Конспект комплексного занятия на тему ,,Как вести себя в лесу" дла детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

 Данная методическая разработка представляет собой комплексное занятие экологической направленности для младшей группы. Задачи : формирование представлений детей о лесе и его обитателях, закрепление знаний детей о правилах поведения в лесу , развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи; воспитание интереса и любви к природе, развитие эмпатии. Для решения задач использовались разнообразные приёмы , методы и формы: присутствовал сюрпризный момент, проблемная ситуация, игрушечный персонаж, занятие проходит в форме путешествия в лес, в виде связанных между собой этапов. Применялось отгадывание загадки, театрализованная деятельность ребенка и воспитателя, физминутка, дыхательная и пальчиковая гимнастика, подвижная и дидактическая игры,имитационные действия детей и т.д. Дети упражнялись в совершении хороших,добрых поступков, стремились оказать помощь. Весь ход занятия подводит детей к пониманию необходимости охраны природы. Облегчению запоминания правил поведения в лесу способствуют короткие доступные рифмовки, иллюстрированные картинками. Пространственно-предметная среда оформлена с применением картин (деревьев), макетов, игрушек,реальных предметов,декораций,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как вести себя в лесу25.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 49

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОНСПЕКТ ООД

для детей младшего дошкольного возраста

группы  «Жемчужинка»

Тема «Как вести себя в лесу»

Выполнил:

Воспитатель

 Панина Марина Николаевна

 

                                               

Санкт-Петербург

2022 г.

Комплексное занятие на тему

«Как вести себя в лесу» для детей младшего дошкольного возраста

        Цель: Создание условий для формирования основ экологической культуры детей.

        Задачи:

  1. Продолжать формировать представления детей о лесе и его обитателях;
  2. Закреплять знания детей о правилах поведения в лесу, конкретизировать знания детей о диких животных и их детёнышах;
  3. Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи;
  4. Воспитывать интерес и любовь к природе, сочувствие, желание помочь.

                Оборудование: Игрушка Лесная Птица; игрушка Лисёнок; костюм Лисы; конверт с письмом; иллюстрации «Дикие животные и их детёныши»; картинки с правилами поведения в лесу; картинки «Бабочка», «Жук»; макеты: дерево, бревно, костёр; рюкзак , бутылка из-под воды, пакет с «мусором», контейнер, 2 ковра, стульчики, аудиозапись  «Поезд», «нора» для лисы, станция, нагрудный знак «Паровозик»,знаки, символизирующие  лес, цветочную поляну.

                Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций по теме «Правила поведения в лесу». Беседы по картинкам;
  • Раскрашивание картинок «Правила поведения в лесу», «Дикие животные и их детеныши»;
  • Заучивание стихов по данной теме;
  • Наклеивание смысловых картинок в книгах «Мы идем в поход», «На лесной тропинке».

Ход ООД.

Свободная деятельность детей, игры. Раздается шум и стук за дверью.

        Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто же это за дверью? (воспитатель идет к двери, достает игрушку «Птица»). А, это прилетела к нам Лесная Птица.

                Птица: Здравствуйте, ребята!

                Дети: Здравствуй, Птица!

        Птица: Ребята, я сегодня летала по лесу, и на полянке нашла этот странный конверт. На нём написан адрес, куда и кому его надо отнести. А вот от кого он, ничего не написано.

        Воспитатель: Давай, Лесная Птица, я посмотрю. Да, действительно, есть адрес: детский сад №49, ребятам группы «Жемчужинка». Вам, ребята! Попробуем открыть конверт?

        Дети: Да, попробуем.

        Воспитатель: Почему-то не открывается…Ой, на обратной стороне конверта что-то ещё написано. Сейчас прочитаем.

«Вы загадку отгадайте,

И конвертик открывайте.

А загадка про того,

Кто писал это письмо»

        Воспитатель: Ребята, хотите узнать о ком речь?  Тогда слушайте внимательно.

« Мимо ульев проходил косолапый…

        Птица: КРОКОДИЛ !

        Воспитатель: Ребята, правильно нам птица подсказала ответ? Крокодил?

        Дети: Нет, не крокодил. А медведь!

        Воспитатель: Молодцы, отгадали! И конверт открылся. А в нем письмо от медведя. Прочитаем. «Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилась беда : у Лисички потерялся детёныш. Приезжайте, пожалуйста, помогите его найти. Очень вас ждём!» Вот несчастье! Как жалко малыша! Что же делать? Как думаете, ребята?

                Дети: Надо помочь.

                Воспитатель: Поможем лисичке найти её сыночка?

                Дети: Да, поможем.

                Воспитатель: Лесная Птица, спасибо тебе, что доставила нам письмо от медведя!

                Птица: Пожалуйста! А теперь мне надо лететь по своим делам. До свидания, ребята!

                Дети: До свидания, Птица! («улетает» за дверь).

        Воспитатель: Птица улетела, а нам с вами пора собираться в лес искать лисичкиного сынка. Надеваем брюки (дети имитируют действия), сапоги, куртку, шапку. В рюкзак кладём нужные в лесу вещи: фонарик, средство от комаров,телефон. А если мы пить захотим? Что надо взять с собой?( ВОДУ) Да, положим бутылку с водой. Надеваем рюкзак на плечи, встаем друг за другом ,идем к станции.Составляем поезд из вагончиков. Все готовы? Поезд отправляется в лес! (под музыку «поезд» двигается по группе ). Остановка! Выходим из поезда (дети изображают выход из поезда). Ну вот мы и приехали в лес! Какая здесь красота! Тут и деревья, и цветы, и бабочки, и птицы, и животные. А как дышится легко! Давайте поглубже вдохнем свежий лесной воздух! (3- 4 раза)

Слышен плач. Входит ребёнок в костюме лисы.

                Воспитатель: Здравствуй, Лисичка! Почему ты плачешь?  

        Лиса: Здравствуйте! Я плачу потому что потерялся мой сынок. Кто-то приходил в наш лес, громко шумел, вот малыш и испугался, куда-то убежал и спрятался.

        Воспитатель: Не плачь, Лисичка. Мы с ребятами приехали сюда, чтобы тебе помочь. Ребята, что мы договорились сделать , чтобы помочь Лисичке?

                Дети: Найти её сыночка.

        Воспитатель: Вот только как его зовут? Давайте, ребята, вспомним  названия детёнышей диких животных.

Дидактическая игра «Назови детёныша» ( с показом картинок).

У зайчихи кто? (зайчонок); У бельчихи кто? (бельчонок);

У медведицы кто? (медвежонок); У ежихи кто? (ежонок)

У волчицы кто? (волчонок); У лисицы кто? (лисёнок)

Вот кого нам надо найти! Лисёнка!

        Воспитатель: Лисичка, мы обещаем найти твоего Лисёнка. А ты пока беги домой, вдруг он сам вернется.

                Лиса: Хорошо, побегу домой, буду ждать сыночка. ( Лиса уходит в нору).

        Воспитатель: Ребята, чтобы найти Лисёнка, надо обойти лесные уголки и полянки. А чтобы не навредить природе, мы с вами повторим правила поведения в лесу. Будем смотреть на картинки и вспоминать правила. Давайте присядем на этой чудесной полянке. Посмотрите на картинку. Кто знает, что это за правило?

        Дети: «Нельзя шуметь в лесу»

        Воспитатель: (называет по имени ребенка) скажи , почему нельзя громко разговаривать , кричать в лесу?

        Ребенок: Нельзя в лесу кричать и спорить ,чтобы зверей не беспокоить.

                Воспитатель: А громко музыку можно включать? Напомни нам (называет имя ребенка).

                 Ребенок: Если громко музыку включать, то можно птиц, животных напугать.

        Воспитатель: Как вы думаете, ребята , можно брать в руки детёнышей диких животных? (показ картинки).

                Дети: Нет!

                Воспитатель: (называет имя ребенка) Прочитай стихи об этом.

                 Ребенок: 

Ты в руки не бери зверят,

Ежат, зайчат, лисят, бобрят.

Их может мама не признать

И от детишек убежать.

        Воспитатель: А муравейники разве можно разрушать? (называет имя ребенка) что ты об этом думаешь?

                Ребенок: Муравейники портить нельзя,  муравьишки –наши друзья.

Показ картинки «Не ловите бабочек».

        Воспитатель: (называет имя ребенка) а про это правило что ты можешь нам сказать?

                Ребенок: Не надо бабочек ловить, они ведь тоже хотят жить.

        Воспитатель: Молодцы, ребята, знаете лесные правила! К сожалению на этой полянке мы не нашли Лисёнка! А мы с вами можем на время превратиться в бабочек и жуков и прилететь на красивую цветочную поляну. Может быть там Лисёнок спрятался ? Будем превращаться так: когда я покажу бабочку, полетят девочки , как бабочки. А когда я покажу жука, полетят мальчики, как жуки (летят бабочки-девочки, потом жуки-мальчики, летают все вместе. После этого садятся на ковер). Бабочки и жуки прилетели на прекрасную поляну и опустились на цветы, и сейчас снова станут мальчиками и девочками. Раз, два, три, четыре, пять! Человеком стань опять! Ребята , мы с вами знаем ,что надо беречь природу .А как вы думаете , цветы в лесу можно рвать? (показ картинки, называет имя ребенка) напомни нам это правило.

                 Ребенок: Не нужно рвать цветы в лесу, лесную истреблять красу.

        Воспитатель: Смотрите, вокруг нашей цветочной поляны растут замечательные деревья! Посмотрите , что есть на ветках деревьев. (гнёздышки). А кто в гнёздышках? (птенчики). Скажи (называет имя ребенка), как надо относиться к птенчикам, можно ли трогать гнездо?

                Ребенок: Ты птичьих гнёзд не разоряй, и  птенчиков не обижай.

                Воспитатель: Ребята, на чём птицы вьют гнёзда?

                Дети: На деревьях, на ветках.

        Воспитатель: А если ломать ветки деревьев, смогут ли птицы свить гнёзда? (называет имя ребенка) расскажи нам об этом.

                Ребенок: Не ломай деревьев ветки, будут плакать птички-детки.

        Воспитатель: А давайте покормим птичек, угостим их зёрнышками. Приготовьте свои ладошки и «клювики» .( Пальчиковая гимнастика )

Мы ладонь подставим птичке,                     (одна рука ладонью вверх)

Дадим зёрнышек синичке.                            (пальцы второй руки «клювиком»)

Она зёрнышки склюёт ,                                  (пальцы клюют зёрнышки с ладони)

И нам песенку споёт.                               (поднять руку «клювик поёт»)

        Воспитатель: Молодцы, ребята, птиц покормили. Можем идти дальше Лисёнка искать. Наша дорожка становится все уже и превращается в тропинку. У нас есть лесное правило: не топтать траву (картинка).

                 Ребенок: В лесу мы ходим по тропинкам, не причиняем  вред травинкам.

        Воспитатель: Правильно, пойдемте по узенькой тропинке друг за другом на следующую полянку, может там найдем Лисенка?

Физминутка.

Мы шагаем по тропинке,                               (идут по кругу)

На полянку держим курс.

На травинках-паутинки                                   (правая рука в сторону)

Вот малины красной куст                               (левая рука в сторону)

Здесь высокие берёзы,                                   (руки вверх, ходьба на носках)

А тут –маленький грибок.                               (наклон вниз , руки вниз)

Ты, Лисёнок, вытри слёзы.                             («вытирают слёзы»)

Мы найдём тебя, дружок!                             (повороты головы, рука «козырьком»)

Воспитатель с детьми подходят к макету « Куст», за ним что-то оранжевое.

        Воспитатель: Ребята, посмотрите, наверное  рыжий Лисёнок за кустом спрятался. Вылезай-ка, малыш, к нам ,мы тебя к маме отведём. (достают из-за « куста» оранжевый пакет с банками, бумажками). Ой ,ребята, да это же не Лисёнок! А что это? Это пакет с мусором кто-то оставил. Не порядок! Как правильно поступать, скажи нам (называет имя ребенка, показывает картинку).

        Ребенок: Мусор здесь не оставляй, с собой из леса забирай.

        Воспитатель: Да, чтобы в лесу было всегда чисто и красиво, мусорить в лесу нельзя. Заберём мусор с собой и потом выбросим в специальный мусорный контейнер.

Слышен плач.

        Воспитатель: Слышите, ребята, кто-то плачет .Кто же это? Давайте посмотрим, кто тут за бревном сидит. Да это же Лисёнок! Вот мы тебя и нашли! А почему ты плачешь?

        Лисенок: Я потерялся и попал на полянку, на которой люди оставили непотушенный костёр.(воспитатель отодвигает в сторону бревно, виден костер). Вот он , посмотрите, всё сильнее разгорается! Может случится большой пожар!

                Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы не начался лесной пожар?

                Дети: Потушить костёр!

                Воспитатель: А чем же нам потушить костёр?

                Дети: Водой.

        Воспитатель: Хорошо что мы взяли с собой бутылку с водой, сможем потушить этот пока еще небольшой костёр. (называет имя ребенка) вот тебе бутылка с водой, потуши, пожалуйста, огонь. И скажи нам противопожарное  правило .

Ребенок: Если в лесу ты огонь разжигаешь, значит опасности лес подвергаешь!

Лисенок: Спасибо, ребята, что спасли лес от пожара.

Воспитатель: Наши ребята молодцы, они хорошие друзья и защитники леса.

Из норы появляется лиса.

Лиса: Мой сыночек, лисёнок! Как хорошо, что ребята тебя нашли! Спасибо вам, ребята! Мы с Лисёнком пойдём домой. За вашу помощь я дарю вам  корзинку с грибами.

Дети: Спасибо!

Лиса: До свидания ,ребята!

Дети: До свидания Лиса, до свидания Лисёнок!

Воспитатель: А теперь,ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель с детьми выходят из леса, идут к станции. Около станции стоит мусорный контейнер, выбрасывают мусор в него.

        Воспитатель:  Ребята, посмотрите, нас уже ждёт поезд ,чтобы ехать в город, занимайте свои места в паровозике, вагончик за вагончиком.  Поезд отправляется! Поехали!(едут по группе). Остановка! Станция «Шушары»! Выходим,идем в садик. Вот мы и вернулись в нашу группу, давайте сядем на стулья и немного отдохнем после нашего увлекательного путешествия.

                Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Какие правила поведения в лесу мы вспомнили? Вы довольны,что нашли Лисёнка и спасли лес от пожара? Скажите, как мы будем относиться к лесным друзьям?

                Ребенок: Береги лесных друзей,

                            Насекомых, птиц , зверей!

Воспитатель:Будем соблюдать лесные правила , ребята ? Природу будем охранять?

                Дети: Природу будем охранять и правила не нарушать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему «На птичьем дворе» для детей младшего дошкольного возраста

Познавательное развитие + художественная литература + продуктивная деятельность...

Конспект комплексного занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»

Конспект комплексного  занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста "Овощи и фрукты"

Занятие проводится для формирования у детей представления об овощах и фруктах, закрепления умений узнавать и различать овощи и фрукты, побуждения к выссказыванию полными предложениями....

Конспект комплексного занятия по Экологии и Речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста « Загадки на грядке"

Конспект комплексного занятия по Экологии и Речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию и рисованию для детей младшего дошкольного возраста «9 мая»

Цели: Дать детям первое представление о празднике "9 мая"; познакомить с понятием "война", о горе, которое она принесла. Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к Родине. Активизировать и обога...

Конспект интегрированного занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Это занятие  позволит закрепить у детей младшего дошкольного возраста навыки пользования носовым платком....

План-конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности «Портреты Зверей» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие творческих способностей.Задачи: Закрепить умения рисовать приемом: примакивания;Закрепить навыки приемов лепки: скатывание, раскатывание, примазывание;Воспитывать аккуратность при прикл...