Проект «Улитка, как живешь?» для детей младшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (младшая группа)

Редкозубова Людмила Сергеевна

Цель проекта: создать условия для изучения особенностей жизнедеятельности виноградной улитки (внешний вид, условия обитания, питание и т.д.)

Детская цель: узнать, как живет виноградная улитка.

Гипотеза. На прогулке дети увидели в зарослях кустарника виноградных улиток. Реакция детей была неоднозначной. Одни выразили радость и неподдельный интерес, другие – испугались. В ходе беседы выяснилось, что дети ничего не знают об улитке. Я рассказала, что эту улитку называют виноградной. Дети начали задавать вопросы: «Почему улитка называется виноградная? Она любит кушать виноград?», «Какие бывают улитки?», «А где дом улитки?», «А где у улитки глаза?», «А почему она ползает? У нее нет ног?», «А, что – улитка как курица откладывает яйца?», «Что любит есть улитка?» и др. Поэтому, исходя из вопросов детей, возник наш проект по ознакомлению ребят с этим удивительным моллюском.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vo_2_ml.gr_._ulitka_-_kopiya.docx86.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №6

 муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Проект

«Улитка, как живешь?»

для детей младшего дошкольного возраста

https://e7.pngegg.com/pngimages/761/917/png-clipart-boy-magnifying-glass-child-a-child-with-a-magnifying-glass-glass-wine-glass.png

https://static.tildacdn.com/tild3530-3263-4431-b436-346264323636/snail-700x466.jpg

Автор проекта:

Редкозубова Людмила Сергеевна

  воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад № 6

ст. Старощербиновская

Паспорт проекта

Тема проекта: «Улитка, как живешь?»

Тип проекта: познавательно-творческий

Автор проекта: Редкозубова Людмила Сергеевна, воспитатель

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители.

Срок реализации: краткосрочный -  2 недели

Цель проекта: создать условия для изучения особенностей жизнедеятельности виноградной улитки (внешний вид, условия обитания, питание и т.д.)

Детская цель: узнать, как живет виноградная улитка.

Гипотеза. На прогулке дети увидели в зарослях кустарника виноградных улиток. Реакция детей была неоднозначной. Одни выразили радость и неподдельный интерес, другие – испугались. В ходе беседы выяснилось, что дети ничего не знают об улитке. Я рассказала, что эту улитку называют виноградной. Дети начали задавать вопросы: «Почему улитка называется виноградная? Она любит кушать виноград?», «Какие бывают улитки?», «А где дом улитки?», «А где у улитки глаза?», «А почему она ползает? У нее нет ног?», «А, что – улитка как курица откладывает яйца?», «Что любит есть улитка?» и др. Поэтому, исходя из вопросов детей, возник наш проект по ознакомлению ребят с этим удивительным моллюском.

Задачи проекта: 

  • Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
  • Провести наблюдение за жизнедеятельностью улиток.
  • Узнать об особенностях строения и образе жизни улитки.
  • Развивать творческие способности детей через изобразительную деятельность.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Актуальность. Дети мало, что знают о мире моллюсков, так как детям ближе мир домашних и диких животных.

Ожидаемые результаты: 

 Дошкольники обогатятся представления об особенностях внешнего вида улиток, среде их обитания, питании.

 Ребята узнают о пользе улиток в природе и жизни человека.

Этапы проекта.

1. Подготовительный.

 Информирование родителей о проекте.

 Сбор информации и материалов по теме проекта.

 Разработка проектной цели и задач проекта.

 Написание плана проекта.

 Организация предметно-пространственной среды.

2.Реализация.

 Работа по плану мероприятий.

 Выполнение творческих заданий вместе с родителями и воспитателями.

 Фотофиксация этапов проекта.

2. Итоговый.

 Оформление материалов проекта.

 Представление продуктов проекта.

 Выставка продуктов детского художественного творчества.

 Коллаж из фотографий.

Перспективы развития: провести ряд экспериментов с улиткой: с какой скоростью ползает, из какого вещества сделана раковина, в какой воде предпочитает купаться улитка, как быстро растет улитка, можно ли ее сделать домашним питомцем.

Ресурсы: интернет

План мероприятий с детьми:

  1. Сбор иллюстраций и фотографий про виноградную улитку
  2. Наблюдения за улиткой на прогулке.
  3. Беседа «Кто ты улитка?»
  4. Рассматривание и исследование внешнего вида улитки.
  5. Определение формы раковины с помощью сенсорной рамки
  6. Беседа «Зачем рога улитке»?
  7. Ситуация общения «Что любит кушать улитка?»
  8. Исследовательская деятельность «Что предпочитает есть улитка – листья винограда или травку»
  9. Рассказ воспитателя о том, как появляются маленькие улитята у улитки.
  10. Проблемный вопрос «Почему улитка любит прятаться в зарослях»
  11. Знакомство детей с интересными фактами из жизни улиток через видеоролик (дома с родителями)
  12. Чем полезна улитка и чем вредна – рассказ воспитателя
  13. Разучивание потешки «Улитка, улитка, покажи свои рога»
  14. Загадывание загадок
  15. Лепка улиток из пластилина
  16. Аппликация из кругов «Улитка»
  17. Рисование улитки меловыми мелками и акварельными красками
  18. Рассматривание коллекции раковин от разных улиток (моллюсков), определение формы их раковины с помощью сенсорной рамки.

Мероприятия для родителей

  1. Информирование родителей о проекте.
  2. Привлечение родителей к сбору информации и материалов на тему проекта.
  3. Знакомство детей с интересными фактами из жизни улиток через видеоролик (дома с родителями)
  4. Совместное творческое дело детей и родителей по изготовлению поделок  из разных материалов «Парад улиток»
  5. Консультация для родителей «Улитки дома».

Детям про улитку

Дети по своей природе очень любознательны, задают много вопросов, хотят

знать больше об окружающем мире, природе. Детям все интересно знать: чем

улитки питаются, как они живут, как зимуют, зачем ей нужны рожки, как

улитки рождаются: с раковиной или нет. Дети учатся быть

наблюдательными, познают окружающий мир, учатся относиться бережно к

природе и животным.

Удивительный мир улиток

Улиток еще называют моллюсками. Их очень много, разных видов. Это

древняя группа животных. Они отличаются друг от друга строением,

размерами, раковиной, средой обитания и типом питания.

Есть водные улитки, которые живут в водоемах, а есть наземные, обитающие

во влажных местах.

Игра «Где чей дом?»

Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться?

Весь день ползу я по дорожке -

То выпущу, то спрячу рожки.

Ползти домой я не спешу -

Зачем спешить мне по-пустому?

Свой дом всегда с собой ношу -

И потому всегда я дома.

Чем отличается улитка от других животных?

Любая улитка носит свой домик на себе.

Раковина — это надежный домик для мягкого тела улитки. Вход в раковину

она закрывает слизью и может пережить в своем домике и холод, и сильную

жару.

Раковина — это часть тела улитки. Она не может поменять свой дом на

другой, потому что рождается вместе с ним и растет вместе с раковиной.

Раковина закручена спиралькой. Можно ее потрогать. Какая она на ощупь:

мягкая или твердая, теплая или холодная, гладкая или шершавая?

У людей опорой тела служит скелет: кости и позвоночник. А у улитки нет

такой опоры надежной, они беспозвоночные животные. И раковина является

для улиток опорой. Если мы возьмем в руки улитку, то она прячется в свою

раковину, так ей надежней. Она прячется от непрошеных гостей. На улиток

наступать нельзя. Можно ее раздавить, раковина хрупкая. А ведь эти

маленькие существа тоже хотят жить.

Как двигается улитка?

Улитки — это моллюски. Есть среди моллюсков брюхоногие моллюски. Это

прудовик, виноградная улитка, слизни. Их мы чаще всего и видим. У слизней

нет раковины.

В теле этих улиток можно различить туловище, голову и ногу. Но резких

границ между ними нет. Туловище улитки повторяет форму ее раковины и

прилегает к ее внутренней поверхности.

У детей сколько ног? Две. А у собаки, кошки? Четыре. У улитки всего одна

нога. С помощью ноги улитка передвигается. Перемещается улитка поразному. Участки ноги поочередно сгибаются и распрямляются. Когда

улитка ползет, остается след. Это слизь, которую она выделяет, чтобы не

высохнуть. Слизь защищает улитку от повреждений.

Что ест улитка?

Улитка любит мороженое? Или колбасу? Нет.

Тогда что ей нравится, что она ест?

Улитка не ест пирогов, картошку и сало, которые дети ей обещают, когда

просят высунуть рожки. Улитка — травоядное животное. Что это значит?

Питается травой и растениями. Очень любят свежие листья салата. А чем ест

улитка, как пережевывает пищу? Ведь у нее нет таких зубов, как у нас. У нее

есть мелкие зубы, похожие на терочку. Вот ими она и перетирает

растительную пищу.

Как живет улитка и где зимует?

Улитка очень любит влагу. Она влаголюбивая. В сухую жаркую погоду

улитка прячется под камнями, в тени растений, в сыром мху. Находится в

своем домике-раковине. А активной становится улитка только ночью или

после дождя. Вот тогда мы их можем хорошо рассмотреть, они выползают.

Осенью улитки закапываются в почву на зимовку и покидают свое убежище

весной.

Зачем улитке рожки?

«Улитка, улитка, высунь рожки…»- часто просят малыши, когда найдут

улитку. У улитки нет рогов, как у коровы, а есть две пары рожек. Это органы

чувств. На одной паре расположены глазки, как на стебельках. Когда мы с

вами смотрим по сторонам, то вертим головой и поворачиваем шею. А у

улитки шеи нет. Она вращает стебелек-рожки, на которых расположены

глаза.

Другая пара рожек, как усики, для восприятия вкуса и запаха. Так что без

«рожек» улитка никуда! Эти рожки очень чувствительные и трогать их

руками не нужно.

Есть ли у маленькой улитки враги?

У улитки много врагов: ежи, мыши, птицы, ящерицы, жабы и другие улитки.

В некоторых странах Европы улиток специально откармливают и

употребляют в пищу.

Как улитки появляются на свет?

Улитки откладывают в ямку яйца, всего около 100 штук, один раз в месяц.

Потом их засыпают грязью и слизью. Из яиц вылупляются маленькие

улиточки. Какие они рождаются: с раковиной или нет? Улитки рождаются

прозрачные вместе с раковиной. Через некоторое время, когда они подрастут,

они выползают и начинают искать себе пищу.

Интересные факты об улитках.

 Максимальная скорость улиток примерно 7 см в минуту.

 В Европе улиток употребляют в пищу. В них содержится белка больше,

чем в куриных яйцах.

 Гигантская сухопутная улитка Ахатина может достигать 20 см в длину,

но ее скорость меньше, чем у виноградной улитки.

 Язык улитки снабжен радулой — своеобразной теркой, покрытой

многочисленными хитиновыми зубчиками. При помощи радулы улитка

соскребает пищу, которую затем проглатывает. Радула постоянно

обновляется, стершиеся «зубы» заменяются на новые.

В среднем 25000-30000 зубов.

 Почти у всех улиток раковина закручивается по часовой стрелке, если

смотреть на нее с заостренного конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...