Сценарий образовательной деятельности с детьми 5-6-ти лет по теме "Тайга"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Методическая разработка, это сценарий педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет, составленный с учётом принципов программы «Детский сад 2100» и с использованием элементов технологии «ТРИЗ». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_teme_tayga.docx354.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром

тема «Тайга»

https://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/0/375/1277375/f_21782490.jpg

C:\Users\User\Downloads\IMG-20220317-WA0010.jpg

Составители:

Мухаметкулова Раушания Наиловна, воспитатель МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок»

Стрежевой, 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………….3
  2. Содержательная часть………………………………………………………...…4

2.1.Сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста……….………………………...……………..……….7

2.2.    Приложение:

  1. Комплекс задач на неделю -ссылка
  2. Модель «Трех вопросов» - ссылка
  3. «Паутинка» (план) проекта «Тайга» - ссылка

4. Слайдовая презентация к занятию -ссылка

5. Картинки к занятию - ссылка

6. Картинки для  игры  «Лучший знаток тайги» с использованием круга Луллия - ссылка

7. Картинки к игре «Природные зоны» - ссылка

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наименование методического материала: Сценарий образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром, тема «ТАЙГА»

Данная методическая разработка - это результат совместной деятельности двух педагогов: Мухаметкуловой Р.Н. (наставник) и Берзиной С.Г. (начинающий педагог).  

Участники образовательной деятельности: воспитанники старшей группы, воспитатель.

Направленность разработки: обучающая.

Место методического материала в педагогической системе: Методическая разработка, это сценарий педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет, составленный с учётом принципов программы «Детский сад 2100» и с использованием элементов технологии «ТРИЗ». Это педагогическое мероприятие является частью недельного тематического проекта «ТАЙГА» и является логическим продолжением работы с детьми в рамках темы. Образовательная деятельность построена на основе цикла «План – дело - анализ», в процессе которой решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Данный сценарий был апробирован в рамкахработы рабочей группы МДОУ по реализации ФГОС ДО средств ООП "Детский сад -2100". Фрагмент занятия

Актуальность: В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Дети – активные деятели. Через действия они получают знания, набирают опыт, формируют своё отношение к происходящему. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Поэтому основной задачей для нас, педагогов, является создать условия для формирования такого опыта, условия, позволяющие ребёнку активно действовать с учётом его собственных интересов. Ежедневно дети задают десятки вопросов – почему бывают землетрясение, почему море соленое, почему извергаются вулканы… Волнуют их и путешествия в дальние страны, интересуют люди и животные, которые там живут. В процессе образовательной деятельности дети получают достаточно большой объем знаний, при этом использование игрового пособия «Круги Луллия» способствует лучшему восприятию, запоминанию и структурированию полученной информации. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Новизна: Использование пособия «Круги Луллия»в структуре организованной образовательной деятельности со всеми детьми группы, способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Цель методического материала: освоение особенностей моделирования образовательного процесса с учётом принципов программы «Детский сад 2100» и с использованием элементов технологии «ТРИЗ».

Задачи:

  1. Продолжить знакомство начинающего педагога с особенностями технологии ТРИЗ;
  2. Выработать алгоритм совместного (наставник – начинающий педагог) планирования и моделирования образовательной деятельности с детьми с использованием элементов технологии ТРИЗ;
  3. Помочь освоить начинающему педагогу новый вид еженедельного планирования с учётом принципов Программы «Детский сад 2100»;
  4. Познакомить начинающего педагога с основными правилами оформления сценария

Ожидаемые результаты:

В результате такой работы получен методический продукт в виде недельного тематического проекта: комплекс образовательных задач на неделю по теме, паутинка мероприятий проекта, схемы и сценарии дня на неделю, слайдовые презентации (тематические, дидактические) дидактические материалы для детей, схемы, подборка игр и упражнений.

Предварительная работа:

С помощью модели «Трёх вопросов» (Приложение 2) была определена зона актуального развития детей в рамках данной темы, затем на основе детских запросов и интересов («хочу узнать, хочу сделать») совместно с детьми спланировали виды детской деятельности, ориентированные на зону ближайшего развития и с учётом комплекса образовательных задач на данный период. На основе полученной информации составлена «Паутинка»- план тематического проекта «Тайга» (Приложение 3).  Создана слайдовой презентации к беседе «Тайга» (Приложение 4), и картотека игр в рамках лексической темы.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Занятие проводится с группой детей, состоит из нескольких этапов. Последовательно представлены основные этапы, которые логически взаимосвязаны. На каждом из этапов решались определенные задачи.

  1. Организационный момент;
  2. Мотивационная игра;
  3. Поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний;
  4. Развивающие задания;
  5. Самостоятельное применение «нового» в других ситуациях;
  6. Рефлексия.

Активные формы обучения: проблемное и развивающее обучение, обучение в сотрудничестве.

Формы организации: групповая, в парах, индивидуальная

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная

Предварительная работа с детьми:

  • Изготовление модели дома из конструктора Полесье, без крыши,
  • Формирование представлений о карте, как о модели Земли.

Цель методического материала: Познакомить детей с особенностями природных условий тайги.

Задачи:

Обучающие:

  • Развивать элементарные естественно-научные представления о Земле, о природе, о тайге и ее обитателях;
  • Формировать познавательный интерес и активность в процессе совместной деятельности;
  • Познакомить с растениями и животными тайги, с понятием «пищевая цепочка»;
  • Обогащать и активизировать словарный запас: тайга, хвоя, сосновый бор, ельник.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста;
  • Развивать воображение, память, внимание, логическое мышление и находчивость детей;
  • Развивать умение детей делать научные умозаключения посредством экспериментальной деятельности.

Воспитательные:  

  • Формировать основы экологической культуры;
  • Формировать навыки самоорганизации в процессе работы;
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в процессе совместной деятельности;
  • Учить согласовывать свой игровой замысел с замыслом сверстников в процессе игровой деятельности;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи.

Методики и технологии, применяемые при организации образовательной

деятельности детей

  1. Социоигровые технологии: Развитие навыков полноценного межличностного общения в процессе деятельности. Развитие коммуникативных навыков у детей, способствующих активизации самостоятельности и инициативы ребенка, повышение познавательного интереса, формирование детских компетентностей.
  2. Игровые проблемные ситуации математического развития детей дошкольного возраста:
  3. Использование системы проблемных и игровых ситуаций в математическом развитии детей с целью мотивации к определённым видам деятельности.
  4. Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ: Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, создания благоприятного эмоционального фона. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим
  5. Элементы технологии «ТРИЗ» - это занятия, на которых ребенок радуется своим первым открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.
  6. Технология познавательно исследовательской деятельности: развитие познавательной активности детей.
  7. Здоровьесберегающие технологии.

Используемые методы и приемы:

Наглядные методы и приёмы: демонстрация видеороликов, презентация картинки, макеты деревьев, шишки.

Словесные методы и приемы: объяснение, припоминание, проблемная ситуация, эмоциональное реагирование педагога.

Практические методы и приёмы:игровой метод, опытно-экспериментальный, моделирование, оперативное стимулирование, рефлексия, творческие задания.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированы представления:

  • об особенностях природы Тайги;
  • о взаимосвязи животных организмов и среды обитания животных тайги.

2. Согласовывают игровой замысел с замыслом сверстников в процессе моделирования объектов.

Словарная работа:Тайга, тайга, хвоя, сосновый бор, ельник.

Оборудование и техническое оснащение:Образовательная деятельность организована в группе, где создана предметно - развивающая среда, условия которой способствуют познавательной активности детей и развитию детской инициативы. Предметно развивающая среда позволяет создавать для ребенка такие ситуации, где ему предстоит сделать выбор, принять решение.

Наглядно – демонстративный материал:

  1. Дидактическое пособие «Круг Луллия».
  2. Искусственные ели, шишки.
  3. Мультимедийная разработка - Презентация к занятию
  4. Тематическая картотека «Загадки», «Стихи», «Рассказы о животных»
  5. Тематические картинки – иллюстрации по теме «Животные тайги», «Хвойные растения»

Техническое оснащение: Проектор, ноутбук, колонки, магнитная доска, ноутбук, интерактивная доска.

Раздаточный материал на каждого ребенка и на подгруппу:

  • Заранее построенные домики из конструктора Полесье (без крыши)
  • Сыпучий материал (соль, манная крупа)

Методы и формы контроля: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.

Список литературы:

  1. «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации к образовательной программе познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста –Изд. 4-е, испр. – М.: Баласс, 2020.
  2. Пособие для дошкольников «Здравствуй, мир!» 5-6 лет:-  под ред. ВахрушеваС.В. и др– М.: Баласс, 2020.

  1. СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этап ОС

Задачи

Участники ОС

Содержание мероприятий

Примечание

I. Организационный момент

Задачи:

Создание положительного настроя, активизация внимания

Воспитатель:

Воспитатель звенит в колокольчик и обращается к детям:

«Колокольчик озорной,

Ты в кружок ребят построй

Собрались ребята в круг

Справа – друг

И слева – друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

Замечательно. Какое у нас сейчас настроение? Какими жестами можно показать ваше настроение?

Воспитатель обращается к стеснительным  неактивным детям.

II. Мотивационная игра

Задачи:

Активизировать имеющиеся знания у детей о природных зонах (тайга, Северный полюс и тундра)

Проблемная ситуация

Учить находить выход из проблемных ситуаций, делать выводы.

Воспитатель:

Составление кластера «Природные зоны»

Ребята, вы помните на прошлых занятиях мы с вами путешествовали на Северный полюс, и в тундру. У нашего доктора Айболита остались фотографии в память о нашем путешествии.

Но фотографии перепутались с другими, и доктор Айболит просит вас помочь ему разобрать их. На доске карты с изображением Северного полюса и тундры. Подойдите возьмите каждый себе карточку – фотографию с изображением растения, прикрепите фотографии к соответствующей карте – природной зоне.

Среди картинок есть растения, растущие в тайге. При выполнении задания могут возникнуть затруднения у детей, которым достались картинки хвойных растений.

В случае затруднения – воспитатель помогает детям наводящими вопросами.

Воспитатель:

Может быть, хвойные растения есть на Северном полюсе – тут нет ни одной карточки?

Дети:

Там не растут никакие растения…

Воспитатель:

Может они растут в тундре?

Дети:

Нет, в тундре растут карликовые березы, мох…

Воспитатель:

Ребята предлагаю вам выяснить где же растут оставшиеся растения, для этого представьте, что мы отправляемся в путешествие. На чем мы можем отправится в путешествие? А помните ли вы, на чем мы раньше путешествовали?

Дети:

На самолете

Воспитатель:

Ребята, там, куда мы сегодня полетим, нет аэропорта, туда не ведут железные дороги, и даже нет автомобильных дорог. На чем же мы будем путешествовать?

Дети:

На вертолете, на машине, на мотоцикле …

Воспитатель:

Сегодня я предлагаю вам путешествовать на ковре-самолете. Давайте сядем на ковер-самолет и представим что мы поднимаемся в воздух.

Просмотр Презентации .(Приложение 2)

Учить анализировать ситуацию, отвечать на вопросы.

Активизировать и совершенствовать словарный запас, навыки связной речи.

Развивать интерес к совместной деятельности.

Развивать зрительного восприятия и соотнесения объектов.

Работа с картой «Природные зоны России»

Формировать умение работать с картой

Воспитатель:

Ребята посмотрите на экран, под нами проплывают бескрайние просторы снежных полей, что вы видите? как вы думаете над чем мы пролетаем?C:\Users\Максим\Desktop\СЕМИНАР\ТАЙГА\картинки\1.jpg

Вывод на экран сл слайды №1,2,3,4. Дети отвечают, ориентируясь на подсказку  

Слайдовая презентация к занятию

 (слайд № 5)

Слайдовая презентация к занятию

Под экраном (телевизором) прикрытые тканью стоят деревья (елки, сосны)

Воспитатель убирает покрывало, дети рассматривают деревья

(слайд №6)

И/Р Воспитатель обращает внимание на детей которые плохо произносят звуки, проговаривает с ними индивидуально.

Дети:

Ответы детей. тундра

Воспитатель:

Но вот картина стала меняться, что вы видите на экране?

Они похожи на изображение растений, которые остались?

Приземляемся, ребята.

Посмотрите вокруг. Какие деревья вы видите? C:\Users\Максим\Desktop\СЕМИНАР\ТАЙГА\картинки\5.jpg

Чем же похожи деревья между собой?

Дети:

Предполагаемые ответы детей:появились высокие деревья?Это елки. У них не листья а иголки…

Воспитатель:

Да, ребята, вы правы.

А вы знаете как называются правильно иголки на этих деревьях? Иголки назывются - хвоя, и все эти деревья называются  хвойными. Повторите ребята. Итак, мы с вами оказались в каком лесу, если растут хвойные деревья? хвойном лесу, правильно!Лес, в котором растут хвойные деревья, называется тайга.Повторите ребята.Ребята, тайга огромна!!! Она занимает больше половины земель России. C:\Users\Максим\Desktop\СЕМИНАР\ТАЙГА\картинки\6.jpg

А как вы думаете, почему хвоинки у елок и зимой зеленого цвета, и они не осыпаются?

Дети:

Дети высказывают свои предположения

Активизировать и совершенствовать словарный запас, навыки связной речи;

Учить анализировать имеющиеся знания и делать выводы;

Учить определять направление дальнейшего развитиясобытий в «занятии»

Воспитатель:

А это потому, ребята, что хвоинки покрыты тонким слоем воска, который не дает им замерзнуть, и еще они очень близко расположены друг к другу и греют друг друга. Ребята, помните, мы с вами на улице в мороз играли в игру  “Акула”? А помните ли вы, в какой момент нам было теплее: когда мы стояли близко друг к другу, или когда далеко?

(Показать рисунок (Приложение 5), с изображением ели и сосны в снегу).

Дети:

Когда стояли близко, обнявшись

Воспитатель:

Все верно, ребята, нужно встать близко, можно обняться, тогда мы совсем не замерзнем. Так и в природе хвоинки, стоят близко и не замерзают.

- А чем еще похожи эти деревья? У них конусообразная форма кроны.C:\Users\Максим\Desktop\СЕМИНАР\ТАЙГА\сосна.jpgЕль - зимой и летом одним цветом | VilingStore

Предлагаю вам выяснить, для чего природа создала крону хвойных деревьев конусообразными. Для этого мы проведем эксперимент.

III. Поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний

Задачи:

 Формировать познавательную активность и интерес у детей.

Закрепить умения моделировать из бумаги, складывая её таким образом, чтобы получилась крыша (двускатная, плоская).

Развивать умение детей делать научные умозаключения посредством экспериментальной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа: воспитатель ставит на стол дом без крыши. Рядом лежат картонные листы бумаги, по ширине соответствующие ширине дома и разной длины.

Воспитатель:

Ребята перед вами дома, которые мы с вами сделали на предыдущем занятии, вам нужно достроить крыши для этого я вам подготовила картонные бумагу. Но в начале вспомните какие бывают крыши домов.

К работе привлекаются малоактивные дети, они помогают строить крышу, сыпать «снег»

Дети:

Плоская, односкатная, двускатная

Сделайте прямую крышу для первого дома с одинаковыми по высоте стенами. Скажите если зимой выпало много снега, удержится ли «снег» на такой крыше? И если да, то почему?

Дети:

Высказывают свои предположения...

Воспитатель

Да, ребята, снег удержится, и возможно, даже провалится внутрь дома.

Предлагаю проверить наше высказывание, насыпьте крупу(манка), на крышу, так как снега зимой много может быть, поэтому сыпьте много крупы. Ребята наше предположение подтвердилось?  

Теперь сделайте крышу для второго дома, двускатный либо односкатный, на ваше усмотрение, для этого сложите длинную картонную полоску так чтобы получилась крыша. Как думаете, удержится ли снег на такой крыше?

Предлагаю это выяснить также проведя эксперимент с крупой как в первом случае.

Дети:

Высказывают свои предположения

Воспитатель:

Следовательно, с какой целью у хвойных деревьев крона конусообразной формы?

Какую крышу вы выбрали бы для своего дома?

Дети:

Чтобы снег сползал по веткам вниз и своей тяжестью не ломал ветки

Дети обосновывают свой выбор

Познакомить с новыми понятиями;

Учить зрительно определять принадлежность шишки к дереву.

Воспитатель:

Ребята, мы продолжаем свое путешествие по тайге. Ребята,  посмотрите что лежит под елками.

Дети находят шишки, рассматривают картинки

Ребята, что это?

Рассмотрите внимательно картинки это кедровая шишка, это еловая шишка, это сосновая шишка

IV.  Самостоятельное применение «нового» в других  ситуациях

Задачи:

Закрепить знания детей;

Учить зрительно определять принадлежность шишки к дереву.

Воспитатель:

А сейчас, ребята, предлагаю вам открыть страницу рабочей тетради, на которой зеленая закладка. Нужно и определить, какие шишки растут на ели, сосне, кедре и соединить линией дерево с соответствующей шишкой.E:\ScntyLgGGOs.jpg

Работа в рабочих тетрадях, воспитатель помогает затрудняющимся детям.

Формировать знания детей о животных тайги, обогатить их.

Воспитатель:

Ребята скажите кто питается шишками?

Дети:

Шишками питаются белки, бурундуки, дятлы…

Воспитатель:

Правильно, вы же знаете, что белка делает запасы на зиму, но не все кладовые она находят зимой. А вот весной спрятанные орешки прорастают и из них со временем появляются новые деревья. Выходит, что животные помогают распространению хвойных деревьев.

- Еще какие дикие животные живут в тайге ?

Дети:

Ответы детей

V. Развивающие задания

Задачи:

Развивать воображение, память, внимание, логическое мышление и находчивость детей;

Формировать представления у детей о животных тайги, об образе их жизни и питании;

Закрепить знания детей о понятии«пищевая цепочка»;

Учить составлять правильные цепочки, применяя уже имеющиеся знания.

Воспитатель

А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Лучший знаток тайги», и узнать, чем питаются животные тайги.

Условия игры будут такими: на верхнем ярусе игрового поля лежат картинки с изображением дикого животного. Водящий вращает стрелку и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет изображенное на ней животное, и ищет на среднем ярусе картинку того, чем это животное питается, а на нижнем ярусе найти то, чем питается животное с среднего яруса.

Дидактическая игра «Лучший знаток тайги» с пособием «Круг Луллия»

(Приложение 4)

https://sun9-68.userapi.com/impg/0tc3n6pUew70STSReEk5aSBlNjWZ8gXIpAe0kA/vOdK-SySLRc.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=45eefdaa7df3cf8dc21d16dbb7390537&type=album

Проводится игра «Лучший знаток тайги»

VI. Рефлексия – итоги

Задачи:

Учить анализировать свою деятельность.

Учить планировать дальнейшую деятельность по выявленным в ходе анализа не решённым задачам.

Воспитатель:

Скажите, было ли вам интересно в тайге? Что нового вы узнали?  Что для вас было самым интересным?  

Подведение итогов работы, эмоциональная оценка ОС со стороны детей. Выяснение трудностей, которые испытали дети, для дальнейшей отработки в ОС и/или в режимных моментах.

Дети:

Мы узнали что…

Воспитатель:

Ребята, а что такое тайга?А если в лесу только ели растут, как он будет называться? - А как называется лес, если там растут только сосны?

Дети:

Ответы детей

Воспитатель:

Ребята, а что бы вы еще хотели узнать о тайге и о ее обитателях?

Дети

Ответы детей

Воспитатель:

Ребята, а как или где мы можем все это узнать? Ваши предположения.

Дети:

Ответы детей

Воспитатель:

Скажите, а что для вас было сегодня самым интересным и запоминающимся?

Дети:

Ответы детей

Воспитатель:

Это очень интересно. А что же тогда вызвало у вас затруднения, что получилось, не так хорошо, как вам хотелось бы?

Дети:

Ответы детей

Воспитатель:

Вы большие молодцы, каждый из вас получает награду, медаль «Умница»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: "В поисках клада"

Данное занятие способствуе развитию коммуникативных навыков через использование малых форм фольклора....

Сценарий образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Шкатулка сказок»

Сценарий образовательной деятельностис детьми средней группыТема: «Шкатулка сказок»...

Сценарий образовательной деятельности с детьми средней группы дошкольного возраста «Жизнь диких животных осенью»

Цель: развитие познавательных интересов, обогащение представлений о жизни диких животных, словарного запаса...

Сценарий образовательной деятельности с детьми по окружающему миру «Путешествие в лес» (вторая младшая группа)

Сценарий образовательной деятельности с детьми по окружающему миру «Путешествие в лес» (вторая младшая группа)...