуги, в какие краски и оттенки вы бы все на земле окрасили?

- Как вы думаете, могут ли на самом деле улыбки трав, деревьев и цветов остановить войны и разруху?

- Кто еще, кроме Радуги-дуги, землю украшает?

- Как ее украшают ветер, звезды, дождь, снег, зори, закаты, облака, времена года?

- Каким бы стал мир, если бы все люди земле свои улыбки дарили?

- Какие улыбки дарите земле вы? Когда и кому вы чаще всего улыбаетесь?

- Напишите сказку о том, как из улыбок людей на земле вырастали прекрасные цветы.

- Напишите сказки о том, как возникли на земле те или иные травы, цветы и растения, и почему они окрашены в те или иные цвета.

- Во время прогулки по лесу или лугу всмотритесь внимательно в разные цветы, травы и деревья и постарайтесь понять, о чем они думают. О чем, по-вашему мнению, напоминают людям те или иные цветы?

Сказка о РАДУГЕ

Г.Верина

Жила на свете Радуга, яркая и красивая. Если тучи покрывали небо и на землю обрушивался дождь, Радуга пряталась и ждала, когда тучи раздвинутся и выглянет кусочек солнышка. Тогда Радуга выскакивала на чистый небесный простор и повисала дугой, сверкая своими цветами-лучиками. А было у Радуги этих лучиков семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Люди увидели Радугу на небе и радовались ей. А дети пели песенки:

Радуга-Радуга, Радуга-дуга!

Принеси нам, Радуга, хлеба-молока!

Поскорей нам, Радуга, солнышко открой;

Дождь и непогоду ус-по-кой.

Очень любила Радуга эти детские песенки. Заслышав их, тотчас откликалась. Цветные лучики не только украшали небо, но и отражались в воде, множились в больших лужах и капельках дождя, на мокрых оконных стеклах... Все были рады Радуге...

Кроме одного злого волшебника Черных Гор. Он терпеть не мог Радугу за ее веселый нрав. Он злился и даже закрывал глаза, когда она появлялась после дождя на небе. Решил злой волшебник Черных Гор погубить Радугу и отправился за помощью к древней Фее Подземелья.

— Скажи мне, древняя, как избавиться от ненавистной Радуги? Уж очень мне надоели ее сияющие лучики.

— Укради у нее, — проскрипела древняя Фея Подземелья, — только один какой-нибудь лучик, и Радуга умрет, потому что жива она, только когда семь ее цветов-лучиков вместе, в одной семье.

Обрадовался злой волшебник Черных Гор.

— Да неужели так просто? Я хоть сейчас вырву из ее дуги любой лучик.

— Не торопись, — глухо проворчала Фея, — вырвать цвет не так-то просто.

Надо на ранней утренней заре, когда Радуга еще спит безмятежным сном, тихо подкрасться к ней и, как перо у Жар-птицы, вырвать ее лучик. А потом намотать его на руку и умчаться подальше от этих мест. Лучше на Север, где короткое лето и мало гроз. С этими словами древняя Фея Подземелья и подошла к скале и, стукнув по ней своей клюкой, вдруг исчезла. А злой волшебник Черных Гор подкрался тихо и незаметно к кустам, где на утренней заре среди цветов спала красавица Радуга. Ей снились цветные сны. Она не могла и предположить, какая беда повисла над ней. Злой волшебник Черных гор подполз к Радуге и протянул свою когтистую лапу. Радуга даже не успела вскрикнуть, как он вырвал из ее шлейфа Синий лучик и, крепко намотав его на кулак, бросился бежать.

— Ой, я, кажется, умираю... — только успела сказать Радуга и тут же рассыпалась по траве сверкающими слезинками.

— А Злой волшебник Черных Гор мчался на Север. Большая черная ворона несла его вдаль, а он крепко держал в руке Синий лучик. Злой волшебник свирепо улыбался, подгоняя ворону, и так спешил, что даже не заметил, как впереди засверкали переливчатые разводы Северного сияния.

— Это что такое? — крикнул он. — Откуда здесь взялась эта преграда?

А Синий лучик, увидев среди множества цветов Северного сияния и синий цвет, крикнул изо всех сил:

— Брат мой, Синий цвет, спаси меня, верни меня к моей Радуге!

Синий цвет услышал эти слова и тотчас пришел на помощь брату. Он подошел к злому волшебнику, вырвал лучик из его рук и передал быстрым серебристым облакам. И очень вовремя, потому что Радуга, рассыпавшаяся на мелкие сверкающие капли-слезинки, стала высыхать.

— Прощайте, — шептала она своим друзьям, — прощайте и передайте детям, что я больше не явлюсь на их призывы и песенки.

— Стой! Стой! — раздался вдруг радостный крик. — Стой, Радуга, не умирай! Я здесь, твой Синий лучик вернулся! — С этими словами он прыгнул на свое место посреди цветных братьев, между голубым и фиолетовым цветами.

Случилось чудо: Радуга ожила.

— Смотрите-ка! — воскликнули радостно дети, увидев на небе пляшущую Радугу. — Это же наша Радуга! А мы ее уж заждались.

— Смотрите-ка! — говорили взрослые. — Радуга засияла! Но вроде не было дождя? К чему бы это? К урожаю? К радости? К добру...

Вопросы и задания к рассказу:

- Когда после дождика появляется Радуга-дуга, что вы испытываете? Нарисуйте лучистую Радугу-дугу, украшающую небо.

- Какой была Радуга-дуга из сказки?

- За что Радуга-дуга детские песенки любила?

- Что общего между Радугой-дугой и детьми?

- Что на земле окрашено в цвета Радуги?

- Какой из цветов Радуги вам больше всего нравится и почему?

- Какие цветы, по-вашему мнению, Радуга больше всего любила и почему?

- Как вы думаете, почему Злой волшебник вырвал из Радуги Синий лучик?

- Как вы думаете, что случилось бы на земле, если бы Радуга-дуга исчезла?

- Напишите сказку о том, как одна добрая Радуга землю от засухи спасла.

- Напишите сказку о том, как одна Радуга-дуга землю своими цветами окрашивала.

МОГУЧАЯ ТРАВИНКА

М.Скребцова

Как-то раз стали деревья травку жалеть:

— Жалко нам тебя, травушка. Ниже тебя в лесу никого нет. Топчут тебя все, кому не лень. Привыкли к твоей мягкости да податливости и совсем тебя замечать перестали. С нами, например, все считаются: и люди, и звери, и птицы. Мы ведь гордые и высокие. Надо и тебе, травка, ввысь тянуться.

Отвечает им травка гордо:

— Не нуждаюсь я, милые деревья, в жалости. Хоть не вышла я ростом, польза во мне великая. Когда ходят по мне, я только радуюсь. На то я и травка, чтобы землю покрывать: по зеленому коврику ходить удобнее, чем по голой земле. Если кого в пути дождь застанет, и тропы-дороги в грязь превратятся, можно вытереть об меня свои ноги, как о чистое полотенце. Я после дождя всегда чистая и свежая. А поутру, когда роса на мне, можно даже умыться травушкой.

К тому же, деревья, я только на вид слабая. Посмотрите на меня внимательно. Помяли меня, потоптали, а я целехонька. Не то что человек, по мне корова или лошадь ходят, — а у них вес немаленький — четыре, а то и пять центнеров, — а мне хоть бы хны. По мне даже многотонная машина проехать может, а я все равно живая. Давит на меня, конечно, тяжесть неимоверная, но я терплю. Понемногу выпрямляюсь и снова покачиваюсь, как раньше. Вы, деревья, хоть и рослые, частенько не можете перед ураганами выстоять, а мне, слабой да низкой, и ураганы нипочем.

Молчат деревья, нечего им травке возразить, а она продолжает:

— Если мне судьба выпадает родиться там, где тропинку люди вздумали проложить, я все равно не погибаю. Топчут меня изо дня в день, вдавливают в грязь ногами да колесами, а я снова тянусь новыми ростками к свету и теплу. Травка-муравка и подорожник даже любят прямо на дорогах селиться. Они будто испытывают всю жизнь себя на прочность, и ничего, не сдаются пока.

Воскликнули тут деревья:

— Да, травушка, в тебе геркулесовая сила таится.

Дуб могучий говорит:

— Вспомнил я сейчас, как птицы городские мне рассказывали, как ты в городе толщу асфальта пробиваешь. Я им не поверил тогда, посмеялся. Да и немудрено: люди ломами да отбойными молотками с этой толщей управляются, а ты махонькая такая.

Травка радостно воскликнула:

— Да, дуб, для нас и асфальт разломить не проблема. Новорожденные ростки одуванчиков в городах частенько асфальт вспучивают и разрывают.

Береза одна, что до сих пор молчала, проговорила:

— Я вот, травушка, тебя никогда не считала никчемной. Я давно твоей красотой восхищаюсь. У нас, деревьев, только одно лицо, а ты — многоликая. Кого только не увидишь на полянке: и солнечные ромашки, и красные сфетофорчики гвоздичек, и золотые пуговки пижмы, и нежные колокольчики, и веселый кипрей. Мой знакомый лесник рассказывал, что трав в нашей стране около 20 тысяч разных видов, а вот деревьев и кустарников поменьше — лишь две тысячи.

Тут в разговор неожиданно зайчиха вмешалась, которая своих зайчат на лесную полянку вывела:

— От нас, зайцев, травушка, тебе тоже низкий поклон. Не догадывалась я, что ты такая сильная, но что ты всех полезнее, я всегда знала. Для нас ты лучшее лакомство, сочное и питательное. Многие дикие животные предпочтут тебя любой другой пище. Сам великан-лось перед тобой голову склоняет. Люди без тебя и дня не проживут. Они тебя специально выращивают на полях и огородах. Ведь пшеница, рожь, кукуруза, рис и разные овощи — это тоже травы. А витаминов в тебе столько, что не сосчитать!

Тут в кустах что-то зашуршало, и зайчиха с зайчатами быстро спряталась, и вовремя, потому что на полянку выбежала рыжая худая лисица. Она принялась торопливо обкусывать зеленые травинки.

— Лисица, ты же хищник, неужели и ты травой питаться стала? — удивленно спросили деревья.

— Не питаться, а лечиться. Звери всегда травой лечатся. Разве вы не знаете? — ответила лисица.

— Не только звери, люди тоже лечатся мною от разных болезней, — объяснила травка. — Одна бабушка-травница говорила, что травы — это аптека с самыми драгоценными лекарствами.

— Да, травушка, ты лечить умеешь, в этом ты на нас похожа, — вступила в разговор сосна.

— На самом деле, милая сосна, я не только этим на деревья похожа. Раз у нас такой разговор зашел, я открою вам древнюю тайну нашего происхождения, — торжественно сказала травка. — Обычно мы, травы, об этом никому не рассказываем. Так вот слушайте: раньше травы были деревьями, да не простыми, а могучими. Было это миллионы лет тому назад. Много испытаний пришлось за это время перетерпеть могучим великанам. Те из них, что оказывались в самых тяжких условиях, становились ростом все меньше и меньше, пока в траву не превратились. Так что нет ничего удивительного в том, что я такая сильная.

Стали тут деревья между собой и травушкой сходства искать. Все шумят, друг дружку перебивают. Устали, наконец, притихли.

Говорит им тогда травка:

— Не стоит жалеть того, кто в жалости не нуждается, не правда ли, милые деревья?

И все деревья с ней сразу же согласились.

Вопросы и задания к рассказу:

- Что в травке, по-вашему мнению, самое необыкновенное?

- Что еще в природе обладает могучей силой?

- Напишите сказку о том, как однажды деревья, цветы и травы соревновновались между собой в силе и ловкости. Как вы думаете, кто в этих соревнованиях победил?

- Напишите сказку об одной травинке, которая с человеком своей могучей силой поделилась.

- Напишите сказку о том, как лес праздник трав устроил.

- С какими травами дружат разные деревья и почему? Есть ли в лесу такая трава, с которой все дружат?

- Как вы думаете, где траве лучше всего живется? Выберите небольшой участок на газоне и внимательно понаблюдайте за жизнью травы и цветов на этом участке. Запишите и зарисуйте все свои наблюдения. Выполните это же задание на лугу. Сравните жизнь травы в городе и на лугу.

- Найдите в городе место, где трава пробила асфальт. Внимательно понаблюдайте за ней и напишите об этом сказку.

СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

М.Скребцова

Рос в одной деревне дуб. Был он старый-старый. Никто точно не знал, сколько ему лет. Старики говорили, что когда они детьми были, дуб уже старым казался. Дуб в деревне любили. Много примет и поверий вокруг него ходило. Нельзя было грубо ругаться возле дуба — непременно потом заболеешь. Нельзя было на землю мусор возле дуба выбрасывать — к несчастьям неожиданным. Нельзя было ветки у дуба обламывать — говорили, что к смерти это. И радостные приметы тоже были. У дуба молодые в любви объяснялись, чтобы любовь крепла; к дубу будущие матери приходили, сил набирались; к дубу детей новорожденных приносили, чтобы здоровыми росли; к дубу больных приводили, чтобы сила дерева в них переливалась. Иногда дуб и правда помогал. Чаще же все так и шло в жизни людей, как сами они этого хотели. Однако к дубу с почтением относились.

Однажды дом возле дуба продали. Новый хозяин о дубе ничего не знал и решил срубить его, как только обживется на новом месте:

— В окно посмотришь — один дуб перед глазами. Весь свет он мне загораживает.

Но дело это нелегкое — дуб срубить. Хозяину помощь была нужна. Стал он по домам ходить, спрашивать, не поможет ли кто. Никто и слушать его не хотел. Наоборот, люди его отговаривали, приметами пугали. А хозяину хоть бы хны, на своем стоит:

— Не хотите, один справлюсь, без помощи.

Накакуне задуманного приснился ему сон. Молнии сверкают, на дворе ураган, старый дуб скрипит всеми ветками и сучьями, будто с ветром разговаривает:

— Отжил я свое, ветер, хватит. Не мил больше людям. Раньше здесь добрые муж с женою жили, разговаривали со мной, на красоту мою любовались. Я и горя не ведал. Не такие ураганы выстаивал. Сердце человеческое меня теплом и добротой наполняло. А теперь сила моя исчезла, сердца человеческого рядом не чувствую, одиноко мне, умираю.

Послышался треск, дуб накренился. Порывы ветра были такими сильными, что весь дом содрогался.

Хозяин в ужасе подумал:

— Господи, если он на дом мой упадет, живого места от меня и от дома моего не останется.

Он выбежал в чем был на улицу и взмолился:

— Не падай, держись, дружище! Крепок ты еще, чтоб умирать. Смотри, ветер уже стихать начал, держись. Хозяин к самому дубу подбежал, обнял его, обхватил, что было сил, поддерживать стал...

Дерево трещало всеми сучьями. В один момент оно содрогнулось и качнулось так сильно, что вокруг вся земля вздрогнула, и хозяин в этот момент проснулся...

Первым делом он бросился к окну. Сияло утреннее солнце, и дуб стоял, как ни в чем не бывало. У хозяина от сердца отлегло.

— Бог с тобой, живи на здоровье, раз уж ты такой нежный.

С тех пор хозяин с дубом лучшими друзьями стали.

Вопросы и задания к рассказу:

- Как вы думаете, если бы хозяину не приснился этот сон, исполнил бы он задуманное?

- Напишите сказку о дружбе хозяина и дуба.

- Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы с деревом подружиться? Хотели бы вы подружиться с каким-либо деревом и почему?

- Как вы думаете, какому дереву больнее, когда его срубают: старому или молодому?

ПЕРЕЛЕСКА

М.Скребцова

Как-то нарвала девочка в лесу букетик синих перелесков-подснежников. В лесу было холодно и сыро. Снег еще не сошел. Пожалела девочка цветочки нежные на хрупких ножках и говорит:

— Поторопились вы из земли выбиться, вот и зябните сейчас. Хоть и оделись ваши коричневые ножки в пушок теплый, но сами вы такие беззащитные, не справиться вам с холодами! Отнесу-ка я вас домой.

Так и сделала девочка. Дома она поставила свои цветочки в банку с водой. Но скоро заметила, что цветочки головки повесили и чахнуть стали.

Расстроилась девочка, заплакала. Вдруг слышит голосок:

— Не плачь. Сейчас уже поздно плакать. Мы, перелески, только в лесу расти можем. Крепко-накрепко мы с землей связаны. Корешки наши зимой под снегом не спали, они бутоны к весне растили. Стали бутоны наши крепкими, выносливыми, вот и расцвели мы голубенькими цветочками.

Удивилась девочка, наклонилась над цветочками и спрашивает:

— Разве не зябко вам было в лесу на ветру сыром?

Отвечает один из цветочков:

— Конечно, было холодно. Но кто-то должен весну-красну встретить. Если увидит она, что не встречает ее никто, и приходить не захочет. Вот мы и торопимся вылезти из-под снега. На то мы и подснежники. Весна всегда радуется, когда нас видит. От весенней радости воздух сразу теплым становится, мы и согреваемся.

— Простите меня, перелески, — попросила девочка, — что я вам весну встретить помешала.

Отвечают перелески:

— Мы не обиделись на тебя, весна ведь только началась. Наши сестрицы-перелески скоро зацветут по всем перелескам. Недаром нам имя Перелески дано. Так что есть кому весну-красну встретить.

После этого случая девочка перелески больше не собирала, но часто приходила ими полюбоваться и расспрашивала их обо всем.

— Хороши ваши голубые цветочки, перелески, но вот листья ваши вам совсем не подходят, такие они грубые и пятнами покрыты, — говорила девочка.

— Листья наши — труженики великие, — отвечали перелески. — Они выросли в прошлом году и все лето солнышкино тепло впитывали, в корневище запасы собирали. Потом зиму целую под снегом провели, помогали корневищу бутоны наши вырастить. Не удивительно, что они так выглядят. Как только мы отцветем, старые листья молодые листочки сменят. Поначалу они пушком нежным покрыты, но вскоре станут гладкими, чтобы получше солнышкино тепло впитывать, побольше запасов собирать.

С тех пор девочка каждую весну к перелескам приходила, и их тоненькие голоски радостно звенели:

— Привет тебе, девочка, от весны-красны!

Вопросы и задания к рассказу:

- Что нового о перелесках вы узнали из этой сказки?

- Какие чувства вызывают в вашей душе первые весенние цветы?

- Нарисуйте фею весны в наряде, украшенном перелесками.

- Как вы думаете, кем станет девочка, когда вырастет? Напишите сказку о том, как девочка со всеми цветами лесными подружилась.

- Как вы думаете, чем люди могут травам и цветам помочь? Чем, в свою очередь, цветы и травы могут помочь человеку?

- Напишите сказку о том, как лесные травы и цветы девочку на праздник леса пригласили.

ДВЕ ФИАЛКИ

М.Скребцова

Разбудила как-то днем одна душистая фиалочка фиалку ночную. Очень ей понять хотелось, почему ночная фиалочка на все другие фиалки не похожа.

Спрашивает она ее:

— Почему ты, сестрица, на нас не похожа? Платьице у тебя совсем другое. На толстом зеленом стебле у тебя белые цветы в кисточку собраны, а у нас по одному цветочку на тоненьком стебельке. Наши цветочки, словно глазочки с лепестками-ресничками в разные стороны, а твои — с верхней и нижней губой и длинным шпорцем. Характер у тебя тоже не наш, не фиалковый. Мы в травке прячемся, а ты выше всех свой стебель поднимаешь. Но больше всего меня интересует, почему ты днем спишь, а ночью благоухаешь? Ты все интересное пропускаешь! Каждый день весна лес чем-то удивительным одаривает.

Отвечает ей ночная фиалка:

— Если все будут ночью спать, кто станет кормить ночных лесных бабочек? Для ночных насекомых должны расти ночные цветы. К тому же, сестрица, ночью в лесу чудес не меньше: весна ведь на ночь спать не ложится. Кроме того, я и не из фиалковой семьи вовсе, а из семейства орхидей. Мы с тобой, фиалочка, душистостью схожи, вот люди за запах душистый и назвали меня ночной фиалкой. Сама весна меня лесными духами ночи величает.

Так что не мешай мне, сестрица, спать, силы для ночи набираться. Шмели, пчелы, мухи да бабочки — давно меня днем не будят, берегут мой сон. Чтобы не спутали они мои белые цветочки с какими-то другими цветами, днем я стараюсь не пахнуть.

Нечего сказать фиалке душистой, поняла она, что у каждого цветочка — свое лесное счастье.

Если увидите в лесу белые цветочки ночной фиалки, собранные в длинную кисточку, не удивляйтесь, что не подлетают к ним насекомые. У этого цветочка жизнь по своим собственным часам расписана.

Вопросы и задания к рассказу:

 - Как вы думаете, чья лесная жизнь легче и интереснее: фиалки ночной или фиалки душистой? Какие еще цветы ночью не спят?

- Напишите сказку о том, как одна ночная фиалка с ночной бабочкой дружила.

- Напишите сказку о том, как ночные бабочки день рождение ночной фиалки справляли.

- Напишите сказку о том, как фиалка душистая однажды решила ночной жизнью пожить.

ФЕЯ МАЯ

М.Скребцова

Фею каждого весеннего месяца Лес встречал разными дарами. Приходило время новой Фее в лес идти, а он уже цветочки для нее на своих полянах готовил. Однажды вернулась Фея Апреля из леса с корзинкой, полной цветов. Каких только цветов в ней не было: и модница медуница, и хрупкая перелеска, и кокетливая ветреница, и золотые баранчики-ключики. Подлетела к ней ее сестрица — Фея Мая и ахнула:

— Ой, сестрица, какие цветочки тебе Лес подарил! Вот бы и мне такой дар получить. Да хватит ли у Леса сил для меня и времени.

Отвечает Фея Апреля своей сестре:

— Лес ждет тебя-не дождется. Он еще при мне для тебя цветочки выращивать стал. Я их сорвать собиралась, да не позволил мне он, сказал, что твои они. Лети, сестрица, к нему поскорей.

Полетела Фея Мая в лес, опустилась на лесную благоухающую полянку и по сторонам огляделась. Между двумя широкими и зелеными листочками поднимались беленькие душистые колокольчики на длинных стебельках и тихо позванивали. Наклонилась к ним Фея, положила их в свою корзинку и говорит:

— Спасибо тебе, Лес, что ландышами майскими — любимыми цветами весны меня встретил.

Зашумел ветвями Лес:

— Если ты нагнешься пониже, то заметишь еще один мой подарочек. Он поскромнее ландыша, но тоже хорош собой. Майником его называют. Это младший братишка ландыша, поэтому его зеленовато-белые бутончики и красные ягодки поменьше.

Посмотрела Фея Мая и видит, прямо возле ног ее крошечный цветочек растет с колоском белых душистых цветов. Два зеленых листочка колосок обняли, совсем как у ландыша. Цветочки майника издавали удивительно нежный жасминный запах, которым Фея Мая надышаться не могла.

Тут Лес снова Фею позвал:

— Лети, Фея, дальше. Время идет, а корзинка твоя и до половины еще не наполнилась.

Весело вспорхнула Фея Мая и перелетела на другую лесную полянку. Полянка встретила ее сине-фиолетовым благоуханием. Пригляделась Фея Мая и все поняла. Это в траве душистые фиалки расцвели.

— Набрала Фея букетик фиалок и говорит:

— Какие дары у тебя ароматные, милый Лес. В моей корзинке словно букет весенних духов собрался.

Отвечает ей Лес:

— Я еще один душистый подарочек для тебя приготовил. Беги по этой лесной дорожке и увидишь его.

Пошла Фея по лесной дорожке. Тем временем смеркаться стало. Забеспокоилась Фея, что не найдет в темноте подарочек лесной, но Лес ее успокоил:

— Не волнуйся, красавица, цветы эти сами тебе дорожку в темноте укажут.

Действительно, чем темнее становилось, тем сильнее звал Фею удивительный аромат. Пошла она прямо на запах и видит, белые гроздья цветочные на высоких толстых стебельках красуются. Вокруг бабочки ночные так и вьются.

Говорит лес Фее:

— Принимай, Фея, в свою корзинку орхидеи — самые душистые майские цветы. Благоухают они только в сумерки. За это их ночными фиалками зовут.

Переночевала Фея на поляне с ночными фиалками, и всю ночь ей душистые сны снились. Утром умылась она росой и пошла дальше. Видит, под елками сплошным ковром светло-зеленые листики сердечками на тоненьких стебельках, а между ними бело-розовые цветки на теплом ветерке головками покачивают. Дотронулся башмачок Феи до ковра цветочного, цветочки и листики сразу же сомкнулись и поникли.

Растерялась Фея, не знает, что и делать:

Лес ей объясняет:

— Не переживай, Фея. Это же кислички. Они из всех весенних цветов самые нежные и чувствительные. Кисличку стоит лишь задеть слегка, как она сразу же вянуть начинает, будто засыпает. Перестанешь ее тревожить, она снова расправляется.

Спрашивает Фея у Леса:

— Как же я в корзинку такую недотрогу возьму?

Отвечает Лес:

— Просто сорви ее руками. Кисличка, наверняка, теплым рукам весны обрадуется, и ничего с ней не случится.

Фея так и сделала, и кисличка присоединилась к другим майским цветам в ее корзинке.

Вскоре корзинка Феи майскими цветами наполнилась. От корзинки исходило такое благоухание, будто все самые дивные запахи мая слились воедино.

Поклонилась Фея Мая Лесу за дары волшебные, а он говорит:

— Это я тебя, Фея, благодарить должен. Не будь тебя, не сумел бы я вырастить ни один из этих цветочков. Все они — детки мая. Улыбнулась Фея Мая Лесу и улетела к своим сестрицам. Добрый Лес и соскучиться не успел, как на одну из его полянок опустилась прекрасная Фея Июня с пустой корзиной, которую ему еще предстояло наполнить.

Вопросы и задания к рассказу:

 - Что нового вы узнали о майских цветах и растениях? Какие из этих цветов вам больше всего нравятся и почему?

- Нарисуйте корзинку с цветами, которую Лес Фее Мая подарил. Чем майские цветы отличаются от мартовских и апрельских?

- Нарисуйте корзинки с дарами, которые Лес подарил разным месяцам года.

- Напишите сказку о том, как однажды, гуляя по лесу, вы нашли цветочную корзинку Феи какого-либо весеннего месяца.

- Нарисуйте Фею Мая в наряде из майских цветов.

КАК ДЕРЕВЬЯ К ЗИМЕ ГОТОВЯТСЯ

А.Лопатина

В осеннем воздухе стоит прохлада. Березкино платье отсвечивает золотом на ясном голубом небе. Она потихоньку роняет один лист за другим. Под ногами у нее уже образовался целый золотой ковер. Синий жук, тяжело гудя, опустился на большой золотой лист. Лист не выдержал и, оторвавшись от родной ветки, плавно спустился вместе с пассажиром в траву.

— Эй, листок, ты что не узнал меня? — загудел жук. — Спасибо за мягкую посадку, но я сам летать умею. Прости, если я тебя оторвал нечаянно, ведь за лето я стал толстым и тяжелым.

— Нет, ты, жук, не виноват. Летом, когда я был зеленым и упругим, полным свежих соков, меня не оторвал бы даже самый сильный ураган, — зашуршал в ответ золотой листочек. — А сейчас береза сама отпустила меня. Она вырастила между моим черешком и веткой специальный разделительный слой, вот я и оторвался. Я и мои братцы достаточно накопили для матушки-березы питательных и строительных материалов, и влагу нам больше не надо испарять, ведь наступают холода.

— Значит поработали и не нужны стали: отрывает от себя ваша матушка-береза всех своих сыночков-листиков. Как у нее только ранки не болят? — сердито прогудел жук.

— Ты зря, жук, сердишься, — отвечал листочек, — ранки у нашей матушки не болят, потому что она закрывает их специальным пробковым пластырем, чтобы какой-нибудь грибок вредный в ранки не залез, или влага не испарилась. А мы сами рады с березой попрощаться, устали мы, износились, пора и отдохнуть. Не дай бог, не успеем до снега с ней расстаться. Тогда горе может случиться. Матушка-береза рассказывала, как однажды снег выпал, когда листья были еще зелеными и сидели на ветках крепко. Снегу налипло столько, что ветки не выдерживали и обламывались. Матушка-береза еле выжила в ту зиму, а некоторые молоденькие деревца погибли.

— Неужели не горюет о вас совсем, ваша матушка? — не унимался жук.

— Некогда ей, у нашей матушки-березы сейчас хлопот полон рот, — отвечал листок. — К зиме не так-то просто подготовиться. Она сок в клетках сгущает: иначе их разорвет на морозе, как бутылки с водой. Она крахмал в сахар превращает, чтобы большие морозы выдержать. Да мало ли о чем надо позаботиться нашему родному дереву накануне зимы.

Мне матушка-береза рассказывала, что зимой она будет спать, как настоящий медведь, и дышать будет еле-еле, в 300 раз слабее, чем летом. До нового года она так сладко и крепко спит, что ее не добудишься. А потом она сквозь сон прислушиваться начинает, не греет ли солнышко, не пора ли весну встречать.

— Все равно нечестно это: попользуются вами и забывают, как только вы не нужны становитесь, — не успокаивался жук.

— Как ты не поймешь, жук, что матушка вовсе не забыла нас. Мы воздушные дачки, которые матушка-береза построила. Она переселила к нам на лето свои живые частички и быстро вернула их в зимние квартирки — ветви, ствол да корни — как только осень пришла. При этом она забрала с собою из «дач» все запасы: белки, крахмал, жиры, ради которых мы неустанно все лето работали. Да и нас матушка-береза к себе заберет, как только мы сослужим свою вторую службу.

— Неугомонные листья, ведь вы только что отдыхать хотели, а теперь снова служить кому-то собираетесь, — удивился жук.

— Вот тебе жук и послужим, ведь тебе тоже теплое одеялко нужно на зиму. Мы тебя укроем, а еще укроем корни разных трав, цветов и нашего родного дерева, — объяснил листок. Будем вас всех, кто в почве живет, греть да кормить. А когда истлеем совсем, снова нашей матушке-березе понадобимся. Истлевшие листья — лучшие витамины для нее.

— Удивительные вы создания, листья, — восхитился жук, — никогда трудиться не устаете.

— Мы-то еще что, — ответил листочек, — нам легко дышится, мы в лесу живем. А вот городским листьям тяжелее приходится. Там в воздухе столько копоти и грязи, попробуй очисти. Мне один городской воробей рассказывал, что в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год. А один удивительный тополь сменил ее пять раз! Иначе бы вся копоть и грязь, которую листья накопили, отравила бы дерево. Представляешь, как много там листьям трудиться приходится?

Но жук не ответил. Он быстро закапывался поглубже между корнями трав и цветов на зимовку, потому что осенний ветерок принес с собой уже настоящий морозец. А золотистый листочек заботливо прикрыл собою своего друга.

Вопросы и задания к рассказу:

- Во время прогулки по осеннему лесу понаблюдайте за листьями разных деревьев, попробуйте оторвать их от веток, пощупайте и понюхайте их. Запишите свои наблюдения.

- В какой цвет окрашиваются листья тех или иных деревьев? Отчего зависит окраска осенних листьев? (От того, какого красящего вещества в вянущем листе больше.)

- Есть ли такие деревья, листья которых не желтеют? Почему это происходит? (Потому что в их листьях нет другого красящего вещества, кроме хлорофилла.)

- Влияет ли погода на цвет осенней листвы? (Если осень дождливая, окраска листьев от избытка влаги будет тусклой. Если холодные осенние ночи чередуются с ясными днями, то и краски будут солнечными и яркими.)

- Рассмотрите через микроскоп осенний лист. Запишите все свои наблюдения.

- Почему листья осенью так легко отрываются от ветки?

- Где дерево на зиму питательные вещества складывает? Какие питательные вещества из листьев в ветви и в ствол переходят? Когда крахмал в деревьях превращается в сахар?

- Почему деревья в городах могут дважды, а то и трижды за год листву менять?

- Что произойдет с деревьями, если выпадет снег, а они еще не сбросили листву?

- Что происходит с деревом в течение зимы?

- Как оно дышит? Когда у дерева самый глубокий сон?

- Проведите опыт. Срежьте ветку черемухи или какого-либо другого дерева до Нового года и поставьте ее в банку с водой. Затем срежьте такую же ветку после Нового года. Какая из двух веток распустится быстрее? Запишите свои наблюдения и объясните их.

Почему весенние морозы страшнее зимних

А.Лопатина

         Однажды в лесу простудилась ранней весной молодая березка. Закашляла она, зачихала, заплакала:

— Бедные мои почки и веточки отморозились!

— Эх, молодежь, — проворчала старая ель, росшая неподалеку в низинке, — куда вы все торопитесь? Зачем надо было раньше времени просыпаться?

— Хорошо вам говорить, тетушка-ель, — оправдывалась березка, — вы в низине растете, в тени. Вокруг вас до сих пор холодный снег лежит, вот ваши почки и не торопятся просыпаться. А я на солнечной полянке выросла. Весна-красна меня пригрела, снег вокруг растопила, я и поспешила к ней на встречу, почки свои раскрыла. Теперь их морозец приморозил.

— Вот я и говорю, что глупо ты поступила, — продолжала ворчать ель. — Ранняя весна обманчива: то солнышком приласкает, то морозцем ударит. Учись у своей матушки, березы старой. Она дерево мудрое, жизнь лесную хорошо знает. Почки свои закрытыми держит, не просыпается раньше времени.

— Матушке легко не просыпаться. У нее кора белая: солнечные лучи отражает, не согрелась она пока, не поняла, что весна пришла, — возразила березка. — У нас же, молоденьких березок, кора коричневая быстро нагревается, вот и просыпаемся мы раньше всех.

— Терпи, березка, — посоветовала ей липа. — Моя знакомая городская липа всю жизнь терпела. Она в парке под фонарем росла. Людям нравилось, как свет фонаря играет в ее листве, а она бедняжка, страдала. Свет и тепло фонаря не давали ей вовремя к зиме приготовиться и заснуть. Весной она тоже раньше времени просыпалась и хворала потом. Да ведь дерево не выбирает, где ему вырасти.

— Надо тебе, березка, такие же меховые шубки для почек сшить, как у нас, — вступила в разговор ивушка. — Видишь, мы тоже раньше всех просыпаемся, а нашим почкам весенний морозец не страшен.

— Что же мне теперь делать? — горестно воскликнула березка. — У моих нежных почек шубок нет. Беззащитные они перед морозцем, а ведь зимой им любые морозы были нипочем.

Старая ель неожиданно согласилась с березкой:

— Вспомнила я одну историю, когда в начале лета вдруг мороз ударил. Тогда многие деревья погибли, а я половину своей хвои потеряла. Морозец-то был небольшой, всего градуса три-четыре, а погубил мои хвоинки. Зимой им и семьдесят градусов мороза нипочем были, а к лету они зимнюю одежду скинули, нежными стали. Так что ты права, березка, весенние морозы пострашнее зимних будут.

Вопросы и задания к рассказу:

- Какие морозы для дерева страшнее: весенние или зимние?

- Какие деревья меньше других страдают от весенних заморозков и почему?

- Где деревья легче морозы переносят: в городе или в лесу? Какие деревья в городе хуже всего морозы переносят и почему?

- Как вы думаете, чем можно помочь березке?

ЗАБЛУЖДЕНИЕ ТОПОЛЯ

М.Скребцова

Старый тополь, росший в центральном городском парке возле теплиц ботанического сада, чего только не повидал на своем веку. Он знал такие диковинные растения, какие и в джунглях нелегко встретить. Старый тополь любил подумать об удивительном мире природы. Как-то летним ясным днем он рассуждал:

— Все деревья и растения нужны и полезны. Каждый чем-то ценен для других. Только вот кактусы — изгои. Ну скапливают воду, так ведь она им самим нужна, чтобы в пустыне от жажды не умереть. А попробуй дотронься до них — колючие! Не растения, а эгоисты какие-то. Как-будто совсем не из нашего благородного царства растений.

Каждое воскресенье в этом городком парке летом устраивали цирковые представления. В этом году в представлениях принимал участие дрессировщик верблюдов. У него была целая упряжка верблюдов. Что только не выделывали эти умные животные!

Однажды к вечеру верблюдов выпустили из цирка в парк, погулять. Верблюды — животные спокойные, они устроились под тополями и мирно задремали, иногда тихо переговариваясь друг с другом. К ним-то и обратился тополь со своими речами:

— Вы ведь, любезные, кажется, родом из пустыни? Я очень ценю и уважаю деревья и цветы. Только вот никак не пойму, для чего существуют кактусы?

Верблюды задумались и, в свою очередь, спросили:

— Как ты думаешь, тополь, что было бы в городе, если бы в нем тополей не было?

Тополь рассмеялся:

— Да люди задохнулись бы от грязи и пыли! Мои листочки воздух очищают, копоть и сажу впитывают. Не говоря уже о тени и прохладе, которые моя густая крона дает. Нет для города дерева нужнее и полезнее!

Верблюды гордо проговорили:

— А для пустыни нет нужнее и полезнее кактуса! Для многих людей пустыни эти растения — основная пища! Чего только не делают люди из кактуса: из стеблей — вкусные супы и салаты; из сочных плодов — компоты и джемы! Из семян кактуса варят кашу — вкусную и питательную. Но самая ценное в кактусе — его накопленная влага! Скольких она спасла от жажды в жаркой пустыне! Молодец, кактус, колючками он прекрасно свой резервуар охраняет от животных и от жары ими же спасается. Колючки влагу почти не испаряют, не то что листья. Один наш знакомый кактус больше года жажду утоляет из собственных запасов влаги да еще и с другими делится!

Кактусы — наши лучшие друзья. Мы, подобно им, очень долго можем без воды обходиться. Зато, как увидим ручей, можем выпить десять ведер сразу; жажду утоляем и запасы делаем. Нам, как и кактусу, запасы воды нужны. Мы в пустыне для людей незаменимым транспортом служим. В пустыне с нами удобно: не нужно беспокоиться, что от жажды умрем. И выносливы мы, как и кактусы.

Услышав все это, тополь воскликнул:

— Хотел бы я поближе с кактусом познакомиться! Не знал, что мы с ним братья. Он — самое нужное и полезное растение пустыни, а я — гордость и украшение любого города.

Вопросы и задания к рассказу:

- Как вы думаете, бывают ли в природе ненужные деревья или растения? Какое дерево или растение вы считаете самым нужным и полезным для человека?

- Как вы думаете, есть ли что-то общее между тополем и кактусом?

- Представьте, что тополь и кактус однажды познакомились и подружились. Напишите и нарисуйте сказку об их дружбе.

- Изменил бы когда-нибудь тополь свое мнение о кактусе, если бы не верблюды?

- Во время прогулки понаблюдайте, какие деревья или растения дружат друг с другом, и напишите о них сказки.

ЛЕСНЫЕ ПЕВЦЫ

М.Скребцова

Собрались как-то на поляне певцы лесные: елка-скрипелка, соловей-запевала, кузнечик-стрекотун и колокольчик — звон-перезвон. Стали они концерт готовить к дню рождения леса. Стараются изо всех сил. Да ничего у них не выходит. Каждый по отдельности — прославленный певец, а вместе не могут.

Елка-скрипелка тогда и говорит:

— Не знаю я, что со мной сейчас, но одна я лучше скриплю. Ветер меня покачивает, лапы мои колючие шевелит — вот и получается моя музыка. А с вами — никакой музыки и ветра никакого: он от нашего шума улетел за горы высокие.

Колокольчик прозвенел в свою очередь:

— Чудно все это. Я ведь тоже звонче всех колокольчиков. Все цветы мой звон любят. Моим перезвоном даже люди заслушиваются. Наверно, вы фальшивите, и мой звон от этого глухим становится.

Соловей-запевала тоже не смолчал:

— Все вы — певцы талантливые, опытные. Я же — особенный. Правильно говорят: рядом с великим только великие быть должны, тогда и рождается великое. Вы мне не ровня, зря я связался с вами.

Кузнечик-стрекотун так и застрекотал от обиды:

— Если ты великий, что же ты во всем других обвиняешь! Я, может быть, тоже великий: день и ночь стрекочу, полям песни пою. Под мои песни пшеница к солнцу тянется, рожь наливается. А ты расхвастался. Давайте лучше подумаем, что нам делать теперь. День рождение леса на носу, а концерт наш не готов.

Тут солнышко ласково улыбнулось, подмигнуло незадачливым музыкантам и сказало:

— От того у вас ничего не получается, что каждый о своем поет. Вы, как лебедь рак и щука: в разные стороны тянете. Сначала договоритесь между собой, чью песенку петь будете, а потом уж репетируйте. Начните, например, с елочкиной песенки, потом соловушкину спойте. Да не просто пойте, а так, будто все эти песенки ваши родные.

Послушались певцы солнышкина совета. Решили начать с елочкиной песенки. Так они хорошо ее спели, как елочке самой никогда не спеть. Вскрикнула она от восторга, а соловушка сказал:

— Я пел и елочкой себя представлял. Вот уж не думал, что птичий голос еще звонче становится, когда он песню дерева поет!

Кузнечик с колокольчиком тоже удивились:

— Ну и дела, так красиво мы еще никогда не пели. Вот лес обрадуется, когда нас услышит!

Концерт лесной удался на славу. Все песенки они спели, одна другой лучше.

Солнышко, когда концерт кончился, улыбнулось ласково, погладило музыкантов и проговорило:

— Знаете, какой для леса самый лучший подарок?

И само же ответило:

— Когда каждый в лесу о другом думает прежде, чем о себе самом.

Вопросы и задания к рассказу:

 - Чем бы закончилась вся эта история, если бы солнышко не вмешалось?

- Нарисуйте лесных певцов из этой сказки.

- Какой бы вы подарок лесу на день рождение подарили? Нарисуйте свой подарок лесу.

- Как вы думаете, куда лес свои подарки складывает?

- Какой подарок от леса вы хотели бы получить на свой день рождения?

САМИ СЕБЕ ВРАЧИ

М.Скребцова

Однажды пошли дедушка с внучкой в лес на прогулку. Дедушка хотел посмотреть, как его хвойные посадки поживают, а внучку с собой взял, чтобы воздухом целебным подышала.

Осмотрели они сначала елочки пушистые и крепкие, остался лесник доволен. А в бору сосновом, девочка вдруг вскрикнула, показывая на стройную, высокую да гладкую сосенку:

— Ой, дедушка, смотри, на твоей сосне жуки-древоточцы! Нам учитель в школе таких жуков показывал. Они в деревьях дырки буравят.

Рассердился дедушка:

— Торопятся, голодные. Не успело солнышко землю просушить, деревья обогреть, а они уж тут как тут.

А потом добавил:

— Но ты не беспокойся, внученька, сосенкам нашим они нестрашны. Они сами себя смолой вылечат. Пусть попробует в них жук дырки сделать, они свои ранки тут же смолой замажут и жука в ней замуруют. Все хвойные деревья себя смолой лечат. Особенно лиственница смолой богата. Смола дереву этому удивительную прочность придает. Тысячу лет простоит дом из лиственницы и только крепче станет: ни сырая земля, ни вода ему нипочем.

Удивилась девочка, спрашивает:

— А откуда дерево смолу берет? Вдруг жук успеет в середину дерева пробраться, и его смола не достанет?

Усмехнулся лесник:

— Не успеет он, как только дырочку сделает, смола тут же сама из дерева польется. В смоле — едкий скипидар и липкая канифоль — два волшебных вещества. Скипидар едкий — врагов травит, а канифоль липкая — на раны повязки накладывает, дырки заживляет. Не только маленькую дырку, а даже глубокие раны затягивает, недаром смолу живицей называют!

Подумала девочка и говорит:

— Вот бы и у людей такая живица чудесная была. Заболел человек, а из него чудесное вещество льется, которое его болезни само собой заживляет, и лекарств не нужно никаких.

Вопросы и задания к рассказу:

- Как вы думаете, смола только для деревьев хорошее лекарство? Как и в каких случаях ее могут люди использовать?

- Напишите сказку о том, как однажды все деревья собрались обсудить, как они могут людям помочь с болезнями бороться.

- Из чего состоит удивительная спасительная повязка хвойных деревьев?

- Есть ли у лиственных деревьев подобная повязка?

- Какое хвойное дерево больше всего смолой богато?

- Напишите сказку о том, как хвойные деревья открыли леснику волшебное лекарство, которым человек от любых болезней себя излечить мог.

- От каких болезней и как помогают людям разные деревья? Разделите детей на группы. Каждая группа — то или иное дерево. Каждое дерево должно рассказать о том, как оно людям бороться с болезнями помогает.

- Почему воздух в хвойном лесу таким полезным считается? Чем он насыщен?

ДОКТОР ПОДОРОЖНИК

Большой подорожник всегда рос вдоль тропинок и дорог хоженых, но прежде люди не обращали внимания на его крупные листья с прожилками. Нередко звери лесные прибегали к дорогам за подорожником, чтобы свои раны да царапины им полечить. Но звери лесные от человеческого глаза прячутся, вот и не замечал человек до поры до времени целебных свойств этого растения.

Однажды солдат в село со службы воротился. Много лет воевал он на чужбине, и за это время жена его все глаза выплакала. Обрадовалась она, что муж наконец-то дома, но недолгой была ее радость. Пришел солдат весь израненный. Стали силы его таять: новые раны не заживают да и застарелые ноют. Поняла жена, что не выходить ей мужа, и решила его в город к врачу везти. Запрягла она повозку, уложила мужа и поехала в город. По дороге одолели ее думы горькие, и не заметила она, как на дорогу две змеи выползли на солнышке погреться. Одна змея успела с дороги уползти, а вторая замешкалась, и переехало ее колесом повозки. Остановилась женщина и увидела, как подружка ее вернулась с листьями подорожника и обернула ими раненую там, где ее колесо переехало. Через некоторое время раненая змея исцелилась, и обе они уползли в траву.

«Что за трава дивная, может быть, она и мужу моему поможет», — подумала женщина и, сорвав несколько крупных листьев подорожника, сделала из них повязки мужу на раны. Муж ее тем временем от боли в зыбытье впал. Когда он очнулся, оглянулся по сторонам с удивлением и говорит:

— Привиделось мне во сне, будто попали мы к волшебному доктору. Сам доктор вида странного, зеленого, а вместо лекарств и мазей у него листья. Перевязал он мои раны зелеными листьями, и боль сразу утихла. Только вот что удивительно: все это я во сне видел, а раны мои и вправду меньше ноют.

Рассказала жена обо всем, что случилось, и новые повязки ему из подорожника сделала. Пока ехали они до города, она мужу каждый день из листьев подорожника повязки меняла, и вскоре раны его заживать стали. Повернули они домой обратно, а подорожнику низко поклонились:

— Спасибо тебе. Мы за доктором вдаль поехали, а оказывается, доктор у нас под боком растет.

— Хорошо, что вы меня, наконец-то, заметили, — отвечает им подорожник. — Я ведь не только кровь останавливать умею и раны заживлять. Я и укусы, и опухоли лечу. Если вас пчела, оса или даже змея укусят, я всегда от боли спасу и отек сниму. Не зря меня матушка-природа возле дорог поселила и дала мне широкие листья и высокие стебли с семенами колоском. По этим приметам найти меня нетрудно.

 Вопросы и задания к рассказу:

- Нарисуйте подорожник, спасший больного крестьянина.

- Какой была его жена? Как вы думаете, довезла бы она своего мужа до города, если бы не остановилась возле раненой змеи?

- Что в подорожнике кажется вам самым необыкновенным?

- Какие еще целебные растения возле дорог растут?

- Напишите сказку о том, как муж с женою открыли в своей деревне больницу, в которой лечили подорожником.

- Лечились ли вы когда-нибудь подорожником?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»

Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...