Конспект НОД "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Наумова Елена Владимировна

Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы по экологтческому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_ekologii.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)

 форма-занятие

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Познавательное развитие 

ГРУППА (ВОЗРАСТ) подготовительная

ТЕМА «Осень»

РЕСУРСЫ (наглядные пособия): корзинка, картинки о приметах осени, шкатулка, осенние листочки клена, картины деревьев., мяч, волшебный меч.

ЦЕЛЬ: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

ЗАДАЧИ:        

Обучающие: закреплять знания о том что сентябрь- первый осенний месяц, октябрь – второй, ноябрь-третий. Учить замечать приметы осени.

Развивающие: развивать интерес к миру растений; развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь; совершенствовать умения слушать, отвечать на вопросы полным предложением;  

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее; любоваться красотой природы осенью.

Оборудование: мультимедийный  проектор, экран.

Предварительная работа: рассматривание картин, разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени.  Знакомство с стихами  русских  поэтов: А.С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»; А. Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало»; наблюдение за осенней природой.

Методы: наглядные, словесные, игровые.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ НОД

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность воспитателя

(содержание учебного материала,

прямая речь)

Деятельность воспитанника

(виды деятельности, прямая речь)

1.

Организационный момент:

Цель: заинтересовать детей, создать доброжелательную атмосферу

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада всех  вас видеть.

Воспитатель предлагает детям взяться за руки и образовать круг.

Вступительная беседа.

-«Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся».

Дети здороваются.

Дети встают в круг.

Дети вместе с воспитателем повторяют слова и выполняют движения, глядя на воспитателя.

2.

Вводный этап (актуализация знаний).

Цель: замотивировать детей на совместную деятельность

Воспитатель:  Дети я сегодня утром обнаружила странный конверт на столе, но ничего не понимаю, откуда он? Давайте вместе с вами посмотрим: «Здравствуйте дорогие дети группы «Почемучки». Отправляю Вам письмо с просьбой рассказать о том, что вы знаете о времени года Осень. Очень прошу, расскажите  пожалуйста». С наилучшими пожеланиями - Королева Осени». (на слайде появляется королева осени)

Воспитатель: Это очень интересно! Ну что, друзья мои, расскажем?

 А сейчас послушайте внимательно:

 У домов помоет крыши

 Отведёт в берлогу мишку,

 В полях работы завершит,

  А потом листвой шуршит.

  Мы её тихонько спросим: — Кто ты? — И услышим: «…» (Осень)

Воспитатель: правильно, это осень. Стихотворение А.Плещеева «Осень»

Дети вместе с воспитателем вскрывают конверт и слушаю что написано в письме.

Дети соглашаются выполнить просьбу Королевы Осени

Ответы детей: Осень

3.

Основной этап.

Цель: закрепить знания детей об осени

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Воспитатель: Какой месяц начинает осень?

А после сентября?

 А после октября?

 Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. Я попрошу Семена рассказать стихотворение: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.

Воспитатель: Скажите  пожалуйста, какая бывает погода осенью?

У меня  мяч осенний и волшебный,

Будет в руки вам скакать и вопросы задавать.

Игра «Погода осенью».

Какая погода ?

    * Когда идет дождь –

    * Когда дует ветер  -  

    * Холодно  -  

    * Пасмурно –

    * Хмуро –

     * Сыро  -

     * Ясно –

Воспитатель:  Отлично, все верно. Хочется похвалить, что ответили четко, внятно.  А  как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Воспитатель: правильно.

Есть две осени: Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Какая это пора осени, ребята?

 Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. А это как вы думаете какая пора осени?

Воспитатель: Почему осень называют золотой?

Воспитатель: Молодцы.

И к каждой осени у нас особая любовь. Давайте, подберем слова- определения к первой золотой осени. У меня на доске много картинок,  выберите те которые подходят к золотой осени.

Воспитатель: Послушайте, как красиво Федор Иванович Тютчев написал об осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Дети, а какие вы знаете стихи об осени, давайте расскажем

Воспитатель: Удивительная, неповторимая пора- увядание. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг.

 Одна из первых примет осени - на деревьях появляется разноцветные листочки, желтеет и высыхает трава, идет моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы.

   Раньше всех начинает желтеть липа. Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала».                                                         Затем начинают желтеть березы.  Начинают желтеть листья  рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Это явление называется ….!

Как называется  в природе это явление?

Воспитатель: С давних времен люди писали  стихи, сочиняли пословицы, поговорки, загадки.  Их могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

 3. Игра «Да или нет»

А теперь давайте поиграем в игру «Да или нет» ( дайте правильный ответ).

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто- часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Молодцы, вы знаете приметы осени, правильно ответили на  вопросы.

 Ребята, а сейчас мы с вами немного поиграем. Физкультминутка "Листочки". Возьмите со стола по 2  осенних листочка

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

            И на землю сели.

Воспитатель: молодцы. Положите листочки в корзинку.

Воспитатель: Ребята вы знаете пословицы, поговорки, загадки об  осени? У нас есть  волшебная шкатулка- копилка народных мудростей, я попрошу вас   положить туда все свои знания? ( Открываю  крышку, а дети называют приметы, пословицы, загадки).



Воспитатель:  Замечательно, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Эту шкатулку предлагаю отправить Королеве Осени, согласны!? Мне кажется, ей будет  приятно получать  подарок  от вас.

 Я знаю, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень. А давайте поиграем,  игра называется: «Осенние слова».

Игра  «Осенние слова».

Воспитатель: Кому передаю мячик, тот говорит словечко об осени.

Воспитатель: правильно, молодцы. Вы очень внимательны.

Мы сегодня с вами много говорили об осени, а сейчас послушаем музыку. (П.И.Чайковский.  «Времена года», «Осеняя песенка»).

Назовите пожалуйста композитора этого произведения?

Воспитатель: правильно, молодцы.

(на слайде появляется королева осени и благодарит детей)

Ребята, Королева осени благодарит вас за то, что вы очень много знаете об осени. А мы с вами подарим ей нашу шкатулку.

Дети: Осенние месяцы - Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Дети: сентябрь

Дети: октябрь

Дети: ноябрь

Семен рассказывает стихотворение: Октябрь крадется по дорожкам, Ступает тихо солнцу вслед. Грибы и ягоды в лукошке. И сентябрю он шлет привет!. Ноябрь - горбатый старичок, Глаза - как льдинки, нос - крючок!

Ответы детей

Дети у кого в руках меч отвечают:

Дождливая

Ветренная

Холодная

Пасмкрная

Хмурая

Сырая

ясная

Дети:  Осень  бывает  ранняя   и поздняя.

Дети: ранняя

Дети: поздняя

Дети: Золотой называют, потому что листья на деревьях становятся разноцветными( желтыми, красными, оранжевыми).

Дети выбирают с доски картинки. (золотистая, разноцветная, пышная,  лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная).

Дети читают стихи.  ( А.Пушкин «Унылая пора!», Николай Некрасов «Славная осень»; Иван Бунин «Листопад»; А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»).

Дети: В природе это явление называется – листопад (рассматривание  картин: клена, березы, рябины).

Ответы детей.

Дети берут по 2 осенних листочка

Дети кружатся с листочками

Руки подняты вверх и ветер раздувает листья

Полетели с листочками по кругу

Присели на корточки

Поднялись и медленно зашагали по кругу

Руки подняты вверх

Тихим бегом по кругу

И снова сели.

Дети положили листочки в корзинку

Дети называют приметы, пословицы, загадки.

Пословицы

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

  Приметы

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Загадки:

-  Падают с ветки, золотые монетки (Осень).

-  Горя не знаем, а горько плачем (облака, дождь).

-  Седой дедушка у ворот, все глаза нам заволок (Туман).

 -  Пришла без красок, без кисти, И перекрасила все листья. (Осень)    

  -   Листья желтые летят, падают, кружатся,

      И под ноги просто так,  как ковер ложатся!

      Что за желтый снегопад? Это просто … (Листопад )

Дети: да согласны

Дети берут мячик и по очереди передают друг другу называя слово об осени.

Дети:  Осень золотая, осень  лучезарная, осень  пышная,  раскошная,  щедрая, прекрасная,  печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная,  ранняя, поздняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Ответы детей: П.И.Чайковский.

4.

Заключительный этап.

Цель: подвести  итоги занятия, обсудить полученные результаты. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним  о чем мы с вами сегодня  говорили?

Воспитатель: В какие игры с вами играли?

 

Воспитатель: Вы сегодня все молодцы, Королева Осени добра и внимательна, вам она передала корзинку с гостинцами – дарами осени.

Сейчас все попрощаемся с нашими гостьями. Скажем: До свидания!

Воспитатель: Сегодня вы все  были молодцы, посмотрите,  на столе  есть листочки клена желтые и красные.

Желтый листочек возьмет тот, кому сегодня понравились наши игры.

Красный листочек  возьмет тот, кому было трудно.  

А теперь покажите мне ваши листочки.

Дети: Мы говорили об осенних месяцах: сентябре, октябре, ноябре.

Дети: Поиграли в игры: «Погода осенью»; «Осенние слова».  Дали правильный ответ «да» или «нет» на вопросы. Отгадывали загадки, поделились приметами, поговорками и пословицами.

Дети прощаются.

Дети берут листочки и показывают воспитателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....