Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Владимировна Болсун

Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_osenniy_les.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

 Тема: «Путешествие в осенний лес»

Старший дошкольный возраст

    Подготовила: воспитатель Болсун Т.В.

МКДОУ Сортавальского МР РК ДС№23,

корпус 2,

первая квалификационная категория

Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях в природе.

Задачи:

1.  Закрепить представления детей о признаках осени; закрепить названия листьев и деревьев; активизировать словарь по теме «Осень. Деревья»; закрепить знание детьми цветов и оттенков осенних листьев.

2. Помочь детям через наглядные пособия, дидактические игры развить память, воображение, мелкую моторику, эстетическое восприятие.

3.Воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру.

Материалы и оборудование: иллюстрации картин об осени,  иллюстрации деревьев (лиственные и хвойные), грибов, плакаты с изображением деревьев для коллективной аппликации, мнемотаблица по теме «Осень», звукозапись П.И.Чайковского «Времена года» – «Октябрь, осенняя песня», песенка про автобус, музыка «Звуки леса»,  колокольчик,   репродукции: А. Леонтьев «Теплая осень», И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», И,Шишкин «Осень», автобус (руль и фуражка для водителя), коврики,  магниты, билеты (с изображением листьев и веточек деревьев), круги - карточки: красные и зеленые, листики березы, дуба, клена.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, прогулки с родителями в лесопарк, собирание гербария, заучивание стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях, сравнительных о листьях.

Ход занятия

1. Организационный момент                              

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!

Ребята, кто из вас любит путешествовать? (ответы детей)

 А на чём можно путешествовать?

Дети: Можно на машине, на поезде, на самолёте, на корабле и др.

Воспитатель: А я сегодня предлагаю отправиться в путешествие на…, отгадайте загадку и вы узнаете, на чём мы будем путешествовать.

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус).                                          

Воспитатель: Ребята, отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Всю зелень леса взяла и перекрасила,

Добрая волшебница все вокруг украсила,

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

Все вокруг искрится, все переливается

Как же это чудо в природе называется? (осень)

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в Осень.

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте сейчас вместе расскажем об осени. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте.

Осенью солнце светит (как?) … (слабее, меньше, редко).

Осенью небо покрыто (чем?) … (серыми тяжёлыми тучами).

Осенью часто идут … (дожди).

Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).

Осенью листья опадают, начинается … (листопад).

Осенью улетают на юг … (перелётные птицы).

Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).

Осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды).

Осенью люди надевают … (тёплую одежду).

Осенью в домах топят …(печки).

– Ребята, вы хорошо справились с заданием.

Воспитатель: всё готово, можно отправляться в путешествие.

Дети, для того чтобы сесть на автобус, нам необходимо купить билет. А вот и касса. (дети приобретают билеты).

А билеты у нас не простые, а в виде листьев разных деревьев. Занять свое место в автобусе сможет тот, кто правильно назовет лист какого дерева у него в руках.

Например: лист дуба (какой?) – дубовый и т.д.

Лист клёна – кленовый

Лист осины – осиновый

Лист ивы – ивовый

Лист каштаны – каштановый

Ветка рябина – рябиновая

Ветка сосны – сосновая

Ветка ели – еловая

Лист тополя – тополиный

(ответы детей, дети рассаживаются на стульчики с изображением соответствующего листочка)

Воспитатель: Молодцы!

Ну, что в путь! (воспитатель вместе с детьми рассаживается в автобусе)

Подготовим наш автобус.

Артик. Гимнастика.

Прокололась шина у машиныПроизнесение звука ш-ш-ш.

НасосПроизнесение звука с-с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовойПроизнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

Сигналит машинаПроизнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

-Дорога в лес не асфальтированная, неровная. Поэтому водитель будет тормозить - куда вы наклонитесь? (вперёд).  А потом поедет быстро- куда отклонитесь? (назад). Поедет по кочкам- будем подпрыгиваем на сиденьях.

(Водитель «трогается» (включить звук машины). По команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад)

Воспитатель: Вот и приехали! Давайте выйдем на лесную полянку. Ребята, прислушайтесь, как поют птицы, а какая природа вокруг.

(запись звуки осеннего леса, слайд осенний лес)                    

Воспитатель: - Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Дети рассказывают стихотворение  об осени).                

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.(М. Ходякова)

Воспитатель: - А как называется последний месяц осени? (ноябрь)

- В каком месяце началась осень? (в сентябре)

- Ну и последний осенний месяц, который мы не назвали? (октябрь)

- Сколько всего осенних месяцев? (Три)

Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)

 Воспитатель: Что вы видите на наших картинах?  (много деревьев в красивых золотых нарядах)

Дерево весной нас веселит своими первыми зелёными листочками, летом даёт нам прохладу, тень в жаркий день, осенью дерево дарит свои плоды, а зимой дровами топят печи в деревнях, и это тепло согревает людей.

– Давайте вспомним, какие листики бывают осенью? (Золотые, красные, оранжевые, багряные, лиловые).                            

– Все ли деревья сбрасывают листья осенью? (Только лиственные) - на доске изображение лиственных деревьев.                

– Назовите лиственные деревья? (Дуб, берёза, осина, каштан, клён и др.)

– Назовите хвойные деревья. (Ель, сосна, кедр) -на доску выводится изображение хвойных деревьев.                                                            

– Какое дерево имеет иголочки, но сбрасывает их? (Лиственница)- на доску выводится изображение лиственницы.                            

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите на картинки. Какие деревья изображены на них?

Воспитатель: давайте с вами поиграем с листиками, которые изображены на вашем билете.

 (Игра с колокольчиком «Найди своё дерево»)

Воспитатель: Ребята, кажется, там впереди, под деревом кто-то кричит. (под «деревом» лежит зайчик со сломанной лапкой) Посмотрите скорее. Вот несчастье- зайка лапку сломал! Срочно надо отвезти его к кому?..

Воспитатель: Нам поможет Доктор Айболит.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

 (медсестра оказывает пострадавшему первую помощь)

Девочка в маске зайчихи:

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!"

Айболит (мальчик в костюме доктора): 

"Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке".

Воспитатель: Ну вот и хорошо, зайчик здоров и может снова бежать по тропинке.

А нам пора вернуться на лесную полянку.

Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады

осенью – овощами и фруктами.                              

 А чем богат осенний лес?

Д е т и: Грибами и ягодами.                              

Игра «Съедобный – несъедобный»              

Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.

Несъедобный – дети поднимают красный кружок.

Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква,            

волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята,

подосиновик, вороний глаз, лисичка.

Воспитатель: Осень – красивое время года, об осени не только писали стихи, картины, но и сочиняли музыку. Сегодня мы прослушаем с вами музыку П.И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня». Под эту музыку мы станем украшать наше деревце осенними листочками.

– Какие видите листики? 

- Мальчики будут собирать дуб, а девочки березу.

Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня» из цикла «Времена года»

Коллективная аппликация – «Осеннее дерево»

Дети под музыку наклеивают свои листочки на ветки березы и дуба, нарисованных на большом ватмане.

Воспитатель: – Какие деревья у нас получились? (Береза –березовый, дуб – дубовое))

Посмотрите, какие красивые листики, какие нарядные осенние деревья. Наша природа очень хороша. Её нужно любить, беречь, помогать ей, чтобы она нам дарила свою красоту, радость, здоровье.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам составить рассказ про осень, нам для этого поможет мнемотаблица. Рассмотрим, что мы видим. Какие предложения получим?

-Кто попробует собрать из предложенных предложений рассказ про осень.

- Молодцы.

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие, возвращаемся назад в детский сад.

(повторяется игра: по команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад).

Воспитатель: вот мы и вернулись.

Итог занятия

Ну а сейчас, в заключение нашего занятия, давайте поиграем.

Проводится игра «Да или нет»

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы ребята!

- Вам понравилась наше путешествие?

- Что понравилось больше всего?

- Вы все были большие молодцы!

- Еще хотите в путешествие? Подумайте, куда мы отправимся в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"

«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...