Конспект
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_peterburgskie_fonari_t.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликация на тему «Петербургские фонари».https://docs.google.com/drawings/image?id=sk1tl7Wf0fhFLF7Hvkbv18Q&rev=1&h=180&w=610&ac=1

Подготовительная к школе  группа.

Цель: Создание условий для обогащения знаний детей о родном городе, развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Санкт-Петербурга, чувство уважения к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.

      Задачи:

Образовательные:

 -Расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое,    достопримечательности, традиции, ремесла).

-Формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к культуре, традициям.

Развивающие:

-Развивать связную речь детей посредством  рассказов о родном городе.

-Расширять  и активизировать словарь,  используя  слова по теме: фитиль, фонарь, фонарщик, художник, дизайнер, костюм.

        -Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем  изучения  истории своего города.

        -Развивать умения выделять отдельные части и характерные признаки предметов.

        -Закрепить представления о форме предметов, располагать предметы на всём листе.

        Воспитательные:

 - Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

Предварительная работа:

Экскурсия по СПб с родителями.

 Рассматривание открыток, иллюстраций по теме.

Беседы с детьми.

 Материал необходимый для проведения занятия:

 Краски, мелки, бумага для рисования

 Образцы работ – рисунков детей по теме: «Фонари Петербурга»

   Ход НОД:

   Часть№1

Воспитатель: - Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки и  передадим  друг другу  по кругу красивую улыбку.  Скажем всем: «Доброе утро!»  А я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.

 Воспитатель: Санкт-Петербург – город северный. Расположен он, как мы уже с вами  знаем,  на  нескольких больших островах. Что бы перебраться с острова на остров что мы должны сделать?

Ответ детей: Взять лодку, перейти мост.

Воспитатель: Правильно. В нашем городе мостов очень много, больших и маленьких.

Как вы думаете ребята, что нужно мосту?

Ответы детей: Решётка, чтобы не упасть в воду

Воспитатель: А ещё что? Вам подсказка – загадка.

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.
                                                   (Фонарь)

Ответы детей: Фонари.

Воспитатель читает стихотворение:

Петербург при свете фонарей

Санкт – Петербург, любовь моя!

Я в этом городе родился,

И я в него навек влюбился!

Как восхищен его красой,

Его великими дворцами.

Его обилием мостов

Его рекой Невой,

Которой краше нет

Во всем огромном мире!

Когда зажгутся фонари

Ты словно в сказку попадаешь

И в ней навеки утопаешь

И растворяешься в ночи!

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в  путешествие «Волшебные фонари Петербурга»

Давным-давно, когда ещё только начал строиться наш город Петербург, фонарей в городе не было. Люди могли передвигаться в вечернее и ночное время только с факелами.

Воспитатель: Это было не удобно. Почему, ребята, как вы думаете?

Ответы детей: Тяжело держать, можно обжечься, факел мог потухнуть.

Воспитатель: Правда, в древности улицы освещались факелами, закреплёнными  на стенах домов. Но только по торжественным случаям. Царю Петру 1 не нравилось сидеть всё время в помещении в тёмное время суток, и тогда он решил привезти в город *** Что ребята?

Ответы детей: Фонари.

Воспитатель:  Правильно. Что же означает слово фонарь? Фонарь от греческого слова – светоч, факел.  В России Петербург стал первым городом, где появились уличные фонари.  Первый фонарь появился  около Петропавловской крепости, на Иоанновском мосту.

У моста Фонарь старинный
Жёлтым глазом в ночь глядит.
Часовой времён былинных,
Оперевшись на гранит…

…Два столетия минуло.
Дарит молча свет Фонарь.
Время, словно, здесь уснуло -
Ныне здесь, как было встарь!..

Воспитатель: У этих фонарей  был свой «костюм». Петербургский фонарь носил полосатый костюм (белый в чёрную полоску) и имел определённое число граней.

Воспитатель: Правильно, у Петербургского фонаря  6 граней. Ребята, кто из вас знает,  у какого сооружения в России был тоже такой костюм? 

Ответы детей: Караульная будка.

Воспитатель: Правильно. В этих будках несли службу охранники, а фонари помогали им в ночное время суток.

 Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга.

Воспитатель загадывает загадку:

Носят шляпы-огоньки.
Свет расходится кругами,
Что-то ищут под ногами.
Чудаки те ищут день,
Разгоняя ночи темь.
                                   (
Фонари.)

Проводится игра «Скажи наоборот»

Большой -**** фонарь ( фонарик)

Пример: Высокий - низкий  (столб)

Узкая - ***** улица

Холодно - **** тепло (на улице)

Светло - ****** темно (на улице)

Воспитатель: Первой улицей,  на которой зажглось множество фонарей,  стал Невский проспект.

Воспитатель: Человека, который следил за фонарями,  называли фонарщиком.

Воспитатель : Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты  и полицейские. Они имели форму и бляху. Каждый фонарщик обслуживал 9-10 фонарей. Светильники висели далеко от земли, поэтому фонарщикам выдавали лестницы, а ещё маленькие ручные фонарики, кувшины и губки. В детских учебниках даже были задачки, в которых ребята решали, за какое время фонарщик выполнит свою работу.

Воспитатель: У вас, ребята, тоже будет интересное задание, но перед этим мы с вами немножко отдохнём

Проводится физминутка:

Под веселые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри 
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…

Воспитатель: Прошли годы,  и вскоре в нашем городе зажглись новые керосиновые газовые,  а затем и электрические фонари. Петербургские фонари считались одними из самых красивых в мире, поэтому у нас в городе есть даже Музей фонарей под открытым небом на Одесской улице. Там же  был поставлен памятник Петербургскому фонарщику.

Воспитатель: Мы с вами увидели   много фонарей. Чем они различаются? ( У каждого из них своя особенная форма, нарядная одежда). И это не удивительно, потому что придумал фонари и украсил ими город художник.

Воспитатель:  В Петербурге на улицах и проспектах много красивых старинных фонарей. Попробуйте найти на картинке два одинаковых.

Часть №2  Практическая часть

Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас  превратиться в художника-дизайнера. И вашей задачей будет создание эскиза фонаря. Постарайтесь найти свой образ фонаря – он освещает подъезд театра, дома, улицу или аллею в парке.

Рисовать будем поэтапно: рисуем карандашами: обводим шаблон, вырезаем фонарь,   рисуем черной гуашью фон, далее приклеиваем наш фонарь.

Подведение итогов.

Воспитатель: Посмотрите,  какие волшебные фонарики у нас получились. Мы настоящие с вами художники. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....